Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема лекции 9 – Комплексные научные изыскания на памятники



Подбор и систематизация исторических сведений и документов. Работа с литературными источниками. Делаются выписки, дающие сведения об исто­рии создания памятника и видоизменении его во времени, описания отдельных элементов сооруже­ния и его декора. Выписки группируют в хронологи­ческом порядке выхода в свет литературных источ­ников. Как правило, сразу же выявляются противоречия, особенно в тех местах текстов, где изложение идет на основе гипотез и вкусовых опре­делений, не подтверждаемых ссылками на архивные документы. Предположение, высказанное одним ав­тором, впоследствии повторяется другими без кри­тической проверки и становится со временем обще­признанной «непреложной истиной». Еще более сложная задача — определение искажений истори­ческих фактов, когда автор литературного источ­ника подгоняет их под заранее выработанную, ино­гда чисто конъюнктурную концепцию. Ссылки на архивные документы группируются и подаются так, что они приводят к заранее предопределенным, ча­сто неверным выводам. Поэтому все ссылки на ар­хивные выдержки должны, по возможности, прове­ряться по первоисточникам и сопоставляться с оста­льными документами, относящимися к тому же времени. Литературные источники и даже специальные монографии не являются бесспорными документа­ми, и только их всесторонний анализ позволяет определить ряд наиболее обоснованных положений, которые в дальнейшем должны пройти проверку архивными и иконографическими документами, изу­чением здания в натуре. Для исследователя, подготавливающего мате­риалы к реставрации, не существует имен и авто­ритетов, важны только подлинные факты, раскры­вающие историю архитектурного сооружения. Раз­ночтения иногда бывают настолько сложными и неясными, что в подборке предварительных мате­риалов приводят две или несколько версий и ставит­ся вопрос о необходимости дополнительных по­исков для выявления истины мимо истории архитектуры дают неоцени­мые сведения литература по общей истории, биогра­фии выдающихся личностей, мемуары, художест­венная проза и даже поэзия, иногда вскользь упоми­ная об исследуемом объекте. Широкие экскурсы по литературе выявляют крупицы сведений, которые, в свою очередь, должны быть просеяны для опреде­ления бесспорных достоверных фактов.

Изустные и литературные воспоминания, леген­ды, переходящие из поколения в поколение, могут и должны учитываться при сборе материалов по истории памятника, но здесь нужна особая осторож­ность, ни одно слово не должно приниматься на веру, особенно если очевидец претендует на точное и конкретное описание деталей и цветовых решений. Воспоминания грешат субъективностью, впечатле­ния покрыты дымкой времени и восполняются фан­тазией рассказчика. Исследователь не должен ничего утверждать и ничего отрицать, не поставив вопроса о проверке сведений.

Древние мифы, поэзия Гомера, библейские ска­зания, летописи, былины, народные песни дали тол­чок к натурным изысканиям, позволяющим сделать открытия мирового значения.

Подбор и систематизация выписок из литера­турных источников, устных сведений и выявление фактов, требующих проверок и уточнений, состав­ляют первый этап работы научного сотрудника и архитектора-реставратора.

В результате появляется картотека сведений, день за днем освещающих историю памятника, вы­являющих пробелы и темные места в ней. Работа с архивными документами и их оценка.

Определяются основные архивы, где сосредото­чены документы по истории строительства, пере­строек и эксплуатации интересующего нас объекта. Помимо проверки точности опубликованных в ли­тературных источниках выдержек из архивных бу­маг, прежде всего отбираются дела с наиболее до­стоверными по своим сведениям документами. Это договоры и подряды на постройку, указывающие имена авторов, имеющие датировки и ряд других ценных данных; сметы с перечнем материалов, раз­мерами и названиями, а иногда и описанием изгота­вливаемых конструкций и декоративных деталей; акты сдачи и приемки работ, акты и документы обследований в случаях конструктивных неполадок, документы о продаже или покупке и т. п.; хроноло­гический отбор выписок из архивных документов, содержащих прямые или косвенные сведения о па­мятнике, проверка, по возможности, каждого до­кумента «дублером», повествующим о том же са­мом, но иногда с других позиций.

