Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Новый завет” и развитие публицистики и риторики



Новый Завет – вторая часть Библии. Исходные тексты Нового Завета, появившиеся в разное время, начиная с середины I века н. э. по конец I века н.э., были написаны на греческом койне, который считался общеупотребительным языком восточного Средиземноморья в первые века н. э. Постепенно сформировавшийся в течение первых веков христианства канон Нового Завета состоит сейчас из 27 книг — четырёх Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа, книги Деяний апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки, двадцати одного послания апостолов, а также книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). Евангельские тексты анонимны[7]. Каждое из Евангелий было приписано определённому автору только в начале второго века. Книги Нового Завета были канонизированы христианской церковью на Вселенских Соборах. Проблемы возникли только с двумя книгами. На Востоке Откровение Иоанна Богослова считали слишком мистической книгой (её до сих пор не читают при богослужениях), а на Западе сомневались в авторстве одного из Посланий Павла.

Сначала была античная публицистика с Демосфеном, Цицероном и прочими Исократами. Демосфен был за демократию, Исократ - против нее и за достойную зарплату ораторам, а Цицерон - просто против Катилины. Но это все и так помнят (такое забудешь!..). Потом появились евреи, придумали свою религию и написали Тору. Дальше возникла секта, которую в 40-е годы I века стали называть христианством. В отличие от всех евреев, христиане считали главного героя не пророком, а сыном Божиим. Сектантов-христиан гоняли, унижали и запрещали (тем самым устраивая им неплохой пиар). Лет через двести и Новый Завет дописали. Причем в результате разборок между разными иудейскими конфессиями (фарисеи итп), а также благодаря пропагандистским достоинствам Нового Завета, в V веке христианство достигло такой популярности, что стало официальной религией. НЗ (Новый Завет) содержит в себе притчи и т. п. краткие (и не очень) околопублицистические произведения, производящие на читателя нужный эффект. Это была одна сторона публицистичности НЗ. Вторая заключается в создании публицистики на основе этого произведения. Сначала духовенство создало гомилетику (христианская риторика и публицистика) и схоластику (чем-то напоминает софистику), которые упражнялись в красноречии на основе Священного Писания и за его пределы не высовывались. Собственно, гомилетика и схоластика составляют христианское красноречие. Читали народу проповеди, обучали проповедников... А потом народ насобачился языком молоть и стал рождать Лютеров и Кальвинов, которые со стороны народа стали свои гомистики и сифилестики против Церкви выпускать. Так новозаветная публицистика выросла в светскую.

*Запомните, что Евангелий в Новом завете 4: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Этим открывается Новый Завет. Евангелие – жизнь, деяния Иисуса. Советую посмотреть оглавление Нового Завета и еще запомнить, что заканчивается оно Апокалипсисом, полным аллегорий, метафор, символов, что без толкований всего не поймешь.

Цитаты

Эта на обложке журнала «Журналист». Думаю, стоит блеснуть: «И истина сделает нас свободными».

Евангелие от Матфея «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих»

1. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?

Всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду.

Не противься злу. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы

Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

Не давайте взятки псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями

Просите, и дано будет вам.

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их

Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Воздастся каждому по делам его

