Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Марксистская парадигма (исторический материализм). 2. Идейные истоки марксизма



План:

1. Биография К.Маркса

2. Идейные истоки марксизма

3. Теория классовой структуры

4. Неомарксизм

Полный текст:

Родился в 1818 году в Г. Трир (Пруссия) в семье адвоката, в семье потомственных раввинов (потомственных евреев), однако его отец принял христианство, чтобы не потерять должность, и крестил жену и детей. К. Маркс учился на юридическом факультете, в Берлинском университете. Юный Карл защитил диссертацию по античной философии («Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура»). После окончания университета Маркс хотел стать профессором, но реакционная политика правительства заставила его отказаться от ученой карьеры. Маркс стал журналистом и редактором газеты в Кельне. Вначале Маркс высказывался за отмену цензуры, затем перешел к жесткой критике правительства, к 1843 году он почти открыто призывал к революционному свержению прусской монархии, замене ее демократией. В результате, газету прикрыли. В итоге, Маркс с женой переезжает в Париж. Там он знакомится с Г. Гейне и Ф. Энгельсом, а также с П. Ж. Прудоном, русскими эмигрантами М. А. Бакуниным, В. П. Боткиным. Он завязал широкие знакомства с французскими радикальными кругами, с представителями революционных кругов различных стран, жившими в Париже. В начале февраля 1845 г. Маркс был выслан из Парижа и переехал в Брюссель (куда приехал и Энгельс). В Брюсселе Маркс и Энгельс начинают вместе писать. Весной 1847 года Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу, международной организации «Союз справедливых» (был преобразован в «Союз коммунистов»), организованной немецкими эмигрантами. По поручению общества они составили программу коммунистической организации — знаменитый «Манифест коммунистической партии». После начала февральской революции 1848 г. Маркс был выслан из Бельгии. Он вернулся в Париж, а после мартовской революции переехал в Германию, в Кёльн. Там ему удалось в короткие сроки организовать выпуск большой ежедневной революционной газеты «Neue Rheinische Zeitung». Газета прекратила своё существование после поражения майских восстаний 1849 года в Саксонии, Рейнской Пруссии и Юго-Западной Германии и начавшихся репрессий против её редакторов. Карл Маркс был выслан из Германии 16 мая 1849 года и со своей семьёй сначала отправился в Париж, но после демонстрации13 июня 1849 года был выслан и оттуда. В конечном счете, Маркс с семьей переехал в Лондон, где жил до самой смерти и создал свои главные экономические произведения, включая «Капитал». Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы, Маркс с семьёй жил исключительно за счёт постоянной финансовой поддержки Энгельса и случайных заработков от написания статей в газеты. Карл Маркс умер в Лондоне в 1883 году в возрасте 64 лет и похоронен на Хайгейтском кладбище (Лондон).

Идейные истоки научного творчества К. Маркса. (по В. Ульянову – Ленину «Три составные источника и три составные части марксизма»)

1. Немецкая классическая философия (Гегель, Фейербах)

Гегель: заимствована концепция отчуждения и законы развития, которые формулирует Гегель (законы диалектики: переход количества в качество, отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей)

Фейербах: этот ученый развивает теории отчуждения Гегеля (указывает на такие формы отчуждения, как религия, политика, культура), один из основателей философской антропологии (где в качестве субъекта познания выступает человек). Тем самым в этом проявляется материализм Фейербаха в противоположность идеализму Гегеля.

2. Английская политическая экономия

С появлением политической экономии в научно-социальном знании возникает экономический империализм (выражение Ч. Дарвина) = признание экономических факторов в качестве важнейших для жизни в обществе. Формируется понятие «капиталистическое общество», появляется интерес к частной собственности. Учение Маркса относится к социологическим теориям экономического детерминизма.

3. Французский утопический социализм

Исследователи выделяют особое влияние Сен-Симона и творчества этого ученого на деятельность и творчество К. Маркса. У Сен-Симона Маркс заимствовал интерес к социалистическому и коммунистическому устройству общества. У Сен-Симона впервые встречается понятие «индустриальное общество», идея о том, что современное ему государство является преградой на пути развития индустриального общества. Также Сен-Симона интересовали проблемы частной собственности.

Теория классовой структуры.

Стержнем общесоциологической теории марксизма является концепция общественно-экономической формации. Основанием для этой концепции послужило материалистическое понимание истории, которое исходит из того, что способ производства, а вслед за ним и обмен его продуктов, составляют основу всякого общественного строя. Данная концепция предполагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается, прежде всего, в ней самой, а не находится вовне.

