![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Памятниками истории и культуры могут являются древние сооружения, памятные места, и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, которые имеют историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Памятники истории - это здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, с жизнью выдающихся личностей, народных героев, деятелей науки, литературы, искусства.
Памятники археологии – это древние городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, захоронения, каменные изваяния, наскальные изображения, участки исторического культурного слоя древних населённых пунктов.
Памятники архитектуры, градостроительства – это сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, инженерного искусства, а также архитектурные ансамбли, исторические центры, кварталы, улицы, площади, остатки древней планировки и застройки городов, а также связанные с ними памятники садово-паркового искусства, природного ландшафта.
Памятники искусства - это произведения монументального, изобразительного, декоративно- прикладного и иных видов искусства.
К памятникам истории и культуры могут относится объекты, как сохранившиеся целиком, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии. Памятники истории и культуры могут находиться в собственности государства, общественных и других организаций, а также в личной собственности граждан.
Снос недвижимого памятника истории и культуры может быть осуществлён только после его изучения и фиксации памятника и только государственными органами охраны памятников.
Огромное количество памятников архитектуры, получивших право государственной охраны, непрерывно пополняется новыми, выявленными в результате обследования в натуре и архивных изысканий. Составляются списки памятников, и производится их классификация, по следующим признакам:
По хронологическому признаку: Памятники группируются по столетиям, определяющим время их постройки. Для древнейших археологических памятников иногда берут и более укрупненные по времени периоды. Если подохранный объект строился в течение долгого времени, выходящего за границы одного столетия, его относят к группе памятников по дате начала его возведения. В пределах столетия памятники в списках располагаются в последовательном хронологическом порядке — с указанием дат начала строительства и крупнейших перестроек, а также, если возможно, авторов сооружения, связанных с этапами развития памятника.
По территориальному признаку: Памятники группируются по странам и районам внутри них; у нас—по областям, городам и районам крупных городов. В результате вырисовывается общая картина истории возникновения и распространения, тех или иных видов сооружений, взаимосвязи строительных и художественных школ, что чрезвычайно важно для определения места памятника в общей картине развития созидательной деятельности.
По историко-художественному значению: В нашей стране памятники подразделяются на объекты федерального и местного значения. Некоторые памятники федерального значения могут включаться в список всемирного культурного наследия, которое охраняется международными организациями и признается общечеловеческим культурным достоянием.
По масштабам: Это города-заповедники, районы городов, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы, застройка улиц и набережных, отдельные здания и сооружения вплоть до малых форм (верстовые столбы, фонтаны, надгробия, беседки, скамьи). В отдельную группу выделяются так называемые вещевые памятники, связанные с развитием архитектуры интерьеров (картины, скульптуры, люстры, печи, мебель и т. п.), то есть предметы обстановки и прикладного искусства, определяющие характерансамбля, интерьера или представляющие особую историческую и художественную ценность.
По стилистическим признакам: готика, ренессанс, барокко, классицизм, модерн и т. д. Уточнение места памятника в общем ходе развития искусства позволяет проследить пути возникновения и развития его новых форм, а также взаимосвязи зодчества разных школ и народов. Определение стиля в значительной степени определяет методы восстановления, круг тех аналогов, которые глубже раскрывают характерные строительные приемы, функциональные и художественные качества данного объекта.
По первоначальному назначению памятников: крепостное зодчество культовые сооружения, дворцы, зрелищные сооружения (театры, цирки), общественные здания, жилые дома, инженерные сооружения и т. п. Изучение и сравнение построек одной группы позволяет понять пути развития отдельных видов сооружений и определить специфику их реставрации.
По основному строительному материалу: камень, кирпич, дерево, металл, бетон и т. д. то из чего сделано сооружение. Эта классификация чрезвычайно важна для изучения истории строительного дела, приемов проектирования и расчетов, определения методов восстановления каждого материала.
По степени сохранности: Обычно определяется примерный процент разрушений, который берут в пределах: от 5 до 10%, от 10 до 25%, от 25 до 50%, от 50 до 80%, от 80% и выше.
На основе классификации создаются паспорта памятников и сводные списки.
Основная литература: 2 [10-11] 4 [123-127].
Контрольные вопросы:
1. Основные типы памятников?
2. Какая степень сохранности может быть у памятников истории и культуры?
3. Перечислить основные признаки классификации памятников.
4. Как подразделяются памятники по общественной значимости.
5. В какой собственности могут находиться недвижимые памятники?
Тема лекции 3 – Государственная система охраны памятников. Для памятников, дошедших к нам по времени, большую роль играют:
а) оценки их, в качестве законченных произведений искусства;
б) изучение роли памятников в формировании градостроительных образований, в охране памятников и прилегающих к нему территорий, его взаимосвязи с окружающим городским и природным ландшафтом;
в) важность значение их, в качестве мемориалов, как историко-познавательной ценности материальной культуры прошлого.
Перечисленные выше аспекты отбора памятников из архитектурно-художественного наследия позволяют сделать вывод о том, что к памятникам архитектуры может быть отнесены произведения зодчества, монументальной скульптуры, живописи, отвечающее всем или нескольким из критериев.
В «Венецианской хартии» подчеркивается необходимость всемерного сохранения исторически сложившихся градостроительных ансамблей и выработки принципов их реконструкции и реставрации.
При составлении генеральных планов развития и реконструкции старых городов, и преобразование их центров, должны быть подчинены общегосударственной задаче охраны памятников, законодательно закрепляются границы и статусы охранных зон и зон регулирования застройки. В свете происходящих в деле охраны и реставрации процессов, направленных на комплексное решение стоящих перед ними задач, возникает настоятельная необходимость вооружения градостроителей знаниями методики реставрации памятников. Особую важность приобретают усиление роли государственных органов по их охране, их теснейший контакт с архитектурно-планировочными управлениями, главными архитекторами городов и привлечение широкой общественности к заботам о судьбах исторического наследия.
В каждом государстве имеется закон «Об охране и использова памятников истории и культуры» и устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта.
