Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Романский стиль - общая характеристика и наиболее характерные памятники



Романская архитектура- термин, обозначавший первое значительное европейское художественное течение. Термин этот появился в 19 веке, для определения архитектуры, расцвет которой пришелся на 11-12 века, и для отличия ее от готики. Романская архитектура появилась как новый побег на традиционном классическом древе.Традиция впрочем, уже была переосмыслена во времена расцвета каролингов и оттонов, в намерения которых входилозатмить славу римских императоров.

Характеристика: фундаментальным принципом, который романская архитектура унаследовала от римского мира, «отфильтровав ее через памятники каролингов и оттонов, стала органичность пространства, выраженного в просторе плана (в основе базиликального) и в чистоте объемов. В этом смысе главная роль была отдана полукруглой арке, которая распределяла пространства соответственно пропорциональным соотношениям, кратным двум или трем. Эти взаимосвязи функционировали в рамках так называемой «обязательной системы»; основой служит квадратный модуль поперечного пролета, который затем делится пополам в боковых нефах и управляет пропорциями массы здания церкви, трансепта, паперти и портика, если таковой есть. В пределах квадратного модуля можно использовать полукруглые арки, которые объеденяют сложную систему чередующихся колонн и пилястр.

Церквям итальянским и юга Франции свойственен несложный фасад с простым двускатным профилем либо профиль с высокой срединной частью, соответствующей центральному нефу. В Испании, Германии и северной Франции фасад может быть украшен двумя боковыми башнями. Новым элементом стала роза (розон) — круглое окно резное, обогащающее и организующее декор фасада. Зона апсиды претерпела значительные изменения — с добавлением хоров и увеличением количества самих апсид. Покрытия — из дерева или камня. Своды — чаще цилиндрические или крестовые. На пересечении нефа и трансепта иногда помещали башню или купол. Что касается интерьера, здесь новым элементом явились матронеи: галереи в боковой стене центрального нефа, позже они превратились в исключительно декоративную структуру (трифорий), над которой распологалась клеристория (термин, пришедший от англ. «освещенный этаж»). Новымявилось и решение сдвоенных хоров: западные хоры были помещены напротив существовавших ранее хоров в восточной зоне церкви.

Характерными для романского стиля также являются аркатуры, укращающие поверхность фасадных боковых стен и апсид. Другим фундаментальным элементом, широко развившимся уже в эпоху готики, является скульптурный декор, который становится все более богатым, разнообразным в решениях и мотивах, украшающих порталы, капители, оконные проемы, а зачастую — и целиком плоскости фасадов.

Романский стиль в Европе: можно проследить четыре принципиальные фазы в развитии романского стиля в Европе: предпосылки («протороманский» стиль, 995-1030) возникли в Италии и Каталонии; начальные фазы и стилестическое развитие (1030-1080) особенно коснулись Луары. Соны, Нормандии, Ломбардии. Период расцвета истинно романского стиля (1080-1150) отмечался также в Германии, Англии и скандинавских странах. Завершающий этап (13век) демонстрирует перве признаки зарождения готики.

Наиболее характерные памятники:

1) Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии. 2)Либмургский собор в Германии. 4)Аббатство Мария Лаах в Германии. 5)Церковь св. Якоба в Регенсбурге. 6)Романские церкви в Валь-де-Бой (девять церквей романской архитектуры, расположенных в узкой долине Валь-де-Бой в высокогорье Пиренеев, в районе Альта-Рибагорсса автономного сообщества Каталония.)

8 вопрос.Веркбунд (немецкое Werkbund - производственный союз, вер-фабрика, производство; бунд-союз), объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников, их объединяли идеи. Основан в 1907 в Мюнхене с целью реорганизации строительства и художественных ремёсел на современной промышленной основе. С целью поддержки и развития прикладного искусства, художественных ремесел и нового «промышленного искусства», или дизайна, призванного повысить качество массовой промышленной продукции. Эти задачи были особенно актуальны в период Модерна, на рубеже XIX-XX вв. Германский Веркбунд возник на базе слияния «Мюнхенских соединенных мастерских», возглавляемых Р. Римершмидом, и «Дрезденских мастерских». Новый союз возглавил X. Мутезиус, немецкий архитектор и теоретик архитектуры рационалистического течения и оставался до 1914 года президентом этого общества. В 1896-1903 гг. Мутезиус работал в Англии, изучал архитектуру традиционного английского дома, был близок идеям движения «Искусства и ремесла», основанного У. Моррисом. Под влиянием нового английского искусства, школы Глазго и возникли идеи создания нового союза. «Веркбунд» с самого начала своего существования поставил несколько основных задач: 1.реорганизовать ремесленное производство на промышленной основе; 2.создать идеальные образцы для промышленного производства;3. бороться с приукрашиванием и орнаментацией. Программа «Веркбунд» провозглашала: объединение «хочет осуществить отбор всех наилучших действующих возможностей в искусстве, индустрии, ремесле и торговле. Объединение стремится к охвату всего, что качественно выполняется и тенденций промышленной работы. В 1907-м Петер Беранс вошел в группу основателей Германского Веркбунда. Основателями Веркбунда были Г. Мутезиус, Анри ван де Велде, Т. Фишер, Ф. Шумахер, Р. Римершмид, Ф. Науман, К. Э. Остхауз. В его работе принимали участие П. Беренс, В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Х. Пёльциг, Б. Таут, И. Хофман, Ле Корбюзье и др. Создавая образцы для промышленного производства (утварь, мебель, ткани и т.п., оформление купе ж.-д. вагонов, пароходных кают, автомобилей), члены Веркбунда стремились придать им простые, целесообразные, функционально оправданные формы. Мастера Веркбунда участвовали также в оформлении интерьеров. Крупнейшие выставки Веркбунда (Кельн, 1914; Штутгарт, 1927) оказали огромное воздействие на всю международную художественно-промышленную практику(см. в конце текста). Устраивались лекции, выставки. Выпускался журнал «Die Form» (нем.«Форма»), пропагандировавший идеи рационализма, конструктивизма и функционализма в разных видах искусства, прежде всего в архитектуре, оформлении интерьера и мебели. Осуществлялись попытки совместной работы дизайнеров с промышленниками и торговцами, обеспечения авторских прав на образцы промышленного производства. В Союз принимались только авторитетные мастера, и покупатель был информирован о том, что, хотя он приобретает вещь, изготовленную промышленным способом, она несет в себе качества уникального художественного произведения.