Здесь также выявляются пробелы и противоре­чия, требующие дальнейшей научной доработки, и ставится вопрос о проверке сомнительных доку­ментов или дальнейших поисках новых дополни­тельных сведений.

Архитектор должен в совершенстве овладеть искусством определять подлинность документов и умением их читать. Пергамент или сорт бумаги, тип письма, водяные знаки, графологическая характеристика, расшифровка терминологии — вот круг вопросов, решение которых сопровождает архивные изыскания.

Подбор и систематизация иконографических материалов это, безусловно, самый важный раздел пред­варительной научной подготовки к реставрации.

Только изображения могут быть сопоставимы с памятником архитектуры, любые литературные и архивные документы не дают зрительного впечат­ления и возможности воспроизвести по приведен­ным в них сведениям реальный объем сооружения.

Вначале идет поиск и подбор всех изображений, относящихся к истории памятника. Исследователю приходится иметь дело с чертежами-проектами, вы­полненными авторами сооружений, фиксационными чертежами построек, перестроек и видоизменений памятника, разновременными копиями историчес­ких чертежей, обмерами, зарисовками, рисунками, картинами, иконами, в композицию которых вклю­чен интересующий нас объект, моделями, макетами, изображениями на монетах и веерах и, наконец, фотографиями.

По мере накопления материалов производится их оценка и систематизация, ведется их описание по следующей общей форме:

1. Архив или музей и ин­вентарный номер документа, адрес и сведения о его владельце, если он находится в частном собрании.

2. Сведения о времени исполнения и авторе (особен­но важны подписи, имеющиеся на чертеже надписи и пометки).

3. Размеры изображения, масштаб, тех­ника и материалы, в которых он исполнен.

4. Пред­полагаемое первоначальное назначение: проектный чертеж, вариант, копия, фиксационный чертеж, про­ект или фиксация переделок здания, документально точное изображение или вольная передача впечатле­ний художника и т. п.

Располагая иконографические материалы в хро­нологическом порядке, группируя их по признаку документальной точности облика, создают альбо­мы-подборки, позволяющие зрительно проследить видоизменения объекта во времени, выявить пери­оды, требующие дополнительных поисков для пол­ноты общей картины. По заказу научного сотруд­ника и архитектора-реставратора делают пересъем­ку всех изображений, причем для дальнейших планомерных исследований производится накопле­ние негативов. Целый ряд изображений выделяется в особую группу (если они выполнены в цвете), с которой помимо фотографических пересъемок ве­дется копирование в хранилищах и частных собра­ниях, со скрупулезно-точной передачей их содержа­ния и манеры исполнения. Как правило, при плано­мерном пересмотре изображений находятся новые, ранее неизвестные или хранившиеся в архивах с не­правильной аннотацией, но безусловно или пред­положительно относящиеся к интересующему нас памятнику. В случае, если в задачу предстоящей реставрации входит восполнение и воссоздание утрат, требующих применения метода аналогий, подбираются изображения памятников, построен­ных тем же автором и близких ему по школе, време­ни и стилистическим особенностям.

Лучший метод подведения итогов предвари­тельного сбора иконографических материалов — оформление в виде подборки таблиц с нумерацией изображений, аннотациями на лицевой стороне пас­парту и краткой общей характеристикой собранного материала в виде пояснительной записки. Переплет­ные альбомы, широко распространенные в практике работы неопытных реставраторов, лишают возмож­ности зрительного сопоставления и анализа изоб­ражений, необходимых при дальнейшем изучении, перестановках в связи с уточнением датировок.

Работа с историческими чертежами сопровож­дается графическим и графологическим анализом, позволяющим выявить авторов документов, на ко­торых отсутствуют подписи исполнителей. В дан­ном случае исследователь должен оперировать ма­териалом, далеко выходящим за пределы подлин­ных чертежей, относящихся к данной постройке, чтобы изучить графическую манеру и почерк ее автора. Бывают случаи, когда и подпись на чертеже не принадлежит его фактическому исполнителю.

