Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интерьер жилых сооружений допетровской Руси. Избы, хоромы, палаты



Допетровская Русь - историческая эпоха, условно ограниченная датой крещения Руси (988) и рубежом XVII - ХVIII вв. периодом правления Петра I. Появление христианства на Руси и укрепление связей с Византией оказало большое влияние на древнерусское зодчество. Все дома на Руси традиционно строили из дерева. Позднее, уже в ХVI - ХVII вв., стали использовать камень, причем форма и конструкция каменных домов были такими же, как у деревянных строений. Многие знатные горожане старались подчеркнуть престижным каменным жильем свое особое положение в обществе. Строили его по образцу деревянного, с тем же составом помещений. Жилой дом из дерева считался более гигиеничным и здоровым. В северном климате из-за недостатка тепла в каменных палатах часто было сыро и холодно.

Клеть – четырёхугольное строение из дерева или камня. Использовалась для проживания летом. Отапливаемая клеть называлась изба. У богатых домовладельцев большая клеть - гридница – приёмная(в позднее время –повалуша). Внутренние стены повалуши в богатых домах расписывались. Повалуша ставилась на удалении от жилых помещений, обычно в передней части хором. Спальня - ложница, одрина. Божница – домовая церковь.

Клеть устанавливалась на подошве, т.е. прямо на грунте, на столбах, режах и обрубах. Реж и обрубы – прообраз фундамента. Брёвна прокладывались мхом, такое строение называлось «во мху». Богатые люди утепляли хоромы низкокачественным льном, пенькой, паклей. Стены и потолки обивали полотном или войлоком. Полы укладывали на клади, или лежни. В подклетах (см. ниже) пол мог быть бревенчатым. Потолок (подволока) укладывался на матицы. Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев.

Изба (истъба, истопка, грыдня) – отапливаемая клеть. Изба топилась по-чёрному. Дым выходил через деревянный дымоход (дымница), или через открытые окна и двери. У бедных людей избы были чёрными и позёмными, т.е. установленные прямо на земле. Окна у чёрной избы располагались почти под потолком, рам не имели (назывались волоковыми – их заволакивали доской или специальной крышкой). У зажиточных людей напротив избы устанавливалась клеть с волоковыми окнами – летнее жилище. Крытый переход между избой и клетью – сени. Под клетью располагался глухой подклет (мшаник), в котором содержался скот, или устраивалась кладовая. У богатых людей избы белые – с дымоходом.

Хоромы – совокупность строений в одном дворе. Все строения ставили отдельными группами, которые соединялись сенями или переходами. Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков. Цари (князи) жили на верхних этажах. Нижние этажи вначале назывались порубы, а потом подклет. Хоромы строились без определённого плана. Избы, горницы, сени, крыльца пристраивались к существующим зданиям по мере необходимости и там, где это было удобно хозяину. На симметрию здания внимания не обращали. Большие хоромы укрепляли железом: скобами, наугольниками, подставами и т.д. Хоромы делились на: п окоевые (постельные) хоромы – жилые помещения. Обычно три, или четыре горницы: передние сени, крестовая или моленная и постельная. Кроме этих помещений могли ещё быть: передняя комната, задние сени и другие. Мыльня (баня) располагалась в подклете покоевых хором. Княгинина половина, хоромы детей и родственников ставились отдельно от хором хозяина, и соединялись переходами и сенями. Непокоевые хоромы – нежилые помещения для торжественных собраний, приёмов, пиров и т.д., состояли из больших помещений. Их устраивали в лицевой части хором, перед жилыми хоромами. Помещения непокоевых хором назывались гриднями, столовой избой, повалушей, горницей. Третья часть хором – хозяйственные постройки: конюшни, амбары, портомойни, оружейные, стряпные избы и т.д. Для сушки белья над портомойнями строили открытые обрешеченные терема. Подклет – нижний этаж дома, хором. В подклете жили слуги, дети, дворовые служители. В подклетах размещались погреба. Скотница – кладовая с казной, т.е. имуществом. Жилые подклеты с волоковыми окнами и печами, не жилые – с глухими стенами, зачастую без дверей. В таком случае вход в подклет устраивался со второго этажа. Горница - на втором этаже, над подклетом. Горница от избы отличалась красными окнами(большое окно с рамой, или колодой). Красные окна могли сочетаться с волоковыми окнами. Горница от избы также отличалась печью. Печь в горнице круглая, четырёхугольная, с изразцами, наподобие голландской, в избе печь русская. Светлица – самая светлая, освещённая комната жилища(окна в светлице во всех четырёх стенах, или в трёх, в горнице - в одной, или двух стенах). Светлицы - на женской половине дома для рукоделий, или других работ. Сени — крытое пространство (переходы) между клетями, избами, горницами. Сени - неотъемлемая часть княжеских хором, поэтому зачастую княжеский дворец в древности назывался сенями, сенницей. Сенник – неотапливаемые сени, с небольшим количеством волоковых окон (летом как спальня). На женской половине дома сени устраивали большего размера - для девичьих игр и развлечений. В сенях устраивали кладовые, над сенями настраивали вышки, а снизу подсенье. Терем (чердак, вышка) – третий (или более высокий) этаж хором, расположенный над горницей и подклетом. В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки — смотрильни. Вокруг гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решётками. Двор обносили забором – заплотом. Заплот устраивали из тёсанных брёвен. Ворота устанавливали на столбы, или столбицы. Ворота в один щит, в богатых домах – в два щита с калиткой. Ворота покрывались небольшой кровлей с полицами (водостоками). Князёк крыши украшался башенками, шатриками, бочками, резными гребнями. По богато украшенным воротам судили о богатстве хозяина дома.

