Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ос-сти речей Демосфена



Демосфен 384-322 до нэ — один из знаменитейших ораторов древнего мира. Родился в Афинах в 384 г. до н.э., происходил из знатного рода. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно.

От оратора в Греции требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приемы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причем спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна.

Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой. В первый раз он обратил на себя серьезное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Демосфен выиграл процесс, правда не вернул всего своего состояния.

Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского. Предвидя гибель афинской свободы, Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска.

Демосфен не падал духом от неудач; но когда Филипп силою и хитростью завоевал Фокиду, поставил свои условия Фивам, Демосфен произнес речь “О мире” и советовал уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес. Тогда Демосфен, с другими послами из Афин, отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, Демосфен, благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ Филиппу.

Заслуга Демосфена должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрел сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин, явившийся опасным врагом Демосфена. С ним и его партией снова пришлось считаться Демосфену, когда Филипп завоевал Эвбею, все более угрожая свободе Афин. И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа, и тиранов, посаженных в Эвбее Филиппом изгнали. Демосфен был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий.

После долгих противоборств с переменным успехом битва при Херонее, в 338 г., положила конец свободе и независимости Греции. Но Демосфен не переставал «бранить» Филиппа. Он приобрел этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппа и его деньги подкупали граждан. Однако, несмотря на происки Эсхина, Демосфен был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет и окончилась полным торжеством Демосфена, после речи его “О венце”. Это последнее состязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхин признал совершенство красноречия своего знаменитого противника.

Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Демосфен убеждал не отдавать гегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию и другие народы, покоренные царем. Но Александр не дал опомниться противникам и быстро подавил волнение. С этой поры судьба преследовала Демосфена. Он был запутан врагами в большой процесс, приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея ее, бежал в Этну и Трёзены. Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось в сторону Демосфена. Но вместо этого Афины снова подверглись осаде, и Демосфен бежал в Калаурию. Здесь, окруженный врагами, он принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов (322). Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма.

Речи Демосфена называют “зеркалом характера”.Арсенал риторических приёмов в творчестве Демосфена достаточно широк, но наиболее излюбленными и часто повторяющимися являются те, что помогают усилить эмоциональное или слуховое восприятие, ведь свои речи Демосфен не писал для прочтения, а обыкновенно произносил в больших собраниях, отсюда расчёт на звуковое, мелодическое восприятие периода. Если у Лисия слово подчёркивалось его особым местом в схематизированном потоке речи, у Исократа – фоном всех остальных слов, то у Демосфена его стало выделять собственное, смысловое значение и его начальное место в периоде. Наличие обильного количества географических названий: городов, проливов, областей.

Демосфен не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силою убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, ее чести, ее славе и ее прошлому. Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

По преданию, сам Филипп Македонский, прочитав «Третью филиппику» Демосфена, с улыбкой заметил: «Если бы я слышал Демосфена, я сам бы подал голос за него как за вождя в борьбе против меня.» Потомки называли Демосфена «оратором», как они говорили про Гомера – «поэт».

Да, кстати, при чтении своих речей использовал документы, письма, расчеты доходов.

«Филиппики»

Сохранились 4, созданные в 351-340 гг до Р.Х. Авторство четвертой оспаривают. Речь полна экспрессии, страстный обличительный пафос, многочисленные риторические вопросы, призывания богов и божба («Клянусь Зевсом и всеми богами!»). В «Ф» можно увидеть зачатки приемов современной пропаганды. Свое собственное отношение к Филиппу, свое видение политситуации маскировал под общеизвестный факт общ жизни: «Вы ведь, граждане афинские, видите положение дела, - до какой дерзости дошел этот человек...» (1-я речь)

Первая филиппика Этой речью открывается ряд выступлений Демосфена против Филиппа, известных под названием "Филиппик". Эта первая речь была произнесена в Народном собрании весной 351 г. до н. э., когда уже ясно определился захватнический характер политики Филиппа.
В 357 г. Филипп взял большой и важный город Амфиполь во Фракии, принадлежавший некогда афинянам. Это заставило афинян объявить ему войну. Однако серьезно вести ее они не могли, занятые Союзнической войной. Тем временем Филипп захватил ряд других городов, проник в Фессалию и, вмешавшись в так называемую Священную войну, нанес поражение фокидянам, но при попытке прорваться в среднюю Грецию, чтобы окончательно расправиться с фокидянами, был в 352 г. остановлен афинянами, которые поняли опасность его дальнейшего продвижения. Новые захватнические действия в районе Геллеспонта на важном торговом пути в Черном море заставили афинян насторожиться. Но он неожиданно появился на Халкидике и стал угрожать Олинфу (см. об этом выше, стр. 426). При этих обстоятельствах Демосфен выступил с "Первой речью против Филиппа", причем в отличие от прежних выступлений не стал дожидаться, когда выскажутся более опытные политики, а говорил первым. Его предложение состояло из двух частей: 1) о подготовке флота из 50 триер для посылки немедленно в угрожаемое место и 2) об образовании небольшой постоянной армии с обязательным участием самих граждан.
Практического значения и эта речь не имела. Позднее, в 347 г., Демосфену пришлось возобновить свое предложение и выпустить эту речь в виде памфлета. Этим, по-видимому, объясняется разногласие у древних относительно времени ее произнесения. По мнению Дионисия Галикарнасского, состав ее из двух частей свидетельствует о том, что в ней объединены две самостоятльные речи (§ 1 - 29 и § 30 - 51). Однако такое мнение нам представляется неосновательным, так как первая речь была бы в таком случае без конца, а вторая без начала.
План речи
Вступление. Вопрос обсуждается не новый, и потому оратор считает возможным выступить первым (§ 1).
Главная часть. I. Подготовительные соображения: 1) причина успехов Филиппа - в слабости и бездеятельности афинян (§ 2-9); 2) необходимость взяться энергично за дело и поспеть вовремя на место действия (§ 10 -12). II. Предложение оратора. 1) Предварительный перечень предлагаемых мер и просьба о внимании слушателей (§ 13-15); 2) сущность предложения (§ 16- 22); 3) мотивировка: армия нужна немногочисленная (§ 23), обязательно участие граждан (§ 23 - 27), финансовый расчет (§ 28-29), заключение: надо воевать не в псефисмах, а на деле (§ 30). III. Разъяснение плана действий:
1) необходимость постоянной армии (§ 31 - 33); 2) преимущества нового порядка и вред прежнего (§ 34-37); 3) энергия Филиппа (§ 38-43); 4) необходимость самим гражданам взяться за дело (§ 44-50).
Заключение. 1) Оратор руководится только интересами государства.
2) Пожелание успеха (§ 51).

Цитаты:

«Вы ведь, граждане афинские, видите положение дела, - до какой дерзости дошел этот человек...» (1-я речь)

Подбадривает афинян в начале речи: «Прежде всего не следует, граждане афинские, падать духом, глядя на теперешнее положение, как бы плохо оно ни представлялось»

« Если каждый из вас, находясь на том месте, где должен и где может оказать пользу своему отечеству, будет готов без всяких отговорок исполнять свое дело - человек состоятельный будет делать взносы, человек призывного возраста - идти в поход,- коротко говоря, если вы захотите положиться всецело на самих себя и перестанете каждый в отдельности думать о том, чтобы не делать ничего самому, рассчитывая, что другие за вас все сделают, тогда вы и свое собственное получите, если богу будет угодно, и потерянное по легкомыслию вернете обратно, и ему отомстите »





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 3038 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...