Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Панегирик» Исократа как прообраз публицистической деятельности



Исократ (436 - 338 гг. до н.э.) Его отец Феодор владел мастерской по изготовлению флейт, был богатым человеком – смог дать сыну хорошее образование. Исократ учился у Горгия, Сократа и других софистов. Этот афинянин являлся сторонником олигархического правления и, соответственно, врагом демократии. Он поддерживал единовластие, хотя сам пострадал во время правления Тридцати тиранов. Так, один из диктаторов, Критий (460 – 403 гг. до Р.Х), издал закон, который запрещал «учить искусству говорить» – Исократа изгнали из Афин на остров Хиос, который находится недалеко от Малой Азии. Здесь он открыл школу риторики. Когда пала мощь Тиранов, в 403 году до Р. Х., Исократ вернулся на родину. Около 392 года до Р.Х. ритор открывает школу красноречия в Афинах. Здесь учатся по 3-4 года и получают универсальное образование, так нужное истинному оратору, как считал «директор». До нас дошли более двадцати речей Исократа, 15 из которых торжественные, фрагменты из учебников по риторике и девять писем к известным современникам, например к македонскому царю Филиппу и тирану Дионисию. Любопытно, что сам Исократ не выступал на публике самостоятельно.

Он был одним из защитником “полисного стиля”, эллинской демократии, над которой после Пелопоннесской войны нависла реальная опасность; В речах и письмах Исократа впервые появляются элементы публицистики, главная тема которой – политическая программа спасения Эллады: объединение греков для борьбы против персов. Эта программа особенно ярко выражена в речи «Панегирик», созданной в 380 году до Р.Х. достижения Исократа в области политики и риторики открыли эпоху эллинизма.

Исократ никогда не выступал с речами устно – он предпочитал распространять их в письменном виде. Таким образом было положено начало письменному красноречию, публицистике, так как не просто делал заметки для устной речи, а именно писал свои произведения полностью, четко взвешивая каждое слово. Например Панегирик он писал 10 лет. Своим творчеством Исократ предвосхитил многие жанры современной публицистики: например, письмо, памфлет, эссе.

В 392 году до Р.Х. Исократ создал школу красноречия, которая стала не только крупнейшим риторическим центром, но и явилась, по сути, прообразом первого университета. Из этой школы вышли выдающиеся ораторы, историки, полководцы, политические деятели.

В его учении впервые появилось понятие «мнение большинства». Завоевать его значит уловить настроение аудитории, установить с ней контакт и тем самым добиться одобрения слушателей. Исократ первым осознал, что для успеха необходимо, чтобы слушатель был увлечен речью оратора, который должен для этого говорить понятным слушателю языком, ориентироваться на психологию и мировоззрение слушателя

Он был моралистом и, следовательно, наставником, теоретиком, т.е. аналитиком, и, наконец, журналистом, создателем жанровых форм политического руководства (инструкции), открытого письма, обличения или панегирика в современном понимании этого слова. Мораль его была в чем-то схожа с моралью Гесиода, такая же патриархальная, жесткая и немного аскетичная, т.е. за умеренность.

Первым избавился от тропов и риторических фигур. Считал, что оратор должен быть точным и пользоваться только общеупотребительными словами и умозаключениями, относящимися только к самому делу, никакой воды, никаких лирических отступлений. Условием успешной речи считал важность затронутой темы. Этим политическое красноречие отличалось от судебного, более мелочного и прозаичного, по его мнению.

Он обращается к историческим фактам, чтобы аргументировать свою позицию. Парадокс состоит в том, что он говорил, что оратор должен быть точен и правдив, а на деле же сам нарушает это правило, например в «Панегирике» сильно преувеличивает социально-экономический упадок сил Персии, чтобы убедить сограждан выступить против нее.

В 98 лет умер. В письменной речи умудрился соединить торжественный и совещательный стиль, что в его времена в речах не встречалось. Он как бы вступает в полемику, прикидывая, что бы могли ему возразить. Много риторических вопросов, порой собранных в довольно большом количестве в одном месте.