Много званых, а мало избранных

Бог не есть Бог мёртвых, но живых

41. Роль экономики в возникновении и развитии печати.
Первым компонентом здесь стало изобретение бумаги, без которой немыслимо никакое периодическое издание. Первыми изобрели её китайцы во 2 веке н.э., но только в 1320 г. в Германии появилась первая бумажная фабрика. Вначале бумага была дорога, т.к. производилась из тряпок. Только в 19 веке научились делать бумагу из древесины, что резко снизило её стоимость и сделало периодику гораздо более доступной массовому читателю.
Однако важнейшая экономическая предпосылка развития печати это... это опять он!!! Как он мне надоел... Но тем не менее именно Гутенберг в середине 15 века изобрел книгопечатание. К этому времени стало развитие экономики и промышленности сделало возможным изготовление металлических литер, типографского сплава и краски, печатного пресса. Гутенберг напечатал 42-строчную библию, а затем этот способ высокой печати стал применяться для издания первых газет в Англии (1622 г.) и Франции (1631 г.). К началу 16 в. в Европе насчитывалось уже около 1500 типографий. В 16 и 17 веках возникает ряд крупных типографских объединений, использующих труд наёмных рабочих, ставя этим издательское дело на коммерческую основу.
Еще одним аспектом является экономическое воздействие на свободу печати. Например, резкое увеличение налога на печатные работы способствует удержанию на плаву только тех типографий, которым покровительствует, скажем, король. Этим в 16-18 веках широко пользовались. В Англии до 1794 года действовал штемпельный налог на каждую отпечатанную страницу каждой книги. Вообще в Европе, особенно в абсолютистской Франции старались получить как можно больше денег именно с типографий, вводя совершенно непомерные налоги. Этим убивались сразу два зайца получение денег и возможное банкротство типографий, которым монархи далеко не всегда покровительствовали.

42. Роль культуры в развитии печати.
Культура (от лат. culture возделывание, обрабатывание) это социально-прогрессивная деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. Существует культура материальная (техника, производство, матер. ценности) и духовная (наука, искусство, литература, просвещение, мораль, этика и т.д.).
Естественно, что развитие культуры шло задолго до того, как Гутенберг придумал книгопечатание; в этом историческом смысле культура первична, старше печати.
Однако именно потребность в развитии культурных связей подтолкнуло человечество к созданию знаковой письменности, без чего печать не могла бы возникнуть. Именно из письменных источников нам известна культура древних народов, в частности богатейшая античная культура. Тогда многочисленные настенные надписи были своеобразными объявлениями. Далёкими предшественниками современной печати были документы римского сената acta senatus и acta diurna, которые выпускались периодически, сообщая о деятельности Сената. Они переписывались от руки, а затем распространялись среди населения. Acta diurna выпускалась ежедневно и имела большое влияние на общественное мнение в Риме и провинции.
В средние века в Европе культура воплощается в Библии именно эта книга была самой распространённой как в рукописном, так и в печатном виде и проповедях, которые переписываются от руки на пергаменте, а затем и на бумаге.
Эпоха Возрождения приводит к огромному росту потребностей в культуре, её распространению как в отдельных странах Европы, так и по всему континенту. Старые методы рукописного тиражирования книг и документов сильно тормозили процесс культурного развития. Революция в этом деле произошла в середине 15 века, когда Гуттенберг изобрел станок. Первой его книгой, как я уже говорил, стала Библия средоточие культуры того времени. В тени культурных документов периодическая печать первоначально в виде листков политических и торговых новостей. Далее печать развивалась, стремясь удовлетворить растущие культурные потребности человечества.
Теперь пресса, рождённая потребностями человеческой культуры как следствие развития её материальной ветви, оказывает огромное воздействие на дальнейшее развитие культуры, способствуя переходу от Возрождения к Новому времени.

