Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия 5 страница



7.84. Почему архитянин Хусий покинул своего друга царя Давида и вернулся в Иерусалим, захваченный сторонниками мятежного царевича Авессалома?

Когда царевич Авессалом поднял мятеж, Хусий пришел к бежавшему из столицы царю Давиду, который тут же попросил его вернуться в Иерусалим, войти в доверие к Авессалому и противодействовать Ахитофелу, знаменитому своей мудростью советнику Авессалома, а также сообщать Давиду о планах мятежников. Появление Хусия в Иерусалиме удивило Авессалома. На упрек в предательстве Хусий ответил: «Кого избрал Господь и этот народ и весь Израиль, с тем и я. <…> Как служил я отцу твоему, так буду служить и тебе». Польщенный Авессалом проникся полным доверием к бывшему другу своего отца и решил прислушиваться к его мнению. В это время Ахитофел предложил выделить отряд из 12 тысяч человек, чтобы в ту же ночь отправить его в погоню за Давидом и напасть на царя, пока тот пребывает в растерянности. «И все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя и всех людей обращу к тебе; и когда не будет одного, душу которого ты ищешь, тогда весь народ будет в мире», – убеждал царевича Ахитофел. Хусий сразу понял всю опасность таких действий для Давида и постарался переубедить Авессалома. Он напомнил царевичу, что отец его – человек опытный, в сложившейся обстановке он «не остановится ночевать с народом», а затаится в какой-нибудь пещере. Если при первой попытке схватить царя не удастся, то люди расценят это как поражение Авессалома. «Тогда и самый храбрый, у которого сердце, как сердце львиное, упадет духом; ибо всему Израилю известно, как храбр отец твой и мужественны те, которые с ним», – предостерег Авессалома хитроумный Хусий. Он предложил не рисковать, а выступить против Давида лишь тогда, когда будет обеспечено достаточно большое численное превосходство: «Пусть соберется к тебе весь Израиль… во множестве, как песок при море… и тогда мы пойдем против него, в каком бы месте он ни находился, и нападем на него, как падает роса на землю; и не останется у него ни одного человека из всех, которые с ним; а если он войдет в какой-либо город, то весь Израиль принесет к тому городу веревки, и мы стащим его в реку, так что не останется ни одного камешка». Коварное красноречие Хусия убедило Авессалома, и он отказался от предложенного Ахитофелом плана немедленных действий. Об этом плане Хусий сразу же сообщил Давиду, и тот срочно покинул пустынную равнину, перешел через Иордан и углубился в горную местность, где занялся сбором своих сторонников и организацией войска. Узнав об этом и понимая, что Авессалом теперь обречен, Ахитофел покончил с собой. Так Хусий блестяще выполнил поручение царя Давида, своего друга и повелителя.

7.85. Почему царь Давид перед смертью велел своему сыну и преемнику жестоко расправиться с вениаминитянином Семеем?

Когда царь Давид, бежавший из Иерусалима во время мятежа, поднятого его сыном Авессаломом, проходил мимо Бахурима, живший здесь Семей «шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида». Обзывая царя кровопийцей и беззаконником, Семей объяснял постигшую Давида беду тем, что он якобы узурпировал власть царя Саула и погубил его род. Авесса, племянник Давида, хотел было убить Семея, но царь остановил его, заявив: «Если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие». После подавления мятежа, когда Давид с торжеством возвращался в Иерусалим, Семей встретил его, «пал… пред царем… и сказал царю: не поставь мне, господин мой, в преступление, и не помяни того, чем согрешил раб твой в тот день… и не держи того, царь, на сердце своем; ибо… вот, ныне я пришел первый из всего дома Иосифова, чтобы выйти навстречу господину моему царю». И снова Авесса вызвался покарать Семея, и снова Давид, учитывая все еще сложную обстановку в стране, остановил племянника. «И сказал царь Семею: ты не умрешь. И поклялся ему царь». Давид не забыл нанесенной ему Семеем обиды, но, опасаясь нарушить клятву, до конца своей жизни не мстил ему. Однако перед смертью царь велел Соломону, своему сыну и преемнику: «Вот еще у тебя Семей… он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом». Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю».

7.86. Почему Иоав убил царевича Авессалома?