Журнал-ежегодник «Веркбунда» - в нем разоблачали плагиат, кот. в то время процветал.

-прикладное искусство

- создание идеальных образцов для промышленного производства(сначала сделать образцы, потом решать сколько выпускать);

- борьба с украшением и орнаментацией. переход от ремесленного способа производства к промышленному; ремесленников было уже мало, дело шло к развитию тех. прогресса;

Вступили в союз: Теодор Фишер, Бруно Пауль, Йозеф Хоффман, Йозеф Мария Ольбрих, Фриц Шумахер, к ним присоеденились 12 компаний. К 1910г работало 360 художников и архитекторов, 267 предприятий, 105 работников музеев.

К 1914г. Работало 2000 человек

После войны около 3000 человек

Петер Беренс пришел на должность «художественного директора» фирмы, имея за плечами большой опыт строительства архитектурных сооружений, проектирование мебели, посуды, текстиля. Беренс был одним из первых проектировщиков промышленных зданий, а в те времена это считалось делом инженеров, а не архитекторов. Беренс, авторитетный и властный человек, очень последовательно подчинил разнообразную продукцию своему принципу формирования стиля. Внешняя форма его вещей основывалась в основном на повторении нескольких геометрических элементов - шестигранников, овалов. Истоки формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные, гармонизованные и сведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации - такими были особенности художественной палитры П. Беренса. Практическая работа П. Беренса имела огромное значение для формирования нового вида деятельности - художественного конструирования и нашла много последователей, как в самой Германии, так и за рубежом. Недаром многие считают его первым дизайнером в сегодняшнем понимании этого слова. Очень важным событием в художественно-технической жизни того времени было приглашение Петера Беренса на должность художественного директора Общей электрической компании (АЕГ), которая монополизировала производство электрических ламп, электроприборов, электродвигателей и др. на всем западном полушарии. С именем этой фирмы была связанная такая массовая продукция, которой не было раньше. Эта продукция не имела прообразов, даже далеких. Электрика еще только входила в жизнь.

Теоретическая и практическая деятельность «Веркбунда» и движения за упорядочение и эстетизацию промышленной продукции, который зарождался в других странах, были прерваны взрывом в 1914 году первой мировой войны. Лишь после ее окончания проблема снова явилась перед обществом.

В 1908 г. ежегодный конгресс Германского Веркбунда проведен в Вене, в 1913 г. И. Хоффманн организовал Австрийский Веркбунд с отделением в Швейцарии. Выставки нового немецкого искусства проводились в 1912 г. в США, Бельгии, Франции. Оно было признано самым передовым для своего времени. В 1914 г. Германский и Австрийский Веркбунд провели большую совместную выставку в Кёльне. Но война, последующая инфляция и экономическая депрессия остановили многие начинания. Только в 1920-х гг. деятельность Веркбунда возобновилась. Послевоенное время из-за трудностей сбыта продукции многие мастерские закрывались. В 1919 была основана школа архитектуры, изобразительного и прикладного искусства — Государственный Баухауз. Ее основатель Вальтер Гропиус объединил Великогерцогскую высшую школу изящных искусств в Веймаре и Великогерцогскую школу художественных ремесел. Параллельно с работой Баухауза продолжалась педагогическая деятельность НВБ. В конце 20х гг организацию возглавил Мис ван дер Роэ. В 1932 — открылась выставка общественных помещений высотного жилого дома в Париже. В 1933 году крупнейшее объединение военного поколения Немецкий Веркбунд был закрыт национал-социалистами. После окончания второй мировой войны началось возрождение Немецкого Веркбунда на западе Германии, с центром в Дюссельдорфе. В 1950 году по его инициативе был основан выставочный Дом промышленной вещи в Эссене. Развитие дизайна в ФРГ продолжало идти под влиянием НВБ до 1960-х годов. В 1971 году был создан Архив Веркбунда и его издание»Werk und Zeit. В 1924 г. Веркбундом организована выставка промышленных изделий под названием «Form ohne Ornament» (нем. «Форма без орнамента»), означавшая полную победу функционализма. С приходом к власти нацистов в 1933 г. Веркбунд был упразднен. Воссоздан в Дюссельдорфе в 1947 г.

Вальтер Гропиус (создатель Баухауза) – архитектор в 3 поколении считал, что надо разрабатывать изделия, кот сможет купить любой работающий человек; простота красота изделий, конструктивизм.

1.построил выставочное здание Веркбунда в Кельне;2.транспортный дизайнер;3.разработал купейные вагоны.

Анри Ван де Вельде –изучал орнаменты, считал, что функция должна соответствовать дизайну, противник эклектики, преподавал ис-во, любил модерн, занимался мебелью и тп, создавал материалы путем экспериментов, его школа-предшественник Баухауза, при Веркбунде была своя школа, затем отдельная худ.школа, в кот готовили спец-ов для Веркбунда. В 1908 г открыл школу, кот в 1912 стала гос-ной(керамика, дек.ткани, дерево, оформление книг, рисунок, композиция, орнамент).





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1890 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...