Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поучение второе на освящение церкви 1 страница



Совершая ныне соборную службу освяще­ния святого и всечестного храма сего, кото­рый ты, благородный господин (имя рек), усердствуя ко Господу Богу своему, соорудил из имений твоих в честь и славу Христа, Спа­сителя нашего, ради повседневного воспоми­нания тридневного Его Воскресения, мы, смиренные, сорадуемся тебе, радующемуся о Боге, Спасе своем, со весел имея тебе, веселя­щемуся о совершении сего богоугодного дела и питаем надежду на спасение твое за это от Бога.

Во умножение же твоей духовной радости и веселия и во утверждение несомненности надежды на спасение хотим возвестить тебе, сколь приятно Богу, живущему на небесах, созидание Ему на земле храмов и украшение их людьми благочестивыми: столь приятно, что если кто-либо даже в самом малом участ­вует в строении и украшении дома Божия, то и это не будет забыто Им, Господом нашим Богом.

В свидетельство же того вспомним исто­рию из Божественного Писания о святом ветхозаконном Иакове. Идя от колодца клятвен­ного в Харран, Иаков нашел место и почил на нем, положив себе камень вместо изголовья. И видел он во сне Бога и Ангелов, ходящих по лестнице, как повествуется о том в книге Бы­тия (см. Быт. 28, 10 и сл.). Встав от сна, Иаков взял камень, который служил ему изголовьем, поставил его столпом, возлил на него елей и дал тому месту имя: «Дом Божий» (Быт. 28, 17).

Внемлем: он не создал храма, дома Бо­жия, он только поставил лежавший камень столпом, и столп тот не был домом Божиим, а Иаков только дал ему такое название, про­звал его домом Божиим. Может быть, кто-ли­бо подумает: не великое это дело, не много приятно для Бога, не изрядное приношение Богу — поставить один камень. А иной, мо­жет быть, и посмеется, смотря на то, что дела­ет Иаков: называет один камень домом Божи­им. Входа в него нет, дверей и окон нет, а он зовет его домом Божиим. Может быть, кто-либо по человеческому рассуждению вменил бы ни во что такое дело Иакова, а для Господа Бога это малое (по нашему мнению) дело бы­ло столь великим, столь приятным, что не бы­ло забыто и после.

Посмотрим. Работает Иаков в междуре­чий у Лавана двадцать лет: семь лет за Лию, семь лет за Рахиль и шесть лет за овец. Докучила уже эта работа, уже желает возвратиться в свое отечество, к отцу и матери. И явился ему во сне Бог и сказал: «Я Бог твой, явивший­ся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на столп и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей, и Я буду с тобою» (Быт.31,13).

Внемлем: столь малый дар, один камень, столпом поставленный и названный домом Божиим, Бог не только не забыл, но через столько лет вспоминает о нем как о чем-то ве­ликом, принесенном Ему в дар, и обещает за него в воздаяние Самого Себя: «Я», — говорит Он, — «буду с тобою». То есть как бы говорит: «Ты, Иаков, принес Мне в дар простой ка­мень, Я же «положу на голове твоей венец из драгоценных камней» (Пс. 20, 4), цари, архиереи и князья произойдут от тебя по Моему пове­лению. Ты поставил Мне столп малый, Я же Сам буду для тебя «крепким столпом в защиту от врага» (Пс. 60, 4). Ты возлил на столпе не­много елея, Я же помажу елеем благослове­ния голову твою, — исполню тебя всяким благами. Ты нарек малое место Моим Домом, Я же умножу дом твой в поднебесной «как звезды небесные и как песок морской» (Быт. 22, 17). А сверх этого сотворю то, что от твоего племени приму плоть от Пречистой Девы, чтобы спасти мир. И так Я буду с тобою во­веки».