Перед решающим сражением Давид приказал Иоаву и двум другим командующим, Авессе и Еффею, не убивать его непутевого сына, сберечь ему жизнь – и «все люди слышали, как приказывал царь всем начальникам об Авессаломе». Сражение состоялось в лесу вблизи реки Иордан и окончилось полным разгромом мятежников. Авессалом, пытаясь спастись бегством, неосмотрительно въехал под ветви большого дуба и запутался в них своими длинными густыми волосами, а бывший под ним мул убежал. «И сказал Иоав человеку, донесшему об этом: вот, ты видел; зачем же ты не поверг его там на землю? я дал бы тебе десять сиклей серебра и один пояс». Однако человек этот резонно возразил Иоаву, что убить царевича вопреки повелению Давида равносильно самоубийству и что Иоав первый расправился бы с любым, кто нарушил царский приказ. Иоав встал перед альтернативой: угодить Давиду, сохранив жизнь его сыну и опасному претенденту на престол, способному в будущем снова ввергнуть страну в междоусобную бойню, или вызвать царский гнев и опалу, но навсегда ликвидировать исходящую от Авессалома опасность нового мятежа. Он выбрал последнее: «взял в руки три стрелы и вонзил их в сердце Авессалома, который был еще жив на дубе».

7.87. Как Давид отплатил Иоаву за все услуги, оказанные им народу и царю?

Иоав прославился многочисленными военными победами над врагами царя Давида и еврейского народа. Пожизненное звание главного военачальника он завоевал во время штурма иерусалимской цитадели, первым ворвавшись в отчаянно обороняемую крепость. Еще ранее Иоав командовал армией Давида в сражении у Гаваонского озера, где нанес поражение сторонникам царя Иевосфея, которых возглавлял Авенир. О полководческих качествах Иоава свидетельствует то, что в этом сражении многоопытный Авенир потерял убитыми 360 человек, а Иоав – 19 человек. Возглавляя армию при осаде столицы аммонитян Раввы, Иоав беспрекословно исполнил приказ Давида и отправил Урию, одного из лучших военачальников, на верную гибель, чтобы царь мог взять в жены Вирсавию, вдову Урии. Вскоре Иоав сообщил царю, что ему удалось уничтожить источник водоснабжения осажденной Раввы, дни которой теперь сочтены, и предложил Давиду лично возглавить армию, добровольно уступая ему честь взятия аммонитской твердыни. Однако значительно большее значение для Давида имело то обстоятельство, что Иоав убил Авенира (уже перешедшего на сторону Давида), царевича Авессалома и Амессая (племянника Давида, возглавлявшего армию Авессалома). Причиной этих трех убийств было стремление Иоава ликвидировать потенциальных лидеров новых мятежей; во всех этих случаях он действовал в интересах царя и народа, но вопреки воле Давида. Не мог царь простить Иоаву и то, что, когда он, Давид, узнав о гибели своего любимца Авессалома, потерял самообладание и только и делал, что лил слезы и причитал, Иоав указал ему на опасность такого поведения, сказал в глаза горькую правду. Люто ненавидя Иоава, Давид оставил его главным военачальником, ибо вынужден был считаться с популярностью Иоава в армии и народе. А популярность эта была обусловлена не только мужеством и выдающимся полководческим дарованием Иоава, но и тем, что он, по выражению библейского летописца, «щадил» свой народ. Без малейших угрызений совести уничтожая исконных и непримиримых врагов еврейского царства, Иоав, когда ему приходилось сражаться против израильтян (у Гаваонского озера, при подавлении мятежей, возглавляемых Авессаломом и Савеем), прекращал боевые действия, как только достигал цели, и не учинял никаких расправ над побежденными. За все услуги, оказанные Иоавом народу и царю, Давид отплатил ему черной неблагодарностью. В последние дни жизни, передавая царство сыну своему и преемнику Соломону, Давид завещал: «Ты знаешь, что сделал мне Иоав… как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром… и Амессаем… поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю». Мудрый Соломон не мог не заметить, что среди грехов Иоава Давид не упомянул убийства Авессалома, не случись которого он, Соломон, скорее всего, не мог бы и мечтать о царском троне. Однако и у него имелись основания невзлюбить Иоава, поскольку в борьбе за престол между Соломоном и Адонией Иоав принимал сторону последнего, считая его, как старшего из сыновей Давида, законным наследником. (Следует заметить, что поддержка Иоавом царевича Адонии была пассивной, совершенно не свойственной энергичному и деятельному Иоаву – ни о каких враждебных действиях Иоава против Соломона Библия не упоминает.) Так или иначе, в начале царствования Соломон не только не стал наказывать Иоава, но даже оставил его главнокомандующим армией. Лишь когда у него возникли подозрения, что царевич Адония не оставил притязаний на престол, Соломон приказал убить Иоава – вместе с Адонией.

