Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Попытки реабилитации Сталина встречали сопротивление либеральной части общества, выразителем взглядов которой оставался журнал «Новый мир» во главе с А.Т. Твардовским. В этом журнале печаталось большинство лучших произведений советской литературы. Критики «Нового мира» В.Я. Лакшин, И.Т. Виноградов, А.И. Кондратович и другие вели непримиримую борьбу со сталинистскими тенденциями в литературе. Главными оппонентами «Нового мира» были журналы «Октябрь» и «Молодая гвардия». «Октябрь», главным редактором которого был В. Кочетов, придерживался догматически-сталинистских позиций. В 1969 г. Кочетов опубликовал роман «Чего же ты хочешь?», воспринятый в обществе как пасквиль на интеллигенцию. «Правда» критиковала «Новый мир» за неверную идеологическую позицию, а «Октябрь» — за нетребовательность к качеству публикуемых произведений.
«Молодая гвардия» с середины 60-х гг. выступала с национально-почвеннических позиций. Авторы «Молодой гвардии» М. Лобанов, С. Семанов, В. Чалмаев призывали сохранять самобытное развитие России, протестовали против американизации культуры, решительно противопоставляли Россию Западу, а интеллигенцию — народу, скатываясь к откровенному национализму.
В конце 60-х гг. атаки против «Нового мира» усилились в связи с появлением в самиздате, а затем и на Западе, антисталинской поэмы Твардовского «По праву памяти», направленной против возрождения культа личности.
В «Огоньке» появилось письмо, подписанное 11-ю писателями, обвинившими «Новый мир» в космополитизме. Поводом для этого стала публикация в «Новом мире» статьи А. Деменьтьева, направленной против возрождения национализма. При этом Деменьев критиковал авторов «Молодой гвардии» с ортодоксально марксистских позиций.
В феврале 1970 г. ближайшие сотрудники Твардовского решением секретариата Союза писателей были выведены из редколлегии «Нового мира», а вместо них без согласования с главным редактором были назначены другие, чужие ему люди. После того, как попытки апелляции в партийным инстанциям потерпели неудачу, Твардовский ушел в отставку. Прежний «Новый мир» перестал существовать. Разгром «Нового мира» с помощью административных мер свидетельствовал о том, что власть неспособна к открытой дискуссии с обществом. Подлинное обсуждение общественных проблем окончательно ушло в самиздат.
5. «Альтернативная культура»
В 1979 г. была предпринята попытка издания без цензуры литературного альманаха «Метрополь». Среди его авторов были В. Аксенов, А. Битов, Виктор Ерофеев, Ф. Искандер, Е. Попов, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, В. Высоцкий, И. Лиснянская, С. Липкин и другие. Составители сборника вели подготовку к его изданию подчеркнуто легально, не допуская распространения материалов альманаха в самиздате и избегая контакта с авторами, окончательно порвавшими с официальной литературой. Однако власти и руководство Союза писателей не допустили издания «Метрополя» и организовали пропагандистскую кампанию против его участников. Наименее известные среди авторов «Метрополя» Е. Попов и В. Ерофеев были исключены из Союза писателей. В знак протеста из Союза писателей вышли Аксенов, Липкин и Лиснянская. История «Метрополя» продемонстрировала невозможность свободного развития литературного процесса в СССР.
По мере того, как официальная культура становилась все более консервативной, росло влияние неофициальной, «альтернативной» культуры. Наиболее значимые художественные произведения отечественной литературы распространялись в самиздате. Вынуждены были эмигрировать такие писатели как В. Аксенов, Г. Владимов, В. Войнович, С. Довлатов, А. Синявский. Только на Западе смогли быть опубликованы многие произведения А. Битова, Ф. Искандера, Венедикта Ерофеева.
Росла популярность авторской песни. С распространением катушечных, а затем и кассетных магнитофонов песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора и В. Высоцкого, стали известны миллионам, превратились в настоящий городской фольклор. Высоцкий был одинаково популярен в самых разных слоях общества. Его песни выразили общее чувство несвободы. В интеллигентской среде огромную популярность приобрело творчество гонимого А. Галича2.
Молодежь, совершенно игнорируя официальное искусство, поголовно увлекалась рок-музыкой, вызывавшей крайне подозрительное отношение властей. Появились многочисленные русские рок-группы. Попытка поставить рок-культуру под контроль «органов» путем создания полуофициальных рок-клубов, потерпела неудачу.
В изобразительном искусстве власти продолжали пресекать попытки отойти от канонов социалистического реализма. В 1974 г. группа московских художников-нонконфомистов решила провести выставку своих картин под открытым небом. Выставка была разогнана с применением бульдозеров и поливальных машин, а нескольких ее участников задержали. Однако «бульдозерная выставка» вызвала такой международный скандал, что власти предпочли в дальнейшем разрешить непризнанным художникам организовывать выставки в небольших залах на окраинах.
В целом, несмотря на то, что власть стремилась сохранить в своих руках жесткое руководство культурой, во второй половине 60-х — начале 80-х гг. происходило постепенное формирование новой культуры, неподконтрольной режиму. Либеральная интеллигенция все более расходилась с властью, что приводило ее к поддержке движения инакомыслия.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 829 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!