Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цель 1. Коррекция высоты тона и просодии



У ребенка с нарушением слуха необходимо периодически проверять и сравнивать с возрастными нормами высоту основ­ного joHa. Несмотря на индивидуальные различия, у маленьких детей с нарушенным слухом высота основного тона обычно ла-ходится в пределах нормы. Например, Meckfessel (1965) пока^ зал, что у плохо слышащих мальчиков 7—8 лет высота основ­ного тона в среднем равнялась 292 Гц, а у нормально слышащих


сверстников — 289 Гц. Ermovick (1965) установил, что высота основного тона у плохо слышащих девочек этого же возраста в среднем была 235 Гц, а у нормально слышащих сверстниц — 245 Гц. Все эти цифры не выходят за пределы нормальных зна­чений высоты тона. В то же время, в группе 17—18-летних глу­хих юношей средняя высота основного тона была 184 Гц, а у нормально слышащих сверстников — 130 Гц [Meckfessel, 1965], т. е. разница составила пол-октавы. Высота тона у нормально слышащих юношей находилась в пределах принятых нами норм, а в группе глухих она определенно выше нормы. У 17—18-лет­них девушек ситуация несколько иная. Ermovick (1965) не обна­ружил статистически достоверных различий между средней вы­сотой основного тона у глухих (256 Гц) и здоровых (230 Гц) девушек. В группе здоровых девушек среднее значение высоты основного тона находилось в пределах принятых нами норм, а у глухих несколько превышало верхнюю границу нормы. Воопе (1966), комментируя результаты этого исследования, отметил, что среди старших девушек отмечалась большая вариабельность высоты основного тона, и у некоторых из них был очень высокий голос. Этих девушек необходимо обучить пользоваться более низким голосом.

Angelocci, Kopp и Holbrook (1964) изучили среднюю высоту основного тона при произнесении гласных у 18 нормально слы­шащих мальчиков и у 18 мальчиков с нарушением слуха в воз­расте 11—14 лет. Средняя потеря составляла 60 дБ или более на 250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц. Среднее значение высоты ос­новного тона у нормально слышащих мальчиков было 193 Гц, а у мальчиков с нарушением слуха — 236 Гц. Schneiderman и Кгу-ski (1978) изучили высоту основного тона у 46 человек (19 маль­чиков и 27 девочек в возрасте 9—18 лет), у которых была потеря слуха в 85 дБ и более на 500, 1000 и 2000 Гц, а глухота появи­лась в возрасте до 4 лет. Средняя высота основного тона при чтении у мальчиков 9—10 лет была 253 Гц, а у девочек — 232 Гц. У 13—14-летних мальчиков средняя высота основного тона была 219 Гц, а у девочек — 303 Гц. У 17—18-летних юношей— 153 Гц, у девушек — 274 Гц. Во всех случаях средняя высота основного тона была в пределах принятых нами границ нормы, исключе­ние составили девочки 13—14 лет и 17—18-летние девушки, у которых этот показатель был несколько выше. Monsen, Enge-bretson и Vemula (1979) наблюдали 20 подростков с нарушением слуха — 10 мальчиков и 10 девочек в возрасте 12—15 лет. Сред­ний уровень слухового восприятия в лучше слышащем ухе был 97 Дб на 500, 1000, 2000 Гц. Средние значения высоты основ­ного тона находились в диапазоне 144—290 Гц у мальчиков и 180—267 Гц у девочек. Это несколько шире диапазона, пред­ставленного в наших таблицах. Monsen (1979) установил, что средняя высота основного тона у 24 детей с нарушением слуха (средний возраст 5 лет) равнялась 297 Гц. Средний уровень слухового восприятия на 500, 1000, 2000 Гц у них составлял


