Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русское изобразительное искусство п.п. 19в



На первую половину ХIХ века в России пришлось бурное развитие живописи. На первый план вышли сразу несколько направлений. Прежде всего, это был классицизм. Он укрепился в русской живописи в XVIII в., а начале XIX в. получил свое выражение в произведениях, созданных в рамках художественной школы академизма, которую Академией художеств провозгласила как единственно существующую. Опираясь на классические формы, академизм утверждал их как художественный закон. Это было своего рода «официальное» направление в русском искусстве, развитое в работах Ф.А. Бруни, И.П. Мартоса, Ф.И.Толстого.

Начало XIX в. в русской живописи стало временем появления такого направления, как романтизм. Именно под его влиянием русская живопись начинает потихоньку отходить от классицистических эстетических законов. Однако русский романтизм получил гораздо большее развитие в литературе, нежели в живописи, и поэтому его стилевые черты определяют менее отчетливо. Прежде всего, художники интересуются наблюдением натуры и реальному ее отображению. Это наиболее полно реализовалось в пейзажах, написанных в эпоху романтизма.

Существовало три формы воплощения принципов романтизма на живописных полотнах: рисование с натуры городских пейзажей, изображение итальянской природы, изображение российской природы.

Красота южных итальянских пейзажей воплотилась в картинах С. Щедрина, М. Лебедева.

В рамках данного направления работали и живописцы, которые в своих картинах отражали красоту русских провинциальных и деревенских пейзажей.

В данном случае в пейзажах присутствуют бытовые мотивы. Одним из представителей этого направления был А.Г. Венецианов. Ему принадлежит идея создания школы живописи, которая была бы независимой от Академии художеств. Там обучались живописи крестьяне и разночинцы. Венецианов учил писать фигуры и пейзаж без предварительной работы с гипсом и без копирования картин, которые были приняты в Академии. Венецианов не стремился изображать в своих картинах идеальную, декоративную природу. На его картинах изображены во всем своем очаровании виды полей, лугов, людей, которые на них трудятся.

К наиболее одаренным ученикам Венецианова следует отнести А. Крылова, А. Тыранова, Г. Сороку. А. Крылов был известен тем, что одним из самых первых написал русский зимний пейзаж.

Параллельно с развитием сельской пейзажной живописи происходит становление жанра провинциального романтического пейзажа. Он тоже не был связан с академической школой. Среди художников можно было найти и крепостных, и бывших иконописцев, и разночинцев. В основном, такие картины писались в усадьбах и провинциальных городах.

Примерно с середины ХIХ века все сильнее начинает ощущаться влияние реализма. Это отразилось и в работах пейзажистов. Очень показательны в этом смысле работы А. Иванова. Ему принадлежит создание нового способа цветового решения, который позволил художникам по-новому изображать окружающую реальность.

Еще одним течением в рамках романтического направления в живописи был маринизм. Его родоначальников был И.К. Айвазовский.

С 40-х годов XIX в. в русской живописи зарождается реализм, основоположником которого стал В.П. Федотов.

Русский реалистический пейзаж прошел в своем развитии несколько этапов. Первый начался в 1851 году, когда на ученической выставке в Московском Училище Живописи и Ваяния появились пейзажи Солова, картин Саврасова и Аммона. Кроме них, активно начинают выставляться Герц, Бочаров, Дубровин и др. Среди достижений первого периода следует упомянуть картины Саврасова «Пейзаж с рыбаком» и «Уборка хлеба».

В 60-е годы начался второй период формирования реалистической пейзажной живописи. Он характеризовался тем, что ряды художников, которые предметом изображения на своих картинах видели родную природу, становились значительно шире, а заинтересованность реалистическим искусством все росла.

Именно во второй период появились творения А. Саврасова, Ф.

Русская живопись. Официальным направлением в живописи был академический классицизм. Академия художеств требовала следовать основным канонам классицизма, отдавала предпочтение религиозной тематике, библейским и мифологическим сюжетам, что не удовлетворяло молодых художников. Упорство и талант русских живописцев позволили преодолеть узкие рамки академизма. Совершенно необычные черты, навеянные идеями романтизма появляются в творчестве Ореста Кипренского и В.А. Тропинина.

