Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия 6 страница



7.103. Кто такие самаряне и почему они стали врагами иудеев?

В Библии самарянами (самаритянами) называется население Самарии, территории бывшего Израильского царства после уничтожения его ассирийским царем Саргоном II (в 721 году до нашей эры). Библейский летописец рассказывает о происхождении самарян следующее. Угнав большинство уцелевших израильтян в Ассирию, Саргон II поселил (в 721–710 годах) на их место колонистов из захваченных ассирийцами Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима. Поскольку вначале поселенцы не почитали еврейского Бога, Всевышний наслал на них львов. Самаряне уведомили ассирийского царя об этом несчастье, указав его причиной свое незнание законов Бога земли, на которой они теперь живут. Тогда ассирийский царь повелел послать к самарянам священника из уведенных в плен израильтян, чтобы тот научил поселенцев законам еврейского Бога. Приняв новую религию, самаряне продолжали поклоняться своим старым богам. Священников они впоследствии стали назначать из своей среды. После взятия в 648 году до нашей эры Вавилона ассирийским царем Ашшурбанипалом в Самарию были переселены также динеи, афарсафхеи, тарпелеи, апарсы, арехьяне, вавилоняне, сусанцы, даги, еламитяне «и прочие народы». Такое множество чужеземных народностей смогли ужиться между собой и даже образовать цельное национально-религиозное сообщество, какое представляли собой самаряне, во многом потому, что на территории бывшего Израильского царства осталось достаточно много евреев, под влияние которых поселенцы в значительной степени попали и с которыми в конце концов ассимилировались. Когда в 536 году до нашей эры иудеи возвратились из вавилонского плена и приступили к постройке нового иерусалимского храма, самаряне «пришли… к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и ему приносим жертвы». Иудеи отвергли предложенную от всей души помощь, чем вызвали озлобление и ненависть самарян. «И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении; и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их». Три века спустя самаряне помогали сирийцам подавить иудейское восстание, возглавляемое Иудой Маккавеем. Вражда между иудеями и самарянами продолжалась и в период, описанный в Новом Завете. Наставляя апостолов, Иисус говорил им: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Матфей 10:5). Когда Иисус попросил у самарянки воды, она удивленно ответила: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются». В качестве решающего аргумента в споре с Иисусом его оппоненты заявляют ему: «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» Впоследствии Иисус изменил свое отношение к самарянам, и многие из них стали христианами.

7.104. Какой библейский эпизод считают первой зафиксированной в истории попыткой вести пропаганду среди вражеских войск?

В ветхозаветной Четвертой книге Царств повествуется о том, что около 700 года до нашей эры ассирийский царь Синаххериб (библейский Сеннахирим)послал трех своих сановников с большим войском к Иерусалиму, чтобы склонить иудейского царя Езекию подчиниться Ассирии и заключить союз против египтян. Стоя перед закрытыми воротами Иерусалима, один из ассирийских сановников обратился к Езекии, убеждая не надеяться ни на поддержку Египта, ни на своего Бога, который не смог защитить от ассирийцев Израильское царство. Он во всеуслышание заявил, что все речи Езекии об уповании на Бога – пустые слова, ибо в войне все решает сила. «Итак вступи в союз с господином моим царем Ассирийским: я дам тебе две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них? Как тебе одолеть и одного вождя из малейших слуг господина моего? И уповаешь на Египет ради колесниц и коней? Притом же разве я без воли Господней пошел на место сие, чтобы разорить его?» Сам Езекия не вышел на городскую стену, чтобы выслушать ассирийца, а направил для этого несколько высокопоставленных слуг. Ассириец говорил на еврейском языке, и один из царских слуг, обеспокоенный моральным состоянием столпившихся на стене иерусалимцев, предложил ему перейти на арамейский, которым простолюдины не владели: «Говори рабам твоим по-арамейски, потому что мы понимаем, а не говори с нами по-иудейски, вслух народа, который на стене». На это ассириец ответил: «Разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать слова сии? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами». Затем ассириец громко обратился к защитникам Иерусалима, призывая их не верить Езекии, устрашая ужасами осады и прельщая усладами мирной жизни, ожидающей их в случае капитуляции. Этот эпизод считают первой зафиксированной в истории попыткой вести пропаганду среди вражеских войск. Попытка эта оказалась безуспешной. Ассирийские сановники так и не добились ответа ни от иерусалимцев, ни от сановников Езекии. Те «молчали и не отвечали ему ни слова, потому что от царя было приказание: не отвечайте ему».

