Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия 2 страница



7.27. Кто такие левиты и чем они отличались от других колен Израилевых?

Левитами в Ветхом Завете именуются потомки Левия, третьего сына Иакова и Лии. За то, что Левий и Симеон устроили кровавую расправу с сихемцами, Иаков перед смертью проклял их и лишил их потомков отдельных территорий в Земле обетованной, обрекая быть рассеянными среди других израильских племен. При исходе из Египта потомки Левия ничем не отличались от остальных евреев. Впервые они выделились из среды израильтян, когда Моисей, вернувшись со священной горы Синай, обнаружил, что его народ пляшет вокруг языческого идола – золотого тельца. На его призыв «Кто Господень, ко мне!» откликнулись только левиты. По приказу Моисея они убили около трех тысяч поклонявшихся идолу израильтян. За это Бог (через Моисея) поручил им впредь всегда нести службу при скинии собрания (походный еврейский храм). Выполняя завещание Иакова, Моисей не выделил левитам отдельного удела в завоеванном евреями Ханаане, а назначил им для поселения отдельные города в уделах других колен Израилевых. Это рассеяние левитов по своей сути было не наказанием, а знаком отличия, обусловленным их особым предназначением – «отправлять дела служения в доме Господнем». Не последнюю роль в этом играло, вероятно, то обстоятельство, что Моисей и сам был потомком Левия.

7.28. Почему Иуда, сын Иакова, приказал сжечь свою невестку Фамарь, а затем отменил приказание?

Вначале Иуда взял Фамарь в жены старшему сыну Иру, но тот умер, оставив жену бездетной. Следуя старинному закону, Иуда велел второму сыну Онану взять Фамарь в жены. Онан знал, что по закону дети, рожденные Фамарью от него, будут считаться детьми Ира, а потому, «когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему». В наказание за это Бог умертвил Онана, и Фамарь снова осталась бездетной вдовой. Иуда отослал Фамарь в родительский дом, пообещав, что отдаст ее в жены своему младшему сыну Шеле, когда тот подрастет. Когда же Шела достиг совершеннолетия, Иуда, опасаясь потерять и его, не выполнил данного Фамари обещания. Поняв, что ей не быть женой Шелы, Фамарь решилась на рискованный шаг. Узнав, что Иуда идет стричь свой скот в Фамну, «сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села… на дороге в Фамну». Иуда не узнал невестку и, приняв ее за местную блудницу, вступил с ней в связь. В качестве платы он пообещал Фамари прислать козленка из своего стада. По требованию Фамари он оставил в залог свои печать, перевязь и трость. Когда же Иуда послал своего друга отдать незнакомке козленка и вернуть оставленные в залог вещи, тот не нашел Фамари, а местные жители заверили его, что никакой блудницы на дороге и не было. Спустя три месяца после этих событий Иуде сообщили, что Фамарь «впала в блуд… и беременна от блуда». Разгневанный Иуда велел сжечь невестку, однако Фамарь передала ему оставленные им в залог вещи и сообщила, что беременна от их владельца. «Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более». Фамарь родила близнецов Фареса и Зару, ставших родоначальниками крупных иудейских кланов (одним из потомков Фареса был царь Давид).

7.29. За что сыновья Иакова не любили своего младшего брата Иосифа?

С момента своего появления на свет Иосиф был предметом особой привязанности Иакова – как долгожданный сын любимой жены Рахили, как «сын старости его». О месте, занимаемом Рахилью и Иосифом в сердце Иакова, красноречиво свидетельствует сцена встречи Иакова со старшим братом-близнецом Исавом, которого Иаков очень боялся: перед встречей Иаков «поставил служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади». Иаков не скрывал своего отношения к Иосифу, оказывая ему знаки предпочтения перед остальными сыновьями. На правах любимчика 17-летний Иосиф получил от отца «разноцветную одежду» – большую редкость в пастушеском быту. Такое привилегированное положение Иосифа не могло не вызывать у его братьев зависти и раздражения. Нелюбовь усугублялась еще и тем, что «доводил Иосиф худые о них слухи до отца их», то есть просто-напросто наушничал. Не способствовали братской любви также рассказы Иосифа о двух его сновидениях. В первом сне снопы, связанные братьями, «стали кругом и поклонились» стоящему прямо снопу, связанному Иосифом, во втором Иосифу кланялись солнце, луна и одиннадцать звезд. Последний сон возмутил даже Иакова, и он заявил своему любимцу: «Что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?» А братья, которые уже давно ненавидели Иосифа «и не могли говорить с ним дружелюбно», теперь «возненавидели его еще более за сны его и за слова его».