7.88. Какие три наказания на выбор предложил Давиду Бог и какое тот предпочел?

Однажды Бог внушил Давиду мысль провести перепись своих подданных, а затем разгневался на царя за этот «неразумный поступок» (по другой версии, к решению провести перепись Давида подтолкнул сатана). Прозорливец Гад возвестил Давиду о том, что Бог предоставляет ему, провинившемуся царю, возможность выбрать один из трех видов наказания: «…или три года – голод, или три месяца будешь ты преследуем неприятелями твоими и меч врагов твоих будет досягать до тебя; или три дня – меч Господень и язва на земле и Ангел Господень, истребляющий во всех пределах Израиля». Давид выбрал последнее из предложенных ему наказаний, и Бог счел его достаточным только после гибели 70 тысяч человек от моровой язвы.

7.89. Кто был главным соперником Соломона в борьбе за отцовский престол?

Адония, четвертый сын царя Давида (от Аггифы), после смерти старших братьев возомнил себя законным наследником престола. Одряхлевший к тому времени царь Давид, уже обещавший своей любимой жене Вирсавии передать престол ее сыну Соломону, не принимал всерьез слова и поступки Адонии и никак на них не реагировал. Однако честолюбивые замыслы Адонии поддержали два очень влиятельных человека: главный военачальник Иоав и иудейский первосвященник Авиафар. Считая их поддержку вполне достаточной для осуществления своих замыслов, Адония «заколол… овец и волов и тельцов… и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя». Узнавший об этом собрании пророк Нафан, один из противников Адонии, упреждая события, сообщил Вирсавии: «Слышала ли ты, что Адония… сделался царем, а господин наш Давид не знает о том?» Вирсавия немедленно напомнила Давиду о его обещании сделать наследником Соломона и потребовала объявить это решение публично. Уступая настойчивости жены и поддержавшего ее Нафана, Давид приказал срочно помазать Соломона на царство. Узнав о свершившемся воцарении Соломона, гости Адонии немедленно покинули его, а сам Адония, «боясь Соломона, встал и пошел и ухватился за роги жертвенника… говоря: пусть поклянется мне теперь царь Соломон, что он не умертвит раба своего мечом». Соломон обещал сохранить жизнь брату при следующем условии: «…если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет».

7.90. Почему царь Соломон не отдал Ависагу Сунамитянку в жены своему старшему брату Адонии?

Ависагу взяли в гарем престарелого царя Давида, чтобы она своим молодым телом согревала в постели одряхлевшего царя и ухаживала за ним. «Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее», – свидетельствует ветхозаветная Третья книга Царств. После смерти Давида его старший сын Адония обратился к Вирсавии, матери занявшего отцовский трон Соломона, с просьбой: «Поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену», предварительно напомнив ей: «Ты знаешь, что царство принадлежало мне и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему». Вирсавия согласилась передать своему царственному сыну просьбу Адонии. Выслушав мать, мудрый Соломон усмотрел в просьбе старшего брата то самое лукавство, от которого его ранее предостерегал, – попытку получить дополнительные основания для будущих притязаний на престол, поскольку, по старинному обычаю, гаремом покойного царя мог пользоваться только его законный наследник. Царские браки отражали политические и экономические альянсы, заключенные в интересах государства, и переход гарема в собственность нового царя обеспечивал непрерывность действия взаимных обязательств. Поэтому всякая попытка заполучить женщину из гарема рассматривалась как признак бунта и посягательства на власть. Возможно, Адония рассчитывал на неопределенность статуса Ависаги, однако Соломон не стал вникать в такие детали и приказал убить брата.

7.91. Откуда Соломон получал материалы и мастеров для постройки иерусалимского храма?