О неизреченная благость и человеколю­бие Божие! О богатство щедрот Его! За столь малый дар от Иакова, за один небольшой и простой камень, названный домом Божиим, сколь великое ему воздаяние, сколь великие дары! Мы же отсюда увидим, сколь приятно Богу созидание святых храмов. Ибо если один камень, поставленный в честь Его Иаковом, был для Него столь приятен, то сколь же при­ятнее Ему и незабвеннее созидание целого храма, сооруженного из многих камней!

Что же скажем мы об украшении храмов Господних? Вспомним ту ветхозаветную ски­нию, в которой шествовал Господь Бог со Своими людьми, изведенными из Египта, в течение сорока лет в пустыне. Желая иметь для Себя эту скинию, Господь повелел Мои­сею, чтобы для сооружения ее каждый из на­рода принес что-либо по силам: золото, сере­бро, драгоценные камни, червленицу, вис­сон. А не имеющим таких драгоценных ве­щей, людям убогим, повелел приносить по убожеству своему то, что имеют: медь, кожу овна, червленую и синюю, и козью шерсть, каждый по своим силам. И не было в полках израилевых такого из лиц обоего пола, кто бы не принес посильной лепты на сооруже­ние и украшение храма Господня, святой скинии, скинии собрания, как сказано в Пи­сании: «Не только мужья, но и жены, каждый по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые ве­щи, и каждый, у кого была шерсть голубого, пурпурного и червленого цвета, виссон и козья шерсть, кожи бараньи красные и кожи синие» и прочее (Исх. 35, 22-23).

Для чего же Господь Бог требовал для ук­рашения Своей сени не только драгоценные веши, но и не драгоценные, как, например, кожи овечьи и козью шерсть? Для того чтобы показать, что и малое приношение в святой храм Ему столь же приятно, как и великое, а также и для того, чтобы никто не остался чуж­дым воспоминовения его Богом. Ибо, взирая свыше на скинию Свою, Господь видел в ней дары: от одного золото, от другого серебро, от иного медь, от другого иные недорогие вещи, как овчие кожи, из которых был сделан по­кров, или шерсть козья, из которой были уст­роены веревки скинии. Видя же их, Он поми­нал каждого во царствии Своем и уготовлял за сие стократное воздаяние.

Мы же внемлем: если и малые веши, при­несенные для украшения или иной какой-ли­бо потребы скинии Божией, столь же приятны Богу, как и великие; если одна овечья кожа и горсть шерсти, принесенные Ему, являются пред Ним великим даром, то сколь же прият­нее Ему не убогое, не слепое, не скудное, а с великим иждивением и добрым произволе­нием сердца творимое украшение храмов Гос­подних!

Твое благородие, усердствуя к Господу Бо­гу своему и отверзая Ему добрую волю, про­изволение и любовь твоего сердца, создал и богато украсил этот пречестный храм из дан­ных тебе Богом имений в часть и славу пре­святого имени Его. Будь же исполнен благой надежды в пребогатой милости Его, времен­ной и вечной. Ты построил Ему дом на земле, Он построит тебе дом на небе, дом, о котором говорит апостол: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жили­ще на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5, 1). Ты не пожалел для Него имений своих, Он не пожалеет для тебя Своего царст­вия. Ты принес Ему в дар временное, Он дару­ет тебе вечное. Ты прекрасно и превосходно украсил дом Его, Он же украсит душу твою подобно храму.

Когда Соломон создал прекрасный храм Господу Богу в Иерусалиме, Господь явился ему и сказал: «Я услышал молитвы твои, и освя­тил сей храм, который ты построил, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3 Цар. 9. 3). Мы же, смиренные, с дерзновением ска­жем: «здесь больше, чем у Соломона» (Мф.12,42). Ибо там была только тень спасения человече­ского, здесь же само спасение. Там преобра­зование, здесь же сама вещь; там ветхозаконное, здесь новоблагодатное. Там приносились в жертву бессловесные животные, здесь при­носится словесная жертва, когда «жрется Аг­нец Божий». Там говорилось: приносится в жертву агнец или телец Соломонов за него (Соломона) или какого-либо князя, или про­стого человека, за одного того, кто привел агнца или тельца, — здесь же говорится: «Жрется Агнец Божий, «Который берет на Се­бя грехи мира» (Ин. 1, 29), за мирский живот и спасение». И если о том ветхозаконном Соло­моновом храме Бог сказал, что там «будут очи Его и сердце во все дни», то тем более в Церкви новоблагодатной, в которой Жертвой бывает Сам Сын Божий. Поистине, «здесь более чему Соломона».