7.30. Как Иосиф, младший сын Иакова, оказался в Египте?

Однажды Иаков послал Иосифа к братьям, которые пасли скот в Дофане, чтобы узнать, здоровы ли они и цел ли скот. Издали увидев идущего к ним Иосифа, ненавидевшие его братья решили, что наступил час их мести. Они тут же договорились убить Иосифа и бросить в какой-нибудь ров, а отцу сказать, что он стал добычей хищных зверей. Избежал Иосиф немедленной гибели лишь благодаря заступничеству старшего брата Рувима. Втайне намереваясь спасти Иосифа и возвратить отцу, Рувим предложил братьям: «Бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него». Сорвав с Иосифа разноцветную одежду, братья бросили его в глубокий ров (колодец), в котором не было воды. Вскоре поблизости появился купеческий караван измаильтян (по другой версии – «купцы Мадиамские»). Братья по предложению Иуды продали Иосифа купцам, которые доставили его в Египет и продали там Потифару, начальнику телохранителей фараона. Братья же, зарезав козла и его кровью вымарав цветную одежду Иосифа, принесли ее отцу. Решив, что Иосифа растерзали дикие звери, Иаков «разодрал… одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни».

7.31. За что Иосифа, сына Иакова, бросили в Египте в темницу?

Оказавшись рабом в доме Потифара, начальника телохранителей фараона, Иосиф быстро снискал доверие своего господина, и тот «поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал в руки его». Однако на Иосифа, который «был красив станом и красив лицем», обратила внимание жена Потифара «и сказала: спи со мною». Твердый отказ Иосифа не охладил страсти женщины, и она продолжала попытки соблазнить его. «Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон». Возмущенная неприступностью слуги, госпожа обвинила Иосифа в покушении на ее целомудрие. В качестве доказательства она предъявила сбежавшимся слугам и мужу одежду Иосифа. Поверив жене, Потифар «воспылал гневом; и взял Иосифа… и отдал его в темницу, где заключены узники царя».

7.32. Как Иосиф поразил своей мудростью фараона?

Оказавшись в темнице, Иосиф снискал расположение ее начальника. Когда в эту же темницу бросили двух царедворцев – главного виночерпия и главного хлебодара, – начальник темницы приставил к ним Иосифа. Придя однажды утром к своим подопечным, Иосиф узнал, что каждый из них видел этой ночью озадачивший его сон, однако истолковать его не может. Выслушав сны царедворцев, Иосиф объявил, что через три дня хлебодар будет повешен, а виночерпий займет свое прежнее положение при фараоне. Оба предсказания сбылись. Прошло два года, и фараон в одну и ту же ночь увидел два сна, смутивших его. В первом сне вышли из реки и стали пастись в тростнике семь тучных коров, а затем из реки появились семь тощих коров, которые съели тучных. Во втором сне на стебле поднялись семь хороших колосьев, а затем рядом выросли семь иссушенных ветром колосьев, и иссушенные колосья пожрали хорошие. Призвав «всех волхвов Египта и всех мудрецов его», фараон не смог добиться от них истолкования загадочных снов. И вот тогда виночерпий сообщил повелителю, как достоверно предсказал Иосиф ему и хлебодару судьбу по их снам. Иосифа, которому в это время было тридцать лет, поспешно постригли, переодели и представили перед фараоном. Выслушав сновидения, Иосиф объявил, что в Египте наступают семь лет великого изобилия, а после них настанут семь лет тяжелого голода. Затем он посоветовал фараону в течение первых семи лет запасать в хранилища пятую часть урожая, чтобы с помощью этих запасов избежать голода в последующие семь лет. Пораженный мудростью Иосифа, фараон поручил ему реализацию предложенного им плана. «И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою».

7.33. Когда и как фараон стал владельцем всех земель и всего населения Египта?

