Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Под текстом вообще понимается объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которых являются связность и цельность. Журналистские тексты, как тексты массовой коммуникации, служат главным образом нуждам общественного управления.
Журналистский текст как продукт авторского творчества выполняет определенные функции:
Коммуникативная
Социальная – объективное актуальное освещение жизни общества
Идеологическая. Независимо от того, в пределах какой общественно-экономической формации создается журналистский текст, он всегда будет всегда идеологически ориентирован.
В системе современной СМИ журналистский текст предстает перед нами в различных формах и жанрах. Приступая к работе, автор представляет, в каком виде будет реализован текст, на какую аудиторию ориентирован, какую задачу он выполнит и какую роль сыграет в дальнейшей социальной жизни.
Композиция присуща каждому произведению. Она предполагает такую организацию, в которой все компоненты текста объединены в единую логическую структуру. Композиция – это элемент не только содержания, но и формы.
Композиция предполагает:
ввод в проблему
обозначение подтемы
предъявление оценок и аргументов
практическую постановку вопроса
Композиция как содержательная форма обусловлена:
Художественными методами построения произведений
Жанровыми задачами, поставленными журналистом в своем произведении
Мировоззрением самого автора произведения.
У каждого автора свои стилистические приемы, своя манера изложения информации, свое чувство ритма и меры. Главное помнить, что текст должен быть удобен для восприятия и доступен для большинства людей, этичен и эстетичен.
Внутренняя композиция – система образов, характеров. Для публицистики – это соотношение фактов и логика развертывания текста.
Внешняя композиция – расчленение непрерывного текста на композиционные единицы, т.е. переход от одной подтемы к другой. Именно содержание диктует форму.
Тертычный в своей книге «Аналитическая журналистика» выделяет несколько наиболее типичных видов композиций:
Антикульминационное построение аргументаций. В этом случае наиболее сильный аргумент располагается в начале текста, а наиболее слабый в конце. Другие аргументы по мере уменьшения их силы располагаются один за другим от начала текста к его концу
Кульминационное расположение аргументации. При данной схеме в начале текста располагается наиболее слабый аргумент, за ним по мере возрастания силы приводятся другие аргументы. В конце текста дается наиболее сильный аргумент.
Пирамидальное расположение аргументации. В этом случае наиболее сильный аргумент расположен в середине текста. В начале и в его конце располагаются аргументы меньшей силы.
Кольцевое расположение аргументации. Сильный аргумент расположен в начале текста и примерно такого же по силе в конце, в середине текста – наиболее слабые аргументы
Антикульминационное построение оказывается наиболее эффективным в том случае, когда аудитория не очень заинтересована в предмете сообщения. Предъявление ей наиболее сильного аргумента помогает привлечь внимание к тексту.
Кульминационное построение предпочтительней в публикациях, адресованных аудитории, заинтересованной в предмете сообщения. Если же сразу познакомить с сильным аргументом, то по мере чтения интерес к тексту будет снижаться, он может разочаровать читателя.
30. «Отечественные записки» под редакцией Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина (1868-1884 гг.).
Русское правительство, отменив в 1861 г. крепостное право, перешло к другим реформам: земской, судебной, военной и пр., в числе которых оказалась реформа печати.
В 1865 г. в России принимается первый закон о печати, который не носил еще окончательного характера и назывался «Временные правила о печати». По своему содержанию реформа печати была либеральной — отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Это новшество не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. За МВД оставалось право давать разрешения на новые издания, утверждать или не утверждать редакторов, делать предостережения изданиям, при третьем предостережении журнал или газету могли закрыть на срок до шести месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Однако судебные преследования печати не получили распространения: административные меры были удобнее для правительства. Тем не менее, реформа способствовала дальнейшему росту печати, особенно либерально-буржуазного толка.
Борьба против остатков крепостничества, феодализма, против помещиков-латифундистов, национального угнетения, борьба против новых эксплуататоров-капиталистов, кулаков, царской чиновничьей бюрократии, реакционных тенденций в искусстве и литературе составляла главное содержание передовой демократической журналистики, и прежде всего «Отечественных записок» — лучшего журнала пореформенной эпохи.
