Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

5 страница. Базисными основаниями профессионализма в сфере опасных профессий являются: принятие.на себя ответственности за самоличное решение



Базисными основаниями профессионализма в сфере опасных профессий являются: принятие.на себя ответственности за самоличное решение, высочайшая организованность, личное мужество, самокритичность, социологизмрованность мотивов поступков. В опасной профессии некомпетентность, эгоизм, равнодушие, всегда принесет горе, зло "другим. Побуждающим мотивом активности профессионала в экстремальной ситуации является не столько сострадание, сколько совесть. В том и состоит образ духовной жизни профессионала опасной профессии; ею долг совершить добро трансформировав в совесть, а мужество - в профессиональность поступков.

Профессионализм для специалиста в сфере опасных профессий начинается с формирования потребности в добровольном выборе своей судьбы; преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Совесть, свода, жизнелюбие и воля - вот первые нравственные ступени восхождения личности специалиста к вершинам моральных ценностей -


защитить чужую жизнь. Личность профессионала созревает внутри себя и лишь затем ее разумное и чувственное содержание преобразуется социальными и профессиональными задачами. Генетическая составляющая профессионализма состоит в его внутреннем мире.

Психологическое содержание внутреннего мира изменяет личное начало и развивает внутреннее "Я".

Профессионализм как состояние души формирует стремление к
расширению своих возможностей. А это означает достижение мастерства
за счет расширения границ риска, т.е. увеличения вероятности
встретиться с ситуацией, превышающей его земные
психофизиологические возможности. Стремление к

самосовершенствованию в данном случае - этическая категория, ибо мастер-профессионал свою конечную цель видит в необходимости обезопасить людей от тех угроз, которые входят в зону его профессиональной ответственности,

Питает профессионализм, даже в самом начале становления специалнсга^ познавательный интерес к неизвестному. Познавательный интерес к нестандартному, необычному, легко подавляет чувство страха, развивает способность опережать ход событий, формирует жизненную установку не только на исполнение, но и на творческое решение.

Профессионализм - это структурная реорганизация личности в труде. Для летного ремесла, в частности, трудно представить профессионала без наличия глубокой и устойчивой привычки ставить самому себе ограничения, знать свое тело, душу, свои возможности и их действительные границы, предельно точно чувствовать снижение готовности идти на риск, определять уровни своего психического состояния. Думается, что любой человек, без соответствующей духовной культуры профессионалом стать не может. Профессионал в деятельности более тонко чувствует свое предназначение в мире бытия, более зримо воспринимает биополе добрых побуждений пользователей результатов его труда. Он более обнажен душой перед ними, так как его ошибка -это грех бессовестного деяния, за которой может последовать расплата чужими жизнями. Обнаженность души профессионала-летчика не есть его слабость, поскольку она отражает нравственные побуждения: преодолей себя, сделай добро, защити. Поэтому самооценка своих ошибочных поступков, действий возносится к духовному суду; ибо слабость духа или незнание своих возможностей, или конформизм обернуться горем для других. В этом случае высший судья твоих поступков ты сам! Есть в профессионализме много этического, которое и составляет духовную атмосферу труда.

Одной из этических составляющих летного профессионализма является право на риск. В летной профессии риск - это не только действия, это прежде всего потребность к овладению средством повышения мастерства. Кроме того риск - это инструмент преодоления природной человеческой слабости перед опасностью. Риск в данном

20 Зак.122 305


случае является сознательным защитным действием в подавлении подсознательных эмоинП страха п неприятных предчувствий. Риск в опасной профессии выступаел как тест на человеческую зрелость профессионала. В риске профессионала гораздо больше ума, чем жертвенности, в риске есть надындивидуальное: быть на время неземным существом. И в этом космогоническая суть летного профессионализма.

Здесь велика роль внутренней культуры профессионала, т.е. когда нравственные нормы поведения строятся на самосознании своих возможностей. Для обеспечения профессионализма, в частности,летчику необходимы особые функциональные органы, связи, механизмы, обеспечивающие гибкую приспособляемость организма к смене знака гравитации, умения по новому оценивать пространство^! время,мгновенно восстанавливать искаженное восприятие своего пространственного положения, умение психики работать в условиях помех близких полезному сигналу, в данных условиях решеиияравно мотивированных задач.

