Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
По словам исполнительного вице-президента Ассоциации российских банков Вячеслава Захарова[5], специализированных инвестиционных банков и фондов в России почти нет или они работают очень слабо, а доля долгосрочных кредитов у коммерческих банков колеблется в районе пяти процентов. Более того, некоторые из коммерческих банков уже сильно обожглись на долгосрочном кредитовании за счет краткосрочных ресурсов, что стало одной из причин кризиса на межбанковском рынке.
Однако очевидно, что в этот переходный период коммерческие банки все равно будут осуществлять инвестиции, то есть будут работать так же, как инвестиционные банки. Можно предполагать, что два ближайших года будут проходить под флагом создания инвестиционного сектора в банковской отрасли.
Возникает вопрос (точнее, он уже давно возник): как просить деньги, как их выдавать и как контролировать?
Вячеслав Захаров: Это довольно сложный вопрос, и им не владеют многие банки, а заемщики к ним приходят с такими документами, по которым вообще нельзя судить о качестве проекта, о возможности выдачи какого-то кредита. Я думаю, что такие методики были бы очень полезны, и многие банки нас об этом просят.
Вопрос: Видимо, стоит еще и проблема определенной унификации форматов, поскольку в противном случае проекты становятся несопоставимыми?
Ответ: Здесь надо быть реалистами. Речь идет о двух категориях банков. Если это достаточно крупный банк, то он будет из принципа разрабатывать собственные требования и придерживаться их. Конечно, ему можно что-то предложить, но надеяться, что он поддастся унификации, вряд ли стоит. Но таких банков в России меньшинство, может быть, сотня. Основная же масса банков крайне нуждается в таких разработках.
Со временем мы придем к какой-то унификации, ведь на Западе тоже нет жестких стандартов, но есть общие принципы, которые хорошо известны. И мы должны определиться и сказать, что вот эти принципы обязательные, а вот эти факультативные.
Собственно, такие стандарты можно было бы выработать и в отношении ТЭО на краткосрочные кредиты – сейчас банки приходят к тому, чтобы выдавать кредиты под ТЭО, а не под залог недвижимости, как это было раньше.
По мнению г-на Кондратьева, для коммерческих банков сюжет с ТЭО сверхактуален: «Я бы даже сказал, что это уже некая пропущенная партия. Речь идет о том, что каждый короткий коммерческий кредит на возвратной основе тоже требует своего бизнес-плана.
Вообще, банк, в первую очередь, заинтересован не в залоге, залог – это самое последнее средство. Банк, прежде всего, заинтересован в возврате средств, а анализ возвратности должен проводиться с двух позиций. Первое – это анализ ТЭО или бизнес-плана, который прикладывается к заявке на кредит, и второе – к таким заявкам обычно прикладываются балансы предприятий или другая экономическая, бухгалтерская отчетность, которая позволяет банку анализировать кредитоспособность предприятия. Если все эти заявки, представленные в необходимых форматах, регистрировать, накапливать в информационной базе и обрабатывать и так же регистрировать результаты их реализации, тогда и возникнет то, что называется кредитной историей. И вот это, собственно, наши банки проморгали».
Последний аргумент – за представителем «страдающей стороны», то есть, потенциальным заемщиком. По мнению экспертов, «если вы построили точный бизнес-план, тогда вопрос контроля, который встает перед тем, кто финансирует ваши операции, становится предельно простым. То есть, без реального бизнес-плана я бы никому денег не дал».
История удачного привлечения западных инвестиций.
Об одном из своих клиентов рассказывает генеральный менеджер консалтинговой фирмы «Инвестфлот».
Конкуренция. Все началось в 1991 году с вульгарного импорта. Компания импортировала из Италии товары, предназначенные для ухода за грудными детьми. Реализация была мгновенной: спрос намного превышал предложение. Поэтому ни о каком планировании и речи быть не могло, вся работа строилась по известному лозунгу грузчиков: «хватай больше – кидай дальше». Постепенно расширялся круг поставщиков, добавились Кипр и Израиль. Так продолжалось до конца 1992 года.
В это время дали о себе знать конкуренты, которые, к великому изумлению руководства, предлагали уровень цен на 10-15% ниже. Осмысление ситуации началось с анализа бухгалтерских проводок, который показал, что одна только грамотная работа с валютами уже может дать существенное снижение издержек. Потом занялись оптимизацией транспортных расходов, начали планировать выручку, и, в результате, отпускная цена была снижена на 18%, а большинство конкурентов переключилось на иные сферы деятельности.
Планирование. Ошеломляющий результат применения элементарных знаний и навыков менеджмента привел к созданию в компании специальной службы, занимающейся анализом и планированием. В конце 1993 года она приступила к составлению первого бизнес-плана на 1994 год. Естественно, применялся метод скользящего планирования, когда основные показатели корректируются не реже раза в квартал. В результате, отклонение от прогноза по основным показателям не превышало 10-20%, что для 1994 года было неплохо.
Инвестиции. В 1995 году было принято решение начать производственную деятельность. В качестве базы для анализа необходимых капвложений руководители компании, впервые столкнувшиеся с производством, использовали отчетные данные заводов-поставщиков. (На Западе за чисто символическую плату можно совершенно легально получить баланс и отчет о прибылях и убытках практически любого предприятия. На Кипре, например, это вам обойдется в один кипрский фунт. В России такую информацию можно попытаться получить через агентство Dun & Bradstreet). Из анализа баланса стало ясно, что уровень вложений должен составлять порядка трех миллионов долларов, из которых половина – это основные фонды, 40% - сырье и материалы, 10% - все остальное. Из анализа отчета о прибылях и убытках удалось выяснить, в частности, что уровень рентабельности такого завода доходит до 80% (!). Эти сведения, а также данные исследования рынка и послужили базовыми показателями для составления бизнес-плана.
Правда, в отличие от предыдущего, этот бизнес-план содержал более детальный анализ перспектив бизнеса, поскольку составлялся уже не только для себя, но и для инвестора.
Дальнейшие события развивались так. Сначала было организовано только упаковочное производство. Этот этап, как теперь стало ясно, был необходим, поскольку на нем обкатывались все тонкости «производственных отношений» – общение с администрацией, рабочими, местными поставщиками сырья и т. д. Общий уровень капвложений составил 200 тыс. долларов, причем за счет собственных средств.
Одновременно велись активные переговоры с потенциальными инвесторами. Их было два. Первый – крупный российский банк, в котором находились счета предприятия, – предоставил долгосрочный кредит под разумный процент. Второй – кипрское предприятие, производитель товаров для детей, – участвовал в проекте на долевых началах. Он же предоставил свой опыт организации поставок сырья и оборудования.
Выводы. Итак, в качестве составляющих успеха привлечения инвестиций можно выделить постепенность, связи и профессионализм. Никто не предоставит деньги «завтра». Для их получения необходимо годами нарабатывать связи и кредитную историю. Необходимо долго подтверждать свой профессионализм, честность и предсказуемость поведения.
Если привлечь инвестиции не удается, то полезно задаться вопросом, а стоит ли вообще этим заниматься, и если да, то почему. Как правило, с этого и начинается подготовка к серьезным проектам.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое бизнес-план и чем он отличается от принятых ранее в нашей стране форм планирования?
2. Существует ли универсальная структура бизнес-плана?
3. В какой последовательности следует разрабатывать бизнес-план?
4. Как проконтролировать его качество?
5. Привлечения инвестиций с помощью бизнес-планирования.
6. Каким требованиям должен отвечать бизнес-план, чтобы с его помощью можно было привлечь инвестиции.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 343 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!