Теория общества, в основе которой находится материалистическое понимание истории, признает действие целого ряда факторов:

o производственные отношения – базис общества

o политические формы классовой борьбы и ее результаты, а именно,

государственный строй, правовые и политические формы, религиозные воззрения, идеология, философские теории и так далее, - все то, что получает название «общественная надстройка» в терминологии К. Маркса.


Надстройка: политическая, культурная,

социальная сферы.

Базис: способ производства

производительные производственные

силы[1] отношения[2]

Общественно-экономическая формация – это сложившаяся на основе данного способа производства, конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) придает ей характер особого социального организма.

К. Маркс выделяет следующие общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Коренной причиной перехода от одной стадии общественной эволюции к другой является несоответствие между возросшими к концу первой производительными силами и сохраняющимся типом производственных отношений.

Классовая теория К. Маркса строится на основе принципа единства и борьбы противоположностей. Каждая общественно – экономическая формация (кроме первобытной, в которой еще не было классов) состоит из двух противоположных по своим интересам классов:

рабовладельческая ОЭФ: рабы и рабовладельцы

феодальная ОЭФ: феодалы и крестьяне

капиталистическая ОЭФ: рабочие и капиталисты

Интерес Маркса сводился к изучению межклассового антагонизма в рамках той или иной формации. Методология Маркса была чрезвычайно эвристична. Диалектическая логика была очищена от многих схоластических идей и настолько сильно переориентировала позитивистские установки, что свела их, по сути, к общенаучным требованиям проверять теорию практикой и опираться на силу фактов. Маркс использовал теоретический метод анализа, объединивший в себе диалектическую логику, методологию идеальных типов и мысленного эксперимента (сравнительно-историческое исследование). Именно теоретический метод Маркса послужил стимулирующим началом для возникновения в 30-е годы XX века Франкфуртской школы (Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, Хабермас).

Основные тезисы марксистской теории классов и классовой борьбы (ортодоксальный марксизм).

1. В классовом обществе отношения между классами являются основными социальными отношениями.

2. Классовые отношения, будучи социальными по своей природе, определяют характер и сущность политических, идеологических, юридических, нравственных и других видов отношений.

3. В классовые отношения уходят корни и истоки классовой борьбы, а классовая борьба является главной движущей силой развития человеческой истории.

4. Существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства. Классы возникают объективно в результате закономерного экономического развития общества.

5. Каждому общественному классу присущи свои классовые интересы (экономические, политические, идейные).

6. Во всех антагонистических формациях коренные интересы противоположных классов несовместимы и противоречат друг другу, что с неизбежностью приводит к классовой борьбе.

7. Классовая борьба обязательно ведет к диктатуре пролетариата, а диктатура пролетариата сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов, к обществу без классов и, в дальнейшем, к полной социальной однородности[3].

Критическая теория общества (неомарксистская парадигма).

Альтернативой классическому марксизму в отношении оценки интегрированности современного общества является неомарксистская критическая теория общества. Все сферы жизнедеятельности, регулируемые системой - экономика, политика, искусство, образование, религия, семья и другие, - рассматриваются как проявления господствующей рациональности - способа восприятия, осмысления и организации человеком окружающего мира и своей жизни.

Критическая теория хорошо описывает и объясняет целостность общества и его способность интегрировать в себя любую оппозицию, и поэтому схема «новые формы контроля - интеграция общества» может служить универсальным инструментом анализа социальных явлений. С этой точки зрения, например, образование - это также форма контроля. Помимо собственно учебной программы в процессе образования усваивается так называемая скрытая программа, то есть происходит внедрение идей и поведенческих образцов, способствующих поддержанию существующего социального порядка. Современная система образования поощряет тех, кто успешно осваивает практически полезные факты и формулы, то есть знания, обеспечивающие карьерный рост и жизненный успех.

Такой критической теории придерживались представители Франкфуртской школы – М.Хоркхаймер,

Т.Адорно, Г.Маркузе. Некоторые выделяют два направления неомарксизма: западный марксизм (к которому относят таких теоретиков, как Грамши, Лукач и Корш), а с другой стороны – фрейдомарксизм (совмещение диалектико-материалистического учения о социальной сущности человека и психобиологизаторской фрейдовской концепции влечений, основателем которой признан Вильгельм Райх, а яркими представителями – Г.Маркузе и Э.Фромм).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1028 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...