Специалиста опасной профессии необходимо не только учить профессии, но и переучивать. Важно его нервную систему, анализаторы, обменные процессы выводить на новый специфический режим функционирования, далеко выходящий за земные стандарты. Это означает, что для достижения высокого уровня профессионализма необходимо кроме профессионализма иметь также достаточное профессиональное здоровье, т.е. способность сохранять работоспособность в условиях воздействия как обычных (хотя в крайних своих значениях) раздражителе]'!, так и тех, которые в практике земной жизни не встречаются. Высшим смысл социальной сущности подготовки профессионализма - творческая потенция, развивающаяся психика, духовная сила, управляемая природная одаренность.

Профессионализм не означает замкнутую индивидуальность; он проявляет себя достаточно емко в общении. Об этом красочно говорит язык профессионалов, точнее их жаргон. Жаргон - это не только спрессованный опыт, сублимат знании и понятии, это духовный сленг. Правда, жаргон профессионалов часто есть знак кастовости и вместе с тем он представляет собой образ, символ духовного состояния, выражения высших чувств, понятных вне физического поля. В жаргоне всегда подтекст живущего своей жизнью второго "Я". Жаргонная речь -это не столько мысль, сколько состояние сознания, его связь со своим двойником через подсознание. Характерно, что для профессионалов в опасной профессии жаргон принимает форму юмора и жеста, но иногда совсем необычную, а именно молчания. Молчание профессионала - это психический акт погружения не столько в себя, сколько переход с речевого на духовный уровень общения.

Можно заключить, что ядром профессионализма является личность с ведущим профессионально важным качеством - интеллектом.


Генерирующей опорой профессионализма в сфере опасных профессий является все же ДУХ как живая связь времени и пространства.

В заключение предлагаем два известных в мире примера из летной практики, когда жизнь была на волоске, когда обстоятельства показывают, кто есть кто. На примере этих мгновений можно прочувствовать те нюансы, которые отличают профессионала от специалиста.

Первый пример - самостоятельный полет МиГ-23 до Бельгии после того, как его покинул летчик. Аварийная ситуация произошла во время взлета, когда раздался хлопок и начали падать обороты турбин двигателя. Вот как воспринимал ситуацию специалист. "Ощутил, что нос самолета вздыбился, как будто копя на скаку остановили. Взгляд на скорость -около 400, обороты как идут па уменьшение, высоту не помню. Доложил об остановке двигателя и своем решении катапультироваться". Время от начала аварийной ситуации до покидания самолета 12 секунд. Весь операционный состав умственных действий был правилен. Но не было профессионализма, так как динамика процесса была принята за его окончание, тем более, что на скорости 400 можно было еще лететь. Длительность времени развития событий физически не соответствовала остановке двигателя. Но оно было оценено, как конечное для развития решения. Летчик-специалист осознал раньше последствия аварийной ситуации, чем суть противоречивой информации. Гипотеза о безвыходности была доминирующей в сознании. В данном случае решение было правильным, так как жизненных сил для дальнейших действий по управлению самолетом у данного летчика не было.

Пример второй - полет МиГ-29 з Ле-Бурже. Идет демонстрационный полет, в котором впервые рекламируются новый истребитель. Условия полета крайне жестокие: малая высота и предельно малая скорость. Пилотирует самолет летчик-испытатель А.Квочур. На высоте около 500 метров невдалеке от зрительных трибун летчик услышал хлопок в районе двигателей. Вот как воспринял ситуацию профессионал: "Первая мысль - пом паж. Взгляд на обороты - падают, одновременно ощущаю разворот самолета в сторону зрительских трибун и просадку самолета. Мгновенно ногой убираю разворот. Вторая мысль -машину не бросать. Вывожу оба двигателя на режим полного форсажа. Выжидаю. Но ощущаю, что заваливает вправо, двигатели не успевают набрать обороты, угловая скорость вращения нарастает. Сознание занимает не потеря высоты, а борьба с креном самолета, чтобы траекторию падения отнести от зрителей. В душе засаднило - прыгать в первый день показа. Когда катапультировался показалось, что опоздал. Помню: самолет падает, белое небо, купола парашюта нет. Конец? сжался в комок, слышу взрыв, и я лежу на земле. Значит жив. Руки-ноги работают. Время от развития аварийной ситуации до катапультирования - 7 секунд.