97 дБ. Средняя высота основного тона этих детей, судя по на­шим таблицам, была такой же, как у детей с нормальным слу­хом. Gilbert и Campbell (1980) привели данные о высоте основ­ного речевого тона в трех возрастных группах: 4—6 лет, 8—-10 лет, 16—25 лет. В первых двух группах у детей была врож­денная двусторонняя потеря слуха более 80 дБ на частотах 250— 4000 Гц. В старшей возрастной группе у одной трети потеря слуха была более 65 дБ, а у остальных — более 80 дБ на часто­тах 250—400 Гц. Средние значения высоты основного тона у лиц мужского пола были соответственно 346, 306 и 142 Гц, а у жен­ского пола — 330, 307 и 242 Гц. В сравнении с данными наших таблиц у 4- и 6-летних мальчиков высота голоса была несколь­ко выше приемлемой границы, а у девочек — в пределах грани­цы, но у ее верхнего края. У 8—10-летних мальчиков и девочек голос был несколько выше приемлемых границ. Также выше приемлемых границ был голос и у 16—25-летних молодых лю­дей обоего пола. Horrii (1982) наблюдал 12 девушек в возрасте 16—19 лет, у которых потеря слуха в лучше слышащем ухе бы­ла 91 дБ для речевых частот. Во время чтения вслух их средняя высота основного тона равнялась 266 Гц, а во время разгово­ра— 264 Гц. Эти цифры существенно превышают верхние гра­ницы нормы, представленные в наших таблицах.

У детей младшего возраста также были выявлены отличия от нормы. Jones (1971) изучал основную частоту плача у 40 ма­леньких детей с серьезным нарушением слуха и у 24 нормально слышащих детей в возрасте до 4 лет. У детей с нарушением слу­ха основной тон был постоянно выше, чем у детей с нормальным слухом.

Согласно Nickerson (1975), существуют два основных типа нарушений высоты тона у глухих: несоответствующая высота основного тона и неподходящая интонация. Нарушения интона­ции представлены двумя основными типами: монотонным голо­сом или чрезмерными и неустойчивыми колебаниями высоты тона. Высота основного тона выше нормы и менее стабильна. Jones (1967) сделал обзор исследований, посвященный «голосу глухих», и пришел к выводу, что глухие люди нечетко произно­сят гласные звуки. У них также наблюдается атипичная работа небно-глоточного клапана и голосовых складок при разговоре, что приводит к изменению тембра голоса и резонанса. Наруша­ется переход от согласных к гласным и длительность произне­сения звуков. Nickerson (1975) считал, что использование не­соответствующих мышц или групп мышц может привести к не­которым нарушениям высоты тона при переходе от одного гласного к другому. Кроме того, чрезмерная вариабельность вы­соты тона может возникать в результате неправильного сокра­щения мышц, вызывающих напряжение или расслабление голо­совых складок.

Основные процедуры по улучшению высоты тона следует про­водить в соответствии с 10-ступенчатой схемой. Если выполне-


«ие какого-либо из пунктов этой схемы вызовет у ребенка труд­ности, логопед может на некоторое время остановить продвиже­ние вперед, пока ребенок не преодолеет их.

Тренировка слухового восприятия высоты тона

Для улучшения способности различать высоту тона у глухих детей большую пользу может дать интенсивная тренировка слу­хового восприятия. Gengel (1969) считал, что способность детей с нарушением слуха улавливать тонкие различия высоты тона не столь мала, как это считают многие, и что с помощью трени­ровки ее можно значительно развить. Автор обследовал две груп­пы детей с нарушением слуха. Одна состояла из глухих детей, другая — из детей с очень слабым слухом. Он сравнивал их с группой нормально слышащих детей в отношении способности различать высоту парных чистых тонов. Различные чистые тона сравнивали с двумя стандартными частотами — 250 и 500 Гц. Было обнаружено, что около половины детей с нарушением слу­ха смогли отличить разницу в частотах, когда она составляла 4% (один полутон в вокале равен приблизительно 6%).

