Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учащиеся анализируют отрывок текста



- Каково эмоциональное состояние главного героя в данном эпизоде?

- Какова его роль?

(1. Он показывает, что даже в сумасшедшем доме герой не утратил своего мастерства, он проникновенный лирик, чуткий, нежный.

2. Отрывок знакомит нас с возлюбленной мастера - Маргаритой).

Итак, Маргарита – возлюбленная Мастера.

- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим именем?

(Цветок маргаритка, Гретхен из “Гете” Фауста…)

- Проанализируем звуковое наполнение имен и сопоставим:

МАСТЕР - МАРГАРИТА

- Поставьте ударение в именах, подчеркните повторяющиеся буквы.

- Какие звуки повторяются, о чем это говорит?

(О сходстве, о родстве героев).

- О чем говорит ударение?

(В слове “Мастер” ударный звук [а] – энергичный, полновесный, в слове “Маргарита” ударный [и] – подчеркивает женственность, нежность).

Двойное присутствие звука [р] и тройное [а] по цветовой классификации соответствует красному цвету.

- Что символизирует красный цвет?

(Любовь, страсть, но трагическое – кровь).

Итак, имя героини более выраженное, целеустремленное.

- Что же является истиной для этой целеустремленной женщины?

(Любовь).

- На что готова она ради любви?

На доске и в тетрадях продолжаем нашу запись:

ЛЮБОВЬ

Учитель:

- Прослушайте музыкальный фрагмент Вагнера “Полет Валькирий” и скажите, какие ассоциации вызывает у вас эта музыка? Каким чувством наполнен этот музыкальный фрагмент?

Валькирии – воинственные девы, богини, которые помогали героям в битвах и уносили души убитых воинов к Вальхалму (обиталище душ воинов, павших в бою), где прислуживали им на пирах.

(музыка стремительная, решительная, рисует нам образ целеустремленной Маргариты).

Итак, высшей степенью самопожертвования ради истины-любви является сделка с дьяволом! Душу погубила!

- Когда появляется дьявол впервые на страницах романа?

(уже в эпиграфе)

- Прочитайте эпиграф к роману и прослушайте фрагмент “Танец огня” Фальи. Как вы понимаете слова Гете?

(Показана противоречивость этого образа: ищет зла, совершает благо)

- Какие ассоциации у вас вызвал этот музыкальный фрагмент? Подчеркивает ли он характер дьявола? О каких его чувствах говорит этот музыкальный фрагмент?

- Ищет ли Воланд истину? Что является истиной для него?

(Он уравновешивает понятия ДОБРО – ЗЛО) Читаем цитату из карточки.

Запись на доске ив тетрадях:

ДОБРО - ЗЛО

Вывод:

- Какие ответы дает на вопрос “Что есть истина?” М. А. Булгаков названием своего романа и эпиграфом к нему?

(Истина - в творчестве, в любви и в добре, в вечной борьбе добра и зла и торжестве добра).

Итак, вопрос об истине, вечный вопрос, волновал, волнует и будет волновать всех и каждого, и для каждого – свой поиск истины, у каждого – свой путь к истине. Герои Булгакова – тому доказательство. Мы увидели сегодня на уроке, что и название романа, и эпиграф к нему приводят читателя к выводу: истинно вечное, непреходящее: ЛЮБОВЬ, ТВОРЧЕСТВО, ДОБРО.

Домашнее задание:

1. Проследить развитие темы любви и творчества в романе, доказать их взаимосвязь.

2. Сообщения:”Судьба Маргариты в вечности”, “Тема бессмертия и образ Маргариты”. Представьте пространственно-временную композицию этой темы.

3. Трагедия Мастера: как объяснить приговор? Его судьба в вечности.

10. Разработайте проблемные вопросы для проведения эвристической беседы по трагедии В.Шекспира «Гамлет» на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Охарактеризуйте проблему трагического в литературе, дайте понятие «катарсиса»; назовите типологические особенности трагического художественного конфликта и трагического героя в трагедии В.Шекспира «Гамлет»; рассмотрите образ Гамлета в контексте его различных литературоведческих трактовок.

Трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет» своим содержанием обличает социальную и политическую систему феодализма. В образах врагов Гамлета запечатлены ненавистные Шекспиру черты, характерные для зарождающегося буржуазного мира: корыстный эгоизм, распад освященного веками кодекса чести, лицемерие и двоедушие. Шекспир не делает политических выводов, но трагедия гуманиста Гамлета неизбежно приобретает политический характер.