Ты создал, милость твоя, храм Господу Бо­гу по силам твоим. И потому Господь Бог го­ворит: «Будут очи Мои и сердце Мое там во все дни». И каждый раз, когда Господь Бог воззрит на этот святой храм, он воззрит и на тебя, ра­ба Своего. Каждый раз, когда в этом храме бу­дет приноситься бескровная Жертва, будут отпускаться тебе грехи твои. Каждый раз, ког­да будут произносить ектению о создателях храма сего, ты будешь вспомянут на небе. И насколько ты возлюбил.благолепие дома Божия, настолько же и Бог возлюбит тебя.

Капернаумские граждане, умоляя некогда Христа Господа об исцелении сына некоего сотника, говорили Ему: «Он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7, 4—5). Из того познали капернаумляне любовь к себе сотни­ка, что он построил им сонмище, или дом для собраний, и сочли его достойным милости Христовой: «Он достоин», — говорили они. Явил и ты, благочестивый муж, любовь твою ко Христу Господу, создав Ему пречестной храм, и достоин милости Его. И всякий раз, когда ты будешь молиться Господу Богу твое­му о какой-либо твоей нужде, прося Его мило­сти и говоря: «Господи, помилуй», — молящи­еся здесь о тебе иереи будут ходатайствовать за тебя пред Христом, говоря: «Он достоин, чтобы Ты сделал для него это», ибо он любит чин наш, особенно же Тебя, Господа Бога своего, лю­бит, и этот храм создал Тебе. Возлюби «любя­щего благолепие дома Твоего» (Заамвонная молитва). И Сам Бог говорит: «Я любящих Ме­ня люблю» (Притч. 8, 17).

Будь же здрав, благородный господин (имя рек), на многие лета, веселись и радуйся о Господе Боге, Спасе твоем, и имей благую надежду о своем спасении. Ибо созданием и украшением этого святого храма ты не только принес пользу себе и своим домашним, но и для многих, о ком будет совершаться молит­ва, ты будешь ходатаем спасения.

Ибо молитва о всех, творимая иереями в храме Божием, вознесется Ангелами из храма к Престолу Божию, — обо всех, а прежде все­го о великом Государе нашем Царе и Великом князе Петре Алексеевиче, всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодержце, и о всем пресветлом его Царском Доме, и о су­щих под рукой его монаршей князьях и боя­рах, и о всем воинстве и народе, и о всем его великодержавном государстве, о котором, на­шем Государе, и ныне молясь соборно, воз­глашаем и воспеваем: «Многая лета!» Аминь.

42. Поучение о прошении милостыни на созидание храмов («Радуйтесь тому, что имена ва­ши написаны на небесах» ((Лк.10, 20))

Что принесем, чем воздадим, какое благо­дарение вознесем, слушатели возлюбленные, Создателю нашему Господу Иисусу за то, что Он, благ наших не требуя, по единой Своей милости не только создал этот мир, видимый и невидимый, сохраняет и обогащает нас в нем, дарует нам жизнь и жилища и питает нас, но и дает нам небо! Дает, говорю, небо, то есть то ангельское селение, те многие оби­тели у Отца Небесного, где «слава и богатство в доме Его» (Пс. 111, 3), где каждый венчается славой и честью, где на голову каждого, кто достоин этого блаженства, возлагается «венец из камней драгоценны» (Пс. 20, 4); то небо, по­мышляя о котором, Давид, «скончаваясь», гово­рит: «Как вожделенны жилища Твои, Господи Сил! Желает, скончаваясь, душа моя во дворы Господни» (Пс. 83, 2-3), а святой Павел разлу­чается с телом: «Желаю разлучиться и со Хрис­том жить, и еще: Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7, 24); то небо, которого невозможно достойно похвалить. Ибо пре­восходит ум, удивляет помысл превыше вся­ких слов сия красота, сия честь, достоинство и высота, о которых восхищенный до третье­го неба апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на серд­це человеку» (1 Кор. 2, 9).