Логопед должен применять базовую программу тренировки •слухового восприятия высоты тона, описанную в главах 8 и 10. Ребенок учится определять нежелательную высоту тона у других людей, а затем переходит к определению грубых и тонких раз­личий высоты тона. Для лучшего различения можно использо­вать магнитофонные записи. Логопед вначале записывает свой голос (очень высокий и очень низкий) и просит ребенка разли­чить их. Ling (1976) предлагал, чтобы разница в высоте голоса в начале обучения составляла не менее 8 полутонов. При исполь­зовании частотомера два тона должны различаться на 100— 120 Гц для женского голоса и на 60—70 Гц — для мужского. За­тем логопед переходит к различию трех уровней тона — высоко­го, среднего и низкого (средний уровень должен соответство­вать оптимальной высоте голоса ребенка). Позже можно умень­шить разницу высоты звуков с целью развития способности замечать более тонкие различия. Если вначале ребенок не спо­собен замечать разницу в высоте голоса логопеда, то для вос­произведения различных по высоте звуков можно использовать пианино и другие музыкальные инструменты. После этого опять можно вернуться к тренировке слухового восприятия различий в высоте голоса.

Одни дети с нарушенным слухом могут осваивать все ступени программы тренировки слухового восприятия не намного мед­леннее, чем дети с нормальным слухом. Другие нуждаются в специальных методах развития способности различать высоту тона. Определенную пользу могут дать визуальные средства. Ling (1976) предлагал применять следующие вспомогательные визуальные сигналы: высокие тоны сопровождать поднятием руки вверх над головой, низкие тоны — опусканием руки ниже


пояса. Позже визуальные сигналы прекращают, и ребенок опре­деляет высоту тона только по голосу. Можно сопровождать из­менение высоты тона световыми сигналами различных цветов [Streng et al., 1958]. При работе с маленькими детьми можно использовать соответствующие механические игрушки, напри­мер, птицу для высокого звука, клоуна для среднего звука, пля­шущего медведя для низкого звука. Ребенок старшего возраста может смотреть на экран осциллоскопа или индикатор частото­мера. Можно использовать карточки, на которых будут указаны слова на соответствующем уровне высоты тона:

Грубое различие (два уровня):

Здравствуй, Маша.

Саша. Здравствуй, |

Тонкое различие (три уровня):

1. Привет, Катя.

| маленькая |

2. Почему

I ты

| невесел'

Обучение можно сделать более интересным, если менять сти­мулы и ответы ребенка. Grammatico (1975) показывал детям картинки с изображением двух разных предметов, например, торта и самолеты. Он пел песенку об одном из предметов, а ре­бенок указывал на этот предмет. Сначала ребенок смотрит на лицо логопеда, но впоследствии должен научиться различать песни, предложения, фразы, отдельные звуки, адекватные и не­адекватные параметры голоса, не глядя на источник звука. Мож­но попросить ребенка поднимать руки вверх над головой при высоком звуке, касаться ими плеч при среднем уровне высоты тона и опускать их вниз при низком звуке [Streng et al., 1958]. При других промежуточных звуках можно касаться рукой голо­вы, талии и колена. Magner (1971) полагал, что ходьба ребенка по ступенькам вверх и вниз в зависимости от того, какую ноту берут на музыкальном инструменте, помогает ему понять раз­личия в высоте тона. Streng и соавт. (1958) использовал лестни­цу для тренировки слухового восприятия. Когда ребенок слы­шит высокий звук, он встает на верхнюю ступеньку, при сред­нем— на среднюю, при низком — на нижнюю.


Для закрепления и стабилизации использования высоты тона и интенсивности интонации при разговоре следует пользоваться приборами, регистрирующими высоту и громкость голоса. Wata-nabe и Okamura (1975) использовали такой прибор для трени­ровки глухих детей 7—9 лет. В одной группе, состоявшей из че­тырех детей, этот прибор использовали для визуального закреп­ления, в другой группе тренировку распознавания высоты тона проводили без прибора. Через 5 нед занятий у детей, пользовав­шихся прибором, были более стабильные высота тона и интен­сивность голоса, чем у детей, которые им не пользо­вались.

