![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами», лат. idola)[1]. Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра»[2].
«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».
«Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».
«Призраки площади» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».
«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».
Вокруг проблем познания сформировалось 2 направления: эмпиризм (Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационализм (Р. Декарт, В.Лейбниц)
Преобладающей становится метафизическая трактовка реальности.
Особенность развития научного мышления заключается в том, что бОльших успехов достигли науки о природе, поэтому общественные науки стали ориентироваться на естественнонаучную методологию как эталон. Так на несколько столетий установилась зависимость общественных наук от методов естестественных наук.
Морально-религиозное воззрение сменяется правовым подходом.
Наибольшее признание имела теория естественного права и договорного происхождения государства, в которой божественная воля заместилась человеческой.
Выходит на первый план проблема взаимотношения личности и общества.
По-новому ставится вопрос о свободе и необходимости. Его решение в рамках буржуазного мировоззрения порождает доктрину либерализма. (Дж.Локк)
Историческое развитие рассматривается как переход от естественного состояния к гражданскому обществу.
Истоирия понимается как неминуемое развитие, прогресс. Источник прогресса — человеческий разум.
Среди показателей прогресса важна идея общественного блага.
Для экономической мысли Нового Времени характерен отказ от меркантилизма и создание классической политической экономии на основе трудовой теории стоимости. Вместо обмена главная сфера экономики — производство.
Для социальных наук открывается процесс специализации частнонаучных дисциплин.
Объектом экономического познания теперь выступало капиталистическое общество и ставилась задача изучения именно его закономерностей. Для этого У.Петти исследовал статистику налогов и доходов в Англии. Он открыл идею абстрактного труда как субстанцию стоимости и сформулировал закон стоимости, указав на ее зависимость от затрат рабочего времени и энергии.
Природа ценности теперь определялась через экономические механизмы.
Эмпиризм более радикально разорвал связь с теологией, чем рационализм, так как в Великобритании капитализм был более развит, чем в Континентальной Европе.
Идеи сторонников эмпиризма
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 502 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!