Такое небо, такое веселие уготовил Бог любящим Его! Получившим сие и Сам Хрис­тос Господь повелевает радоваться, как бы го­воря: не радуйтесь тому, что вам повинуются бесы! Не радуйтесь тому, что вы все имеете! Чему же? «Радуйтесь тому, что имена ваши на­писаны на небесах» (Лк. 10, 20).

О воистину великая радость! О неизречен­ное блаженство! О неоцененное приобрете­ние! Знаю, что все желают, все хотят получить его, но не все получают. Не все, ибо некото­рые будут изгнаны и ввержены во тьму кро­мешную. Кто же получает? Это те, которым Сам Судия говорит: «Был наг, и вы одели Меня» (Мф. 25, 36). За эту добродетель Христос воз­дает небом и дарует вечную жизнь.

Велика, говорю, добродетель — одевать нагих нищих. Сколь же велика и неизреченна добродетель — одевать Самого Христа Госпо­да! Но, может быть, кто-нибудь спросит: как можно одевать Одевающего небо облаками, землю травой и Украшающего все создание? Это возможно в том случае, если мы, видя об­наженными храмы, строящиеся во имя Его, в которых Сам Христос почивает под видом хлеба и вина, наполняем и, покрываем их. За такое дело более чем за все другие Господь воздаст вечное селение на небе. О нем и будет мое нынешнее слово. Ты же, о Христе Госпо­ди, сказавший: «Ревность по доме Твоем снеда­ет Меня» (Ин. 2, 17), — отверзи мне, желающе­му говорить о чести дома Твоего, ум и язык, а слушателям внимание, дабы и исполнили то, что услышат, ибо «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28).

«Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». По неисповедимому милосердию Своему Бог столь милует нас, чад Своих, слу­шатели возлюбленные, что дарует нам все, что нужно, ничего не лишая. Имеет «в правой руке Своей долготу дней, в левой же богатство и славу» (Притч. 3, 16), и это все Он уготовил нам, сохраняет ради нас. хотя мы и согреши­ли пред Ним, ибо многомилостив и щедр Господь (см. Пс. 102, 8; 144, 8). Мы блуждаем, как овцы погибшие, Он же распростер на Кресте пречистые руки Свои, «привлекая всех к Себе» (Ин. 12, 32). Мы прикоснулись к древу жизни, Он отдал за это руки Свои на при­гвождение. Более того, являя Свою неизре­ченную доброту и показывая, что ничего не скрывает от нас, Он показал нам вход к само­му человеколюбному сердцу Своему и путь через пронзенные ребра Свои, дабы всякий этими дверями и вошел, и вышел, и пажить нашел (см. Ин. 10, 9). Какая любовь может быть выше, какие щедроты больше этих? Кроме всех неизреченных благодатей, Он да­рует еще и сие: «И все Мое Твое!» (Ин. 17, 10).

Получив все это, всего этого сподобив­шись, бываем ли мы благодарны? Не всегда благодарны. Ибо, когда Преклонивший небе­са (см. Пс. 143, 5), сошедший ради нашего спасения восхотел родиться, Он с Преблагословенной Своей Матерью прежде всего не нашел места: настало время рождества, и «не было Им места в гостинице» (Лк. 2, 7). Затем, когда Он начал проповедовать путь спасения. Сам говорил о нашей благодарности и хвалил ее следующими словами: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Пришел к сво­им, и свои Его не приняли» (Лк. 9, 58; Ин. 1, 11). Пришел в землю Галаринскую и исцелил бес­новатого, который не давал никому проходить тем путем, где он жил в гробницах, и чем же отблагодарили Его за это? Просят, чтобы Он ушел прочь: «И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них» (Лк.8, 37). О неблагодарность великая, недостойная для воздаяния не только такому Благодетелю, но и врагам нашим! Однако все это претерпел Агнец Божий.