43. Роль почты в развитии периодической печати
С момента зарождения периодической печати почта была как бы её составляющей необходимым звеном связи прессы с читателем, а также средством доставки новостей в редакцию.
Предпосылки почты появились еще в доисторические времена, когда различные племена обменивались посланцами, несущими разные новости, в основном “политического” характера объявление войны или мира. Таким образом, первые сообщения передавались устно, т.к. ещё не было даже письменности.
А вот с её появлением дело несколько упростилось гонцу можно было вручить запечатанный пакет с письмом, написанным самим должностным лицом.
В Древнем Риме появились так называемые “открытые письма” надписи на стенах, носившие характер светских новостей и объявлений. Сенатские документы acta senatus и acta diurna были первыми периодическими изданиями. Эти “газеты” и другие документы распространялись по империи с оказией, как большинство писем того времени, или же специальными рабами-почтальонами (talellarij). Император Октавиан Август учредил государственную почту, но только для доставки государственных депеш и приказов, но не личной переписки.
Так продолжалось до 16-17 веков, когда во многих странах Европы стала появляться регулярная почта специальные всадники или дилижансы. Доставку сообщений между Европой и колониями осуществляли морем идущие туда и обратно торговые корабли.
Оперативность доставки резко возрастает после введения в строй железных дорог. На станциях появились специальные терминалы для сортировки писем и газет.
Оперативность доставки почты повышает спрос на газеты, т.е. увеличиваются тиражи, появляются новые издания.
Выделяем:
- в Элладе корреспонденция перевозилась по морю на кораблях, существовали гонцы-письменосцы, передвигающиеся по суше.
-в Риме совершенствовался жанр письма. Грамотные рабы регулярно отправляли письма хозяевам со сводками новостей, информацией о городской жизни, слухах. Прообраз репортера.
- во Франции 17-18 века почта начала рассматриваться как средство контроля над населением страны. Иногда конверты с частной перепиской вскрывались на почте под предлогом "государственной необходимости". В период Фрацузской революции почта пришла в упадок. В 1798 Директория издала указ о запрещении использовать негосударственную почту для посылки писем.
- регулярное почтовое сообщение в Англии началось только в начале 17в. Республиканское правительство Кромвеля использовала почту в гос.целях. Тариф для писем в 1 пенс penny-post. В начале 18 века появились почтовые кареты. 560 км преодолевали за 7 дней. Регулярное почтовое сообщение между Лондоном и Эдинбургом.
-в Америке в 1710 г. появилась первая почтовая контора в Нью-Йорке, учреждения королевой Анной. Почтовое сообщение Англия-Америка путем парусных судов, доставка за 2 недели. В каждом из 13 штатов была должность почтмейстера.

44. Развитие массовой коммуникации в XV-XVIII веках.

