Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
После нападения варваров Рим теряет свое европейское влияние - начинается период средневековья - Европа дробится на государства. Информационные пути на некоторое время прерываются, так как в инфе практически нет надобности. Обмен информацией происходит в случайном порядке.
Изначально носителями информации и культуры становятся церкви, где грамотные священнослужители читали для своих прихожан своего рода церковную публицистику, содержавшую основные идеи христианства и праведного образа жизни. Авторами этих трудов часто становились люди, в миру получившие превосходное образование, но затем принявшие церковный сан и ставшие заниматься богословием и активной пропагандой (латинские миссионеры назывались именно «пропагандистами»).
Такими публицистами средневековья были со стороны Рима Иероним Стридонский, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, а со стороны Византии − Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий. Проповеди этих авторов отличаются умелым использованием ораторских приёмов, а также несут нравственно-практический характер.
Позже носителями информации и их основными распространителям становятся университеты (1176/1178 старейший университет в Болоньи, второй в Париже 1200/1208, потом Оксфорд, Кембридж 30ые-40ые).
Монастырские мастериские — скриптории — возникли в 6-7 вв в разных странах Европы и просуществовали до 13-14 вв, когда книжное производство стало переходить в руки светских переписчиков — городских ремесленников. Строгий контроль гос-ва над распространением книг (в 1323 г и 1342 Фр принимает статуты, регламентировавшие переписку и продажу книг) не остановил их распространение.
Основными информационными центрами становятся крупные торговые и портовые города, в которых информация также получалась от моряков: Франкфурт, Лейпциг, Страсбург, Париж, Антверпен, Венеция, Нюрнберг.
С появлением бумаги и первых газет печать в Европе становится не только результатом бурного экономического развития, но и его главным фактором. С развитием печатного производства в конце 15 в. публицистика приобретает все больше функций, становясь орудием борьбы как религиозной, так и политической.
Контроль за публицистикой, книгами вообще начался с 9 века нэ: с этого времени в христианских странах нередки были случаи сожжения книг, осужденных не только церковными соборами, но и лично римскими папами.
А вот в 1199 году Римский Папа Иннокентий III издал декрет, где приравнял ересь к измене и оскорблению достоинства короля. В 1252 г Папа Иннокентий 4 издал буллу, где сообщались принятые ранее указы об инквизиции. Согласно этой булле, в каждой церковной епархии создавались постоянные инквизиционные трибуналы. Католическая церковь вытесняла светскую цензуру, которую осуществляли университетские профессоры.
*после станка Гуттенберга.
Ужесточение церковной и появление светской цензуры было вызвано широким распространением в Европе идей Реформации — общ движения против католической церкви. Реформация началась в Германии в 16 в. Основатель Мартин Лютер (1483 — 1546 гг) получил универ образование, а затем стал священником и монахом. В 1517 году пишет «95 тезисов», отвергавших основные догматы католицизмы, в особенности индульгенции, и отправил их местному епископу. «95 тезисов» распространились быстро и стали образцом публицистики Реформации. В 1520 г Римский Папа Лев 10 издал и послал Лютеру буллу, в кот осудил 41 из 95 тезисов, требовал покаяться и угрожал отлучением от церкви. В ответ Лютер публично сжег эту буллу. 1521 — Лютера отлучают от церкви. Лютер считал Папу антихристом, что нашло отражение в памфлете «Против римского папстава, основанного дьяволом». 1534 перевел Библию с латыни на немецкий язык. Проводит церк реформы, утверждая протестантизм (его германскую ветвь — лютеранство). Он опирался на власть герм князей. Опасаясь лишиться их поддержки, он гневно осудил восставших в 1525 г крестьян. Он критиковал Томаса Мюнцера (1489-1525 гг), проповеди и памфлеты которого оказали большое влияние на участников крестьянского освободительного движения. Эпоха Реформации — расцвет как церковной, так и антицерковной германской публицистики.
Афоризмы от Лютера:
Только кровь движет колесо истории
Если на небесах нельзя смеяться, то я туда не хочу
По природе вещей любое зеленое дерево куда лучше дерева из серебра или золота
Как быстро "не сейчас" превращается в "никогда"!
Я больше боюсь своего сердца, чем римского папу с кардиналами. У меня внутри свой папа — мое "я"
Осуждение - временное явление, которое все равно закончится, а вот совесть вечна
Насилие никогда не заканчивалось ничем хорошим
Разум — первый враг всякой веры
Чем меньше слов, тем лучше молитва
Бог обычно дает богатство дуракам, которым он больше ничего не дал
Кто не любит женщин, вина и песен, остается всю жизнь дураком
Мир — зол и не стоит того, чтобы в нем было много умных и благочестивых князей; для лягушек нужны аисты
Опаснее всего, когда нет никакой опасности
Если бы люди знали, что завтра конец света, никто бы не стал работать
Воровство объединяет народы
У меня ничего нет, мне нечего бояться
Юрист — плохой христианин
Ложь — как снежный ком. Чем дольше ее катают, тем больше она становится
У истоков Реформации также стоял Ульрих фон Гуттен (1488 — 1523 гг). Труд, одним из авторов которого он был, наз-ся «Письма тёмных людей». В ней пародировалась переписка невежественных, умственно и морально убогих монахов и теологов. Обскуранты (мракобесы), поначалу принявшие «Письма» за работу своих единомышленников, стали всеобщим посмешищем. В книге содержалась лаконичная программа гуманистического просветительства как основы освобождения страны от духовного засилия ортодоксии и вымогательств папства. Выход «Писем» стал симптомом гражданской зрелости радикальной части движения, изжившей традицию компромисса со старой церковью.