Не сделает ли и Он с нами так же? Претер­пит ли такую же нашу немилосердную бесче­ловечность, когда мы, видя Его нагим, не умилосердимся? Когда, получая из левой Его руки богатство и славу, нисколько не участву­ем в том, чтобы Его покрыть, видя, что храм Божий от скудости стоит обнаженным и не­покрытым, нисколько не помышляем о нем? Воистину, не претерпит! Ибо если неверные и безбожные люди за обесчещение Господне, за небрежение о Христе Господе пострадали смертью и вечным наказанием, то что будет с нами, христианами? Исполнится слово Гос­подне: «Раб же тот, который знал волю госпо­дина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12, 47).

Господь наказал филистимлян за то, что они поставили скинию завета в капище Дагона, бога своего. За уничижение Своего храма, во исполнение сонного видения, отнял царст­во у Навуходоносора и разделил его на многие монархии. А что случилось в Иерусалиме с Помпеем, кесарем римским, который вел брань за Римское царство с Юлием и до сих пор всегда побеждал его? Когда Иерусалим был уже во власти римлян, он, не довольству­ясь конюшнями, повелел поставить лошадей в притворе храма Господня, созданного Соло­моном и обновленного Зоровавелем, и с тех пор уже не мог сделать ничего против Юлия и вскоре бесчестно погиб в той брани. Но если Истинный Бог так воздавал за Свое бесчестие безбожным, то что же Он сделает с нами, зна­ющими Бога христианами, не хранящими Его честь, что сделает с нами, не радеющими о Его славе?

Стыдно нам вспомнить о первенствую­щей Церкви, в которой люди имели столь ве­ликое попечение о храмах Божиих, что для созидания церкви не только все имения у них были общими, как о том повествуется в главе пятой книги Деяний, но и, продавая села, они приносили деньги к апостольским ногам, как это сделал, например, Иосия, именуемый Варнавою, «у которого была своя земля. Продав ее, он принес деньги и положил к ногам апосто­лов» (Деян. 4, 37).

Святой Иоанн Златоуст говорит о первен­ствующей Церкви так: «Церковь в то время была небом, а ныне является только знамени­ем». В первенствующей Церкви попечение и заботы о созидании небесных храмов были столь велики, что каждый желал сделать из своего дома церковь, как говорит о том Злато­уст в 36 беседе на первое Послание к корин­фянам: «Тогда и дома были храмами, ныне же церковь — дом, и даже хуже всякого дома».

Добродетели первенствующей Церкви не­возможно исчислить. Не буду говорить о том, какая любовь существовала тогда между бра­тьями, какое было страннолюбце, какие доб­родетели! Плиний, второй начальник Вифинии, пишет Траяну, что христиане, ежедневно собираясь, дают клятву не в том, чтобы тво­рить какие-либо злые дела, а в том, чтобы не творить воровства, блудодеяния, убийств, лжи, клеветы и прочего, подобного тому. Они были прилежны в созидании храмов, умноже­нии алтарей, украшали храмы, устраивали и расширяли их, как свидетельствуется об этом в Деяниях: «И каждый день единодушно пребы­вали в храме и, преломляя по домам хлеб, прини­мали пишу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2, 46). Вот преблагое старание, вот дивное ус­троение! Где ныне такие христиане? Где такие строители святой церкви?

Можно, думается мне, сказать то, что не­когда сказал житель города Нолы некому римскому надзирателю, посланному в Кам­панию для приведения в порядок дел, кото­рый, обходя все города, прибыл и в город Но­лу. Так как в то время было лето, а страна эта очень жаркая, то он не мог никого увидеть, а потому обратился к жителю этого города, у которого проживал, со следующими словами: «Друг! Я — надзиратель, посланный в эту страну римским сенатом для устроения, а по­тому иди скорее и позови сюда всех лучших мужей города». Тогда гражданин, который был очень благоразумным, пошел в те места, где были погребены мертвые, и громко ска­зал: «Мужи благие! Идите со мной, вас при­зывает римский надзиратель!»