Как известно, до становления журналистики на рубеже 16-17вв. было еще более двух с половиной столетий. Но предпосылки к формированию новой системы обмена оперативной социальной информации уже появились: это интенсификация экономической и политической жизни в Европе, расширение грамотности, демократизация общественной мысли.
Первые попытки рассказать о событиях в мире (геогр. открытия, торговля, войны, политика) появляются уже в 15-ом веке. До изобретения книгопечатания появляются рукописные «листы». Занимаются этим «информационные агентства» (Фуггеровское агентство, имевшее широчайшую агентуру того времени), которые собирают новости и данные из соседних стран через гонцов, торговцев, а иногда просто перепечатывают новости друг у друга. С появлением книгопечатания тиражирование новостей становится гораздо легче и дешевле, и отпечатанные «летучки» с новостями начинают распространяться сперва нерегулярно (по мере получения вести), а затем − на постоянной основе среди простых горожан на рынках и т.д.
Основными информационными центрами становятся крупные торговые и портовые города: Франкфурт, Лейпциг, Страсбург, Париж, Антверпен, Венеция, Нюрнберг.
С появлением бумаги и первых газет печать в Европе становится не только результатом бурного экономического развития, но и его главным фактором. С развитием печатного производства в конце 15 в. журналистика приобретает все больше функций, становясь орудием религиозной и политической борьбы.
Распространение новостей становится профессией. Появляется журналистская профессия.
В 1445 году Гутенберг изобрел литеру, в 1450 году – печатный станок, на котором в 1452 году выпустил первую в мире печатную книгу – Библию.
Развитие книгоиздания находилось в тесной взаимосвязи с распространением грамотности и образования в государствах и землях Европы, что, в свою очередь, способствовало устойчивому интересу к печатному слову и в конечном итоге востребовало публицистику, а затем и периодическую печать.
Непосредственным предшественником газеты был информационный бюллетень – сначала рукописный, затем печатный. Он не имел названия, периодичности, жанрового разнообразия и постоянной редакции. Первый сохранившийся до наших дней печатный бюллетень относится к 1493 г.(отчет о похоронах германского короля и императора Священной Римской империи Фридриха III)
В 16 столетии издательское дело полностью попало под контроль монархов (заниматься книгоизд. можно было только с королевского позволения). Печатались разл. Хроники (придворной жизни, бюллетени диплом. отношений, хр. религиозн.)
Первые регулярные печатные газеты выходили в разных городах Европы уже в начале XVII века. Первые газеты в Германии - в Страсбурге («Ведомость») и Аугсбурге в 1609 г. Подобные еженедельные издания распространились по всей Европе.
Номера составлялись исключительно из корреспонденций из различных участков Европы и дальних земель.
К концу 16 столетия рукописные листки новостей, называвшиеся в Англии «News», были вытеснены печатными изданиями «Ballada of the News» («Баллады новостей»), их можно считать непосредственными предшественниками английских газет. «Английский Меркурий» («Mercurius Britanicus») оповещал англичан о событиях внешней и внутренней жизни. Первая англ. газета в 1622–1641 гг. «Weekly News» («Еженедельные новости»). Ее издатель-Натаниэль Бэттер.
Развитие журналистики в других европейских странах проходило под воздействием немецкой, английской и французской печати.
Франция:
1469 – создание первой типографии в Париже в Сорбонне (богословском отделении Парижского универа).
Первое ограничение свободы печати – частный случай: в 1530 году типографщику Конраду Необару сказали, что его книги будут просматривать профессора. А книги, кот. печатал Необар, за это воспрещалось перепечатывать др. типографиям. Церковь также нервничала из-за появления большого количества протестантской литературы.
Когда книгопеч-е проникло во Францию, у людей была огромная жажда знаний, но книги были оч. дороги. И Людовик XII благосклонно отнессся к книгопеч-ю. Он освободил типографщиков и книготорговцев от подати, разрешил свободное обращение книг.
1629 – Людовик XIII ордонансом предписывает предоставлять рукописи канцлеру и хранителю гос. печати (а не Парижскому универу!). Заложены принципы цензуры.
Ни одна из газет не оказывала такого влияния на общество и не была столь значима, как «La Gazette». Ее первый номер вышел в Париже при дворе короля Людовика XIII 1631 г. Идея создания газеты принадлежала кардиналу Ришелье, который преследовал политические, экономические и информационные цели.
Людовик XV в 1723 году выпустил первый цензурный кодекс – Регламент 28 февраля 1723: все занимающиеся типографским промыслом по-прежнему оставались частью университетской корпорации (только ее членам разрешалось что-либо делать), им разрешалось иметь лишь по одной лавке, весь промысел сосредотач. в университетском квартале, все должно печататься на хор. бумаге и т.п.; без одобрения цензуры не может ничего печататься. Этот регламент действовал до 1777г..
Авторитарная концепция свободы печати состоит в том, чтобы печать была подчинена государству и, соответственно, выражала его интересы. Эта концепция появилась во Франции. Она связана с именем Теофраста Ренодо. Он в 1612 году приехал в Париж, случайно познакомился с Ришелье и поразил того своей энергией и живым умом. Теофраст был назначен главным комиссаром бедных всего королевства и придворным врачом. Он заботился о бедных слоях населения, всячески им помогал: создал общедосупный ломбард и адресную контору, где, грубо говоря, одни люди предлагали свой труд, а другие в нем нуждались («попытка вывести информированность общества на новый уровень»). И Ришелье, задачей которого было укрепление авторитарного строя, предоставил Ренодо привилегию на создание газеты, кот. начала выходить в 1631 (сначала носила лаконичное название «Ля Газэтт», потом – «Обычные новости различных местностей»). Так вот, долгое время эта газета была единственной, и только Ренодо мог печатать, распространять и продавать «с воспрещением этого другим лицам»; Ренодо же взамен публиковал то, что хотел Ришелье. Так Ришелье контролировал прессу.
Думаю, можно сказать, что во Франции концепция свободной печати развивалась во время революции. Надо рассказать о Марате – «Дар Отечеству». В пятой речи он приводит законы, на которых должно основываться государство, выступает как конституционных монархист; считает, что необходимо наличие парламента, Генеральные штаты должны избираться раз в 3 года, в перерыве должен действовать постоянный комитет. Здесь же он заявляет о необходимости свободной печати и отмене цензуры; он сравниват фр. печать с английской: во Фр. спплошной порок и клевета, в Англии – нет. И цензоры используют должности в собственных целях, поэтому он против предвар. цензуры.