Охранная зона - устанавливается для обеспечения сохранности памятника и прилегающей к его территории исторически сложившейся среды, а также для создания условий, способствующих выявлению исторической, научной, художественной или иной культурной ценности памятника. С территории охранной зоны подлежат выводу предприятия, которые могут оказать вредное воздействие на сохранность памятника или его историко-художественное восприятие, а также подлежат сносу здания, сооружения, не имеющие историко-художественной ценности.
Зона регулирования застройки – устанавливается для сохранения пространственной, композиционной роли памятника в исторически сложившейся системе застройки и планировки городов, для обеспечения гармоничного единства памятников или их ансамблей и комплексов, в исторически сложившейся территории, и современной градостроительной или природной средой. На территории зоны подлежит регулированию характер застройки, масштабность, этажность, плотность. Функциональное назначение застройки не должно входить в противоречие с исторической средой памятника.
Зона охраняемого природного ландшафта – устанавливается для обеспечения сохранности естественных и искусственно созданных природных ландшафтов – устанавливается для ландшафтов, садов, парков, имеющих историческую, архитектурно – художественную или иную ценность. В пределах зоны подлежат сохранению и восстановлению исторически сложившиеся рельеф местности, характер растительности, система дорог, водоёмов, планировочных, композиционных и иных элементов. Подлежат сносу здания, сооружения и иные объекты, искажающие характер ландшафта, сада, парка или архитектурного ансамбля.
Под памятниками архитектуры теперь подразумевают не только отдельные наиболее выдающиеся здания, но и образцы массового строительства прошлого, и целые архитектурные ансамбли вплоть до улиц, площадей, городских районов и целых городов. Сама планировка городов или их частей в ряде случаев признается заслуживающей сохранения как памятник градостроительства былых времен, равно как и природные условия, способствующие красоте целых городов и отдельных зданий.
Охрану памятников архитектуры теперь понимают не только как физическое сохранение их и разумное использование для нового назначения, но и как сохранение, а подчас и усиление их способности вызывать у зрителя эстетические эмоции. Поэтому особое значение приобретает вопрос о природном или архитектурном окружении таких памятников, наиболее выгодном для них и составляющим с ними одно художественное целое, и о сохранении складывающегося на протяжении столетий архитектурного облика городов или отдельных частей их.
Содержание понятия «охранная зона» также переросло прежнее представление о ней как о незастраиваемой территории в непосредственной близости от памятника архитектуры, отвечающей его размерам. Теперь охранные зоны дополняются зонами влияния памятников архитектуры, включающими их видовые точки и сектора обзора. Иногда охранные зоны охватывают значительные части городов или сельского ландшафта, богатых памятниками архитектуры, и окружаются зонами ограниченной застройки, связывающими охранные зоны с районами нового строительства.
Государственные органы охраны памятников.
Основное содержание их деятельности: Паспортизация и учет находящихся под охраной государства памятников, выявление новых, их обследование и внесение в списки подохранных объектов.
Создание системы арендных договоров с организациями, в чьем ведении находятся памятники, повседневный контроль за правильной эксплуатацией и ходом ремонтных и реставрационных работ.
Выдача заданий на реставрацию памятников, определение их наиболее целесообразного использования в современных условиях и на будущее.
Рассмотрение и согласование проектно-сметной документации на восстановительные работы. Привлечение к предварительному экспортированию и обсуждению проектов высококвалифицированных специалистов в области истории, реставрации, специалистов инженерного профиля, сотрудников лабораторий и научных институтов.
Разработка и представление на согласование границ и статусов заповедников, охранных зон и зон регулирования застройки, включение их в перспективные планы развития городов и районов. Наблюдение за строгим соблюдением узаконенного в них режима.
Накопление обмерных, проектных, исторических и иконографических материалов по памятникам архитектуры, их научно-историческое обобщение и популяризация.
Государственные инспекции направляют средства, получаемые от арендаторов памятников, на нужды консервации и реставрации подохранных объектов, обследования и обмерную фиксацию памятников, повседневно следят за их целесообразным использованием. Совместно с авторами проектов реставрации осуществляют повседневный контроль за качеством и методической правильностью реставрационных работ. Применяют санкции к нарушителям законов об охране памятников.
Таким образом, Государственные инспекции по охране памятников — как бы генеральный штаб, ведающий надзором за правильным режимом использования памятников, планирующий их реставрацию и концентрирующий все научные и исторические материалы, накапливаемые в процессе работы специализированных исследовательских, проектных и производственных реставрационных организаций.
Реставрационные мастерские и объединения.
В отличие от органов государственной охраны памятников реставрационные мастерские и объединения призваны непосредственно производить исследования и изучение объектов, создавать проектно-сметную документацию и осуществлять реставрацию в натуре.
В процессе их деятельности уточняются исторические сведения о создании памятника, его авторах, материалах и применяемых при осуществлении постройки технологиях. Выявляется картина видоизменения памятника во времени и факторы разрушений, воздействующие на элементы объекта (фундаменты, стены, перекрытия, различные виды отделок и т. п.). Создаются проекты реставрации с подробной разработкой и обоснованием каждого вида реставрационных работ, конкретно определяются перспективы дальнейшего использования или активного включения в жизнь объекта. При повседневном научном руководстве и архитектурно-техническом авторском надзоре осуществляют запланированные восстановительные работы и выполняют научно-реставрационные отчеты. Весь объем научно-реставрационных работ осуществляется в контакте и под контролем инспекций по охране памятников.
Основная литература: 2 [25-35]. Доп.8 [15-28].
Контрольные вопросы:
1. Что сформулировала Венецианская хартия – в 1964 на II-ом международном конгрессе архитекторов.
2. В каких документов отражено право на сохранность памятников.
3. Какие существуют охранные зоны памятников.
4. Какие государственные органы отвечают за сохранность памятников истории и культуры.
5.Какие работы находятся под контролем инспекции по охране памятников.
Тема лекции 4 –Цели и задачи научной реставрации. При решении задач научной реставрации, еще бытует тенденция ограничить их только ох раной и консервацией объекта, то есть оценивать памятники архитектуры и градостроительства только как предметы материальной культуры прошлого. Такое отношение к реставрации сужает ее функции, отрывает её от окружающей среды и исключает самую актуальную на сегодняшний день задачу, активного включения памятника в жизнь, раскрытие его исторических и художественных ценностей, не только для узкого круга ученых, но и для людей, жизнь которых проходит в среде этих зданий.
