Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Для коррекции громкости голоса также прибегают к тренировке слухового восприятия, обучению нужному уровню громкости и его закреплению. Madison (1984) предлагал использовать визуальные сигналы на первых этапах обучения. Можно, например, использовать простой жест рукой или прибор, по шкале которого удобно следить за уровнем громкости. Постепенно человек с нарушенным слухом должен научиться оценивать уровень громкости и изменять его в соответствии с конкретной ситуацией. Для этого необходимо использовать слуховую и тактильно-кинестезическую обратную связь.
Riley (1948) предложил концепцию коррекции громкости на трех уровнях: разговорном, более громком, более тихом. Можно продемонстрировать глухому ребенку три уровня громкости, дав ему почувствовать вибрацию шеи и лица логопеда. Пусть ребенок на разговорной громкости произнесет следующее: «Доброе утро», «Привет», «Сегодня прекрасный день». Затем более громким голосом произносит: «Мама», «Папа», «Саша», «Таня». Пусть он представит, что окликает через улицу своего товарища: «Саша!». Тихим голосом (но не шепотом) ребенок должен говорить так, чтобы его слышал только человек, к которому он обращается. «Можно мне с Вами поговорить минутку?», «Как Вам нравится эта шляпа?», «Не правда ли, прекрасное зрелище?». Streng и соавт. (1958) рекомендовали следующее: 1) сравнить громкое топанье с ходьбой на цыпочках, громкое хлопанье в ладоши с тихим, громкую музыку с тихой; 2) играть в игру горячо—холодно, спрятав игрушку, сопровождать поиск игрушки ребенком игрой на музыкальном инструменте, регулируя громкость в зависимости от близости его к игрушке; 3) ребенок поет или «мурлычет» громко и тихо, перенося понятие громкости на свой собственный голос; 4) научить ребенка увеличивать громкость голоса в шумной обстановке и уменьшать в спокойной. Мы рекомендует обращать его внимание на аудио-логические, кинестезические и тактильные сигналы, чтобы он
научился пользоваться правильной громкостью при различных уровнях фонового шума.
Ewing и Ewing (1954) отмечали, что соответствующие уровни громкости у детей с нарушенным слухом должен определять человек с нормальным слухом. Это можно сделать с помощью группового слухового тренажера. Дети могут сравнить показания своих индивидуальных индикаторов с показаниями индикатора преподавателя и таким образом узнавать, когда говорят с обычной громкостью, более громким или более тихим голосом. Для обучения ребенка желаемой громкости можно использовать индикатор магнитофона, осциллоскоп или специальный измеритель уровня громкости. Ребенок говорит с разной громкостью и наблюдает за визуальными индикаторами приборов, а логопед дает ему знать, когда его голос имеет адекватную громкость. Это дает ребенку возможность координировать показания визуального индикатора с тем, что он слышит и чувствует при разговоре, и соответствующим образом менять уровень громкости. Работу над громкостью можно включить в общую программу голосовой терапии и сочетать с мероприятиями по исправлению других параметров голоса.
Ewing и Ewing (1954) предложили при работе с плохо слышащими детьми заменять слова «громко» и «тихо» на соответствующей силы удар по барабану. Можно также играть в игру «Старик»: в тот момент, когда он спит, говорят шепотом; чтобы разбудить его, говорят громко, а чтобы разозлить его — еще громче. Ling (1976) рекомендовал, чтобы ребенок во время аналогичной игры «Разбуди учителя» коротко и громко вокализировал. Для этого можно использовать гласные, слова и фразы. Учитель не открывает глаза до тех пор, пока ребенок не начнет говорить с соответствующей громкостью. Можно во время игры увеличивать расстояние между ребенком и учителем и соответственно повышать громкость голоса. Можно использовать механические игрушки, специальные автоматическеи приборы или инструменты, приводимые в движение голосом; все они включаются тогда, когда голос достигает достаточной громкости.
Ling (1976) предложил специальную методику произнесения звуков тихим голосом. Преподаватель делает вид, что спит, пока ребенок говорит тихо, и просыпается, когда он говорит слишком громко. Затем ребенок упражняется в разговоре шепотом. Ощущение рукой силы выходящего изо рта потока воздуха помогает контролировать громкость. Можно также прибегнуть к демонстрации воздействия адекватного шепота на пламя свечи. Автор считал, что длительность упражнений на разных уровнях громкости должна быть не меньше 3 с.
Ребенок может научиться изменять громкость голоса (от очень громкого, громкого, довольно громкого до тихого и очень тихого), изменяя мышечное усилие, с которым он бьет по барабану^ Его умение регулировать громкость при игре на барабане перейдет в умение изменять громкость голоса с учетом рассто-
яния до слушателей и уровня фонового шума [Ewing, Ewing, 1954]. Мы используем четыре громкости — очень громкий, громкий, нормальный, слишком тихий.
Разработанный Van Dusen (1953) подход, который мы использовали для контроля высоты тона, можно адаптировать к контролю громкости у детей с нарушенным слухом. Во время выполнения упражнений для контроля громкости можно использовать те или иные приборы с визуальными индикаторами. В данном случае вместо трех уровней высоты тона работают с четырьмя уровнями громкости: очень громким, громким, нормальным и слишком тихим.
Тщательно составленные программы коррекции громкости голоса помогают детям с нарушенным слухом эффективно общаться с окружающими. Следует обращать особое внимание на то, чтобы громкость была адекватной, а не чрезмерной.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 277 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!