Германия:
Столицей инквизиции был Кельн (там появилось книгопеч-е); в местном универе (получилось, как с парижским) с 1475 года начали выходить книги с цензурными пометами. Но когда в универы проник гуманизм, архиепископ Бертольд фон Геннеберг создал собственные ценз. органы (1486). Его последователь папа Александр VI в 1501 издал буллу, кот. вводила духовную цензуру в четырех округах. А потом папа Лев X в 1515 своей буллой установил ценз. во всех католич. гос-вах и с общей дух. цензурой поставил и спец. инквизиторскую. Затем Лев X отдал банкирскому дому Фуггеров торговлю индульгенциями. Эта спекуляция возбудила протест по всей Германии и в борьбе с папской курией все забыли их ценз. предписания; особенно выступал Лютер. Реформация была на руку и народу, потому что они хотели бороться против феодилизма князей, и князьям, потому что они хотели избавиться от власти католиков. Итак, во многих местностях Германии рухнула цензура. Однако после реформации, когда пришли протестанты, все стало только хуже: первое протест. ценз. постановление – 1558 (обязательна предвар. ценз. проповедника или совета города). При императоре Карле V была установлена светская цензура, кот. зависела от усердия отдельных властей. В это время оч. активно «воевали» католики и протестанты; католики защищали пр-ия протестантов, и наоборот.
Аугсбургское предложение Карла V 1530 – под надзор имперской власти взяты как и нарушители цензуры, так и отдельные правительства земель, кот. за ее соблюдение отвечали; обязательно на пр-ии печатать имя типографщика и город. Так протестантским князьям был сделан резкий вызов, на что они ответили шмалькальденским союзом. Из-за всей этой свары Карл решил еще более ужесточить цензуру: авторы пасквилей с 1532 подвергались гонениям. Когда Карл разгромил шмалькальденский союз, чтобы упрочить свое положение, в 1548 он издал имперский полицейский устав: запрещались пасквили и пр-ия, побуждающие к восстанию, обязательна предвар. ценз., обязат. обозначать имя автора, типографщика, места печати. В 1540 Карл создал список запрещенных сочинений. В 1555 реформация закончилась Аугсбургским миром (равноправность католиков и протестантов).
При Фердинанде I и Максимилиане II соблюдались аугсбургские положения. На шпейерском собрании 1570 был выработан целый цензурный устав: типографии должны быть только в универ. городах и княжеских резиденциях, а также нельзя печатать ничего богохульственного, предвар. ценз. и т.д. Рудольф II подвергся влиянию редисок-иезуитов, и репрессии печати еще более усилились. В 1618 в Герм. началась 30летняя война (в итоге католицизм, протестантство и кальвинизм объяв. равноправными), после кот. лишь одно герцогство осталось более-менее сильным – Бранденбургское, которое под влиянием Польши превратилось в герцоргство Прусское и потом – в королевство Пруссию, в кот. утвердился абсолютизм. При Фридрихе II Великом издается ценз. указ (1749, переработан в 1772).
Фридрих Вильгельм III в начале царствования считал, что ценз. должна отсутствовать; однако из-за тяжелого положения в гос-ве и крайне косности он также начал вводить всякие эдикты насчет цензуры. А Фридрих-Вильгельм 4 был либералом. По его инициативе в 1842 книги более 20 печатных листов были освоб. от ценз. Все бы хорошо, но он был окружен крайними реакционерами, и он оставил цензуру. А когда на него в 1844 совершили покушение, он стал ярым противником освобод. движения. Но в марте 1848 начались столкновения, все требовали отмены цензуры, выступали против аболютизма, и Фридрих-Вильгельм 17 марта 1848 отменил цензуру: теперь преступления печати разбирались в обычных судах.
Англия:
Генрих VIII выступал против Лютера; он издал 9 списков запрещенных книг. 1530 – первое королевское распроряжение, по которому все богословские книги должны были рассматриваться епископом. При Анне Болейн все дела печати были вверены Звездной Палате (возникла еще в 1488). 1559 – указ о том, чтоб «летучие листки» не выпускались без цензур. Звезд. палатой. 1585 – палатой выпущен ордонанс, представляющий первую попытку разносторонней регламентации печатного промысла (выпуск без ценз. – тюрьма, типографии можно содержать лишь в Лондоне, Оксфорде, Кембридже).
При династии Стюартов все стало еще хуже. Всякие пуритане и индепенденты тайно печатали листовки и брошюры. Народ хотел протестантизма, а Стюарты – католицизма. Звездная палата выпустила в 1637 декрет о книгопечатании (правила о предв. ценз., типографском промысле и ввозе загран. изданий). При Карле I было шотландское восстание и созд. Долгого парлмаента, кот. упразднил Звезд. палату. В 1843 он решил отменить цензуру. Но это произошло при партии индепенденов, а вскоре взяли верх пресвитериане, кот. выступали за жестокую цензуру. Против этого выступил небезызвестный Мильтон с «Ареопагитикой», но подействовать на парламент он не смог.
При Карле II, в 1662 был введен Licensing act в качестве временной меры, на 3 года (по нему: типографии – только в Лондоне, Оксфорде, Кембридже, Йорке; на каждом пр-ии – имя типографщика; предв. ценз.; а виновным – жестокая казнь). Но этот акт постоянно продлевали, и в 1688 нехороших Стюартов свергли. Править стали Вильгельм Оранский и Мария, которые подписали билль о правах. В 1695 же году Licensing act не продлили – и цензура фактически перестала действовать. Тут можно рассказать поподробнее о билле и о концепции свободной печати, о чем я рассказала в предыдущем билете.
Английская концепция свободы печати основана на «Билле о правах», принятым парламентом в октябре 1689 в результате «Славной революции» 1688. Фактически он узаконил конституционную монархию. Первый пункт билля звучит так: «Если парламент принял закон, король не вправе его отменить». Девятый пункт, который касается собственно свободы печати, заключается в следующем: свобода слова, прений и всего, что происходит в парламенте, не может быть предметом рассмотрения в суде – и вообще нигде, кроме парламента. Т. о. впервые появляется термин «свобода слова» (!). Билль заключал в себе следующие мысли:
Только парламент может регулировать работу прессы.
Отвергается контроль печати со стороны государства и церкви.
Основа печати – экономическая свобода.
Решающий фактор – экономический, а не политический