По мере того как ребенок улучшает свою способность разли­чать высоту тела, логопед может начать читать рассказы с раз­личной для каждого персонажа высотой тона [Streng et al., 1958J.

Обучение использованию правильной высоты тона

Перед тем как начать обучение использованию правильной высоты тона, ребенка следует научить улавливать отличия в вы­соте тона собственного голоса. Сначала он должен осознать, что высота тона, которую он использует, неправильная. Ребенок слушает записи своего голоса, сделанные а различных ситуациях, и определяет, где высота тона неправильная, а где—правильная. Он обучается определять грубые различия высоты тона своего-голоса, затем переходит к тонким различиям трех уровней вы­соты тона — высокого, среднего и низкого. Среди записей нахо­дят необходимые образцы голоса и демонстрируют их ребенку. Тренировки проводят до тех пор, пока он не научится свободно и четко устанавливать различия. Таким же образом можно ис­пользовать пение ребенка [Presto, 1943]. Логопед должен прово­дить эту работу в тесной связи с учителями.

Теперь ребенок подготовлен к двум основным аспектам обу­чения: 1) использованию правильной высоты тона в соответст­вующем тоновом диапазоне; 2) использованию соответствующих модуляций и интонаций. Необходимо применять программу обу­чения правильной высоте тона, описанную в главах 8 и 9. При работе с плохо слышащими детьми может понадобиться приме­нение дополнительных методик. Streng и соавт. (1958) предло­жил следующие упражнения для контроля высоты тона: 1) ре­бенок напевает гаммы вверх и вниз; 2) логопед напевает сред­нее С, В или В бемоль ниже среднего С. Ребенок чувствует пальцами вибрации лица и глотки логопеда и затем повторяет эти ноты; 3) ребенок повторяет конкретные ноты, воспроизводи­мые логопедом, основываясь на тактильных и кинестезических сигналах; 4) логопед напевает м на оптимальной для ребенка высоте тона, в то время как ребенок произносит на этой высоте тона следующие слоги: ма, ма, ма; мо, мо, мо; моу„ моу, моу; затем ребенок напевает на октаву выше и произно-


сит указанные слоги на этой высоте тона, далее повторяет то же самое на пол-октавы выше своей оптимальной высоты тона; 5) ребенок произносит короткие предложения монотонным голо­сом с правильной высотой тона; 6) затем он использует нормаль­ные вариации высоты тона при произнесении тех же предложе­ний; 7) ребенок изменяет интонации, читая рассказы и участвуя в сценках.

При работе над высотой тона может быть полезным синхрон­ное чтение [Berry, Eisenson, 1956; Greene, 1964; Van Riper, 1959]. Логопед читает в унисон с ребенком, который слышит голос ло­гопеда в наушниках. Логопед постепенно усиливает голос, пока не перекроет голос ребенка. Ребенок может затем повторять изменения высоты тона, которые он слышит. Это помогает до­стичь правильной высоты тона, правильных модуляций и ритма. Такую процедуру нужно проводить аккуратно, следя за тем, чтобы ребенок действительно повторял вариации высоты тона, которые он слышит. Существуют специальные записи голосов детей, описывающих картинки или читающих рассказы. Для син­хронного чтения можно использовать тщательно подобранные записи. Детей с нарушениями слуха необходимо учить петь с самого раннего возраста, поскольку пение помогает им сохра­нить или развить более подходящую высоту тона и модуляции. Прямые методы обучения контролю высоты тона часто приносят значительную пользу. Ling (1976) предлагал, чтобы логопед во­кализировал на трех уровнях: высоком, среднем и низком. Сред­ний уровень должен соответствовать желаемой для ребенка вы­соте тона. Ребенок затем повторяет эту вокализацию, привыкая к новому уровню. Для достижения более низкого тона автор предлагал ребенку тянуть гласные, одновременно опуская под­бородок к груди и сохраняя руки и плечи расслабленными. Для достижения высокого голоса ребенок поднимает голову и вытя­гивает шею во время пролонгированного произнесения гласных. Все внимание следует сфокусировать на акустических аспектах высоты тона, отказавшись как можно раньше от движения голо­вы. Другим способом достижения низкого тона является надав­ливание на щитовидный хрящ.