7.105. Почему юный Товия без энтузиазма воспринял предложение архангела Рафаила жениться на девице Сарре?

Как рассказывает автор ветхозаветной Книги Товита, жившая в мидийских Екбатанах девица Сарра «была отдаваема семи мужьям, но Асмодей, злой дух, умерщвлял их прежде, нежели они были с нею, как с женою». Злорадные служанки издевались над несчастной девушкой и говорили ей: «Разве тебе не совестно, что ты задушила мужей твоих? Уже семерых ты имела, но не назвалась именем ни одного из них». Доведенная до отчаяния, Сарра хотела было покончить с жизнью, но побоялась обесчестить таким поступком седины своего отца и обратилась к Богу с просьбой либо умертвить ее, либо избавить от выпавшей на ее долю страшной беды. Молитва ее была услышана, и ангел Рафаил был послан избавить Сарру от Асмодея и отдать ее в жены Товии. Приняв человеческий облик, ангел предложил свои услуги Товии, который как раз искал спутника, чтобы идти из Ниневии в Раги Мидийские и получить там деньги, отданные некогда его отцом «на сохранение». Когда путники приближались к лежащим на их пути Екбатанам, Рафаил предложил Товии остановиться на ночь у Рагуила, отца Сарры, а потом добавил: «Я поговорю о ней, чтобы дали тебе ее в жену, ибо тебе предназначено наследство ее, так как ты один из рода ее; а девица прекрасная и умная». В ответ Товия высказал следующие опасения: «Я слышал, что эту девицу отдавали семи мужам, но все они погибли в брачной комнате… боюсь, как бы, войдя к ней, не умереть подобно прежним; ее любит демон, который никому не вредит, кроме приближающихся к ней». Тогда Рафаил напомнил о чудесных свойствах недавно выловленной Товией рыбы и посоветовал: «Когда ты войдешь в брачную комнату, возьми курильницу, вложи в нее сердца и печени рыбы, и покури; и демон ощутит запах и удалится, и не возвратится никогда». Рагуил радушно принял гостей и охотно согласился отдать Сарру в жены Товии. Тут же был составлен и подписан брачный договор. После ужина Товию ввели в спальню к невесте, и он, следуя указаниям Рафаила, «взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил». Не вынеся запаха, демон Асмодей «убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел». Молодожены «спокойно спали в эту ночь», а утром, когда обнаружилось, что оба они живы и здоровы, отец Сарры устроил двухнедельный свадебный пир.

7.106. Как пророк Иона очутился в чреве кита?

Иона – один из двенадцати «малых» пророков Ветхого Завета. Его книга уникальна тем, что она не содержит никаких пророчеств, а лишь рассказывает весьма занятную историю жизни самого автора. Начинается повествование с того, что Иона получает повеление Господне идти в ассирийскую столицу Ниневию и там проповедовать, предрекая гибель города, своими злодеяниями вызвавшего гнев Божий. Чтобы избежать выполнения этого приказа, Иона сел на корабль, направлявшийся в Фарсис, древний город на западном побережье Средиземного моря. Возмущенный неповиновением Ионы, Бог поднял страшную бурю. «И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул». Чтобы узнать, кто из них явился причиной бури, находившиеся на корабле бросили жребий, который выпал на Иону. Иона сам предложил своим спутникам бросить его за борт, чтобы унять бурю, но те «начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них». Когда, отчаявшись, они все-таки бросили Иону в море, буря сразу стихла, а Иону проглотил большой кит, в чреве которого он пробыл три дня и три ночи, горячо молясь Богу. И был услышан: «…сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу».

7.107. В связи с чем пророк Иона обратился к Всевышнему с просьбой лишить его жизни?

