Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Также – у Г.В. Прутцкова
Томас Пейн (1737-1809гг.) – выдающийся американский публицист. Родился в провинциальном городке в семье каретного мастера – члена религиозной секты квакеров, в ранней юности он дважды сбегал из дома, работал матросом на пиратском корабле, а вернувшись в Англию, занимался самообразованием и зарабатывал на жизнь случайными приработками. К 37 годам Пейн не имел ни академического образования, ни специальности, ни работы, ни семьи.
В 1174 году Пейн случайно встретился с Б.Фраклином, который проникся сочувствием к новому знакомому и дал ему рекомендательное письмо в Филадельфию. Пейн приехал в Америку накануне Войны за независимость (1776-1783гг.) и, почувствовав общественный интерес к новостям, решил стать журналистом. Он устроился в журнал The Pennsylvanya Magazine и в 1775 году стал его редактором. Он сам писал в журнал патриотические статьи, заметки, стихотворения, выступал по актуальным социально-политическим вопросам. Например, в одном из памфлетов Пейн предлагал отменить рабство и обеспечить освобожденных негров землёй и достойной работой. Пейн критиковал мужской шовинизм и порабощение женщин в своей статье «Письмо о женском поле», в которой он дает мрачную картину подчинения женщин мужскому произволу, основанному на сексуальной эксплуатации.
Пейн пишет о том, что роль мужчины во все времена и эпохи сводилась к роли угнетателя женщин. «По отношению к ним мужчина во всех регионах и во все века всегда выступал либо как бесчувственный муж, либо как угнетатель», - пишет Пейн. На женщин ложится дополнительное бремя страданий и невзгод. «Постоянно окруженные печалями и страхами, женщины не только разделяют наши несчастья, но, кроме того, еще и подвержены собственным бедам, которые свойственным им самим», - пишет Пейн. «Они могут надеяться лишь на унизительную мольбу о пощаде или слабый голос благодарности. Общество, вместо того, чтобы облегчить их условия, является для них источником новых несчастий», - говорит Пейн о женщинах. Пейн пишет, что мужчина поработил женщину еще в первобытные времена, и в основе этого порабощения лежит сексуальное и физическое господство мужчин.
Особую известность Пейн получил в годы Войны за независимость. В памфлете «Здравый смысл» (1776), ясно и доступно внушая идею об абсолютной необходимости свободы, он впервые сформулировал призыв к независимости американских колоний и войне против Англии и в общих чертах обрисовал план создания нового государства. Это был памфлет Томаса Пейна, всколыхнувший всю Америку. Он не просто принес славу автору, он стал знамением, гимном американских борцов за независимость. Такой популярности не знало ещё ни одно печатное издание в Америке. Тираж памфлета достиг 500 тысяч экземпляров. Он буквально завладел умами американцев и обратил всех в сторонников независимости.
«Здравый смысл» – это призыв к борьбе. «Все разрешится в бою», - писал его автор. Но это не только лозунг. В памфлете дано обоснование естественного права американского народа на борьбу за независимость. Следовать этому праву и было здравым смыслом, к которому взывал Пейн: «Нам принадлежит неотъемлемое право иметь собственное правительство и всякий, кто всерьез поразмыслит над непрочностью человеческих дел, придет к убеждению, что куда разумнее и безопаснее хладнокровно и обдуманно выработать собственную конституцию, но это в нашей власти, нежели доверять столь значительное дело времени и случаю».