Панегирик:

Речь подготовлена для Олимпийских игр в 380 году. Начинает с того, что размышляет о том, почему бесполезным спортсменам платят призы, а гражданам, которые приносят пользу гос-ву, не платят. Говорит, что пишет для умных, а не для тех, кто не может понять его витьеватый стиль.

Осуждает вражду со Спартой из-за мелочных интересов, т.е. из-за дележа Кикландских островов. Также осуждает стремления полисов к независимости, фиктивной, по мнению Исократа. Призывает начать войну скорее, пока Египет и Кипр подняли мятежи против Персии и пока она ослаблена.

Цель Исократа заключается в том, чтобы помочь правителям и гражданам найти правильный путь в современной "политии", поскольку величайшие возможности, заложенные в слове, могут принести коллективу много пользы и много вреда. "Лучшими из речей я признаю те, которые посвящены наиболее важным вопросам, наиболее ярко характеризуют ораторов и приносят наибольшую пользу слушателям"

В конце творчества писал Филиппу открытое письмо, котором и его призывал объединиться с греками и пойти на персов. Филипп проигнорировал совет, вернее оставил на потом, зато его сынишка вдохновился (видно в папиной канцелярии копался, негодник) и пошел войной на Дария Второго. Александр создал самую знаменитую из великих империй древности и открыл новую историческую эпоху – эллинизм. Видать поэтому госпожа Корнилова и пишет, что творчество Исократа открывает эпоху эллинизма.

Итого: В речи призывал к объединению Греции и борьбе простив Персии. Сам не читал речей, но писал. Поэтому считается первым публицистом. Также, как настоящий публицист пользовался различными источниками, в основном историей. Говорит о том, что над речью нужно работать основательно (панегирик писался 10 лет), выступать своевременно, говорить понятным языком, затрагивая понятные читателям проблемы. Был моралистом. Создал школу риторики. Восхваляет Афины. Впервые совместил два стиля: торжественный и совещательный. Положил начало эллинской эпохе.

Цитаты:

Основная идея всего «Панегирика» политическая: автор призывает эллинов объединяться в борьбе против общего врага – персов. Он заставляет читателей понять важность этой темы, проводя ещё во вступлении антитезу: слава спортсменов-олимпийцев – слава политических ораторов: «Меня всегда удивляло, что на праздниках и состязаниях атлетов победителю в борьбе или в беге присуждают большие награды… ибо атлеты, даже если они станут вдвое сильнее, пользы не принесут никому, а мыслящий человек полезен всем, кто желает приобщиться к плодам его мысли», в частности к мысли о единстве.

«Безрассудно…думать, что удастся побудить эллинов к совместным действиям, не примирив два главенствующих над ними города»: Афины и Спарту. Здесь же Исократ излагает основную мысль своего труда: «он должен убедить Афины и Спарту признать друг за другом равные права в Элладе, а выгод искать в войне против персов».

Однако мы чувствуем, что право на гегемонию Искорат отдаёт Афинам, а не Спарте, аргументируя это историческим материалом: «Все признают Афины древнейшим городом…», Афины любимы богами (миф о Деметре и её дочери Коре), Афины спасают Грецию от голода, безвластия, Афины учредили «общеэлинские празднества», Афины опередили своих соперников в красноречии, Афины изгнали амазонок, отразили нашествия Дария и Ксеркса, не забыл он и о Саламинской битве, в которой эллины победили «только благодаря Афинам»… Исократ, стараясь доказать, что Спарта должна подчиниться Афинам, говорит: «Многим благодеяниям нам обязаны спартанцы, но уже за одно это они перед нами в неоплатном долгу, ибо только афинская помощь дала возможность Гераклидам, предкам правящихныне в Спарте царей, вернуться с победой в Пелопонес, захватить Аргос, Лакедемон и Мессену, основать Спарту и заложить основы её нынешнего могущества».





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 3357 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...