В результате за пределами задач реставратора остается все, что связано с инженерной реконструкцией окружения и самого объекта, подразумевается,
что все эти вопросы должны разрешаться сами собой или силами других специалистов, что создает угрозу нанесения непоправимого вреда памятникам и даже их полной утраты.
Цели и задачи научной реставрации памятников архитектуры, в современном понимании, основываются на уже накопленном методическом и практическом опыте.
Реставрация памятников архитектуры, базируясь на глубоком изучении архивных материалов и памятника в натуре, ставит целью максимально сохранить, выявить и восстановить все ценное в историческом,конструктивном и художественном отношении, обеспечивая долголетнее существование сооружения.
В самом этом определении уже заключены внутренние противоречия:
Первое противоречие - стремление сохранить целостный облик и необходимость выявить все исторически ценное, не создавая эклектического нагромождения разновременных наслоений. Разрешается оно определением оптимальных дат (то есть научно-обоснованных данных по этапам существования памятника), их оценкой и выбором одной из них или нескольких. Одновременно определяется отношение к более ранним и более поздним наслоениям, принятым за основу, оптимальным датам, к фрагментам и деталям памятника. Если эти фрагменты представляют историческую ценность, то их можно раскрыть на месте или изъять, для музейного хранения или показа в виде отдельных экспонатов. Наслоения случайные, чуждые памятнику по стилю и характеру, подлежат полному удалению.
Таким образом, решение общей задачи для памятников, претерпевших значительные изменения во времени, многозначно. Выбор лучшего варианта процесс творческий, что является основной содержания предварительного анализа и реставрационного проектирования.
Второе противоречие – это стремление максимально сохранить объект и необходимость обеспечить условия его существования в настоящем и будущем, последнее требует привнесения в памятник современного инженерного оборудования, иногда изменения конструкций и планировки для приспособления его к использованию по новому назначению. Нахождение оптимального варианта использования памятника с учетом далекой временной перспективы должно предохранять его от повторных неоправданных реставрационных и реконструктивных вмешательств. Тактичное и продуманное разрешение данного противоречия с минимальным ущербом для подлинной структуры памятника - ответственная творческая задача, стоящая перед реставраторами объемы проведения мероприятий, способствующих удовлетворению их запросов. Только пройдя предварительный просмотр и согласование ГИОП, этот документ приобретает законодательную силу в качестве дополнительных материалов для проведения исследований, проектирования и осуществления реставрации. Часто Государственная инспекция, исходя из соображений наилучшего сохранения объекта, отвергает пожелания заказчика или в них вносятся существенные коррективы. В случаях коренных несоответствии запросов арендаторов с интересами дела охраны архитектурного наследия ставится вопрос о передаче здания в ведение другого хозяина, и арендный договор расторгается. Утвержденные инспекцией плановые задания не ограничиваются в объеме, они дополняют архитектурно-реставрационные задания.
Музеи, в которых есть научные отделы, занимаются изучением находящегося в их ведении здания или ансамбля: составляют плановые задания, не только отражающие их интересы с точки зрения условий и удобства эксплуатации, но и обобщающие накопленные исторические сведения. Эти сведения в виде предварительных исторических справок и подбора иконографических материалов дополняют то, чем располагает ГИОП, позволяют точнее и глубже сформулировать положения АРЗ и служат базисом для дальнейшего изучения памятника в процессе проектирования и реставрации.
Плановые задания, выдаваемые музеями, состоят из основных пожеланий по предстоящей реставрации и приложений к ним в виде обосновывающих материалов: исторических справок с выписками из архивных документов, систематического подбора изобразительных материалов и аналогов для восстановления утраченных элементов здания.
В процессе исследований в натуре и проектирования, так же как и в АРЗ, происходит корректировка и дополнения отдельных их положений, но они не пересоставляются заново. Все новые результаты изысканий и решения находят отражение в проектах реставрации и рабочих исторических справках, которые в дальнейшем согласовываются с ГИОП.
Подключение научных сотрудников музеев к исследовательской работе уже в процессе подготовки плановых заданий и АРЗ имеет безусловно положительное значение, так как в их распоряжении оказывается часто значительный исторический материал.
В дальнейшей работе по углублению исследований, оценке исторических материалов и определению путей их приложения к осуществлению реставрации на практике на сегодняшний день предпочтительнее совместная работа архитекторов с постоянными научными сотрудниками реставрационных организаций. Сотрудники музеев привыкли к собиранию материалов для специфической научно-исследовательской и экскурсионной деятельности, недостаточно подготовлены в технических вопросах, определяющих взаимосвязи строительного дела, архитектуры, ваяния и живописи, некомпетентны в необходимых для реставрации скрупулезно-точных выводах и, наконец, как правило, не знают элементарных основ ее методики. Только в процессе многолетней совместной работы с реставраторами они осваивают специфику требований к подбору, систематизации, оценке архивных и, особенно, иконографических материалов ущербом для подлинной структуры памятника - ответственная творческая задача, стоящая перед реставраторами. Помимо сохранения и выявления исторических и художественных качеств объекта, принятия мер, обеспечивающих его долговечность, реставратор также обязан решать задачи организации окружающей памятник среды, выявлять в ней его композиционное значение, давать рекомендации к реконструкции и упорядочению зоны его влияния.
Подземные инженерные коммуникации, организация транспортных потоков, загрязнение воздушного и водного бассейнов существенным образом влияют на сохранность памятника. Регламентация их, с учетом условий для существования объектов, входит в прямые обязанности архитектора-реставратора и должна разрабатываться им совместно с градостроителями и специалистами инженерного профиля в комплексе перспективных задач развития нового строительства и реконструкции старых городов.
Углубленное изучение объекта и всех связанных с его историей материалов позволяет обогащать и уточнять наши сведения по истории архитектуры, скульптуры, живописи и инженерного искусства. Итоги научной реставрации - вклад в историческую науку, открытие забытых имен мастеров прошлого, методов и технологии их работы.