Надзиратель, видя, что никто не прихо­дит, снова повелевает ему позвать их. Он же опять пошел к гробницам и сказал: «Идите, благие мужи! Вас зовет к себе надзиратель римский». Когда же ни после второго, ни по­сле третьего раза никто не явился к надзира­телю, то он разгневался и сказал гражданину: «Так как благие мужи не послушались моего повеления, иди и покажи мне их, я иду сам». Гражданин привел надзирателя к гробницам и снова возгласил: «Вот, благие мужи, к вам при­шел римский надзиратель, он хочет говорить с вами». Разгневанный надзиратель закричал ему: «Что ты делаешь? Я послал тебя позвать живых, а ты посылаешь ко мне мертвых». Тот же ответил ему: «Не удивляйся этому, римский надзиратель! Все лучшие мужи нашего города уже давно умерли и положены в гробах. До­стойно совершилось по праведному суду Божию, что «те, которых был недостоин весь мир» (Евр. 11, 38), почивают в груди земли».

Не отступит от истины тот, кто скажет то же и о людях нашего времени: умерли уже добрые люди! Нет ныне ни Константинов, ни Владимиров, ни других богобоязненных лю­бителей благолепия дома Господня, которые не только свои богатства, но и порфиры, ски­петры и венцы отдавали на церковное укра­шение. Если же и найдутся, то, — сохрани, Господи! — не созидают ли они храмы Господ­ни чужим кровавым потом и горькими слеза­ми, бесчинным хищением и имением непра­ведным, как это сделал некогда в египетском городе Каир Ассан-Паша, муж льстивого ра­зума?

Желая прославить свое имя, он задумал создать великий храм, так называемый «Мосхея», но не на свое иждивение, и для этого придумал следующую хитрость: повелел объ­явить во всех городах, что хочет создать вели­кий храм Богу, а для того, чтобы благополуч­нее и скорее совершить это дело, он намерен всем странствующим раздать богатую милос­тыню. Для этого он назначил время и место. Это объявление привлекло отовсюду большое число людей. К их приходу Ассан велел при­готовить каждому новые одежды и тех, кто должен был получить милостыню, приказал проводить из одной великой палаты в другую через многие сени и двери.

Во время этого прохождения каждый сни­мал с себя старые одежды и надевал новые. Это он сделал для того, чтобы оставить у себя все то, что люди взяли с собой в дорогу, ибо в той стране был обычай зашивать деньги, при­готовленные для путешествия, в ветхую одеж­ду. Может быть, никто не хотел оставить свои ветхие рубища, но по необходимости каждый должен был надевать новую одежду. После этого начался великий плач и стенание в на­роде. Все требовали свои старые одежды и бросали пред ним новые. Он же, посмеяв­шись над воплями и стенаниями народа, по­велел все ветхие рубища бросить в огонь и получил из огня такое множество серебра, что не только построил храм, но и сам обога­тился.

Таких храмоздателей не любит Бог. Он хо­чет, чтобы каждый из нас сказал вместе с Закхеем: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим» (Лк. 19, 8). О если бы среди христиан и не слышно было о делах, подобных тому, ка­кое сотворил Ассан!

Запустел во время Вавилонского плене­ния Иерусалимский храм, люди, возвратив­шиеся из плена, обратились к строению своих домов, к украшению своих жилищ. И что же говорит им Господь, как устрашает их? Опять обещает зло и неблагополучие за то, что они пекутся больше о себе, чем о Боге, промыш­ляют больше о своих домах, чем о храме Божием. Пишется у пророка Аггея: «Народ сей говорит: «Не пришло время строить храм Гос­подень». И было слово Господне через Аггея про­рока: «А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Вседержи­тель: «Обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одевае­тесь, а не согреваетесь; работающий за плату зарабатывает для дырявого кошелька». И по­том говорит Господь Вседержитель: «За что Мой дом в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому? Посему-то небо заклю­чилось и не дает вам росы, и земля не дает сво­их плодов. И Я призвал засуху на землю, на го­ры, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд» (Агг. 1, 2—11).

