Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет и основные категории социологии М. Вебера



План:

1. Краткая биограф. справка, вклад ученого в социологическое знание

2. Методология соц. познания по М. Веберу: идейные истоки социологии Вебера, ценности, принцип отнесения к ценностям, категория «идеальный тип».

3. Категория «социальное действие», типы.

4. Категория «бюрократия», черты идеальной бюрократии.

5. Категории «легитимность», формы господства.

Полный текст:

М. Вебер родился в богатой семье, получил прекрасное образование, после окончания университета защитил докторскую диссертацию (посвященную изучению аграрной экономики поздней античности).

Основные работы М.Вебера: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905г.), «Хозяйственная этика мировых религий» (1916 по 1919гг), «Политика как профессия» (1919 г.) и «Наука как профессия», «Хозяйство и общество» (1921 г. издано после смерти). М.Вебер внес большой и разносторонний вклад в социологическую теорию, развивал целый ряд концепций: теория рационализации, теория капитализма, теория социального действия, теория идеальных типов и понимающая социология, социология религии (в поздний период творчества).

Методология социологического познания М. Вебера.

Вебер ставил целью обновление учения Маркса, совершенствование его творчества, поскольку он видел противоречие в том, что, по Марку знание являлось объективным отражением бытия. Вебер считал, что знание всегда субъективно. С другой стороны Вебер выступал против позитивистских установок объективного познания мира. В качестве философской модели достоверного познания социального мира Вебер выбирает и обозначает учение Канта о познании. Однако неокантианство призывает абстрагироваться от оценочных суждений, с чем Вебер не согласен. С точки зрения Вебера необходимо исследовать не внутренний мир (оценки и ценности) того или иного исследования, а логику образования понятий, которыми оперирует исследователь. Изучение логики образования этих понятий позволяет определить систему формирования общезначимых научных понятий. Тем самым субъективный мир исследователя преобразуется в объективный мир понятий науки.

Исходя из этой позиции возникают следующие вопросы: На основе чего делаются обобщения в многообразии социального мира? Каков критерий истины тех или иных общественных понятий?

Этим критерием является отнесение к ценностям. Благодаря отнесению к ценностям в центре внимания исследователя остаются только наиболее важные объекты познания. Ценности (теоретические — истина, политические — справедливость, нравственные — добро, эстетические — красота и т.д.) имеют значимость для всех субъектов познания, они надсубъективны, имеют абсолютное значение в рамках той или иной исторической эпохи. Принцип «отнесения к ценности» есть результат применения в социологии методологических постулатов В. Виндельбанда и Г. Риккерта, которые использовались ими в обосновании специфики «наук о культуре», куда они не относили социологию, предпочитая, как и В. Дильтей, рассматривать ее «по ведомству» «наук о природе», а Вебер применяет эти принципы в социологии.

Для того, чтобы определить, что в понятии является объективным, исторически обусловленым, что что привнесено субъективным миром исследователя, Вебер вводит понятие «идеальный тип». Идеальный тип – не есть некое эмпирическое обобщение, идеальный тип - некая теоретическая схема, которая сначала мысленно конструируется исследователем, а затем соотносится с эмпирической реальностью. В качестве примера идеального типа Вебер называет: «экономический обмен», «капитализм», «христианство», «ремесло» и т. д. — это лишь идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средств для изображения исторических образований. Там где «идеальный тип» служит средством раскрытия генетической связи исторических явлений, Вебер называет их «генетическим идеальным типом» (пример: «средневековый город», «кальвинизм», «культура капитализма»).

Сконструировав в голове некоторый идеальный тип, исследователь обязательно проводит его коррекцию («идеализацию»), сравнивая с реальностью. В то же время Вебер выделяет два класса идеальных типов: применимые в случае индивидуализации и генерализации (обобщения).

Используя эту методологию Вебер разрабатывает теорию социального действия. Социальное действие – осмысленное и ориентированное на других.

Выделяется 4 типа социального действия:

целерациональное ценностнорациональное традиционное аффективное

цель → действие в основе действия лежат в основе действия неосознанное

ценности традиции, обряды действие на основе

эмоций

Жизнь всех цивилизаций развивается по пути освобождения рационального начала от других. Рационализация начинается с хозяйственной жизни, в её основе лежит античная наука (особенно математика), позже добавляется техникой и т.д.. В западно – европейских обществах тенденция рационализации была дополнена протестантской религией, которая создала мировоззренческие предпосылки для рационализации способа хозяйствования, а за ним и общественной жизни. В то же время теория рационализации тесно связана у Вебера с его теорией капитализма. Исследуя влияние религии на формирование современного капитализма, Вебер утверждает, что существует четкая адекватность духа капитализма духу протестантизма: для последнего характерна дисциплина, трудолюбие и другие качества, необходимые буржуа (предпринимателю). Вебер впервые вводит понятие бюрократия (имеющее позитивный оттенок), под которым подразумевает рационально организованную жизнь общества. Идеальная бюрократия по Веберу характеризуется следующими особенностями:

· Всякий пост или должность имеют ясно определенные обязанности и ответственность.

· Всякая деятельность базируется на последовательной системе норм и правил, которая определяет ответственность различных должностных лиц и принцип взаимоотношений между ними.

· Все должности размещены на конкретном уровне иерархии власти, имеющей форму пирамиды. Должностное лицо несет ответственность не только за свои решения, но и за подчиненных.

· Все должностные посты предполагают наличие должностных навыков.

· Должностные лица не являются владельцами своих постов. Должность – собственность организации.

· Работа равна карьере, продвижение основано на старшинстве и заслугах перед организацией, испытательный срок – должность.

· Приказы, правила, процедуры, полномочия фиксируются письменно и постоянно хранятся.

В последние два года жизни Вебер разочаровался в бюрократической организации жизни, и в последних работах уже наблюдается негативное отношение ученого к бюрократии.

Вебер создает теорию политического господства на основе типов социального действия. Свою теорию политического господства Вебер начал с определения условий стабильности этого самого господства. Условие стабильности = признание подчиняющимся законности господства (т.е. легитимность). В зависимости от того, какие формы легитимности существуют, Вебер выдвигает различные типы социального господства.

Тип I. Легальное. Основывается на целерациональном действии. Самый чистый тип легального политического господства = бюрократия. В таком государстве подчиняются не личности, а установленным законам, которым подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

Тип II. Традиционное. Основывается на вере в законность, даже в священность издревле существующей власти. Самый чистый тип = патриархальное господство. Для традиционного господства характерно отсутствие формального права и соответственно отсутствие требования действовать «невзирая на лица»; характер отношений в любой сфере сугубо личный.

Тип III. Харизматическое. Для лидера характерны некоторые экстраординарные способности.

+ переходный тип: плебисцитарное господство (синтез харизматического и легального типов господства, В современном государстве оно воплощено в типах "партийного вождизма". Но повсюду оно существует там, где власть имущий ощущает себя легитимным доверенным лицом масс и признан таковым...)





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1544 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...