Приступая к строительству храма, Соломон обратился за помощью к Хираму, царю финикийского Тира, и тот прислал ему «дерева кедровые и дерева кипарисовые» из Ливана, а также умелых ремесленников – плотников, каменщиков и зодчих, в том числе искусного мастера по имени Хирам-Авий. Присланные материалы и ремесленников Соломон использовал также при строительстве нового царского дворца. За оказанную услугу Соломон в течение 20 лет, пока продолжались строительные работы, ежегодно «давал Хираму двадцать тысяч куров пшеницы для продовольствия дома его и двадцать куров оливкового выбитого масла». По истечении указанных лет Соломон отдал Хираму также 20 городов в Галилее. «И вышел Хирам из Тира посмотреть города, которые дал ему Соломон, и они не понравились ему. И сказал он: что это за города, которые ты, брат мой, дал мне?» Несмотря на свое недовольство, Хирам послал Соломону 120 талантов (примерно 4 тонны) золота, а также отдал несколько городов в Финикии, которые затем Соломон обустроил и заселил евреями. Хирам оказал также неоценимую помощь Соломону в организации чрезвычайно прибыльной торговли на Средиземном и Красном морях, предоставив в распоряжение израильского царя морские суда, которые евреи не умели строить, и опытных финикийских мореходов – «своих подданных корабельщиков, знающих море».

7.92. Что больше всего поражало в царе Соломоне его подданных и чужестранцев?

Еще больше, чем сказочное богатство, подданных Соломона и чужеземцев поражала его безграничная мудрость. Когда еще в начале царствования Соломону во сне явился Бог и пообещал исполнить любое его желание, молодой царь попросил даровать ему «сердце разумное, чтобы судить народ… и различать, что добро и что зло». Всевышнему эта просьба Соломона очень понравилась. «И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, – вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе. <…> И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря». Мудрость Соломона вошла в поговорку. Одним из наиболее известных примеров «соломонова решения» стало определение им на суде матери спорного ребенка, когда, сделав вид, что хочет разрубить младенца и разделить его между двумя претендовавшими на него женщинами, царь узнал, кто из них настоящая мать. Дарованная свыше «премудрость, художница всего», позволила Соломону «познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней». И она же, премудрость, привела царя к выводу, что «во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь» и что вся жизнь – всего лишь «суета и томление духа». Соломон ясно понял, что «всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру». И открылась перед Соломоном еще одна печальная истина, состоящая в том, что «участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» А поскольку «все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах», и никто не знает, «дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю», то «нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?»

7.93. Почему Бог отвернулся от царя Соломона и как его наказал?

Библейский летописец рассказывает, что у царя Соломона был огромный гарем (700 жен и 300 наложниц), в который входили и женщины из народов, с представительницами которых Бог категорически запретил евреям вступать в браки еще во времена Моисея: «…не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам». Соломон пренебрег этим запретом, и «развратили жены его сердце его», а к старости даже «склонили сердце его к иным богам». Предав Бога своих предков, Соломон «стал… служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской». Потворствуя женам-чужестранкам, «построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской». Не потерпев такого отступничества, разгневанный Бог возвестил Соломону, что отнимет у его сына власть над общееврейским царством и, лишь учитывая заслуги Давида, оставит его потомкам власть над Иудеей. И действительно, вскоре после смерти Соломона 10 северных колен Израилевых отделились от царя Ровоама, сына и преемника Соломона. Общееврейское государство распалось на два соперничающих царства – Израильское (северное) и Иудейское (южное).

7.94. Почему распалось созданное Давидом единое израильско-иудейское царство?

Непосредственным поводом к распаду в 926 году до нашей эры общееврейского государства, созданного царем Давидом, стали безрассудные действия «скудного разумом» Ровоама, старшего сына и преемника царя Соломона, однако более глубокие причины этого распада обусловлены политикой его отца и деда. Еще со времен Давида, отдававшего явное предпочтение иудеям и вениаминитянам, остальные десять еврейских племен остро ощущали свою ущемленность, отдаленность от трона. То обстоятельство, что для царя Давида «слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян», однажды даже привело к попытке северных племен отделиться от него, быстро подавленной благодаря решительным действиям Иоава, главного военачальника Давида. Любовь Соломона к роскоши и грандиозным постройкам также накладывала тяжкое бремя на население Северной Палестины. После смерти Соломона представители северных племен не пришли в Иерусалим на коронацию нового царя, а вызвали Ровоама в Сихем, главный город ефремлян, «чтобы поставить его царем», и там заявили ему: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго; но ты облегчи жестокую работу отца твоего, и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем служить тебе». Пообещав сообщить свое решение через три дня, Ровоам обратился к своим советникам и получил от них две противоположные по сути рекомендации. Более опытные советники рекомендовали молодому царю хотя бы временно уступить требованию северян: «Если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут рабами на все дни». Однако советники помоложе, сверстники Ровоама, убеждали его, что только энергичный отпор попытке северных племен предъявить царю ультимативные требования может укрепить царскую власть и запугать недовольных. Ровоам опрометчиво последовал рекомендациям своих сверстников и объявил представителям северных племен: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами». В ответ на эти роковые слова десять колен отложились от Ровоама и образовали Израильское царство, избрав своим царем Иеровоама. Отныне власть Иерусалима признавали только иудеи и вениаминитяне, чье царство стали называть Иудейским.

