Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 8. Сюрреализм: генезис, авторы, поэзия и кинематограф. Сюрреализм и Фрейд



В период с 1910-1920 –х годов сформировалась эстетическая концепция литературного направления, поучившего название – модернизм.

В его русло ввелись авангардистские течения – дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм (фовизм – от «дикий», кубисты, абстракционизм, дадаизм и сюрреализм [ по лекциям Кузнецовой]).

Сюрреализм (поэт - Луи Арагон, Филипп Супо – французский поэт и прозаик, Андре Бретон – поэт и прозаик; художники – П.Блум, С. Дали).

Сам термин сюрреализм придумал Аполлинер, когда поставил в 1917 году свою драму «Груди-Терезии» - «сюрреалистическая драма в двух действиях» (из предисловия: «Необходимо вернуть к природе, но не подражать ей».) В переводе с французского «сюр» - «над», т.е. «над реальностью». Но употребляя этот термин Аполлинер подразумевал «сверхреальность», «суперреальность». У Аполлинера «сюрреальное = реальному».

После смерти Аполлинера (1918г.), Бретон развивает идеи сюрреализма, где уже «сюрреальное = иррельное», не «сверхреальность», а «нечто над реальностью». Истинная реальность – сюрреальность. В сюрреалистическом разум не действует. Придумываю сюжеты и образы, сюрреалисты принимают – алкоголь, наркотики, а некоторые прибегали к самоубийству или попыткам совершить оное. Способ: утром брали лист бумаги, и записывали первое, что придет в голову. Своеобразный манифест сюрреализму – «Андалузский пес». Фильм по мотивам снов Дали и Бонюэля. Реж. – Луис Бонюэль.

В начале ХХ века по словам Ницше «умирает Бог». Трескается религиозна и научная картина мира. Под сомнением нормы морали и нравственный фундамент. Фрейд провозгласил, что морали нет, есть инстинкты – размножения и смерти.(наглядное отображение данного постулата фильм «Андалузский пес»). Морально-нравственный фундамент рухнул.

Андре Бретон (врач –психиатр) испытал воздействие философии интуитивизма Бергсона и Фрейда. Учение Бергсона об эстетической интуиции положено в основу эстетики сюрреалистов, стремившихся передать рождающееся в сознании и подсознании реации и ассоциации. « Манифест сюрреализма» (1924), где Бретон пишет: Фрейд был совершенно прав, подвергнув анализу грезы.<***> Нельзя ли использовать также и грезу для разрешения кардинальных вопросов жизни?».

Задача: раскрепостить человеческую сущность, освободить от пут цивилизации, которая подавляет личность. Всецело отдаваться «парению» и «надреальности». Сюрреализм – новый метод свободной выразительности».

Ключевые признаки поэтики сюрреализма: «ошеломляющий образ», сближение и сопоставление несопоставимого. («каракатица мрака с вызывающим видом облокотилась на подоконник»). Бретон – автор первого «автоматического текста». «Звездная река уносит точки-тире из моих стихов голоса друзей». (сборники «Свет Земли» 1923, «Свободный союз» 1931).

Воздействие сюрреалистов сказалось на раннем творчестве Луи Арагона и Поля Элюара; проявлялось и у испанского поэта Гарсиа Лорки. Однако в 30-е эти поэты отошли от сюрреализма, и само это течение прекратило свое существование.

(лекции А.И. Кузнецовой, учебник Н.П.Михальской)





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 956 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...