Содержание:
1. О происхождении и назначении правительственной власти, с краткими замечаниями по поводу английской конституции (зачем нужно правительство, как оно возникает, недостатки Конституции Англии, необходимость исследования «конституционных ошибок», т.к. Конституция Англии очень сложная и увеличивает страдания народа)
2. О монархии и престолонаследии (история монархии – когда и кем впервые была введена (язычниками), в Писании сказано, что монархия – грех, первые цари были отнюдь не знатные и особенные люди и выбирались по жребию или просто самовольно брали власть в свои руки, нынешний король Англии разоряет страну)
3. Мысли о нынешнем состоянии американских дел (Англия защищает Америку только из-за корысти и ради самой себя, если Англия – мать, то это очень жестокая мать, от сотрудничества с Англией одни убытки, «все бескровные способы достижения мира оказались бесплодными», мир с Англией – гибель для Америки, только независимость защитит от гражданских войн)
4. О нынешних возможностях Америки, а также некоторые другие размышления (великая сила Америки – не в численности, а в единстве, в Америке можно построить хороший флот, а флот Англии – стар, «молодость» нации благоприятствует введению нравственных идей в обществе)
5. Дополнение к «Здравому смыслу» (написана после речи короля Англии, Пейн подчеркивает его кровожадность и опять призывает к борьбе
Цитаты:
«Общество в любом своем состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае — зло нестерпимое; ибо, когда мы страдаем или сносим от правительства те же невзгоды, какие можно было бы ожидать в стране без правительства, несчастья наши усугубляются сознанием того, что причины наших страданий созданы нами».
«Я знаю, как трудно преодолеть местные или старинные предрассудки; и тем не менее, если мы решимся исследовать составные части английской конституции, то найдем, что они являются порочными остатками двух древних тираний, к которым примешаны кое-какие новые республиканские элементы.
Во-первых, — остатки монархической тирании в лице короля.
Во-вторых, — остатки аристократической тирании в лице пэров.
В-третьих, — новые республиканские элементы в лице членов Палаты общин, от доблести которых зависит свобода Англии.
Оба первых учреждения, будучи наследственными, не зависят от народа; поэтому в конституционном смысле они ничем не способствуют свободе государства»
«в интересах Америки отделиться от Британии»
«… Мы должны понять, что есть три разных пути, которыми в будущем можно осуществить независимость, и что один из этих трех рано или поздно сужден Америке; а именно посредством законного волеизьявления народа в конгрессе, посредством военной силы или (выступления) черни... Если независимость будет осуществлена первым путем, то для нас откроются все возможности создать самую благородную, самую чистую конституцию на земле...»
С началом Войны за независимость Пейн стал адъютантом главнокомандующего американскими войсками Джорджа Вашингтона. В самый критический момент войны, когда армия оставила Нью-Йорк и была на грани поражения, Вашингтон попросил Пейна срочно написать памфлет, чтобы поднять дух воинов и внушить им ненависть к врагу. Памфлет был написан у костра на барабане и зачитан солдатам перед атакой. Он стал первым из 13 созданных за годы войны памфлетов под общим названием «Американский кризис».
Все они публиковались в The Pennsylvanya Journal. По приказу Вашингтона их зачитывали солдатам перед строем. Каждый из этих памфлетов Пейн подписывал псевдонимом Здравый смысл. Именно в «Американском кризисе» он впервые предложил название будущего независимого государства – Соединённые Штаты Америки.
Пейн обращался с призывом к армии и народу: «Тиранию, так же как и ад, нелегко побороть... Друзья, не щадите сил! Никакие усилия, никакой труд не может считаться чрезмерным для выполнения задачи, которую мы на себя приняли…»
В дальнейшем Пейн систематически писал новые статьи, в которых анализировал политическую обстановку, высмеивал врага, подводил итоги борьбы, вдохновлял, намечал перспективы. Все эти статьи (их было написано тринадцать) выходили под общим названием «Кризис».
В пятом выпуске «Кризиса» (март 1778) Пейн, обличая Англию, виновную в кровопролитных захватнических войнах, доказывает справедливость войны американского народа и воодушевляет его уверенностью в победе. «Если существует грех больший, чем все другие, так это преднамеренная захватническая война...Мы предоставляем Англии бахвалиться этой честью, мы не жаждем такой варварской славы. Америка горит более благородным огнем... свой меч она обнажила для честной самозащиты... Одна только цель войны может сделать ее почетной. И если когда-либо с тех пор, как существует мир, велась справедливая война, то это нынешняя война Америки».