Выполняя распоряжение фараона, Иосиф в течение семи урожайных лет скопил по всему Египту «хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета». Когда же наступили предсказанные семь лет голода, он «отворил… все житницы, и стал продавать хлеб». В течение первых голодных лет жители Египта отдали Иосифу за хлеб все имеющееся у них серебро. Поскольку земля все еще не приносила урожаев, египтяне стали покупать хлеб у Иосифа за скот, но и его у них хватило всего на год. Перед угрозой голодной смерти египтяне предложили принять в качестве уплаты за хлеб себя и свои земли. Так с помощью Иосифа фараон стал полновластным владельцем всех богатств, всех земель и всего населения Египта – кроме богатств и земель, принадлежавших храмам, и самих жрецов. После этого Иосиф стал раздавать семена населению бесплатно. Он установил закон, по которому пятая часть собранного урожая становилась собственностью фараона – «исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону».

7.34. Как велико было семейство Иакова по приходе в Египет и как велико оно стало при исходе из Египта во главе с Моисеем?

В тексте ветхозаветных книг Бытия и Исхода сказано, что вместе с Иаковом в Египет из Ханаана переселились 70 человек (согласно греческому переводу – 75 человек). В это число не вошли Иосиф и двое его сыновей, которые к этому времени уже жили в Египте (Бытие 46:26–27; Исход 1:5). В книге Исхода указывается, что спустя 430 лет Египет покинули потомки Иакова в количестве до 600 тысяч «пеших мужчин, кроме детей» (Исход 12:37). Эти данные подтверждаются в книге Чисел, где приведены результаты переписи, проведенной Моисеем на втором году исхода евреев из Египта. Согласно этим результатам, количество боеспособных мужчин от 20 лет и старше составило 603 550 человек, причем в этом числе не учтены 22 тысячи левитов мужского пола от месячного возраста и старше (Числа 1:46, 2:32, 3:39). При таком количестве мужчин, как утверждают специалисты, численность всего еврейского народа должна была составить более 2 миллионов человек. Указанные в Библии цифры вызывают большие сомнения по нескольким причинам. Вот лишь некоторые из них. Во-первых, как показывают оценки, чтобы обеспечить такой прирост численности за 430 лет, каждая еврейская семья в этот период должна была иметь не менее 8 детей. Во-вторых, обеспечить пропитание двухмиллионного народа в районе дельты Нила было невозможно (историки утверждают, что все население Египта составляло в то время 4–5 миллионов человек). В наши дни население той египетской области, в которой, согласно Библии, были поселены потомки Иакова (вади Тумилат), составляет менее 20 тысяч человек. В-третьих, если учесть, что в состав походной колонны израильтян входили женщины, дети и старики, к тому же семьи следовали со своими животными и пожитками, то хвост такой колонны должен был находиться на расстоянии не менее двух недель пути от ее головы. Это не могло не создать трудностей при переходе через море, совершенном, как указано в Библии, за одну ночь. В-четвертых, вся египетская армия этого периода насчитывала менее 20 тысяч человек. Если бы израильское войско составляло 600 тысяч человек, то чего ему было бояться? В-пятых, если 2 миллиона человек жили в пустыне в течение 40 лет и половина из них нашли там свою смерть, то археологи должны были найти множество следов их пребывания, особенно в тех местах, в которых израильтяне на некоторое время останавливались. В-шестых, археологи утверждают, что население Палестины в тот период составляло не более миллиона человек, то есть значительно уступало указанным в Библии силам израильтян, а следовательно, завоевание Земли обетованной не представляло бы для них особой проблемы. Население современного Израиля, в том числе обширных урбанизированных территорий, составляет около 6,4 миллиона человек, то есть всего в 3 раза превосходит указанную в Библии численность евреев периода исхода из Египта.

7.35. Были ли потомки Иакова рабами в Египте?

