![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Наименование тем лекционных занятий, их содержание.
Тема лекции 1 – Вводная, цели и задачи курса. Охрана и реставрация памятников архитектуры в нашем государстве, как и в других странах мира, придаётся большое значение, а вопрос воспитания и формирования определённой «культуры» по отношению к историческому наследию является важнейшим фактором в формировании мировоззрения будущего архитектора.
Основы современных понятий «памятник архитектуры» и «реставрация».
Памятник архитектуры: Содержание понятий «памятник архитектуры» и «реставрация» менялось во времени. Понятия эти, возникнув сравнительно поздно, трактовались по-разному в зависимости от философских, художественных и иных представлений каждого отдельного периода, при этом они имели тенденцию становиться более сложными, обогащаться за счет все более и более многостороннего учета связей, возникающих между архитектурным произведением прошлого и миром человека нового времени.
В разных европейских странах для обозначения того, что мы называем «памятником архитектуры» применяются термины – «памятник» или «исторический памятник «, «архитектурный памятник». В первых декретах советской власти применялся термин «памятники старины и искусства», а в настоящее время в понятие «памятника архитектуры» включено в более широкое понятие памятников истории и культуры. Эти термины, прежде всего, отражают двоякую ценность сооружений, относимых нами к разряду памятников,— историческую и художественную. Чтобы представить себе всю полноту значения памятников для современного человека, такого разделения еще недостаточно, поскольку каждая из этих двух основных сторон ценности памятников далеко не элементарна, представляя весьма сложное сочетание различных аспектов.
Так, историческая ценность проявляется не только в познавательном плане, но и в плане эмоциональном. То, что данная постройка — свидетель событий либо очень отдаленных, либо значительных для истории и культуры данной местности, страны или человечества в целом, придает ей особое значение в глазах современников. Эта сторона ценности старых сооружений отражена в «Законе об охране и использовании памятников истории и культуры», особой категории памятников, так называемых, «памятников истории». К «памятникам истории» могут относиться сооружения, не имеющие архитектурно- художественной ценности и представляющие интерес только как напоминание об определенных исторических событиях или лицах. Однако, эта особая ценность, не менее часто, распространяется и на художественно ценные здания, внесенные в государственные списки под рубрикой «памятники архитектуры». Так, например, Успенский собор Московского Кремля, построенный Аристотелем Фьораванти является не только выдающимся памятником зодчества, но и важнейшим памятником становления русской государственности. Ансамбль памятников Царское Село связан с именами Пушкина и многих других деятелей русской культуры и ценен для людей этой памятью не меньше, чем высокими художественный достоинствами. Особую категорию памятников представляют сооружения, возведённые в память определенного события (триумфальные арки, обелиски, храмы-памятники и т. п.)… Эти памятники относятся к категории «памятников мемориального искусства», кроме этого имеется категория «памятников монументального искусства и архитектуры», руинированные объекты относятся к категории «памятников археологии и архитектуры», комплексы и ансамбли архитектурных памятников, города – архитектурные заповедники, исторические районы города, к категории памятников «градостроительства и архитектуры» и другие категории. Итак «памятник»- это архитектурный объект, носитель специфической информации, свидетель определённой культуры и искусства прошлого.
Эта информация обладает многосторонностью и проявляется в различных сферах, что позволяет рассматривать памятник как специфический и комплексный исторический источник.
Специфика архитектуры как искусства, включающего в себя инженерно-технические моменты, позволяет видеть в произведениях зодчества непосредственное отражение уровня развития производительных сил: воплощение инженерных знаний, продукт материального производства. Типологические особенности сохранившихся построек прошлого несут в себе драгоценную информацию о бытовом укладе отдаленных эпох. С этой точки зрения древнее сооружение рассматривается как памятник материальной культуры. Но поскольку, архитектура является искусством, то архитектурные памятники служат важнейшими историческими свидетелями идеологии и духовной культуры различных эпох.
Все перечисленные стороны значения памятника, как исторического источника, действительны при рассмотрении не только частей памятника, относящихся ко времени его возникновения, но и ко всем позднейшим наслоениям, каждое из которых многосторонне отражает особенности своей исторической эпохи.