Изверженный из китового чрева на сушу Иона повторно получил Божье повеление идти в Ниневию и отправился в ассирийскую столицу, до которой чудесным образом оказалось всего три дня ходьбы. А затем начал бродить по городу, «сколько можно пройти в один день… говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена». Жители Ниневии настолько поверили пророку, что «объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого». Сам ассирийский царь «встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих»». Увидев столь искреннее раскаяние ассирийцев, Бог передумал и не стал разрушать их столицу. Пророчества Ионы не сбылись, а потому он «сильно огорчился… и был раздражен» – причем настолько, что взмолился к Всевышнему: «Возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить». Все еще надеясь, что нечестивая Ниневия будет наказана, «вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом». Не желая наказывать скудоумного пророка, Бог решил преподать ему наглядный урок. «И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало; Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

7.108. Как пророк Иеремия характеризовал подданных последнего иудейского царя Седекии?

Седекия (первоначально его звали Матфания) был последним иудейским царем из династии Давида, третьим сыном царя Иосии. В мае 597 года вавилонский царь Навуходоносор II сверг иудейского царя Иехонию (племянника Матфании), а на престол в Иерусалиме посадил Матфанию, переименовав его в Седекию. Вместе с царем Иехонией и его ближайшими родственниками на поселение в Вавилон были отправлены знатнейшие иудейские семьи, а также около 7 тысяч воинов и около тысячи ремесленников – общее число пленников достигло 10 тысяч человек, не считая угнанных с ними домочадцев. Это был цвет иудейского общества, его имущие и наиболее социально активные слои – под властью царя Седекии «никого не осталось, кроме бедного народа земли». Переселенных в Вавилонию пленников пророк Иеремия (он остался в Иудее) назвал «весьма хорошими смоквами», а оставшийся на родине «бедный народ земли», к которому перешли земля и прочее имущество угнанных в плен иудеев, – «очень нехорошими смоквами».

7.109. Как пророк Иеремия относился к оптимистическим пророчествам?

Об отношении Иеремии к оптимистическим пророчествам свидетельствует следующий факт. В сентябре 593 года до нашей эры пророк Анания из Гаваона заявил в иерусалимском храме «пред глазами священников и всего народа», что не пройдет и двух лет, как падет вавилонское иго и в Иерусалим вернется царь Иехония вместе с пленными и сосудами храма. Среди слушателей Анании был и Иеремия, который, чтобы наглядно представить народу свое мнение о последствиях сопротивления Вавилону, пришел в храм с надетым на себя деревянным ярмом. Иеремия приветствовал пророчество Анании, однако с многозначительной иронией предостерег: «Пророки, которые издавна были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор. Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка». Взбешенный Анания сорвал с Иеремии ярмо, разбил его и под рев толпы заявил, что именно так Бог сокрушит ярмо вавилонского царя. Иеремия вынужден был покинуть собрание. Дальнейшие события подтвердили правоту пророка Иеремии.

7.110. За что вавилонский царь Навуходоносор II после захвата Иерусалима приказал наградить иудейского пророка Иеремию?

Пророк Иеремия жил в эпоху борьбы между двумя сверхдержавами того времени – Египтом и Нововавилонским царством. Благодаря своему географическому положению Иудея была для Вавилона ключом к Египту, потому вавилонский царь Навуходоносор II требовал от иудеев подчинения ему. В свою очередь, Египет подстрекал иудейского царя к сопротивлению, обещая свою поддержку. Иудея очутилась между двух огней, не зная, кому из могучих соперников отдать предпочтение. Не колебался лишь Иеремия, твердо убежденный, что борьба против восточного гиганта может закончиться только поражением Иудейского царства и что единственный выход – немедленно признать власть Вавилона и тем самым избежать бесполезного кровопролития и гибели государства. Свою речь, в которой он предсказал неминуемую победу вавилонского царя над Иудеей и всеми окружающими ее народами, Иеремия велел своему ученику Варуху записать, а затем огласить перед народом в иерусалимском храме. Иудейский царь Иоаким, выслушав запись речи, приказал схватить Иеремию и Варуха, но те успели скрыться.