Цитаточки: «Николай Люминтор шлет столько поклонов магистру Ортуину Грацию, сколько в продолжение года родится блох и комаров» - прием стеба или сатиры.
В письме 63-м II части магистр Иоганн Швейнфуртский говорит ученику гуманиста Вимпфелинга: «Ваш учитель Вимпфелинг очень заблуждается, коли он пишет против монахов, так как монахи знамениты своей ученостью, святостью и приносят много пользы. У церкви нет теперь других столпов, кроме монахов», на что его собеседник задорно отвечает: «Я делаю различие между монахами, так как их можно подразделить на три разряда: во-первых, святые и приносящие пользу, но они теперь уже на небе; во-вторых, не приносящие ни вреда, ни пользы — их изображения в церквах; а в-третьих, те, которые теперь до сих пор живы, — они очень вредны, и, конечно, они не святые, так как они более горды, чем любой мирянин, и вдобавок большие охотники до денег и красивых женщин»
ахахаха просто: Столь резко и прямо о духовном мракобесии и обскурантизме в Германии не писали ранее. Понятно, что обскуранты всполошились. Сам Ортуин Граций ринулся в бой, опубликовав бесталанные «Сетования темных людей» (1518), еще раз доказавшие, что у «темных людей» ничего не было за душой, кроме злобы и тупой ненависти ко всему передовому. Гуманисты торжествовали. Их противники стали всеобщим посмешищем. Царству воинствующего обскурантизма был нанесен сильный и меткий удар.
Эразм Роттердамский (1469-1536) ГУМАНИСТ! Родился в Нидерландах. Рано потерял родителей — ушел в монастырь, ибо был без наследства. Жизнь монаха вызвала у него отвращение. Там он читал и учил латынь и греческий. Своим талантом, умом привлек меценатов... и поехал по всем центрам тогдашнего гуманизма, например, отправился в Париж... Его признали за сочинения. Начались его путешествия и деятельность публициста. Преподавал в Кембридже. Его признал Карл 5 (сначала император Священной Римской империи, затем — король Испании). Автор сатирического памфлета «Похвала глупости» и «Жалоб мира», автор трактатов по воспитанию. Своим творчеством поддержал Реформацию, но не принял ее. Его поздние письма были направлены против Лютера и его религиозной политики.
«Жалоба мира» - это философский монолог от имени Мира. Вопросы войны и мира глубоко волновали европейских гуманистов - ведь их
"общеевропейский дом" был местом непрерывных военных столкновений,
ожесточенных раздоров различных правителей.В 1517 г. была опубликована "Жалоба Мира". перевод с латинского этого произведения Эразма
Роттердамского, выполненный Ф. Л. Мендельсоном и впервые напечатанный в
Журнале "Вопросы философии" (1955).
Цитатки из «Жалобы»:
«Злых людей надо ненавидеть. Но тех, кто одержим слепой яростью, можно только оплакивать. Ибо больше всех достоин сожаления тот, кто этого не понимает; несчастнее всех тот, кто не замечает своего несчастья. Ведь для того, чтобы исцелиться, нужно знать свою болезнь».
«Война... противна всему существу: война — первопричина всех бед и зол, бездонный океан, поглощающий все без различия. Из-за войны всё цветущее загнивает, всё здоровое гибнет, все прочное рушится, всё прекрасное и полезное уничтожается, всё сладкое становится горьким».
«У человека разум, но он кровожаден среди себе подобных».
«Людям дан язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия».
«Нет ни одного человека, который мог бы прожить без помощи своих ближних».
«Воюют друг с другом даже представители одной профессии»
«Я до сих пор не нашёл ни одного монастыря, который бы не был отравлен взаимной ненавистью и раздорами».
«Я возжаждал найти себе место хоть в сердце какого-нибудь человека. Но и это мне не удалось. Потому что человек сражается и борется с самим собой: разум воюет с чувствами, а чувства — между собой, жалость влечёт к одному, а жадность — к другому, похоть требует одного, гнев — другого, честолюбие — третьего, алчность — четвертого»
«Церковь славит согласие, а война есть следствие раздоров»
«Часто из-за глупости двух человек, которым самим, возможно, суждено в ближайшее время погибнуть от чёрной оспы, все человеческие дела идут насмарку».
«Гнев — самый худший советник — и ненасытная преступная жажда стяжательства рук-дит им»
Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 886 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!