эвристическая беседа это вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны учителя и задействования учениками своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.

Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Для этого учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы, поставленной учителем. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию.

Конспект урока: «Гамлет». Проблема морального выбора и поступка в произведении

Цель: проанализировать действия 3, 4 пьесы, осветить особенности построения трагедии («промедление действия», «спектакль в спектакле»), очертить образ Офелии, развивать навыки анализа драматическогопроизведения, воспитывать гуманистические взгляды на человека, мир.

Оборудование: репродукция картины Джона Эверета Милле «Офелия», сигнальные карточки, дополнение «Кому принадлежат слова», дополнение «Выбери правильные утверждения».

Тип урока: эвристическая беседа.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрашивание по теме Возрождения (ученики сигнальными карточками реагируют на утверждения об эпохе Возрождения).

III. Мотивация учебной деятельности.

IV. Формирование знаний, умений, навыков.

• Какая цель у Гамлета?

• Почему он тянет с местью?

• Какие страдания и сомнения терзают Гамлета? Выразительное чтение монолога «Быть или не быть...».

• Какой жизненный выбор делает Гамлет?

• Каким образом он должен убедиться в вине Клавдия? (Спектакль «Мышеловка»).

• В чем заключается особенность композиции произведения? («Спектакль в спектакле»).

• Оправдались ли ожидания, которые принц возлагал на спектакль?

• Какое влияние она имела на короля?

• Почему Гамлет отказывается убивать Клавдия во время молитвы?

• Кто становится первой жертвой?

• Объясните слова Клавдия: «Тяжелый недуг надо лечить крепким лекарством». Какое лекарство он нашел для Гамлета?

• Какую роль сыграет Офелия в судьбе Гамлета?

Гронирование.

• Какие события привели к безумию Офелию?

• С образом Офелии в трагедии тесно связаны цветы. Что они символизируют? (Розмарин - символ памяти; братцы - символ раздумий, мудрости; рута - символ девичьего целомудрия и несчастливой любви, грусти, горя; фиалки - символ грусти, смерти, невиновности, скромности, беззащитности, преданности своей любви, знак смерти; роза - символ совершенства, вечности, красоты, любовь).

• Как складывается ее судьба?

• Кто виноват в ее смерти?

• При каких обстоятельствах погибла Офелия? Зачитайте.

• Какую роль здесь сыграют венки? (Венки - символ святости, счастья, успеха, девичества, и вместе с тем символ скорби, смерти. Верба - символ жизни, вдовства).

• Любил ли Гамлет Офелию?

Работа с репродукцией.

Работы Джона Эверета Милле прославлялись изысканным мастерством. Часто сюжеты своих картин он брал из пьес В. Шекспира. Так, картина мастера «Офелия» (1852) навевает множество ассоциаций с шекспировской трагедией «Гамлет».

Верба, которая нависла над ручьем, купая седые ветки, роскошный куст шиповника, камыш, химерическое сплетение скромных речных цветов выписанные в лучших традициях прерафаелитов и подчеркивают разнообразие жизненных красок. Яркая зелень оттеняет фигуру мертвой девушки, которая лежит в водах ручья.

Последние слова песни замерли на прекрасных устах. В ранах мертвой Офелии мы видим красную розу - символ пылкой любви. Вспомним, что брат Лаерт называл девушку «розой мая». Ольшанка, которая сидит в кустах, напоминает о песни Офелии «Милее всего ольшанка была». А в чистой, прозрачной воде, которая подчеркивает целомудрие юной леди, по течению плывут венки «как у невесты». «Цветы...».

Грусть и печаль будто разлиты в воздухе, создавая печальное настроение у зрителя.

Займи позицию: Офелия - хозяин своей судьбы? Все ли в жизни зависит от воли человека? А Гамлет - хозяин своей судьбы?

Инсценировка фрагмента «Инструмент» (действие 3 сцена 2).

• Кого из героев трагедии можно назвать инструментом, на котором играют?

• Как складывается судьба каждого из них? (Гибнут, попадаются в свои же ловушки).

• К какой мысли подводит нас Шекспир? (Человек несет ответственность за свои поступки).

