Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Важный фактор исторического прогресса — политическая деятельность.
В XV в. в Англии появляется теория парламентаризма Дж. Фортескью.
Видный политик и правовед XV в., канцлер Англии Джон Фортескью в трактате «О похвальных законах Англии» представлял сочетание деятельности короля и парламента стало главным признаком наилучшего государственного устройства, истинным сохранением правильности английских политических традиций. Невмешательство в собственность подданных, в частную их жизнь и права, согласно Фортескью, составляет главное свойство правильной власти и наилучше Отвечает «естественному закону», знакомому древним английским обычаям и наиболее соответствующему интересам подданных. Законы возникают далеко не по воле единственно правителя, они принимают во внимание интересы всех лиц страны, «а отбирать чужую собственность без согласия владельца и помимо его вознаграждения — противно законам». «Король Англии, — резюмировал Фортескью, — не может изменить по своей воле законов страны, ибо природа его правления не только королевская, но и политическая... Он не может ни изменять законов королевства без согласия своих подданных, ни облагать последних против их воли необычными налогами. Таким образом, народ, управляемый законами, установленными с его согласия и одобрения, спокойно пользуется ему принадлежащим, не опасаясь быть лишенным собственности королем или кем-либо другим».
Концепция, изложенная Фортескью, получила распространение в английской политической и правовой литературе последующих столетий. Она стала, по сути, первой попыткой представить оптимальное и политическое взаимодействие короны и парламента в виде своеобразной дуалистической монархии
В следующем столетии во Франции появляется теория целостности и единства народого суверенитета Ж. Бодена.
Жан Боден (1530-1596) выдвинул идею о государственном суверенитете.
Свои социальные и политические воззрения он изложил в работе "Шесть книг о республике" (1576). В соответствии с положениями "Политики" Аристотеля Ж. Боден считал основой государства семью. Государство представляет собой содружество, которое решает проблемы семьи, сохраняет общественное имущество, основывающееся на частной собственности. Ж. Боден признавал имущественное неравенство в обществе как естественное и необходимое. Государство он определял как правовую власть над социальными вопросами, власть, которой принадлежит решающая сила. Монарх — единственный, абсолютный источник права, суверенности.
Разработка проблемы суверенитета государства является крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-теоретического знания.
Ж. Боден выделял пять отличительных признаков суверенитета:
• издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства;
• решение вопросов войны и мира;
• назначение должностных лиц;
• действие в качестве высшего суда (суда в последней инстанции);
• помилование.
Как выдающийся политический мыслитель Ж. Боден не мог не поставить вопрос о том, в чем кроется, как появляется суверенитет и способен ли он к отчуждению, передаче. На первую часть вопроса ответ таков: "Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ". Упоминание тут о народе, пишет В. Нерсесянц, отнюдь не свидетельствует о том, что Ж. Боден — приверженец народовластия. На вторую часть вопроса Ж. Боден отвечал так: "Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-либо одарить". Таким "одним из граждан" у Ж. Бодена оказывался монарх. Ж. Боден, подчеркивает В. Нерсесянц, — убежденнейший сторонник действительно суверенной монархической власти.
Отсюда вовсе не следует категорическое отрицание им отдельных элементов аристократических и демократических форм правления в условиях монархии. Аристократические элементы возможны, в частности, когда государь назначает на должности только знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают проявляться вгосударственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям практически всем свободным и разумным индивидам. Такое государство Ж. Боден называл королевской монархией.
Ж. Боден стремился к гармонической справедливости. Для него она заключалась в распределении наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, заключающего в себе принципы равенства и подобия.
Представители третьего сословия разрабатывают утопические проекты будущего.
Утопии Т.МОра и Т. Кампанеллы, в которых содержится критика капиталистического накопления, частной собственности и товарообмена.
Томас Мор (1478–1535) – английский юрист, философ, политический деятель. Главное произведение: «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжица о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Отсюда появление термина «утопизм». Данный термин употребляется для обозначения нереальных социальных проектов по улучшению общества либо любых нереальных, утопических идей и мечты. В переводе с греческого это слово означает «место, которого нет».
В начале книги Мор обращает внимание на существующее неравное социальное положение сословий в Англии, причина которого – обезземеливание крестьянства, политика огораживаний. Далее в книге в красочных тонах рассказывается, как прекрасна и счастлива жизнь на острове Утопия, где нет частной собственности и все принадлежит всем. Там все трудятся (при этом рабочий день не превышает 6 ч), денег нет вообще.
По своему государственному устройству Утопия представляет федеративную республику, которая состоит из 54 городов, представители этих городов заседают в сенате. В каждом из городов проживает около 6000 семей. Все государственные должности в Утопии выборные, а все важные дела городов решает народное собрание. В Утопии разрешены любые религии и секты, только религиозный фанатизм находится вне закона. Что касается атеизма, то он не приветствуется, так как безбожие нельзя допускать.
Основная задача должностных лиц острова состоит в том, чтобы никто не уклонялся от работы. За преступления в Утопии не карают строго. Человек обращается в рабство на время, совершает полезные для общества работы.
Мор не является апологетом индивидуальной свободы. Личные интересы он предполагал подчинить общественным. В частной собственности он видел причину социальных бедствий и препятствие на пути к идеальному обществу.
Утопист Томмазо Кампанелла (1568–1639) изложил свои утопические взгляды в произведении «Город солнца».
Город солнца – прекрасное, совершенное государство, где господствуют философы-священники во главе с Метафизиком. Город солнца – это социально однородное общество, которое ведет общинный образ жизни и где исповедуется простая и рациональная религия. В этом обществе нет места для частной собственности и семьи, потому что детей воспитывает государство. Установлен обязательный четырехчасовой труд. Хозяйственной единицей является не семья, а мастерская (или бригада). Кампанелла возражает против применения рабского труда. Но жизнь в Городе солнца еще более регламентирована, чем в Утопии. Все носят одинаковую одежду, одинаково питаются, одновременно начинают и завершают работу и т. д.
Главный принцип - принцип общественной пользы.
Н.Макиавелли
Объясняет человеческие поступки и социальные процессы с точки зрения принципа полезности.
Политический утилитаризм нацелен на экономическое процветание посредством выражения, защиты и контроля имущественных интересов. Интересы соперничают между собой, поэтому государство предназначено для реализации наиболее полезного интереса.
Сфера политики возвышается над повседневной жизнью и здесь не действуют обычные критерии морали. Принципы эгоизма и индивидуализма.
Экономические взгляды деятелей эпохи Возрождения воплотились в доктрине меркантилизма.
Истоки этого течения - школа Саламанки и количественная теория денег. (по Синютину)
Меркантилизм исходит из естественных прав человека на собственность.
Также человек склонен к наращиванию собственности посредством обмена. Обмен починяет себе и производство, и общественную жизнь. Критерий успеха человека — прибыль. Ранний меркантилизм ставит задачу протекционизма ради привлечения и сосредоточения в стране ценностей. Поздний меркантилизм ограничивает вмешательство государства. Накопление следовало обеспечить успехами собственной промышленности и завоеванием внешних рынков. Эту идею развивал англичанин Т.Ман.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!