После того как ребенок научится контролировать высоту то­на, можно приступить к выполнению различных прямых упраж­нений. Мы установили, что предложенные Van Dusen (1953) уп­ражнения полезны для детей с нарушенным слухом. Эти упраж­нения можно использовать для выявления желаемой высоты основного тона, идентификации и устранения провалов высоты тона, а также для улучшения выразительности речи. Сюда вхо­дит произнесение гласных слогов, слов и предложений на трех уровнях: высоком, основном и низком. Для контроля высоты тона при выполнении упражнений можно использовать различ­ные приборы. Примеры упражнений с гласными, согласными и предложениями представлены ниже.


1. Упражнения с гласными

Высокий тон а а

Основной тон о оо

Низкий тон и и и

2. Упражнения со слогами
Высокий тон ба ба
Основной тон бо бо бо
Низкий тон бу бу бу

3. Упражнения со словами

Высокий тон бой бал

Основной тон бокс бур бокс
Низкий тон болт болт

4. Упражнения с предложениями
Высокий видел Кекс


Основной Я


его


был хороший.



Низкий I собаку.


очень


Интонации, по мнению Riley (1976), придают голосу индиви­дуальную окраску. Имеются три основных типа интонаций: по­вышающаяся, понижающаяся и их комбинация. Примеры инто­наций:

1. Повышающаяся: Можно идти? Это правда?

2. Понижающаяся: Ступай сейчас же! Делай как я тебе
говорю!

3. Комбинация: Неужели, ведь он никогда этого не говорил.
Ах! Теперь я понял.

Pronovost (1977) подчеркивал необходимость объяснения глухим детям интонационных особенностей речи. Для трениров­ки интонации Grammatico (1975) предлагал, чтобы логопед час­то менял интонацию, а ребенок определял ее уровень, например, можно произнести имя ребенка на трех различных уровнях высоты тона. Затем ребенок сам произносит свое имя на трех уровнях. Vorce (1974) предложил использовать для развития интонации систему обозначений, например, стрелки, указываю­щие на изменение интонации. Можно использовать картинки, изображающие ярость, страх, любовь. Ребенка просят произнес­ти предложения с интонациями, выражающими изображенные на картинке чувства. Детям старшего возраста и подросткам Vorce предлагал участвовать в сценках с целью развития инто­наций и изменений высоты тона, отражающих разные эмоции. Для закрепления новых навыков можно использовать видео­технику. Улучшение интонации положительно сказывается на


разборчивости речи. Подтверждение этому получено в исследо­вании Smith (1982), в котором была дана оценка спонтанной речи 20 глухих детей 10-летнего возраста. Автор изучал просо­дические характеристики (интонацию, ударения, ритм и по­строения предложений). Установлена высокая корреляция меж­ду всеми просодическими характеристиками и разборчивостью речи, причем наиболее тесная связь отмечена между интона­цией и разборчивостью.

Отклонение стрелки частотомера наглядно показывает плохо слышащему подростку, когда у него соответствующая высота тона и он адекватно использует модуляции. Это помогает паци­енту ознакомиться со своим голосовым диапазоном и дает ему визуальные представления об адекватной высоте тона (Воопе, 1966). Его учат сначала воспроизводить желаемую высоту тона с помощью прибора, а затем просят его отмечать связанные с этим кинестезические и тактильные ощущения.

Голосовую терапию, направленную на коррекцию высоты то­на и интонаций, продолжают до тех пор, пока ребенок (под­росток) не добьется оптимального воспроизведения этих пара­метров. Для обучения нужно использовать все сенсорные кана­лы, конечная же цель состоит в максимальном развитии слухо­вого восприятия, насколько это позволяют возможности ребен­ка, усиленные слуховым аппаратом.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 456 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...