Сохраняя и восстанавливая архитектурное наследие, реставраторы передают традиции и многовековый опыт отечественной строительной культуры. Именно этот путь дает возможность создания новой архитектуры, обладающей эмоциональной, выразительностью, органично связанной с ландшафтом, масштабной к человеку, способной организовать высокохудожественную среду для его всестороннего развития, а также воспитания любви к неповторимой красоте Родины. Таким образом, реставрация — это сложный процесс, где на базе научного исследования, изучения исторических данных обосновывается и осуществляется сохранение всего подлинного, связанного с памятником, его восстановление, решается и обеспечивается возможность его активного включения в современную жизнь, определяется его судьба в будущем. На плечи реставраторов и градостроителей ложится ответственность за сохранение исторического и художественного наследия, утрату или искажение которого не простят им современники и следующие поколения.
Основная литература: 1 [15-47], доп. 5 [12-16]; 6 [16-20].
Контрольные вопросы:
1. Исторические этапы формирования понятия научной реставрации.
2. Какие цели и задачи стоят перед научно-аналитическим методом научной реставрации.
3. Когда и где были впервые сформулированы методы научного подхода к реставрации памятников.
4. Какие цели и задачи стояли перед стилистическим методом реставрации.
5. Какие цели и задачи стояли перед археологическим методом реставрации.
Тема лекции 5 – Основные виды реставрационных работ. Остановимся на основных видах восстановительных и реставрационных работ, их содержании иразграничении.
Консервация- предохранение от дальнейшего разрушения памятника, без восстановления утрат и соединения расчлененных фрагментов. Основные методы её осуществления это расчистки, укрепления конструкций и материалов памятника, укрытие его от разрушающих воздействий. Вновь вводимые конструктивные элементы и покрытия должны по форме и материалам отличаться от подлинных.Консервация может быть постоянной и временной. В последнем случае, это предварительная работа перед проведением радикальных реставрационных процессов.
Как правило, консервация проводится на древних археологических памятниках, представляющих основную ценность в качестве подлинных остатков материальной культуры прошлого, но это всегда неотъемлемая часть любых других видов реставрации.
Фрагментарная реставрация (в узком смысле) — предохранение от дальнейшего разрушения, с соединением расчлененных фрагментов и восстановлением утрат, не требующих для своего возрождения сложных научных изысканий. Многие детали могут быть восстановлены методом повторов (по аналогиям, сохранившимся в натуре). Реставрация, как правило, использует материалы, близкие по свойствам к первоначальным, хотя для исправления мелких повреждений, соединения расчлененных элементов и укрепления материалов конструкций широко применяются современные клеи, пропитки, крепежные детали и т. п.
В простейших случаях, при сравнительно небольшом разрушении объекта и очевидности форм утраченных деталей, может быть поставлена задача полного восстановления его облика. Помимо оценки памятника в качестве подлинного предмета материальной культуры прошлого, здесь уже выступают критерии определения его художественной, исторической и познавательной ценности, как законченного целого.
Целостная реставрация или воссоздание, включает все задачи обычной реставрации, но конечной целью ставит полное восстановление сильно пострадавшего от времени, переделок и разрушения памятника. В данном случае утраты могут быть восполнены, на основе больших вспомогательных научных изысканий и широкого применения метода аналогий. На первый план выступают критерии художественно-исторической ценности облика объекта в целом, при бережном сохранении и реставрации всего подлинного. В конечном итоге результат - органичное соединение подлинного и достоверного.
На воссоздание можно решиться при наличии исчерпывающих и достоверных иконографических материалов, после глубокого изучения подлинных остатков памятника по всем периодам его существования, а также привлечения научно обоснованных аналогий (современных ему и близких по школе и стилистическим признакам объектов).
Графическая реконструкция - термин употребляется в двух совершенно различных по смыслу значениях.
В первом случае - имеется в виду возрождение облика полностью утраченного объекта или его фрагмента по историческим материалам с докомпоновкой документально обоснованных деталей, исходя из гипотез и привлечения возможных аналогий. Реконструкция, как правило, осуществляется в виде чертежей или макетов, в отдельных, совершенно исключительных случаях возводятся заново даже целые сооружения в натуре.
Реконструируемые сооружения не обладают качествами подлинности, представляя лишь историко-художественный познавательный интерес и замещают погибший памятник, утрата которого в ансамбле или исключительное мемориальное значение обусловливают допустимость их появления. Чаще всего, реконструкции подвергаются отдельные фрагменты реставрируемого здания, когда ставится задача целостного возрождения его облика, что в каждом конкретном случае должно быть строжайшим образом аргументировано и оправданно. Иногда такого рода реконструкции — единственно возможный путь сохранения памятника и упрочения его значения в ансамбле. При этом всегда должен соблюдаться принцип обратимости вновь привнесенные элементы делаются так, что они в дальнейшем могут быть удалены без ущерба для подлинных остатков сохранившегося сооружения. Обнаружение новых достоверных исторических документов или иконографических материалов позволяет при соблюдении этого условия вносить впоследствии коррективы, обеспечивающие большую достоверность вновь привнесенным деталям.
Графическая реконструкции в виде чертежей, перспектив, рисунков и макетов - закономерная и необходимая часть исследовательской научной работы по истории памятника архитектуры. Гипотетические поиски такого рода позволяют лучше понять характер, методы и строительные приемы зодчих прошлого, проследить видоизменения памятника в разные периоды его существования.
Во втором случае - это означает приспособление объектов к современным условиям или переделки, вызванные их использованием, по новому назначению. Процесс этот идет непрерывно, и его упорядочение необходимо для сохранения не только отдельных памятников, но и облика исторически сложившихся городов в целом. Если на памятниках архитектуры реконструкция проводится под контролем государственных инспекций, то так называемые здания рядовой застройки, организованный фон выдающихся сооружений подвергаются постепенному искажению, а иногда и уничтожению. Особенно большой урон наносят недостаточно продуманные модернизации планировки, решения транспортных проблем и инженерного оснащения.