7.95. Почему Иеровоам, первый царь Израильского царства, стал идолопоклонником?

После разделения общееврейского государства на два царства – Иудейское и Израильское – многие израильтяне по-прежнему считали обязательным для себя приносить праздничные жертвы Богу своих предков в иерусалимский храм. Иеровоам прекрасно понимал, что сохранение единого религиозного центра является мощным стимулом к объединению братских народов, лишь недавно порвавших друг с другом, и что в случае такого объединения он, Иеровоам, неизбежно потеряет трон. Чтобы отвратить своих подданных от иерусалимского храма, он учредил новый религиозный культ: «…сделал двух золотых тельцов и сказал: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И повело это к греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан». Иеровоам назначил священников, которые не были левитами, а также установил религиозный праздник вместо основных, отмечаемых в Иерусалиме, – Нового года и Праздника кущей. Указанные мероприятия возымели должный эффект: Иудейское и Израильское царства не только никогда не воссоединились, но и почти всегда враждовали на протяжении своей истории.

7.96. За что благочестивый иудейский царь Аса лишил свою мать звания царицы?

Третий иудейский царь Аса, правнук царя Соломона, прославился своим благочестием. В Библии рассказывается, что «делал Аса доброе и угодное в очах Господа Бога своего: и отверг он жертвенники богов чужих и высоты, и разбил статуи, и вырубил посвященные дерева, и повелел Иудеям взыскать Господа Бога отцов своих, и исполнять закон и заповеди». В борьбе с идолопоклонничеством Аса не знал компромиссов: он «даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты; и изрубил Аса истукан ее и сжег у потока Кедрона». Однако когда на тридцать девятом году своего царствования Аса серьезно заболел, то обратился не к Богу, а к врачам, что и привело его, по мнению библейского летописца, к смерти.

7.97. Чем пророк Михей вызвал гнев израильского царя Ахава?

Когда израильский царь Ахав и иудейский царь Иосафат вознамерились отнять у сирийцев Рамоф Галаадский, они решили выяснить мнение Бога относительно задуманной ими военной экспедиции. Собрав около 400 пророков, Ахав спросил их, идти ли ему войною на Рамоф Галаадский, и получил единогласный ответ: «Иди, Господь предаст его в руки царя». Такое единодушие пророков вызвало подозрения у Иосафата, и он поинтересовался, «нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросить через него Господа?». Ахав признался, что «есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, – это Михей». Вызванный по настоянию Иосафата пророк Михей на тот же вопрос царя, идти ли ему и Иосафату войной на Рамоф Галаадский, ответил: «Иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя». Когда же царь попросил пророка: «Еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа», Михей заявил совершенно противоположное – что замысел Божий в том и состоит, чтобы склонить Ахава к этому походу, в котором он должен погибнуть, а единодушие остальных пророков вызвано тем, что Господь преднамеренно «попустил… духа лживого» в их уста. Разгневанный двуличием пророка, Ахав приказал наказать его: посадить в темницу и кормить лишь хлебом и водою, «доколе я не возвращусь в мире». Поверив большинству (четыреста против одного) пророков, Ахав и Иосафат выступили к Рамофу Галаадскому, но перед сражением Ахав решил все-таки поостеречься и вступил в битву не в царских одеждах, а в обычных воинских доспехах. Это его не спасло: «один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат». Ахав попытался покинуть поле битвы, но «сражение в тот день усилилось, и царь стоял на колеснице против Сириян, и вечером умер».

7.98. От кого бежал в Иудейское царство и скрывался в пустыне пророк Илия?