Необходимость в каменных жилых зданиях(палаты, по планировке тоже самое, что и см выше) возникла прежде всего в среде богатого купечества(не только, позднее бояре, князья, цари), заинтересованного в сохранении нажитой собственности и товаров(т.к. избы-хоромы из дерева и постоянно горели), совмещались функции хранения товаров, приемных и жилых помещений. Каменные палаты стали признаком социального положения и во всех частях города быстро вырастали крупные дворы, обстроенные малыми и большими зданиями.

ПРИМЕРЫ: Кремлевские терема (1635 - 1636), выстроенные А. Константиновым, Б. Огурцовым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым. Дворец имеет яруса по типу русских деревянных домов. На подклете с гульбищем расположены царские горницы, над ними златоверхий теремок со смотрильной башенкой и гульбищем вокруг. Стены всего дворца богато украшены белокаменной резьбой и поливными изразцами, окна резьбой и характерными гирьками. Потолки дворца относительно низкие. Очень толстые стены также плотно расписаны узорами с элементами цветочных и растительных рисунков. В палатах изразцовые печи, которые тоже являются украшением помещений. Планировка комнат отчетливо напоминает интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть. Русское деревянное зодчество оказало влияние и на форму кровли, и на характерное крыльцо с двускатной крышей. Ансамбль деревянного царского дворца в Коломенском, который состоял из множества различных по своему облику хором. Построенный в 1667-1668 гг. С. Петровым и И. Михайловым и частично переделанный в 1681 г. С. Дементьевым, Коломенский дворец отличался исключительной живописностью, богатством декоративной отделки, причудливым разнообразием архитектурных форм. Поганкины палаты в Пскове (середина 17 в. и дом В. В. Голицына в Москве (около 1687 г.). Псковские палаты отличаются большим чувством пластичности тяжелых архитектурных объемов. Лишенные какого бы то ни было декоративного убранства, близкие к местному зодчеству раннего времени, они характеризуют архаические тенденции в архитектуре века. Палаты бояр Романовых (XVI-XVII). Владельцем дома в ХVI в. был боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, дед первого русского царя Михаила Романова. Оно построено на перепаде рельефа, причем его нижняя часть (подклет) сложена из белого камня, надстроенный второй этаж кирпичный, а верх деревянный. В живописном сложном здании можно увидеть много разных архитектурных приемов: и балкон на консолях, и спаренные колонны по углам южного фасада, и характерные наличники окон с треугольными фронтонами. Нижний ярус живописно украшен квадратами бриллиантового руста. Внутри здания обращает на себя внимание небольшая светелка с шатровым верхом. Большое помещение в противоположном северо-восточном углу перекрыто мощным цилиндрическим сводом. Грановитая палата (1487г. Марко Фрязин) - изначально тронный зал для торжественных приемов Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. Грановитая палата завершалась высокой четырехскатной золоченой кровлей. Нынешнее низкое трехскатное покрытие памятник получил в ХIХв. В ХVIв. стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668г. роспись возобновил Симон Ушаков. При строительстве в 1838-1849гг. Большого Кремлевского дворца Грановитая палата была включена в новый комплекс дворцовых зданий и через Святые сени соединилась с Владимирским залом.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 2138 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...