В литературе часто можно встретить формулу: «рабство сынов Израилевых в Египте», которую следует рассматривать лишь как образное выражение. Она не имеет никаких оснований ни в библейском тексте, ни с точки зрения исторической. Известно, что рабство – это форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина-рабовладельца. Согласно Библии, потомки Иакова во время жизни в Египте де-юре были такими же подданными фараона, как и египтяне. Другое дело, что египтянам (как и многим другим народам до и после них) было свойственно презрительное отношение к чужеземцам. Тем не менее благодаря уважению фараона к Иосифу израильтяне первое время жили в условиях наибольшего благоприятствования. Однако шли годы, сменялись фараоны, заслуги Иосифа забывались, и положение пришлого народа ухудшалось. Евреев стали использовать на принудительных работах, бремя трудовой повинности становилось все тяжелее, однако в рабство потомков Иакова никто не обращал. У них не было иных хозяев, кроме фараона, который управлял ими с помощью своих чиновников. Более того, положение потомков Иакова было значительно выше, чем положение простого египетского крестьянина, иначе как объяснить, что перед бегством из Египта евреи сумели, по указанию Моисея, «выпросить» у своих соседей (видимо, не самых бедных из египтян) «вещей серебряных и вещей золотых и одежд»? Трудно поверить, что египтяне отдали бы свои сокровища людям, стоящим значительно ниже их в социальной иерархии, а тем более презираемым ими. Вспомним также, что, покидая Египет, израильтяне гнали с собой «мелкий и крупный скот, стадо весьма большое».

7.36. При каких обстоятельствах родился Моисей и в каких условиях он вырос?

Согласно библейскому повествованию, ко времени рождения Моисея потомки Иакова жили в Египте уже около трехсот пятидесяти лет. За это время они «расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно». Считая многочисленность чужаков потенциальной угрозой для своей страны, фараон распорядился изнурять этот народ тяжелыми работами, однако «чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал». Тогда фараон приказал еврейским повивальным бабкам при родах умерщвлять младенцев мужского пола, но те «боялись Бога… и оставляли детей в живых». Убедившись в бесплодности таких мер, фараон незадолго до появления на свет Моисея повелел египтянам топить в Ниле всех рождающихся у израильтян мальчиков.

Моисей был младшим сыном Амрама и Иохаведы, потомков Левия, сына Иакова и Лии. Его брат Аарон был на три года старше, а их сестра Мариам ко времени рождения Моисея была уже почти взрослой. Иохаведа прятала от египтян своего новорожденного сына в течение трех месяцев, а затем, «не могши более скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки».

Мариам издали наблюдала, что будет с ее младшим братом дальше. Корзинку увидела дочь фараона, пришедшая на реку купаться, и велела одной из рабынь принести ее. Дочь фараона сразу поняла, что перед ней еврейский ребенок, однако пожалела его и согласилась на предложение оказавшейся рядом Мариам: «Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?» Мариам тут же позвала свою мать, которую и наняли вскормить собственного ребенка. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына». Таким образом, Моисей вырос при царском дворе на положении любимца дочери фараона.

7.37. Почему Моисей бежал из Египта?

В ветхозаветной книге Исхода рассказывается, что однажды Моисей «вышел к братьям своим и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея». Выросший при царском дворе Моисей, видимо, не утратил ощущения кровного родства со своим народом, а потому не смог безучастно наблюдать избиение израильтянина. «Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого», Моисей «убил Египтянина и скрыл его в песке». Очень скоро Моисей узнал, что его поступок не остался тайной. Когда на следующий день он вмешался в ссору двух соплеменников и пытался утихомирить более буйного, тот неожиданно сказал: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?» Убийство египтянина чужеземцем считалось тяжким преступлением, за которое полагалась смертная казнь, а потому Моисей бежал за пределы страны, в земли мадианитян на юге Синайского полуострова.

7.38. Что такое неопалимая купина?

Неопалимой купиной принято называть упоминаемый в ветхозаветной книге Исхода горящий, но не сгорающий терновый куст, замеченный Моисеем, когда он пас овец своего тестя в окрестностях горы Хорив в стране мадианитян (на Синайском полуострове). Заинтересовавшись увиденным, Моисей направился к кусту и вдруг услышал «из среды куста» окликающий его по имени голос, в котором сразу признал голос Бога своих предков. Закрыв лицо, «потому что боялся воззреть на Бога», Моисей выслушал повеление немедленно вернуться в Египет и вывести своих соплеменников из этой страны в «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед». Естественных объяснений феномена горящего куста существует достаточно много: от кустарника, выделяющего воспламеняемый газ, до кустарника, покрытого ярко окрашенными листьями или ягодами.

7.39. Почему Бог определил в помощники Моисею брата Аарона?