Необходимость подведения научной и исторической базы для реконструкции как отдельных зданий, так и целых городов и их районов диктует перспективу все более тесного контактирования градостроителей и реставраторов, усиления роли государственных органов по охране памятников. Без выполнения этого условия дальнейшее развитие техники и современного строительства приведет к полному уничтожению архитектурного наследия. Проблема эта сегодня так же глобальна и важна, как проблема охраны окружающей среды. При правильной организации процесс реконструкции может быть превращен из фактора разрушения в фактор раскрытия и выявления художественных и исторических ценностей, что возможно только при принятии перспективных проектных решений, совмещающих задачи современного использования и охраны памятников. Этой цели служит разработка режима и включения в перспективные планы развития городов охранных зон, зон регулирования застройки и систематически проводимые фрагментарные раскрытия исторических ценностей.
Реставрационные ремонты - регулярно, через определенные промежутки времени проводимые работы по поддержанию здания в том виде, в котором оно сохранилось до наших дней.
Здесь не предусматриваются предварительные исторические и натурные исследования, составление проектов, что как бы исключает их из общего комплекса видов научной реставрации.
Снижение внимания к реставрационным ремонтам наносит памятникам архитектуры еще больший вред, чем постоянно действующие факторы разрушения. При каждом ремонте, особенно если нет достаточного контроля, неизбежны элементы модернизации, реконструкции, а часто и просто искажения как следствие недостаточной компетентности работников.
Необходимо составить документ, подводящий итоги всем ранее произведенным исследованиям, дающий научно обоснованную программу объемов и характера мероприятий по поддержанию зданий в порядке. Ремонты могут проводиться только после выдачи такой программы исполнителям при повседневном научно-техническом наблюдении. Всякие отклонения от задания должны согласовываться с органами Инспекции по охране памятников.
Академик И. Э. Грабарь совершенно справедливо считал этот вид реставрации основным в деле сохранения памятников истории и культуры.
Основная литература: 3 [7-17]; 2 [11-12].
Контрольные вопросы:
1. Что является основой для проведения любых реставрационных работ.
2. Зачем нужна графическая реконструкция памятника и эскизный проект?
3. Кем и когда согласовывается эскизный проект?
4. Как проводят и в какие сроки реставрация памятников?
5. На каких типах памятников возможна целостная реставрация?
Тема лекции 6 – Специфические виды реставрационных работ-музеефикация. В практической реставрационной деятельности виды реставрационно-восстановительных работ взаимосвязаны, и задача сводится к нахождению и обоснованию их границ, их допустимости и необходимости для каждого конкретного случая.
При воссоздании или реконструкции, особое внимание должно уделяться сохранению даже ничтожных по отношению к общему объему подлинных фрагментов, так как именно они придают реставрируемому сооружению основную историческую ценность.
Музеефикация - содержание этого понятия выходит далеко за пределы раскрытия и показа фрагментов разных периодов в истории памятника. Остановимся только на некоторых его аспектах.
Существует ошибочное мнение, что один из основных признаков, выделяющих архитектурное сооружение из категории других предметов материальной культуры прошлого - невозможность создания условий их музейного хранения. Фактически имеются многочисленные примеры,
когда памятники архитектуры или же их крупные фрагменты становятся музейными экспонатами, закрываются предохранительными чехлами или
оказываются встроенными в более поздние сооружения.
Метод музеефикации зданий при помощи футляров не может быть признан идеальным. В большинстве случаев следует считать его временной консервационной мерой до разработки методики предохранения материалов объекта от дальнейшего разрушения, позволяющей в дальнейшем избавиться от ограждающих конструкций. Встраивание остатков древних памятников в новые сооружения может быть оправданно весьма редко, так как памятник, оторванный от естественной среды его окружения, превращаясь в музейный экспонат, теряет значительную часть исторической и художественной ценности.
Создание городов-заповедников, заповедных районов и заповедных дворцово-парковых ансамблей должно в процессе разработки проектных решений предусматривать весь комплекс мероприятий, связанных с их музеефикацией. Это и решение проблемы транспорта, инженерного оборудования, и приспособление части зданий для использования по новому назначению, и программа создания режима эксплуатации, и многое другое. В данном случае конечная цель — включение в современную жизнь сложного архитектурного организма с максимальным раскрытием его историко-художественных ценностей. Такого же рода музеефикация—основа работы при реконструкции центров исторически сложившихся городов.
В настоящее время широко практикуется создание музеев под открытым небом, состоящих из собранных в одно место памятников деревянного зодчества. Увлечение такими музеями часто идет в разрез с задачами подлинно научной реставрации. Всякое перемещение памятника архитектуры, искусственное создание новых зрительных связей с соседними, также перемещенными сооружениями - грубое нарушение правды истории. Появление таких музеев вызывается стремлением предохранить от гибели памятники архитектуры, находящиеся в удаленных районах, где нет условий для их эффективной охраны.
Использование в качестве музеев памятников старины с размещением в них экспозиций выдвигает следующие основные задачи:
Наилучший, по возможности, хронологический показ истории самого памятника.
Создание в интерьере экспозиции, особенно, если она тематически не связана с историей самого памятника, не вступающей в контакт с архитектурой, не мешающей восприятию объемного и художественного решения помещения. Создание условий для посетителей и обслуживания музея. Такого рода музеефикации всегда должны поручаться только опытным реставраторам и осуществляться под строжайшим контролем представителей госинспекций по охране памятников.
Один из наиболее эффективных и распространенных видов музеефикации — фрагментарное раскрытие деталей архитектуры относящихся к периодам развития памятника, не охваченным оптимальными датами. И более ранние фрагменты и поздние наслоения, представляющие историческую и художественную ценность, как правило, должны раскрываться и экспонироваться на своем изначальном месте и сопровождаться кратким пояснительным текстом со сведениями о времени их появления и значении.