От жены израильского царя Ахава финикиянки Иезавели. Фанатичная поклонница финикийского бога Ваала, Иезавель воспользовалась своим огромным влиянием на безвольного супруга, чтобы ревностно внедрять культ этого бога в Израильском царстве. В достижении этой цели гордая, властолюбивая и тщеславная Иезавель считала допустимыми любые средства. Она даже решилась на истребление пророков еврейского Бога – лишь части их удалось скрыться в пещерах, где они питались хлебом и водой. В ответ на действия Иезавели пророк Илия приказал сохранившим верность Богу своих предков израильтянам схватить «пророков Ваала» и «убил всех пророков мечом». Узнав о казни служителей Ваала, разгневанная Иезавель приказала сообщить великому пророку: «Пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них». Страшась мести грозной царицы, Илия вынужден был бежать в соседнее Иудейского царство и скрываться там в пустыне.

7.99. В чем состояло первое из чудес, совершенных пророком Елисеем?

Пророк Елисей был учеником пророка Илии. Когда Илия отправился в Вефиль, где «Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо», Елисей настоял на том, чтобы сопровождать его. По пути в ответ на вопрос учителя «Что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя?» Елисей попросил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Здесь же, на дороге, Елисей стал свидетелем вознесения Илии на небо и поднял упавший с того плащ. Став на берегу Иордана, Елисей ударил этим плащом по воде, «и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей». Увидевшие это пятьдесят «сынов пророков» тотчас признали в Елисее преемника Илии и пожелали служить ему.

7.100. Как наказал пророк Елисей своего корыстолюбивого слугу Гиезия за обман?

Когда Елисей излечил от проказы сирийского военачальника Неемана и не взял у него предложенных за исцеление даров, слуга пророка Гиезий догнал уезжавшего Неемана и сообщил ему, будто Елисей передумал и просит дать ему талант серебра и две перемены одежд. Поверив Гиезию, обрадованный Нееман упросил его взять два таланта серебра и две перемены одежд. Спрятав дары, слуга пришел к Елисею, который сразу поинтересовался, куда он ходил. Геезий заявил своему господину, что никуда не отлучался, но Елисей видел слугу насквозь. Разгневанный пророк заявил Гиезию: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек», после чего слуга вышел от него «белый от проказы, как снег». По-видимому, Гиезий то ли вымолил, то ли чем-то заслужил у пророка прощение и исцеление от проказы, так как позже пришедшая к израильскому царю Иораму женщина, сына которой воскресил Елисей, застала царя в обществе Гиезия, который рассказывал царю о замечательных деяниях Елисея.

7.101. Как пророк Елисей поступил с малыми детьми, обозвавшими его плешивым?

По свидетельству библейского летописца, после того как пророк Елисей, оздоровив воду в Иерихоне, покинул этот город, случилось следующее. «Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка». Жестокость пророка некоторые комментаторы Библии объясняют наличием у него психологического комплекса. Если пророк Илия был «весь в волосах», то плешивость Елисея являла собой полную противоположность и, вероятно, внушала окружающим (а возможно, и ему самому) мысль, что он не может быть таким же могущественным, как его учитель. Насмешка детей подразумевала отрицание пророческого статуса и призвания Елисея, а потому подлежала немедленному опровержению путем исполнения проклятия.

7.102. За что и как Бог наказал иудейского царя Азарию?

Азария – один из самых успешных иудейских царей, воссевший на иерусалимский престол в 16-летнем возрасте и занимавший его 52 года. Уделяя большое внимание хозяйственной деятельности, он возвел несколько городов, укрепил иерусалимскую цитадель, а также «построил башни в пустыне, и иссек много водоемов, потому что имел много скота, и на низменности и на равнине, и земледельцев и садовников». Азария оказался способным военачальником и одержал ряд побед над соседними народами – «дошло имя его до пределов Египта, потому что он был весьма силен». Эти успехи вскружили Азарии голову: «…возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном». Этому намерению царя резко воспротивились священники, заявившие: «Это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища». На сторону своих служителей не замедлил встать Бог и сурово наказал царя-святотатца: когда возмущенный неожиданным сопротивлением Азария попытался излить свой гнев, «проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного». Азария оставался прокаженным до конца своей жизни, «жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня», а страной управлял его сын Иоафам.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 179 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...