Выявление авторов чертежей и изображений, по­мимо важности для целей реставрации, вносит се­рьезный вклад в дело изучения архитектурного на­следия. Широко бытовало, да, к сожалению, и сей­час еще бытует ложное представление о том, что чертежи, выполненные автором постройки,— бес­спорный документ для ее восстановления. Вплоть до 20—30-х годов XIX века архитектор был хозяи­ном своих чертежей. Если дворцовому ведомству или другому заказчику хотелось иметь чертежи вновь возведенной постройки, то они чаще всего исполнялись одним из помощников зодчего, причем фиксировали здание со всеми изменениями, внесен­ными в его облик при осуществлении строительства. Архитектор — автор проекта или строитель — в процессе работ производил корректировку первона­чально заданных в чертежах решений. Таким об­разом, облик объекта в окончательном виде фик­сировался именно этими заказными чертежами. Очень важно, если существует несколько вариантов здания или ансамбля, определить последователь­ную очередность их появления и причины отказа от более ранних, что позволяет проникнуть в суть тво­рческого процесса создания памятника.

Составление рабочей исторической справки. Собрав литературные, архивные и иконографи­ческие материалы, приступают к созданию так на­зываемой рабочей исторической справки. В ней да­ется общая картина истории памятника, особо от­мечаются вновь найденные документы, вносящие существенные поправки в ранее общепринятые све­дения. Дается краткая характеристика собранных материалов с точки зрения их ценности для предсто­ящей реставрации. При серьезном и ответственном подходе к исследованию, хотя это и кажется на первый взгляд парадоксальным, в заключительной части справки обязательно появляется большой раз­дел с вопросами о пробелах и разночтениях в име­ющихся сведениях, которые могут быть восполнены и разрешены только натурными исследованиями и целенаправленными дальнейшими поисками. В за­ключительной же части должны содержаться и вы­воды о реальных возможностях, а также научной обоснованности реставрационных процессов, пред­усмотренных АРЗ и плановыми заданиями. Иногда даже на этой, первой стадии исследований ставится вопрос об их корректировке и пересмотре. Выявле­ние пробелов в наших знаниях и представлениях, причем в гораздобольшем объеме, чем это казалось до начала работы, абсолютно закономерно, так как наши знания относительны и для полного раскры­тия объективной, документально обоснованной ис­тории памятника необходимо пройти весь методи­ческий цикл исследований.

К справке обязательно должны прилагаться: Выписки-сопоставления из литературных источ­ников. Выписки из архивных документов. Систематизированная подборка иконографичес­ких материалов с аннотациями.

Подбор аналогов и их характеристики. При работе над сложными объектами, подвер­гавшимися многократным перестройкам и значи­тельным разрушениям, историческая справка и осо­бенно приложения к ней превращаются в очень объ­емное и солидное собрание документов, гораздо более подробное, чем любые монографии, опубли­кованные ранее.

Рабочая историческая справка и ее приложения не могут считаться законченными на первом этапе исследования. Их пополнение, развитие и уточнение продолжается в процессе всей дальнейшей работы по научной реставрации.

Если историческая справка составляется для па­мятника, в который органично входят произведения монументальной живописи и ваяния, то параллель­но со сбором архивных документов и иконографи­ческих материалов возникает еще одна проблема — расшифровка содержания изображения. Необходи­мо установить общий сюжет, наименование каж­дого персонажа, его канонические атрибуты, связь аллегории с конкретным отображением историчес­ких событий и функциональным назначением объекта. В результате росписи и скульптура вос­принимаются не только как элементы, обогаща­ющие отделку здания, но и раскрывают свой глубо­кий смысл, определяющий приемы и особенности архитектурного решения. Памятник становится увлекательным рассказчиком, повествующим о со­бытиях и людях далекого прошлого.

Совершенно исключительное значение приобре­тают эти сведения в случаях, когда перед рестав­ратором ставится задача полного или частичного воссоздания утрат декоративных элементов.

Основная литература: 1 [84-90]; 2 [38-40]; 3 [46-56].

Контрольные вопросы:

1. Как составляются и систематизируются списки данных по памятникам. Истории и культуры, найденные в архивах.

2. Как работать с литературными источниками.

3. Что включают иконографические исследования памятников.

4. Как составляется рабочая историческая записка.

5. Какие сведения необходимы случаях, когда перед рестав­ратором ставится задача полного или частичного воссоздания утрат декоративных элементов.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 941 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...