Пророчество Иеремии сбылось. В начале 597 года до нашей эры Навуходоносор подступил к Иерусалиму. Иоаким, сдавшийся без сопротивления, был убит, а на иудейский престол посажен Иехония, его сын. Более 3 тысяч знатных иудеев отправились в вавилонский плен. Спустя чуть больше трех месяцев после воцарения Иехонии вавилонская армия опять подступила к Иерусалиму, и город снова сдался без боя. Навуходоносор увел в Вавилон самого Иехонию со всей семьей, около 7 тысяч воинов и около тысячи ремесленников – так началось знаменитое вавилонское пленение иудейского народа.

Осенью 589 года до нашей эры по сигналу из Египта в Иудее началось восстание против Вавилона. Вавилоняне осадили Иерусалим, но спустя всего месяц сняли осаду: победа египтян над финикийским флотом, воевавшим на стороне вавилонян, и последовавший за этим захват египтянами Финикии заставили вавилонского царя временно забыть о непокорной Иудее. В Иерусалиме ликовали, затеявшие восстание иудейские верхи окончательно уверовали в победу. Иеремия сурово осуждал как само восстание, так и поведение иудейской верхушки. Он не сомневался, что дело кончится катастрофой. Когда иудейский царь Седекия, не разделявший воинственных настроений своего окружения, обратился через верных людей к Иеремии за советом, пророк ответил: «Войско фараоново, которое шло к вам на помощь, возвратится в землю свою, в Египет; а Халдеи снова придут и будут воевать против города сего, и возьмут его и сожгут его огнем».

Иеремия пытался покинуть Иерусалим и скрыться, но был задержан и обвинен в намерении перебежать к врагу. Напрасно он пытался оправдаться перед царскими сановниками – те «озлобились на Иеремию и били его, и заключили его в темницу». Летом 587 года войска Навуходоносора опять появились под стенами Иерусалима. Вавилоняне возвели осадные валы и башни вровень с городскими укреплениями, подвели к стенам и воротам тараны. Иудеи защищались с исключительной стойкостью, враг нес большие потери, отбивая непрерывные вылазки осажденных. Самые страшные для Иерусалима дни настали, когда закончились запасы провианта. Люди умирали от голода прямо на улицах, матери, разум которых помутился от голода, варили своих умерших от голода же детей и утоляли собственный голод. Погибавшие от меча были счастливее умиравших от голода. И все же Иерусалим держался. В этой до крайности напряженной обстановке Иеремия продолжал свои, по существу, пораженческие проповеди: «Кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив… Непременно предан будет город сей в руки царя Вавилонского, и он возьмет его». Тогда иудейские князья потребовали от царя: «Да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова». Иеремию бросили в яму, чтобы он умер в ней голодной смертью, однако ночью царские слуги вытащили его и спрятали во дворе стражи. Когда Седекия опять призвал Иеремию на тайную беседу, пророк снова убеждал царя сдаться вавилонянам, чтобы спасти Иерусалим от гибели, но Седекия побоялся последовать его совету.

18 июля 586 года тараны пробили брешь в стене и вавилоняне ворвались в Иерусалим. По приказу Навуходоносора на глазах Седекии закололи его сыновей и всех пленных иудейских князей, а самого царя ослепили и в цепях отправили в Вавилон, где он окончил жизнь в темнице. Через месяц вавилоняне сожгли в Иерусалиме все строения, в том числе царский дворец и храм, и срыли крепостные стены. Вся храмовая утварь стала добычей победителей. Уцелевшие после осады и штурма знатные и состоятельные иудеи были угнаны в плен, а в Иудее остались лишь неимущие, которым были переданы виноградники, сады и поля. Наместником Иудеи, которая отныне стала рядовой вавилонской провинцией и была обложена данью, Навуходоносор назначил иудея Годолию.

Навуходоносор, высоко оценивший деятельность Иеремии, приказал разыскать его и наградить. Пророка нашли во дворе стражи, сняли с него цепи и предложили либо переселиться в Вавилон, либо остаться в Иудее. Иеремия предпочел родину и, получив от вавилонян подарки и продовольствие, отправился к Годолии в Массифу «и жил с ним среди народа, остававшегося в стране». Однако едва в стране начала налаживаться мирная жизнь, как в октябре 586 года избежавшие плена иудейские военачальники убили наместника Годолию, после чего перепуганные жители, страшась мести Навуходоносора, решили бежать в Египет. Иеремия до конца убеждал своих соотечественников оставаться в Иудее, угрожая яростью Божьей и полным истреблением тем, кто отправится в Египет, но и на этот раз не был услышан. До конца оставаясь со своим народом, старый пророк Иеремия отправился с ним на чужбину.