Получив от Бога повеление вывести своих соплеменников из Египта в Землю обетованную, Моисей усомнился в успехе своей миссии. Стремясь уклониться от нее, он привел ряд доводов, но Бог отклонил их. Последним аргументом Моисея были слова: «Человек я не речистый… я тяжело говорю и косноязычен». В ответ Бог предложил: «Разве нет у тебя Аарона брата… я знаю, что он может говорить… итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога». Таким образом, главная обязанность Аарона состояла в том, чтобы говорить за брата перед народом. Если учесть, что Моисей вырос при дворе фараона и, значит, получил соответствующее образование, его заявление о неумении говорить и косноязычии звучит малоубедительно. В билейском тексте нет объяснения этому обстоятельству, однако на сей счет существует интересная легенда. Дочь фараона просила у своего отца разрешения усыновить Моисея на случай, если у нее самой не будет детей. В это время сидевший у нее на коленях Моисей сорвал корону с головы фараона и возложил на свою. Советники фараона увидели в этом дурное предзнаменование и посоветовали умертвить мальчика, но Иофар, будущий тесть Моисея, заявил, что ребенок сделал это по недомыслию. Чтобы подтвердить это, Иофар предложил показать ребенку золото и горящие угли и посмотреть, что он выберет. Моисей хотел было выбрать золото, что имело бы для него роковые последствия, но ангел направил его руку, и мальчик, схватив раскаленный уголек, поднес его к губам. С тех пор Моисей и стал косноязычным.

7.40. Как Моисей и Аарон заставили фараона отпустить евреев из Египта?

Моисей и Аарон предстали перед фараоном и попросили отпустить евреев в пустыню, чтобы они принесли жертвы своему Богу. Фараон не только отказал им, но и расценил просьбу как свидетельство праздности их соплеменников, а потому наказал народ новыми тяготами, что вызвало ропот евреев в адрес Моисея и Аарона. Братья снова отправились к фараону. Стоя перед троном, «бросил Аарон жезл свой пред фараоном… и он сделался змеем». Фараон тут же призвал своих волхвов, и те «сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями». Даже то, что затем жезл Аарона «поглотил» жезлы египетских чародеев, не произвело на фараона особого впечатления, и он остался непреклонным. С этого момента разгорелась отчаянная борьба Моисея и Аарона с упрямством египетского владыки. В ходе этого противоборства Моисей наслал на египтян «десять казней египетских». Первой из них стало отравление воды Нила, приобретшей цвет крови и смрадный запах и ставшей непригодной для питья. Затем Египет наполнился полчищами жаб. Затем земля и все на ней покрылось мошками. Затем на всю землю налетело великое множество «песьих мух» (какие насекомые упоминаются под этим названием – неизвестно). Затем пал весь скот египтян (но не еврейский). Затем у скота и людей распространились гнойные нарывы. Затем на всю территорию Египта (кроме местности, где жили евреи) обрушился страшный град. Затем землю покрыла саранча, уничтожившая траву и деревья во всем Египте. Затем на три дня всю страну покрыла густая тьма. Несколько раз фараон, напуганный обрушившимся на Египет очередным бедствием, соглашался отпустить евреев – но каждый раз, как только Моисей по его просьбе прекращал разгул очередной стихии, забывал о своем обещании. Окончательно заставила фараона уступить только десятая «казнь», когда по всему Египту в полночь умерли все первенцы – «от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота». В живых остались первенцы еврейские, так как дверные косяки домов, в которых они были, евреи отметили кровью агнца (ягненка), чтобы ангел карающий проходил мимо и щадил их. В ту же ночь израильтяне спешно тронулись в путь из страны, которая 430 лет назад приютила и спасла от голода их предков – Иакова и его семейство.

7.41. Какая из десяти заповедей, данных Моисею, а через него и всем евреям Богом в пустыне, была нарушена евреями по указанию этого же Бога ранее, при исходе из Египта?

Восьмая заповедь: «Не кради» (Исход 20:15). Вот что рассказывается об этом в книге Исхода. Перед тем как навести на египтян последнюю, десятую, казнь, Бог дал Моисею указание тайно «внушить» соплеменникам, «чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых» (Исход 11:2). Указание это было выполнено. «И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян» (Исход 12:35–36). Возникает вопрос: не была ли эта кража истинной причиной того, что возмущенный фараон бросился в погоню за беглецами? Следует также отметить, что с определенной точки зрения никакого нарушения восьмой заповеди в данном случае не было. Ведь все десять заповедей регламентировали принципы отношений только между израильтянами и, очевидно, не распространялись на остальные народы, относительно которых Бог дал Моисею совершенно иные указания.