В седьмом выпуске «Кризиса» (ноябрь 1778) Пейн разоблачает планы английского правительства, которое разжигало конфликт с колониями и спровоцировало войну, надеясь извлечь из нее выгоду, но жестоко просчиталось. «Все делалось для того, чтобы вынудить американцев подняться на всеобщее восстание, а затем, раздавив их силой оружия, пожать богатый урожай в виде всеобщей конфискации и навсегда заставить их замолчать». Пейн обращается к английскому народу, разъясняя ему, что война, которую ведет английское правительство, нужна лишь королю и министрам.
В последнем, тринадцатом, выпуске «Кризиса» (август 1783) Пейн славит американскую революцию, которая «сделала для просвещения всего мира и распространения свободолюбия... среди человечества больше, чем какое-либо другое человеческое событие».
Здесь же Пейн выражает свое писательское кредо - кредо бескорыстного служения обществу, народу в его борьбе за справедливость: «Борьба за дело Америки превратила меня в литератора... И если я в течение более семи лет оказал ей какую-либо услугу, я также кое-что добавил к доброму имени литературы, свободно и бескорыстно используя перо в великой борьбе человечества и показывая, что можно творить, не продаваясь».
Эти гордые слова Томаса Пейна стали «программой действия» для великой американской литературы. Пейн заложил замечательные традиции, которые демократические писатели США хранят на протяжении свыше ста пятидесяти лет.
Цикл статей «Кризис» написан ясным, энергичным языком, их стиль отличается сдержанным внутренним огнем, ораторским строем речи, лишенным, однако, помпезности. Так, обращаясь в пятом выпуске «Кризиса» к тем американцам, которые еще не приняли участия в войне за независимость, Пейн восклицает: «Вот, господа, враг. Вот армия... Придите и помогите нам. Вот лавры, придите и разделите их с нами. Вот тори, придите и помогите нам изгнать их».
В памфлете «Права человека» (1791 – 1792гг.) Пейн встал на защиту революции и высказался по мировоззренческим проблемам. Он дал объяснение и оценку Великой французской революции, но с точки зрения мелкого буржуа. В памфлете ведется боевая, аргументированная полемика с защитниками «старого порядка», доказывается, что «всякая наследственная власть есть по природе своей тираническая». Опираясь на социально-политическую доктрину просветителей, Пейн излагает принципы буржуазно-демократической республики. Исходя из того, что «все люди рождаются равными и имеют естественные права», автор доказывает, что народ имеет право восстановить попранные законы природы и осуществить свой суверенитет, уничтожив монархию и создав республику. Именно так поступали американский и французский народы. Пейн славит «сверкающие революции Америки и Франции», в результате которых «взошло солнце разума». Он гордится тем влиянием, которое оказала американская революция на революцию французскую.
Когда Конвент решал судьбу короля Людовика XVI, Пейн высказался против его казни и предложил отправить монарха в США, чтобы, увидев жизнь освобождённой молодой страны, он проникся республиканскими идеями. В 1793 году Пейн был арестован. Американский посол в Париже не заступился за своего знаменитого соотечественника, и Пейн лишь по счастливой случайности избежал смертной казни. Выйдя на свободу, он выступил в печати с циклом памфлетов против Джорджа Вашингтона, который стал первым президентом США. Пейн обвинял его в предательстве старого соратника и изображал героя Америки бездарным полководцем, лицемером, трусом и покровителем коррупции.