7.111. В чем состояло знаменитое видение пророка Иезекииля?

Иезекииль – один из четырех «великих пророков» Ветхого Завета, автор книги, отличающейся богатством таинственных символов и видений. В 597 году до нашей эры он был уведен в вавилонский плен вместе с царем Иехонией и поселился в Тел-Ави-ве при реке Ховар, где в пятый год плена началась его пророческая деятельность – с одного из самых фантасмагорических видений, встречающихся в ветхозаветных текстах. Иезекииль увидел, как «бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него». Среди этого огня пророку явились четыре таинственных животных, каждое из которых имело четыре лица – человека, льва, тельца и орла, и четыре крыла, два из которых «соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их». Загадочные животные ассоциировались в представлении пророка одновременно с горящими углями и лампадами, при этом «огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня». Животные двигались с молниеносной стремительностью, «каждое по направлению лица своего», никогда во время своего шествия не оборачиваясь. Возле каждого из них Иезекииль увидел колеса с «высокими и страшными» ободьями, полными глаз, устроенные как «колесо в колесе» и двигающиеся вместе с животными во все стороны. Над головами животных было «подобие свода, как вид изумительного кристалла», откуда раздавался голос; над сводом было подобие престола, на котором пророк узрел сияющее радужным огнем подобие человека. Расценив это зрелище как «подобие славы Господней», Иезекииль «пал на лице свое и слышал глас Глаголющего», призывавший его на пророческое служение.

7.112. Какой сценой Зоровавель проиллюстрировал свою мысль о неограниченной власти женщины над мужчиной?

Рассказывая о том, как «многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них», Зоровавель привел в качестве примера следующий случай. Апамина, наложница могущественного персидского царя, сидя справа от своего повелителя, «снимала венец с головы царя и возлагала на себя, а левою рукою ударяла царя по щеке». Царь при этом «смотрел на нее, раскрыв рот: если она улыбнется ему, улыбается и он; если же она рассердится на него, он ласкает ее, чтобы помирилась с ним».

7.113. После какого события пророк Даниил «стал велик перед народом»?

Одним из событий, сделавших еще юного Даниила знаменитым и почитаемым среди евреев Вавилона, стала история с ложным обвинением добродетельной Сусанны двумя похотливыми старцами. Красавица Сусанна была женой одного из самых богатых и уважаемых членов иудейской общины в Вавилоне. В доме ее мужа постоянно бывали два старца, в том году поставленные судьями над местными евреями. Оба они часто наблюдали «приходящую и прогуливающуюся» Сусанну и «прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть ее». Однажды в жаркий день Сусанна решила искупаться в саду и отослала служанок, велев запереть двери сада. Служанки исполнили указание госпожи, но не заметили в саду двух спрятавшихся старцев. «И вот, когда служанки вышли, встали оба старейшины, и прибежали к ней, и сказали: Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами. Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок своих». Богобоязненная Сусанна предпочла стать жертвой клеветы, чем согрешить с мерзкими старцами. «И закричала Сусанна громким голосом; закричали также и оба старейшины против нее, и один побежал и отворил двери сада». На следующий день состоялся суд над Сусанной. «И сказали старейшины: когда мы ходили по саду одни, вошла эта с двумя служанками и затворила двери сада, и отослала служанок; и пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею. Мы, находясь в углу сада и видя такое беззаконие, побежали на них, и увидели их совокупляющимися, и того не могли удержать, потому что он был сильнее нас и, отворив двери, выскочил. Но эту мы схватили». Авторитет старцев как старейшин народа и судей не позволил слушателям усомниться в их правоте, и Сусанна была осуждена на смерть. Даниил вмешался в это дело, когда Сусанну уже вели на казнь. Став посреди процессии, он потребовал, чтобы все вернулись в суд, поскольку свидетельство, на основе которого вынесен приговор, было ложным. В суде Даниил потребовал отделить обвинивших Сусанну старцев друг от друга, чтобы допросить их раздельно. Каждого из них Даниил спросил об одном и том же: под каким деревом находились Сусанна и неизвестный юноша, когда их застигли врасплох? Один из обвинителей назвал это дерево мастиковым, а второй – зеленым дубом. Ложь старцев стала очевидна всем – и Сусанна была спасена, а ее обвинители в тот же день казнены. «И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом». Интересно, к какому выводу пришел бы Даниил, применив свой критерий к свидетельствам евангелистов относительно поведения Иисуса Христа и Иуды Искариота во время ареста Иисуса в Гефсиманском саду?