45. Прообраз газет в Древнем Риме. Культура глаза в коммуникации.

Воинственный народ Рима не мог обходиться без полководцев и вождей, обращавшихся к войску и к народу в минуты тяжких испытаний. Но в римской ментальности никогда не присутствует культ чистого слова, звуковой гармонии, наслаждения искусностью говорящего.
В Риме господствовала культура глаза, чтение. На стене Regia на доме, где жил верховный понтифик, помещалась специальная доска, открывавшаяся именами консулов и судей, на которую по приказу официальных властей вносились краткие записи о наиболее значительных событиях, происходивших в Риме и провинциях. По окончании года доски переносили в хранилище – архив, откуда и началась писаная история римского государства.
Когда известные политики и гос. деятели отбывали в далекие провинции, в ход пускались письма. Цезарь нередко писал письма, чтобы привлечь на свою сторону известных людей или сделать общим достоянием свои подвиги. Эпистолярное тв-во римлян во многом заменяло им нашу газету. Письма выдающихся людей, где они высказывали свои чувства и взгляды, читались, комментировались и переписывались. Посредством таких писем гос. человек защищал себя перед людьми, уважением которых он дорожил. Были открытые письма, текст которых размножали и развешивали на стенах в публичных местах
В 59 г до н.э. Цезарь начинает издавать «Acta diurna senatus ac populi» (дословно, «Ежедневные протоколы сената и римского народа»). При Августе официальная газета стала именоваться «Acta senatus et populi».

