Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русское изобразительное искусство Петровской эпохи



Преобразования Петра I направили течение художественной жизни в новое русло. Процессы, обозначившиеся уже в предыдущем столетии (возрастание роли светской культуры, укрепление связей с Западной Европой), теперь мощно активизировались, получив радикальные, по-своему революционные импульсы. Благодаря петровским реформам именно светские, а не религиозные произведения вышли на авансцену жизни, обретая стилеобразующий смысл. Все искусство было (в его эпохальных сверхзадачах) поставлено на службу уже не церковно-трансцендентным, лишь опосредованно политическим, а уже непосредственно политическим целям прославления государ-ства и воспитания идеального гражданина. Россия вошла в период своего рода ускоренного Ренес-санса, стремительно усваивая опыт Возрождения барокко и раннего европейского классицизма, причем уже не в синкретическом, «западно-византийском», как совсем недавно, а вполне цельном варианте. В выстроенном по воле Петра I городе на Неве была заложена совершенно новая по сути система мира, который обустраивается не религией, а искусством. Поэтому вполне закономерно, что в перспективе веков весь исторический центр Санкт-Петербурга превратился в гигантское художественное произведение. Доминантой стала Петропавловская крепость, возведение которой началось в 1703 году, с одноименным собором архитектора Д.А. Трезини (1712-1733), зданием церковным, но пластически выражающим, в первую очередь, благодаря своей колокольне со шпилем, вознесенным на огромную высоту, победную мощь и величие российской монархии. Излюбленным архитектурным стилем начала века был сдержанный вариант барокко северо-европейского образца, органично приспособленный, как и все последующие, новые для России стили, к местному пейзажу; его сравнительно скромные по масштабу здания определили первона-чальный облик Санкт-Петербурга и его дворцовых окрестностей. Иностранные зодчие и художни-ки заняли ведущее положение при императорском дворе, исполняя одновременно роль главных наставников в искусстве. Их творчество принято именовать «россикой». Молодежь начали отправлять для обучения за рубеж. Одновременно активно формировалась и новая национальная художественная школа: уже при Петре I, который стремился (по его собственным словам) пока-зать, «что есть и из нашего народа добрые мастера», возникают проекты создания Академии худо-жеств.

Регулярное градостроительство, до этого применявшееся в России лишь эпизодически, отны-не превращается в универсальную систему, самым крупным и славным выражением которой служит «трезубец» проспектов, определивших структуру петербургского центра. В летней город-ской усадьбе Петра I, так называемом Летнем саду (1704) и Петергофе (Петродворце – с 1714) создаются образцы регулярного парка западного типа. Здесь, благодаря скульптурам, фонтанам, павильонам, доминируют эффектные природно-эстетические зрелища, резко контрастирующие с тихими монастырскими рощами и частными хозяйственными садами и огородами, характерными для средневековой традиции. Ведущим типом зодчества окончательно становится не храм, а дворец, причем пышность дворцов последовательно возрастает. В их внешней структуре, а осо-бенно во внутреннем убранстве с его декоративной лепниной и скульптурами, живописными пла-фонами и панно, лаковыми росписями, зеркалами, наборными паркетами, динамически-бравурная, театрализованная патетика барокко со временем включает все больше черт рококо - стиля, выде-ляющегося своей прихотливой, игривой грациозностью.

В сфере изобразительных искусств самым знаменательным, по-своему эпохальным, живопис-ным жанром предстает портрет, постепенно освобождающийся от парсунной, во многом еще иконописной манеры и обретающий барочно-рокайльное чувственное одушевление. Ранние успе-хи в этой области, например, произведения И.Я. Вишнякова, И.Н. Никитина или А.М. Матвеева, выглядят на европейском фоне того периода достаточно скромно, что, впрочем, не лишает их исторически-этапного значения: ведь именно в портрете нагляднее всего воплощаются базисные для эстетики Нового времени принципы натуроподобия, проникновенного подражания природе. Развивается также и искусство портретной эмалевой миниатюры. Усиливается социальная роль гравюры, с мажорной энергией фиксирующей образы обновляющегося времени. Характерны в этом смысле произведения братьев Зубовых. Работы одного из самых ярких мастеров «россики» – Б.К. Растрелли и, прежде всего, его парадные изображения монархов, вводят и русскую скульп-туру, ранее остававшуюся в тени прочих пластических искусств, в круг творений «большого стиля», претендующего на универсальную нормативность.

Прикладное творчество, в свою очередь, обретает государственный статус: обслуживающие императорский двор и высшую знать ремесла и промыслы, в том числе производство шпалер и набивных ситцев, керамика, стеклоделие, камнерезное дело, превращаются, благодаря организа-ции специальных мануфактур, в целые отрасли промышленности. Стараниями М.В. Ломоносова возрождается по-новому истолкованное древнее искусство мозаики. Возникает ряд новых промыс-лов, в том числе ростовская финифть. Новации охватывают и церковное искусство, архитектонику культовых зданий, пластику и ритм их интерьеров и литургических предметов: так, серебряные раки св. Сергия Радонежского и Александра Невского, созданные во 2-й четверти – середине XVIII века соответственно для Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавр, представляют собой уже вполне целостные и самые крупные для русского прикладного искусства того времени образцы «большого стиля» барокко.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...