7.114. За что еврейского пророка Даниила поставили главным над всеми мудрецами вавилонскими?

В ветхозаветной Книге пророка Даниила рассказывается о том, как вавилонский царь Навуходоносор увидел встревоживший его сон и тут же призвал «тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев», чтобы они истолковали ему значение виденного во сне. Халдеи попросили вначале рассказать им содержание сна, однако царь его уже забыл. Отказ халдеев разгадать сон, не зная его содержания, привел к тому, что царь приказал «истребить всех мудрецов Вавилонских». Это грозное царское повеление распространялось также на Даниила, поскольку он входил в число указанных мудрецов, хотя и не был среди призванных для разгадки царского сна. Даниил лично обратился к Навуходоносору и «упросил… дать ему время, и он представит царю толкование сна». Спустя некоторое время Даниил снова предстал перед Навуходоносором и рассказал царю, что тот видел во сне огромного и страшного истукана, неестественно блестящего. «У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные». Затем царь наблюдал во сне, как от горы «без содействия рук» оторвался камень, ударил в истукана и разбил его ноги. «Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю». За содержанием сна последовало и толкование его значения. «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу… Ты – это золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа… И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, то и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото». До глубины души потрясенный могуществом еврейского Бога и мудростью Его пророка, царь «пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения». Признав превосходство еврейского Бога над всеми остальными, «возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими». Что касается четырех указанных Даниилом царств, то одни исследователи усматривают здесь намек на Вавилон, Мидию, Персию и Грецию, а другие полагают, что речь идет о Вавилоне, Персии, Греции и Риме.

7.115. Сколько раз пророка Даниила бросали в ров со львами?

Согласно Книге пророка Даниила, ее автор оказывался в львином рву дважды. Впервые это случилось при царе Дарии Мидянине. Даниил в это время был одним из трех князей, перед которыми отчитывались наместники всех 120 сатрапий, составлявших Персидское царство, и, как утверждает сам Даниил, царь помышлял поставить его «над всем царством». Не желая допустить такого возвышения Даниила, остальные «князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти». Тогда враги Даниила убедили Дария Мидянина, «чтобы сделано было царское постановление… чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров». Затем «эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим» и донесли царю. Поскольку «по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено», царь, скрепя сердце, приказал бросить Даниила в ров ко львам. После бессонной ночи Дарий Мидянин отправился к львиному рву и обнаружил Даниила целым и невредимым. Даниил объяснил царю причину такого чуда: «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне». Пророка подняли из рва, а затем «приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их». Второй раз Даниил оказался в львином рву уже при царе Кире II Великом, которого еврейский пророк сумел убедить в ложности и греховности всякого идолопоклонства. Истребление Даниилом вавилонских богов и их жрецов и попустительство ему царя в этом деле вызвали народное восстание. Кира обвинили в том, что он «сделался Иудеем», и потребовали у него выдать Даниила. В случае невыполнения их требования, восставшие угрожали убить царя и всю его семью. «И когда царь увидел, что они сильно настаивают, принужден был предать им Даниила, они же бросили его в ров львиный, и он пробыл там шесть дней. Во рве было семь львов, и давалось им каждый день по два тела и по две овцы; в это время им не давали их, чтобы они съели Даниила». Тем не менее, когда на седьмой день царь пришел к львиному рву, чтобы «поскорбеть о Данииле», он застал пророка целым и невредимым. Обрадованный царь «приказал вынуть Даниила, а виновников его по-губления бросить в ров, – и они тотчас были съедены в присутствии его».





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 111 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...