При планомерной работе, связанной с реконструкцией старых городов, и серьезном изучении историй не только общепризнанных памятников архитектуры, но и зданий, называемых рядовой застройкой, метод фрагментарных раскрытий более ранних элементов архитектуры и их музеефикации на месте чрезвычайно плодотворен. Каждая улица древнего города становится своеобразным музеем, повествующим об истории, дающим дополнительный материал к ее познанию. Это имеет большое воспитательное и научное значение. Прекрасный пример такого рода работы проведен в Таллинне, где на фоне сохранившихся поздних фасадов мы видим раскрытые фрагменты древней архитектуры (нервюры обрамления проема периода готики в композиции витрины современного магазина, отдельные древние резные камни с текстами и орнаментикой, вкомпонованные в стены зданий, около которых они были найдены, и т. п.) зрительно эквивалентная подмена подлинного.
К музеефикации следует отнести, и анастилоз. В руинированном сооружении или скульптуре находят место разбитые и разбросанные вокруг объекта детали. Они вновь возвращаются в пределы общей композиции, что помогает лучше воспринимать общие формы объекта, дорисовывать мысленно его целостный облик. Неизбежность появления каких-то новых крепежных деталей (кронштейнов, подставок и пиронов, выполненных в новых материалах) искупается не только лучшим музейно-экспозиционным показом подлинного, но и лучшей сохранностью деталей, которые в расчлененном виде могут быть скорее повреждены или утрачены. Этот метод широко применяется при реставрации древних памятников архитектуры и скульптуры.
Даже беглый обзор некоторых видов музеефикации показывает многоплановость содержания этого столь распространенного в публикациях термина.
Вопрос о сохранении памятников архитектуры чрезвычайно сложен. Он выдвигает перед архитекторами-историками новые задачи, это помимо их физического сохранения и спасение от разрушительного действия сил природы и людей, необходимость сохранить способность памятников вызывать у зрителя определенные эстетические эмоции.
Первая задача, это повышения художественной выразительности памятника материальной культуры, когда путем их реставрации, возвращают им былой облик и красоту. Вторая задача, выдвигаемая в целях сохранения эстетического и градостроительного значения памятников, состоит в создании должной взаимосвязи архитектуры с природным окружением. Проблема состоит в создании гармоничного и целесообразного архитектурного окружения памятника, что в современных условиях приобретает большую актуальность. Вопросы взаимодействия и охраны окружающей среды с современной архитектурой находятся сейчас в центре внимания не только градостроителей, но и мировой общественности.
В этом вопросе большую помощь может оказать использование зодчими прогрессивных традиций прошлого строительного искусства и умение синтезировать архитектуру и природу. Проблема сохранения и реставрации памятников и ансамблей в их естественной среде приобретает особую значимость, а в некоторых случаях, по мнению ученых, следует включать в их число постройки, не имеющие особых архитектурных достоинств, но играющие большую роль в окружающем пейзаже и неотделимые от него.
Рассматриваемый нами один из методов реставрации, графическая реконструкция, непосредственно связанная с последующими этапами воссоздания архитектурного облика в натуре, является теоретическим проектом реставрации памятника в его первоначальном виде, на основе натурного и научного изучения памятника и работы с аналогами.
Основы технологии в реставрации памятников. Реставрационные работы. Первоочередными работами при реставрации памятников архитектуры являются работы по устройству гидроизоляции стен. Одним из методов является горизонтальная гидроизоляция в основании кладки стен методом электро-инъектирования. Инъектировать можно и трещины в кладке памятников архитектуры. Для этого в трещины через инъекционные трубки, залатанные с лицевой поверхности кладки, нагнетается строительный раствор под давлением. Метод инъекции трещин может применяться для кладки из кирпича, плинфы, туфа, известняка, ракушечника, песчаника, а для кладок из особо твердых пород (гранит, базальт) он применяется ограниченно, за исключением бутовых кладок стен и фундаментов. На практике применяют
- растворы для укрепления кирпичной и белокаменной кладки стен, сводов, арок, колонн, столбов;
- растворы для аварийных конструкций;
- растворы для инъектирования при армировании;
- растворы для инъектирования археологических сооружений;
- растворы для инъектирования стен и конструкций с настенной живописью;
- растворы для заполнения каналов.
При инъектировании трещин с шириной раскрытия до 1 мм допускается увеличение содержания воды в составе раствора в 2-2,5 раза.
Отдельный раздел технологии проведения реставрационных работ посвящен консервации и реставрации поверхности кирпичной кладки, которая находится под влиянием агрессивных внешних факторов и может разрушаться. Может происходить крошение и откалывание кирпича, выпадение его отдельных кусков, появление трещин, высолов на внешней поверхности кирпича. Как правило, под воздействием внешних факторов разрушаются отдельные кирпичи: деструктируются грани, поверхность покрывается трещинами и углублениями.
В подобных случаях возможно два варианта восстановления лицевой поверхности кирпичной кладки: замена разрушенных участков или дополнение утраченных участков специальными растворами.
Дополнение кирпичной кладки выполняется новым кирпичом, который по своим свойствам близок к первоначальному. Раствор кладки также должен приближаться по своему составу к первоначальному
Швы кирпичной кладки заполняют растворами, состоящими из извести-теста, портландцемента, песка, цемянки (иногда добавляют дробленый камень и щелочестойкие пигменты), а для лучшего сцепления раствора с основой в него добавляют водную эмульсию ПВА (5% от объема раствора). Для укрепления крошащейся поверхности кирпичной кладки здания-памятника используют растворы на основе полимерных материалов и кремнийорганические растворы.
Поверхности кирпичной кладки обрабатываются специальными гидрофобными материалами - смесями кремнийорганических соединений. Обработку поверхностей гидрофобным раствором выполняют при сухой погоде и температуре воздуха не ниже 3-5°С.
Основная литература: 2 [12-13]; 2 [26-28]; 3 [21-34];
Дополнительная литература: 6 [16-20].
Контрольные вопросы:
1. Какие реставрационные работы входят во фрагментарный метод реставрации.
2. Для какой категории памятников консервация является единственно возможным методом реставрации.
3. Когда применим метод музеефикации памятников.
4. Как устраивают музеи над открытым небом.
5. Какие исследования на памятнике необходима для графической реконструкции.
Тема лекции 7 – Исходные документы для начала научно реставрационных работ. Предварительный этап работ на нем. Основной документ это архитектурно-реставрационные задания АРЗ и плановые задания научных отделов музеев и заказчиков — арендаторов памятника.