Кто не вострепещет, слыша такое? Кто не ужаснется? О страшное прещение Твое, Боже наш! О наша злоба и ожесточение, ибо, слы­ша это, не печемся о храмах Господних и са­ми вызываем на себя гнев Божий!

Рассудите же, какое благословение, какой мир возвещает Господь Бог любящим благо­лепие дома Его! У того же пророка во второй главе пишется: «Так говорит Господь Вседер­житель: «Мир души даю всякому желающему воздвигнуть церковь сию»«(Агг. 2, 10).

О сладкий глас Твой, Боже наш! Устроил себе царь Давид дом из кедрового дерева и побоялся жить в нем, видя, что Ковчег Завета Господня находится в кожаном шатре. «И бы­ло», — говорится во второй Книге Царств, — «когда царь жил в доме своем, и Господь успоко­ил его от всех окрестных врагов его, тогда ска­зал царь пророку Нафану: «Вот, я живу в доме кедровом, а Ковчег Божий находится под шат­ром»«(2 Цар. 7, 1-2). Достойно Царя это сло­во! И не только Царь, но и вельможи его боя­лись войти в свои дома. Когда Кочег еше был в шатре, Давид повелел призванному от пол­ков Урии войти в свой дом. Но Урия не по­шел, сказав ему: «Ковчег Божий и весь Израиль пребывает в шатрах, и господин мой Иоав — в поле, как я войду в дом свой есть и пить? Кля­нусь жизнью души твоей, этого я не сделаю» (2 Цар. 11, 11).

Так было в Ветхом Завете — образе и тени новой благодати, данной Иисусом Христом. Так почитали Цари и люди Ковчег Господень, в котором были только скрижали Завета. Здесь же в храмах почивает Сам Законодавец. Там была только сосуд, имеющий манну, здесь же на престоле присутствует под видом хлеба и вина Царь царствующих и Господь господствующих. И все же мы не прилагаем никакого попечения о храмах Его!

Ясно, что единственный способ, которым мы можем воздать благодарение Создателю нашему Богу за создание и за все блага, кото­рые мы получаем из Его рук, это попечение о Его храмах. Ибо Сам Господь требует этого от нас, как требовал от Зоровавеля, к которому был послан пророк Аггей. Мы, как рабы Его, должны творить волю Господа нашего, как сыны Его, должны творить волю Отца своего, согласно Его словам: ««И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерьми», — говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 18). Должны все, получающие из руки Его, хотя бы малую часть отделить на Его честь и славу.

Пред нами стоит храм Господа нашего Иисуса Христа, который строится в честь Нерукотворенного Образа уже много лет и до сих пор по причине скудости не закончен, стоит, говорю, вызывая в нас умиление. Ибо доныне стоит разрушаемый ветрами, омывае­мый дождем, чернеющий от холода и солнеч­ного зноя, не имея над собой даже знамения Господня — святого креста, этого украшения храмов. Этот храм вызывает умиление у всех проходящих мимо него, и обитающий в нем Христос Господь говорит апокалипсические слова: «Вот, стою у двери и стучу: если кто ус­лышит голос Мой и отворит дверь» (Откр. 3, 20).