Реставрационные работы - это проведение любых видов работ, направленных на сохранение и восстановление первоначального облика памятника или его определённого исторического этапа. Главная цель реставрационных работ – максимальное сохранение подлинных элементов памятника, раскрытие его художественных качеств, в случае необходимости, появление конструктивных и инженерных дополнений оправдано.
Главный принцип реставрации – не навреди! Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза!
Методика реставрации памятников архитектуры это сравнительно новая, базирующаяся на обширном опыте, область знаний. Она определяет последовательность, содержание и формы проведения исследований и практической деятельности. Умелое применение научной методики для каждого конкретного объекта исключает грубые ошибки, наносящие ущерб памятникам, позволяет организовать ценить материалы предварительных изысканий, выбрать наилучший вариант восстановительных процессов и обеспечить их планомерное и правильное осуществление.
Век технического прогресса, небывалые темпы в размах строительства настойчиво диктуют необходимость разрешения проблемы сосуществования старого и нового, сохранения и активного включения в современную жизнь исторических и культурных ценностей.
За последние десятилетия значительно изменилось и наполнилось новым содержанием понятие памятник архитектуры. Сейчас оно не ограничивается только пределами реставрируемого объекта, включает в себя его взаимосвязь с окружающей средой и застройкой, рассматривается в комплексе исторически сложившихся градообразований, теснейшим образом связывается с решением вопросов экологии. На плечи главных архитекторов городов и проектировщиков нового строительства ложится огромная ответственность по учету особенностей каждого древнего города, умелому сохранению его неповторимого облика.
В решение проблем, связанных с охраной и реставрацией, включается все большее количество специалистов самого разного профиля, раньше стоявших в стороне от этих вопросов.
Охраной и проведением необходимого минимума консервационных работ в идеальном случае исчерпывается задача, стоящая перед инспекцией по охране памятников и реставраторами. Однако разрушающее влияние времени, перестройки, подновления, стихийные бедствия, войны, изменение условий окружающей среды вызывают необходимость более активного реставрационного вмешательства, без которого сохранение исторических ценностей невозможно.
Реставрация подразумевает восполнение утрат. Неизбежно происходит дополнение подлинного вновь привнесенными элементами, необходимыми для сохранения памятника в целом. Появление конструктивных или инженерных дополнений оправданно, если обеспечиваются условия для существования объектов при использовании их по новому назначению или в случае необходимости создать оптимальный режим их сохранения.
Любая реставрация — вынужденная мера и при самом бережном отношении сопровождается какими-то частичными утратами подлинных элементов. При всем многообразии индивидуальных особенностей объекта и стоящих перед реставраторами задач, принцип минимального вмешательства и внедрения в структуру объектов в наибольшей степени отвечает целям охраны культурного наследия.
Реставрационная деятельность призвана сохранять существующие исторические ценности и выявлять новые, ранее неизвестные. Это относится не только к памятникам, обнаруженным при археологических раскопках, но и к зданиям, прошедшим много этапов переделок и перестроек за весь период своего существования. Не может быть единых рецептов по реставрации памятников, но существует строгая система подбора материалов, исследования памятников в натуре, обоснования принятых проектных решений и контроля в процессе восстановительных работ.
Знание научной методики реставрации памятников архитектуры должно стать сегодня обязательным для всех соприкасающихся с созидательной деятельностью. Без этих знаний не может быть решен комплекс вопросов охраны природы, исторических ценностей, создания условий для преемственности развития культуры, эстетического и патриотического воспитания.
Основная литература: 2 [7-10] 3 [1-17]; 1 [50-52].
Контрольные вопросы:
1. Перечислить какие сооружения могут относиться к категории «памятник».
2. Какие строительные работы называются «Реставрационными».
3. Какие специфические особенности имеют работы по реставрации памятников.
4. Критерий оценки памятников истории и культуры.
5. Какие проблемы приходится решать архитекторам-градостроителям при реконструкции древних исторических городов.
Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 1285 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!