46. Речи для чтения в Древней Греции. Культура уха.
Основной принцип греч. культуры – принцип состязательности. Агонистика – неудержимое стремление к любым состязаниям во всех сферах общ-ной жизни и отличительная черта греч. быта. Существовали Олимпийские, Немейские и др. игры, состязательный принцип лег в основу устройства драматических представлений (Эсхил, Софокл, Еврипид).
В V-IV вв до н.э. в Греции возникает софистика – духовно-воспитательное и философское учение. Научить убедительности, научить «делать слабое мнение сильным» - так представляли свою главную задачу софисты-преподаватели. Для этого в их распоряжении были два средства: диалектика – искусство рассуждать (обращалась к разуму слушателей) и риторика – искусство говорить (к чувству слушателей). Тот, кто умело владеет обоими искусствами, может переубедить любого противника, в этом заключается цель идеального «общественного человека», участвующего в гос. делах.
Первые риторы V в. не начинали на пустом месте, к их услугам существовала древнейшая изустная традиция эпической и лирической поэзии (речи царей на собраниях воинов в «Илиаде» - ранние фиксированные проявления публичной речи).
В VII в до н.э. с уходом в прошлое эпохи царей и усилением коллективистских тенденций в греч. полисе все большее значение приобретает звучащее слово, обращенное к коллективу с призывом к действию. Таким коллективом чаще всего является строй воинов, которых необходимо вдохновить для битвы. Из потребностей жизни возникают еще очень близкие к эпической поэзии по размеру и лексике эмбатерии – строевые песни, призывающие к стойкости и доблести. Самый прославленный автор эмбатериев в Греции – Тиртей. Его стихи полны глубокого патриотизма, духа единения и гражданственности, присущих политическому и торжественному красноречию классической эпохи. Слово «брало города» и освобождало острова.
Величайший реформатор Греции Солон сложил элегию о Саламине (Дашином любимом) и прочел ее на площади при большом стечении народа. Афиняне устыдились своего малодушия и назначили Солона предводителем воинов. Под его руководством Саламин был отбит, а впоследствии и выигран в суде процесс с Мегарой на право владение островом.
Поэтическое слово, обращенное к народу, становится главным политическим оружием Солона-реформатора, человека, заложившего основы демократии и оставившего значительный след в лит-ре.
Главную роль в античной культуре играет устное слово. Античный грек не знал чтения «про себя». Культура Греции и Рима до конца античного мира была культурой устного, а не письменного слова. Речи, которые создавались ораторами, были предназначены в основном для прочтения.


[1]

[2] «Дар Отечеству» – сборник фиктивных речей, выпущенный Маратом в Париже анонимно в начале 1789 г. Главный смысл речей – удар по абсолютизму Людовика XVI. Позднее Марат написал «Добавление к Дару Отечеству», где продолжил критику государственного строя.

Печатается по: Жан Поль Марат. Избранные произведения: В 3-х томах / Пер. С. Кана. Т. 1. М., 1956.

Конец формы





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 2244 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...