АРЗ дают право на проведение исследований, и реставрации, выдаются они Государственной инспекцией по охране памятников.
В основе АРЗ должны быть следующие материалы:
1) паспорт памятника;
2) историческая справка, иконография и обмеры, хранящиеся в архиве ГИОП;
3) результаты предварительного натурного обследования объекта сотрудниками ГИОП, дающие характеристику его состояния к моменту выдачи задания;
4) плановые задания арендаторов памятника.
Документ составляется предельно кратко, в объеме, как правило, не превышает 3—4 страниц машинописного текста и заполняется по строго определенной форме.
Содержание обусловлено состоянием памятника, его значением, градостроительными соображениями и реальными финансовыми возможностями. В конце АРЗ даются указания о составе исследований, содержании проектов и объемах предстоящей реставрации.
При исследованиях в процессе изучения объекта и составления проектов реставрации выявляются новые материалы и исторические сведения, заставляющие уточнять отдельные положения АРЗ. В таких случаях отклонения от задания в частностях фиксируются актами Государственной инспекции, а принципиально меняющие смысл задания и направление работ после всестороннего обсуждения приводят к отмене первоначального и замене его другим, учитывающим новые возможности проведения реставрации.
В дополнение к АРЗ почти всегда выдаются плановые задания заказчиков Плановые задания арендаторов (или владельцев) памятника, выступающих в роли заказчиков, отражают пожелания, связанные с дальнейшим режимом эксплуатации сооружения, и выявляют характер и объемы проведения мероприятий, способствующих удовлетворению их запросов. Только пройдя предварительный просмотр и согласование ГИОП, этот документ приобретает законодательную силу в качестве дополнительных материалов для проведения исследований, проектирования и осуществления реставрации. Часто Государственная инспекция, исходя из соображений наилучшего сохранения объекта, отвергает пожелания заказчика или в них вносятся существенные коррективы. В случаях коренных несоответствии запросов арендаторов с интересами дела охраны архитектурного наследия ставится вопрос о передаче здания в ведение другого хозяина, и арендный договор расторгается. Утвержденные инспекцией плановые задания не ограничиваются в объеме, они дополняют архитектурно-реставрационные задания.
Музеи, в которых есть научные отделы, занимаются изучением находящегося в их ведении здания или ансамбля: составляют плановые задания, не только отражающие их интересы с точки зрения условий и удобства эксплуатации, но и обобщающие накопленные исторические сведения. Эти сведения в виде предварительных исторических справок и подбора иконографических материалов дополняют то, чем располагает ГИОП, позволяют точнее и глубже сформулировать положения АРЗ и служат базисом для дальнейшего изучения памятника в процессе проектирования и реставрации.
АРЗ-реставрационное задание, выдаваемое государственными органами по охране памятников, в том числе и на работы по консервации памятника архитектуры, является основным документам всего процесса реставрации. Все изменения и работы, не обусловленные заданием, должны быть оформлены соответствующими дополнительными документами (актами, протоколами) с участием представителей органов охраны памятников. Эти документы должны прилагаться к реставрационному заданию, включенному в отчет по проводимым реставрационным работам.
В реставрационном задании, в общей форме, говорится о возможностях использования памятника, с указанием, что допускается, а что не допускается при приспособлении памятника архитектуры. В реставрационном задании следует подчеркивать необходимость сохранения древних конструкций, архитектурных форм и обломов, декоративного убранства, при обязательном согласовании с органами охраны памятников не только проекта в целом, но и каждого чертежа в отдельности. На реставрацию произведений монументальной живописи декоративно-прикладного искусства в реставрационном задании предусматриваются специальные пункты. В задании указывается, что фрески, лепнина, барельефы, масляная живопись, мозаика, майолика, изразцы и другие произведения живописи и прикладного искусства подлежат исследованию, изучению и реставрации специалистами соответствующего профиля.
Последовательный методический цикл научно-реставрационных работ.
Научная методика реставрации памятников архитектуры подразумевает комплекс исследований, без которого немыслимо правильное осуществление реставрации и решение вопросов сохранения памятника для будущего.
Последовательный методический цикл научно-реставрационных работ складывается из следующих основных разделов:
1). Предварительные работы.
2). Исследование памятника в натуре.
3). Составление проектно-сметной документации.
4). Осуществление реставрации в натуре.
5). Фиксация и обобщение опыта реставрации.
Каждый из разделов, в свою очередь, состоит из целого ряда взаимосвязанных исследовательских процессов. Их осуществление далеко не всегда проходит в идеально намеченной последовательности, ряд работ приходится вести параллельно, но пропуск одного из разделов или составляющих их видов работ неизменно приводит к снижению качества реставрации, ее научной обоснованности, а иногда даже гибели исторических ценностей.
Основная литература: 2 [37-39]; 1 [80-81]; 3 [40-46].
Контрольные вопросы:
1. Что такое АРЗ?
2. Какие документы входят в состав АРЗ.
3. АРЗ – каким организациям выдает АРЗ.
4. Основное содержание АРЗ.
5. В какой последовательности выполняются научно-реставрационные работы.
Тема лекции 8 – Предварительный этап исследовательских работ на памятниках. К разделу предварительных работ относятся: ознакомление с объектом:
Схематические обмеры памятника, срочные противоаварийные мероприятия, установка маяков, фотофиксация, предварительные архивные и библиографические изыскания по памятнику, составляются акты технического состояния и утраты первоначального облика памятника составление дефектной ведомости, подбор и систематизация исторических сведений, документов, иконографических материалов, составление рабочей исторической справки.
Предварительные исследования позволяют также составить предварительный сметно-финансовый расчёт (СФР) на весь объем работ по памятнику архитектуры, включая его реставрацию и благоустройство территории, а иногда и на подготовку его к использованию.
Предварительные исследовательские работы дают возможность не только составить реставрационное задание, но и определить содержание проектно-исследовательских работ, составить смету-калькуляцию на их исполнение, а также составить дефектную ведомость и смету на виды работ, которые не требуют специальных реставрационных, а, возможно, только ремонтных работ.
