Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
План:
1. Две точки зрения на возникновение социологии.
2. Исторические предпосылки возникновения социологии: изменения общественного устройства с середины XVIII века.
3. Гносеологические предпосылки возникновения социологии.
Основной текст:
Существует две точки зрения по поводу возникновения социологии:
1) Социология существует столько же, сколько само общество. Издревле существовали люди, рассуждавшие о том, как должно быть устроено общество. Как пример можно привести идеи Платона, Аристотеля, Блаженного Августина, Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли, Томаса Мора, Томаса Гоббса и других мыслителей античности, Средневековья, эпохи Возрождения, эпохи Просвещения. Их работы рассматриваются как социологические теории наряду с работами исследователей XIX-XX вв.
Однако подобные теории часто лишь описывали то, как должно быть устроено общество, а не то, каково оно на самом деле, в существующий исторический момент. Поэтому данные теории можно назвать протосоциологическими, социальной философией, изучению которой посвящена «История социальных учений».
2) Социология сформировалась лишь в середине — конце XIX в., когда Огюст Конт, Карл Маркс, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и другие ученые стали разрабатывать науку об обществе, противопоставляя ее, с одной стороны, традиционной философии, а с другой стороны, таким наукам, как политическая экономия, психология, история.
Таким образом, первая точки зрения предполагает, что социологией является любое ученое рассуждение о том, как устроена совместная жизнь людей, и главным является изображение идеального, т. е. наилучшим образом устроенного общества, а не исследование того, как в действительности взаимодействуют люди, как организована их совместная жизнь. Социальные учения прошлого были адекватными условиям своей эпохи формой осознания и объяснения общих явлений. Вторая точка зрения основывается на констатации того, что с середины XVIII в. Западной Европе и Северной Америке развивались процессы, радикально изменившие характер жизни людей и ставшие социально-историческими предпосылками, или факторами, развития социологии как особого рода научного знания.
К XIX в. процесс становления новой цивилизации был завершен и изменения внутри интеллектуальных практик были следующие:
В конце XVIII — начале XIX в. на основе внедрения станков, приводимых в действие водяными мельницами, а затем и паровыми машинами, было организовано производство на фабриках. Привлечение множества людей на фабрики в качестве наемных работников привело к распаду традиционного образа жизни общин. В урбанистически районах складывались новые формы взаимодействия, характеризуемые массовостью, обезличенностью. С развитием индустриальной экономики и буржуазной демократии обострились проблемы, которые теперь принято называть социальными проблемами. Фабричные рабочие трудились по 12-14 часов в день и, принося владельцам фабрик прибыли, получали за свой труд гроши. Массовая бедность, преступность, проституция, распространение таких болезней, как туберкулез, оспа, сифилис, вызывали недовольство, протесты и политические дебаты. Точное знание того, как устроено общество, как это устройство влияет на жизнедеятельность людей и приводит к возникновению конфликтов, требовалось для их разрешения. Прежняя социальная философия не удовлетворяла такие потребности, не могла служить опорой для практики. Социальному знанию нужно было придать структуру, которой обладает научная теория - предмет, формализованный язык, представлений об основных закономерностях, метод.
Среди гносеологических предпосылок возникновения социологии можно выделить:
1) французский рационализм (рационализм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания людей является разум. Среди представителей можно назвать Б. Спинозу, Г. Лейбница, Р. Декарта. Научное знание, по рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности.)
2) английская политэкономия А.Смит (идея объективности экономических законов, невидимая рука)
3) немецкая классическая философия – немецкий идеализм (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, Фейербах: важным элементом развития философии, подготовившим возникновение социологии, стала разработка немецкой классической философией понятия деятельности. В отличие от более ранних представлений о человеке как неизменяющемся и пассивном творении Бога или столь же пассивном «чистом интеллекте», содержащем жизненные впечатления, человек классической философии — это носитель великих творческих и преобразующих мир способностей, перед которым стоит проблема определить границы своих возможностей и найти им применение. К такому пониманию генетически восходит понятие «социального действия»)
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 928 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!