«Отечественные записки» Некрасова
Журнал «Отечественные записки» возглавлял Некрасов. В качестве соредакторов выступали Сал-тыков-Щедрин и Елисеев, Журнал сохранял верность лучшим традициям журналистики 60-х годов. Его демократизм определялся враждой ко всем остаткам крепостнических отношений. Прежде всего он выступал против обезземеливания крестьян, против сословной неравноправности основной массы русского населения, высоких налогов, особенно выкупных платежей за землю.
Вместе с тем журнал протестовал против новых эксплуататоров — хищников-предпринимателей, пришедших на смену крепостникам.
Отметили сотрудники журнала и появление рабочего вопроса в России, хотя много внимания ему не уделяли, оставаясь по преимуществу идеологами трудового крестьянства, сторонниками крестьянской революции, общинного социализма.
Будучи легальным журналом, «Отечественные записки» поддерживали тех деятелей, которые действовали в подполье, вели мужественную прямую борьбу с самодержавием, особенно в годы второй революционной ситуации конца 70-х годов. Публикация поэмы Некрасова «Русские женщины», посвященной декабристам и их женам, мужественно разделившим с осужденными сибирскую ссылку, каторгу, была прямой моральной поддержкой тем революционерам, которые непосредственно боролись против самодержавия в 70-е годы.
Известное внимание «Отечественные записки» уделяли международному революционному движению, деятельности I Интернационала, марксизму. «Отечественные записки» уже в 1868 г. дали информацию о выходе книги «Das Kapital» К. Маркса на немецком языке. После выхода первого тома «Капитала» в 1872 г. в переводе на русский язык — это был первый перевод «Капитала» на иностранный язык — журнал напечатал несколько статей, связанных с книгой К. Маркса. Авторами этих статей были Н.К. Михайловский, В.И. Покровский и молодой Г.В. Плеханов. Однако всей глубины идей Маркса публицисты журнала не поняли, а Михайловский, будучи народником, выступил по вопросам марксизма, главным образом в полемических целях, одновременно используя критику капитализма в трудах Маркса. Как известно, народники отрицали прогрессивность капитализма в России.
Боевую позицию занял журнал в вопросах литературной критики. Здесь выступали Писарев, Салтыков-Щедрин и Михайловский. Все они были сторонниками реализма, критиковали теорию чистого искусства, искусства для искусства, натурализм и невзыскательность вкуса литературных ремесленников.
Журнал «Отечественные записки» постоянно печатал обозрения иностранной жизни французского публициста Шассена, уделял значительное внимание проблемам славянских стран, особенно Болгарии в связи с войной 1877—1878 гг. Все сотрудники журнала сочувствовали освободительной борьбе болгарского народа, помогали ему и желали победы, но вместе с тем использовали болгарскую тему для острой критики русских самодержавных порядков.
Особую роль в журнале «Отечественные записки» играла сатирическая публицистика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Его публицистика — это подлинная летопись пореформенной России. Все жгучие проблемы русской жизни нашли отражение в публицистических циклах сатирика: «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «Письма к тетеньке» и др.
Сатирик часто прибегал к гиперболе, фантастике, аллегории, другим формам эзоповского языка, в смешном и нелепом виде изображал представителей официальной бюрократии, много места отводил характеристике рождающегося русского капиталиста Дерунова. Много места по традиции «Современник» уделял разоблачению измен и предательств либерализма.
В связи с критикой либерализма писатель-публицист много внимания уделил характеристике либерально-буржуазной прессы, заклеймив ее продажность в вымышленном, но очень точном названии газеты «Чего изволите?». Пародии его на содержание статей, фельетонов буржуазной прессы, ее язык, стиль занимают существенное место в сатирических очерках, опубликованных в «Отечественных записках» («В среде умеренности и аккуратности», «Современная идилия» и др.). Салтыков-Щедрин был глубоким критиком несовершенств буржуазной демократии, немецкого милитаризма, о чем ярко свидетельствует его книга очерков «За рубежом».
После смерти Некрасова в 1877 г. Салтыкову-Щедрину пришлось в сложной борьбе с либеральными народниками отстаивать прежнее направление «Отечественных записок», и он с честью выполнял эту задачу вплоть до закрытия царским правительством в 1884 г. передового русского журнала.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1169 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!