Два сходных случая, два решения, но какова разница в духовных силах!

В первом случае действия организовывались по принципу стимул-реакция, т.е. шли от события без промежуточного осмысления ситуации, во втором - идет управление ситуацией. Время заполнено интеллектуальной работой. А где же инстинкт самосохранения? Он оттеснен профессиональной деятельностью: с малой скорости выйти на большую, убрать креиение, сменить траекторию полета, отвести точку падения от трибун, затем выжить. Мгновения - 7 секунд, но чтобы их так прожить надо было прежде без остатка отдать себя летной профессии и стать профессионалом. Все спрессовалось в этих секундах и мысль, и действительность, и Дух, и честь, и жизнелюбие.

Профессионалы-летчики могут претендовать на звание "цвета нации" в любой стране. Их жизнь и труд показывает, что именно в полете развивается человеческое в человеке, развиваются нравственные потребности к накоплению добра. Они в необычайном режиме обучаются осознавать себя в других и тем самым создавать способ накопления человеческого капитала - создавать, в понимании Антуана де Сент-Экзюпери, планету людей. Эти люди нашли себя в себе, овладели собой, стало быть, согласно мысли Ф.Достоевского, верно определили смысл своей жизни.

Недаром в стране авиации психология человеческого духа оценивается как подъемная сила благоговения перед жизнью страстей и добродетельности. Истинный профессионал-летчик всегда помнит, что чем выше он поднимается над Землей, тем меньше он кажется людям, а не наоборот. В этом суть вечного течения быть здесь и там для специалиста опасной профессии.


Раздел VII. Акмеологическпе технологии

7.1. Об акмеолошчеекпх технологиях управленческой

деятельности

Управленческая акмеологпя выступает, с одной стороны, как отрасль акмеологическоп пауки, связанная с особенностями управленческой деятельности, а, с другой стороны, как специфическая социотехническая практика, направленная на повышение акмеологического потенциала управленческого корпуса.

Предметом изучения управленческой акмеологии является процесс достижения вершины профессионального мастерства в управленческой деятельности, максимальной творческой самореализации управленца и достижения высшей жизненной самореализации в зрелом возрасте. Тем самым в реальности жизненного и профессионального пути управленца выделяется достаточно ограниченная фаза. Однако специфика этой фазы такова, что в ней особым образом проецируется и концентрируется вся сумма В1гутренннх и внешних условий, активных и пассивных факторов, предопределивших абсолютные и относительные значения индивидуального "акме". а также процесс прихода к нему и отхода от него, возможного повторения, соотнесения "микроакме" и "макроакме" конкретной личности управления.

Множественность предметных линий анализа явления "акме" управленца, разнородность концепций, методов исследования, сложность самого материала требуют от исследователя владения методологическими средствами и способами организации комплексных разработок, построения многопредметных моделей и соотнесения с ними однопредметных разработок, выступающих для целого в качестве служебных звеньев.

Акмсологичсский характер требований к способностям управления ставит перед необходимостью такого способа реализации управленческой функции, который позволил бы получать максимальные результаты. В рамках профессиональной среды достижение вершин самореализации предполагает сопоставление естествен! п>тх "кривых" уровня решения управленческих задач с "кривыми" у других управленцев. Следовательно, только сопоставление динамики уровней мастерства многих управленцев обеспечивает придание индивидуальному "акме" социального и профессионального звучания. На этом пути возникает предпосылка выделения элитарного слоя управленцев, которые не только объективно (- сопоставительно) достигают вершин профессионализма в управленческом сообществе, но и субъективно оцениваются последним, выделяются, стимулируются, что не сможет не сказаться на дополнительном росте -абсолютных количественных показателей мастерства но внутренним для управления критериям.




С





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...