Отвори же, душа христианская, двери ми­лосердия твоего и скажи вместе с той сестрой, которая в Песни Песней говорит: «Голос брата моего ударяет в двери» (Песн. 5, 2). Стоящий же при пути храм сей и обитающий в нем Христос Господь, стучащий в двери милосер­дия, с умилением взывает к душе христиан­ской: «Отвори Мне, сестра Моя, ближняя Моя, совершенная Моя, ибо голова Моя покрыта ро­сою, волосы Мои окропились ночною влагой» (Песн. 5, 2), — то есть как бы говорит: «Вот уже столько лет, возлежа в храме этом ради спасения мира, Я омочен дождем и снегом; каждый заботливо устраивает и украшает свой дом, Я же пребываю непокрытым и в пренебрежении. «Приидите и видите все, мимоходящие путем, есть ли еще болезнь, как бо­лезнь Моя!» Кто не умилится, слыша эти слова? (Плач. 1, 13).

Если мы желаем получить нерукотворную обитель на небе, то устроим здесь обитель в честь Нерукотворного образа. Впишем сна­чала имена свои в эту книгу для подаяний милостыни на созидание храма сего, а потом несомненно услышим слова Христовы, чи­тавшиеся в нынешнем Евангелии, некогда сказанные апостолам устами Христовыми: «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Аминь.

43. Слово об умерших («Блаженны мертвые, умираю­щие в Господе!» (Откр. 14, 13))

Кто, умирая, блажен? Тот, кто умирает о Господе. Кто же умирает о Господе? Тот, кто благоугождает Богу, никогда не согрешая смертно. Кто благоугождает Богу, никогда не согрешая смертно? Тот, кто имеет мысль о смерти пред очами, ибо Писание говорит: «По­мни кончину твою, и вовек не согрешишь» (Сир. 7, 39). Ибо ничто так не удерживает человека от злых дел, поучая добрым, как память о смерти. Недаром святой Златоуст назвал по этой причине смерть учителем.

Проповедуя слово Божие в Троаде, святой Павел продолжил свое слово до полуночи. «Во время продолжительной Павловой беседы один юноша, по имени Евтих, сидевший на окне, за­дремал, и сонным упал вниз с третьего этажа, и был поднят мертвым» (Деян. 20, 9). Святой Павел, не окончив проповеди, встал и пошел к мертвому. Сказал бы кто-нибудь: «Павел святой! Ты имеешь дух пророческий, и знал, что этот отрок будет жив, воскреснет. Оставь же его и не прекращай своей проповеди слова Божия, пока не окончишь ее, пока не заклю­чишь ее «аминем», и когда скажешь «аминь», тогда и пойдешь к мертвому». Но святой Па­вел, не окончив слов, прекращает проповедь и идет к упавшему.

Рассуждая об этом, святой Златоуст гово­рит: «Это падение было вместо учителя, смерть упавшего отрока послужила для людей учителем». И воистину смерть — учитель для всех, ибо не так научит хитросплетенная речь, сладкогласное слово, пространная пропо­ведь, как вид смерти пред очами людей. Смерть бывает учителем, ибо хотя она имеет уста, заключенные мертвостью, недвижный, согнивший язык и безгласную гортань, одна­ко вопиет громче трубы, и голос ее проникает в сердца всех. Вопиет же такими словами Пи­сания: «Помни кончину твою!»

Итак, мы не погрешим, если назовем смерть вселенским учителем, ибо она вопиет каждому во вселенной: «Умрешь, умрешь, ни­какими ухищрениями ты не избегнешь смер­ти! Смотри на мертвый труп во гробе и внем­ли тому, что если не словом, то самим делом он говорит тебе: «Я был такой же, какой ты ныне; но каков я теперь, таким и ты будешь вскоре; то, что для меня теперь, то для тебя завтра. «Помни кончину твою», чтобы не гре­шить, помни о смерти, чтобы не согрешать смертно». Вот каким учителем является для нас смерть: смерть бывает учителем.

В тяжкие грехи впал некогда богопротивник фараон, не хотевший отпустить из Егип­та людей израильских, однако и нехотя отпу­стил. Кто же уговорил столь ожесточенного? Кто умягчил его каменное сердце? Кто на­учил отпустить их? Смерть первенцев египет­ских, в одну ночь повсюду умерщвленных ру­кой Ангела: смерть была его учителем (см. Исх. гл. 12).





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 119 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...