7.42. Какие указания дал Бог израильтянам в отношении хананейских народов?

Еще заключая завет с Авраамом, Бог отдал его потомкам земли ряда хананейских народов. Выводя еврейский народ из Египта, Всевышний дал подробные указания Моисею, а через него и всем израильтянам в части принципов их отношений с другими народами. Особую беспощадность он предписал к народам Ханаана, обрекая их практически на полное уничтожение. «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его, и когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой; так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих. А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию» (Второзаконие 20:10–17). Причиной столь жестокого отношения еврейского Бога к этим народам были опасения, что израильтяне, живя в тесном соседстве с язычниками, ассимилируются с ними и, что еще недопустимее, станут служить их богам и забудут о своем Боге и о собственной избранности. А потому Всевышний категорически потребовал от евреев ни в коем случае не родниться с побежденными народами и бескомпромиссно искоренять культы их богов. «Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы… и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов их сожгите огнем; ибо ты народ святый у Господа Бога твоего: тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Второзаконие 7:1–6).

7.43. Как Бог помог своему возлюбленному народу избежать египетской погони?

Узнав, что евреи не просто отлучились на несколько дней в пустыню принести жертвы Богу, а бежали из Египта и не собираются возвращаться, фараон с войском в 600 боевых колесниц бросился в погоню и настиг беглецов на пустынном морском берегу. Увидев приближающихся египтян, израильтяне «весьма устрашились» и набросились на Моисея с упреками в том, что он привел их к верной гибели. Моисей успокаивал отчаявшихся соплеменников, убеждая их положиться на помощь Божью. И спасение действительно пришло. Облачный «столп», шедший ранее перед колонной израильтян, сместился в ее хвост и остановился между беглецами и преследователями, «и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь». Тем временем «простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону». В течение ночи беглецы беспрепятственно прошли по морскому дну на противоположный берег. Когда наступило утро и египтяне снова устремились в погоню, по мановению руки Моисея «вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них».

7.44. Что было основной пищей евреев во время сорокалетнего скитания в пустыне после исхода из Египта?

Когда израильтяне во время своего пребывания в пустыне Сим в очередной раз подняли ропот, вспоминая сытую жизнь в Египте и обвиняя Моисея и Аарона в намерении уморить их всех голодом, Бог опять пришел им на помощь. Утром, когда сошла роса, люди увидели на поверхности пустыни «нечто мелкое, круповидное… как иней». Эту «манну небесную» Моисей велел собирать «каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре». Отведав ее, люди убедились, что «она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом». Собирали этот продукт «рано поутру… когда же обогревало солнце, оно таяло». Запасать манну впрок было бесполезно – к следующему утру она портилась. Некоторые отождествляют указанную манну с лишайником Aspicilia esculenta, который встречается в засушливых областях на юго-востоке Европы, юго-западе Азии и севере Африки. Этот лишайник имеет вид угловато-округлых комочков диаметром 1–4 сантиметра, глинистого или пепельно-серого цвета, свободно лежащих на почве, легко переносится ветром на большие расстояния и иногда употребляется в пищу. Другие идентифицируют манну как секрет тлей, питающихся соком тамарисков. Когда он затвердевает и падает на землю, его можно собирать и использовать в пищу вместо сахара. Считают манну также сладким соком растущего на юге Синайского полуострова колючего пустынного растения hammado, используемым в кондитерском производстве. «Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую», – утверждается в ветхозаветной книге Исхода.

7.45. Кто был наставником Моисея в деле создания «вертикали власти»?

Мадиамский священник Иофор, тесть Моисея (отец Сепфоры, жены Моисея), увидел однажды, как зять единолично разбирает многочисленные тяжбы народа и сказал: «Нехорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его». Затем он посоветовал: «Усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь… тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесяти-начальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя». Моисей послушался тестя – так возникла управленческая иерархия еврейского народа, просуществовавшая много столетий. Моисей уговаривал Иофара идти с евреями в Землю обетованную и помогать им своей мудростью и богатым житейским опытом, однако Иофар отказался, предпочитая вернуться на свою родину. В Библии ничего не сказано о том, священником какого бога был Иофор, однако явно не еврейского, поскольку мадианитяне были язычниками.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 145 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...