V. Применение знаний, умений, навыков. Фронтальная беседа.

• Чья судьба вызывает у вас сочувствие? Почему?

• В чем заключается трагедия Офелии? Кто виноват в ее гибели?

• Можно ли назвать Офелию ренессансным идеалом женщины? Докажите.

• Всегда ли человек — хозяин своей судьбы?

• Докажите, что пьеса «Гамлет» по жанру является трагедией.

• В чем заключаются особенности композиции произведения?

VI. Домашняя задача.

1. Прочитать действие 5.

2. Ответить на вопрос: Как ведут себя возле могилы Офелии Лаерт и Гамлет? Кто гибнет в трагедии?

Охарактеризуйте проблему трагического в литературе, дайте понятие «катарсиса»; назовите типологические особенности трагического художественного конфликта и трагического героя в трагедии В.Шекспира «Гамлет»; рассмотрите образ Гамлета в контексте его различных литературоведческих трактовок.

Ка́та́рсис [1][2](от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление).

1. Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.

2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.

3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

4. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя.

Рассмотрим понятие трагического в литературной энциклопедии Суркова.
Трагическое –эстетическая и философская категория, характеризующая неразрешимый художественный конфликт (коллизию), развертывающийся процесс свободного действия героя и сопровождающийся страданием и гибелью героя или его жизненных ценностей. Причём катастрофичность трагического вызывается не гибельной прихотью случая, но определяется внутренней природой того, что гибнет, и его несогласуемость с наличным миропорядком. Диалектика жизни поворачивается к человеку в трагической её патетически-страдальческой стороной. Трагическое не допускает какого-либо возвышения героя (или автора) над конфликтом, примирения или разрешения его в какой-то иной, высшей сфере – в противном случае оно скорее оборачивалось бы мистерией, эпической отрешенностью или переходило бы в область комического, преодолеваясь в юморе.
Трагическое предполагает свободное самоопределение действующего лица. Противоречие, формирующее трагическое, заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, предвидимую в героической трагедии или непредвидимую (трагическое заблуждение) им самим. (Трагическое1 [«являет тайну антиномического сочетания обреченности и вольного выбора в судьбах человека»], В.И.Иванов). Ужас и страдание, присущие трагическому, обретают особую разительность как последствия свободного акта человеческой личности и проявления её субстанциональных сил. В отличие от мелодраматического (вызывающего жалость, трогательного), в трагическом человек не может выступать лишь как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Трагическое родственно возвышенному и героическому в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. В трагическом свершается самоутверждение личности, её духовного принципа или нравственного достоинства ценой собственной жизни. Как форма возвышенно-патетического страдания, трагическое выходит за пределы антиномии оптимизма-пессимизма: первый исключается обнаруживающейся в трагическом неразрешимостью коллизии, невосполнимой утратой человечески ценного, второй - героической активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся с ней даже в поражении.

Художественный образ Гамлета Уильям Шекспир, переработав сюжет средневековой легенды и старой английской пьесы о принце Амлете, с наибольшей глубиной отобразил трагедию гуманизма в современном ему миру. Гамлет, принц датский прекрасный образ гуманиста, который столкнулся с миром, вражеским к гуманизму. Коварное убийство его отца раскрывает перед сыном зло, которое властвует в стране. Гамлет медлит, порой жестоко упрекая себя за бездеятельность. Иногда высказывается мысль, что Гамлет есть слабохарактерным от природы человеком, мыслителем и наблюдателем, не способным к решительным действиям. Но это не так. В героической трагедии показана и могущественная сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он тяжело переживает гибель отца, и позорный брак матери. В своих отношениях он чужд феодальным предубеждением, людей он ценит за личные качества, а не за положение, которое они занимают. Единым его близким другом оказывается студент Горацио. Пренебрегая царедворцев, Гамлет дружелюбно встречает людей искусства - актеров. Его любит народ, о чем с тревогой говорит король. Гамлет - человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение больших общих явлений.

Разработайте алгоритм вопросов и заданий, организующих композиционный анализ романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» с учетом использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Определите место данного фрагмента в художественном целом; покажите своеобразие композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; охарактеризуйте внутренний конфликт, определяющий своеобразие образа Печорина; выявите роль саморазоблачения героя в углублении психологизма в произведении.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 581 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...