Ознакомление с объектом, это период вживания в объект, изучения его руководителями будущей реставрации путем детального визуального обследования. С целью наилучшей фиксации результатов осмотров памятников делается его предварительное фотографирование, которое должно охватить не только общие виды сооружения, но и его наиболее характерные детали, дать картину состояния здания по элементам (фундаменты, стены, перекрытия, столярные заполнения, декоративная отделка и т. п.). Архитектор руководит фотографом, задавая необходимые точки съемки, и наносит на схематические планы, фасады и разрезы пометки о месте предварительной фотофиксации. Важную роль приобретают систематические зарисовки, позволяющие осязаемо почувствовать объемно-пространственную структуру объекта, его пропорции, особенности силуэта и связей с окружающей средой. В процессе этой работы архитектор глубже познает силу эмоционального воздействия памятника, невольно обращает внимание на особенности, ускользающие при обычном поверхностном ознакомлении. Чем больше сделано рисунков с натуры, тем богаче материал для дальнейших размышлений о предстоящей реставрации, конкретнее выявляется отношение к позднейшим переделкам и наслоениям, раскрывается логическая связь и значение отдельных элементов сооружения.
При исполнении рисунков необходимо отказаться от какой бы то ни было внешней стилизации и красивости, стремиться к наиболее точному воспроизведению натуры, делая специальные акценты в наиболее интересных для познания памятника местах, чего не может дать фотофиксация.
В отдельных случаях необходимо делать подцветку изображений, выявляющую колористические особенности архитектуры или выделяющую разновременные переделки и материалы.
Целесообразно на зарисовках общих видов и фрагментов проставлять общие размеры в пределах возможных на данной стадии работ, когда, как правило, еще нет лесов. Просмотр имеющихся в наличии литературных источников, архивных документов и иконографических материалов, сопоставление их с объектом в сегодняшнем состоянии позволяет выявить наименее изученные периоды истории памятника, круг проблем для дальнейших исторических и архитектурно-археологических изысканий.
Места, где необходимы дополнительные натурные исследования, обозначаются на схемах чертежей сооружения, фотографиях и зарисовках.
В качестве конечного итога предварительного ознакомления с объектом должна быть составлена дефектная опись состояния памятника на период начала реставрационных работ. Она состоит из схематических чертежей с показом мест, объемов и характера разрушений (по элементам здания) и пояснительной записки. Последняя должна характеризовать явные причины разрушений и наметить круг специалистов, необходимых для выявления факторов разрушения, которые могут быть определены только в результате лабораторных испытаний и научных изысканий.
Архитектор обязан иметь этот материал для того, чтобы в дальнейшем уверенно ориентироваться в поступающей информации об истории памятника, направлять поиски новых сведений, составить определенное предварительное мнение о конечном итоге предстоящих работ.
Ознакомление с объектом должно дать общий диагноз болезней и причин разрушения памятника, и следовательно, и способов борьбы с ними.
Здесь мы подходим к понятию факторы разрушения, которые чрезвычайно многообразны и требуют определенной систематизации и классификации.
Правильный и всесторонний анализ причин, вызывающих или вызывавших ранее разрушения объекта, определяет успех дела его реставрации и позволяет найти способы и методы устранения или нейтрализации вредоносных воздействий, а также методы восстановления пораженных частей памятника. Кроме очевидных факторов, встречаются весьма сложные и трудноуловимые причины процессов разрушения, требующие длительных наблюдений, сопоставлений и исследований. В каждом отдельном случае реставратор обосновывает конкретные предложения по восстановлению и предохранению объекта, для чего должен быть определен источник появления разрушения и его влияние во времени.
Причины разрушения памятников архитектуры можно разделить на следующие основные группы:
Факторы природного физического воздействия: температура, влага, ветер, свет и т. п. Факторы химического воздействия:
а) внешние (состав воздушного бассейна, химические примеси ливневых и грунтовых вод и т. п.);
б) внутренние (химические процессы в строительных материалах).
Факторы биологического порядка: воздействие порослей зелени, плесени, грибков, животных и микроорганизмов и т. п. Механические воздействия:
а) нагрузка, вызывающая усталость и разрушение материалов;
б) сотрясения, вибрация, удары — чаще всего результат деятельности человека, в том числе военных действий.
Катастрофические стихийные бедствия: пожары, наводнения, ураганы, землетрясения и т. п. Видоизменения условий среды:
а) зависящие, как правило, также от деятельности человека (вырубка лесов, появление морей и водохранилищ перед плотинами гидроэлектроста-
нций, мелиорация или ирригация территории, изменение уровня грунтовых вод и т. п.);
б) процессы, связанные с наступлением или отступлением морей, изменением русла рек, подъемом или опусканием земной поверхности, изменением температурно-влажностного режима зоны.
Чрезвычайно важно определить, какого характера (временного, единовременного или постоянного действия) эти причины, на какие элементы памятника они распространяются, а также суммарное, одновременное влияние факторов различного порядка.
В результате предварительного ознакомления с объектом архитектор не только определяет общее состояние памятника, этапы его перестройки, намечает в общих чертах план дальнейших исследований и круг аналогов, необходимых для изучения особенностей техники и строительных приемов эпохи его создания, но и дает рекомендации по срочным консервационным мероприятиям, необходимым для предотвращения разрушения элементов сооружения, находящихся в аварийном состоянии. Дальнейшее изучение памятника, составление проекта его реставрации и утверждение сметной документации часто на длительный период отодвигают начало консервационных и реставрационных работ, поэтому первоочередная временная консервация — залог сохранности памятника и успеха его дальнейшего восстановления. Предварительное укрепление и укрытие обязательно производятся под руководством архитектора — научного руководителя реставрации.
Основная литература: 1 [75-80]; 3 [34-40].
Контрольные вопросы:
1. Перечислить работы непосредственно на памятнике, входящие в предварительный этап.
2. Основная цель предварительных исследований памятников.
3. Для чего делают зарисовки на памятниках.
4. Какой вид обмерной фиксации необходим для предварительного этапа.
5. Какие документы являются итогом предварительного исследования памятников.
Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 9557 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!