Разразившийся в Америке громкий скандал усилился после выхода в свет написанного во Франции трактата Пейна «Век разума» (1794г.), в котором автор касался вопросов религии, церкви, морали. Пейн резко критиковал институт церкви и призывал искать мудрости не в церкви, а у природы. «Мой собственный ум – моя церковь», - заявлял Пейн и, исполненный веры в познаваемость вселенной, обрушился с критикой на Священное Писание. Пейн с присущей ему безапелляционностью и богохульством силился доказать абсурдность, нелепость и безнравственность многих текстов Ветхого и особенного Нового Завета. Пейн отрицал богочеловечность Христа и считал Его лишь исторической личностью, революционером и реформатором. Христианство признавалось Пейном, главным образом, как полезный источник правил поведения. «Век разума» настолько возмутил американских читателей, что Пейн, возвратившись в Америку в 1802 году, оказался в одиночестве и умер в бедности. Его как богоотступника запретили хоронить на церковном кладбище.
Памфлеты Пейна имеют следующие особенности: чёрно-белые краски, резкие, безапелляционные выпады против оппонентов, декларативность, форма изложения подразумевает активного слушателя, собеседника, оппонента, обращение к «здравому смыслу», простота, убедительность, искренность. В них использовались различные приёмы эмоционального воздействия на читателей и слушателей, в частности элементы острой сатиры. Популярности придавало памфлетам Пейна и то обстоятельство, что их автор, не будучи американцем по рождению и принадлежа ни к каким группировкам, оставался над партийной борьбой.
Из «Истории мировой журналистики»:
10 января 1776 г. Томас Пейн опубликовал (вначале анонимно) памфлет под названием «Здравый смысл», которому суждено было стать одним из величайших памфлетов в американской истории. По иронии судьбы автор прославленного американского публицистического произведения не был американцем.
Оказавшись в предельно накаленной обстановке, непримиримый радикал Пейн, переехавший из Англии в Филадельфию за год до Революции, почувствовал себя как рыба в воде, а его «Здравый смысл» сыграл решающую роль в формировании американского общественного мнения этой поры. После опубликования «Здравого смысла» симпатии американцев склонились к идее полного отделения от Англии и предпочтительности республиканской формы правления. В течение трех месяцев было распродано 120000 экземпляров этого памфлета, а имя Пейна мгновенно стало популярным.
Возвышенная патетика памфлета Пейна, предельная ясность его доводов, яростные нападки на монархическую форму правления, подчеркивание преимущества «естественных прав» американцев по сравнению с исторически сложившимися обстоятельствами оказались созвучными своему времени.
«Иметь свое собственное правительство – это наше естественное право», – утверждал Пейн. И 2 июля 1776 г. Второй Континентальный Конгресс, собравшись в Филадельфии, проголосовал за полную независимость от Британии, а 4 июля была принята подготовленная Томасом Джефферсоном «Декларация независимости».
«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Эти знаменитые слова из «Декларации независимости» подводили черту под определенным этапом развития политической мысли эпохи Просвещения.
Воззрения Т. Пейна
В религиозных воззрениях Пейн был последователем английских деистов; целью его было поколебать, как он выражался, библейскую и христианскую мифологию. В 1795 году Пейн издал небольшой трактат, в котором резюмировал свои политические убеждения.
В 1797 году он основал, в противовес обществу атеистов, теофилантропический кружок, в заседаниях которого излагал основы своей, очищенной от суеверий, религии.
Пейн был типическим представителем как политического, так и религиозного рационализма. Никто так не доверял человеческому разуму, как он. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения. Это был народный трибун в полном смысле этого слова, не только потому, что умел говорить языком понятным народу, но и потому, что руководящей идеей его жизни было служение народу. К известному выражению Франклина: «Мое отечество там, где свобода», Пейн сделал такую поправку: «Мое отечество там, где нет свободы, но где люди бьются, чтоб добыть ее». Слова эти — его лучшая характеристика.
Анализируя формы государства, Пейн различал «старые» (монархические) и «новые» (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правления — наследование или выборность. Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл «самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления». Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет. Абсолютные монархии «являются позором для человеческой природы».
Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 2530 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!