О. Кипренский. Портрет А. Челищева. «Портрет мальчика Челищева построен на красивом аккорде цветов, взятых в полную силу и так сопостав­ленных, что кажутся сияющими: алое, темно-синее, белое; глаза у мальчика как влажные черные вишни, передана та светлость кожи какая бывает только у детей» – пишет искусствовед Дмитриева Н.А. о знаменитой картине О. Кипренского.

Родоначальником бытового жанра, по праву, считают А.Г. Венецианова. Землемер по образованию, Венецианов оставил службу ради живописи. В Тверской губернии купил небольшое имение. Основная тема в творчестве художника – сельская жизнь. В его картинах – Крестьяне за чисткой свеклы; помещица, дающая задание дворовой девушке; спящий пастушок; сцены жатвы, сенокоса. Лучшие работы Венецианова «На пашне» и «На жатве» (их называют также «Весна» и «Лето»)

А.Г. Венецианов. На пашне. Весна. В картине «На пашне», на первый взгляд, обычная сцена начала весенних полевых работ, когда в деревни устраивался праздник первой борозды. Женщины надевали праздничную одежду, яркие сарафаны и кокошники. Детей в страду, как правило, брали с собой и Венецианов ярко освещает сидящего на земле малыша. Художнику в полной мере удалось передать ощущение праздника. Безграничность родных просторов, воздушность и прозрачность пронизанного солнечными лучами весеннего пейзажа. Да и сама женщина необычна, ее рост по сравнению с лошадьми выше, чем у реальной женщины. Она – символ весны, символ продолжения жизни на земле, гарант ее благополучия и спокойствия.

В бытовом жанре работал и П.А. Федотов, которого совершенно справедливо называют «гоголем в живописи» и считают основоположником критического реализма. Его картины несут как комедийно-сатирическую («Завтрак аристократа», «Свежий кавалер», «Сватовство майора»), так и драматическую нагрузку («Вдовушка», «Анкор, еще анкор!»).

В живописи К.П. Брюллова совершенно очевидны и академические черты и влияние романтизма. К Брюллову рано пришла слава. Он пишет многочисленные портреты, картины на библейские, античные сюжеты, запечатлевает сценки, навеянные пребыванием в Италии («Итальянский полдень»). Одна из самых значительных работ художника – «Последний день Помпеи».

Приверженцем академической живописи оставался А.А. Иванов. Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю силу и яркость своего таланта. На переднем плане грандиозного полотна выделяется мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего на приближающегося Спасителя. Фигура Христа дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. Иванов верил в возрождающуюся миссию искусства, своей картиной хотел «царям земли напомнить о Христе».

Архитектура. Конец XVIII и начало XIX в.– это эпоха высокого или зрелого классицизма или ампира (от слова «империя»). Русский ампир отразил национальный подъем времени Отечественной войны 1812 г., был проникнут идеями патриотической гордости и воинской славы. Постройки в стиле ампир отличаются великолепием лепного, резного, литого декора. Ампир оставил яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов.

В Петербурге архитектор А.Д. Захаров возводит здание Адмиралтейства, фасад которого растянулся на 406 м. Вдоль всего фасада равномерно расположены портики.

А.Д. Захаров. Башня главного Адмиралтейства. В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом. Фасад здания украшают аллегории Ветров, Кораблестроения, огромный (до 22 м длины) рельефный фриз «Заведение флота в России».

Главная магистраль Петербурга, Невский проспект, приобрела вид цельного ансамбля с возведением А.Н. Воронихиным величественного здания Казанского собора. Проектируя Казанский собор, он взял за образец собор св. Петра в Риме, построенный Микеланджело. В Казанский собор был перенесен прах М.И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Б.И. Орловского. Площадь перед собором, с двух сторон опоясанная колоннадой, стала одним из центров общественной жизни города.

В 1858 г. было окончено строительство здание Исаакиевского собора в Петербурге. Внутри собора одновременно могли находиться 13 тыс. человек. Проект был разработан французским архитектором О. Монферраном. В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П.К. Клодт, художник К.П. Брюллов. Правительство выделило на строительство собора немалые деньги. По замыслу он должен был символизировать мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью.

С творчеством К.И. Росси связаны завершающие работы по формированию петербургских ансамблей. По его проектам были построены здания Сената и Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (ныне – Русский музей).

Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не архитектурными ансамблями. После пожара в Москве были построены Большой театр, Манеж (архитектор О.И. Бове), Опекунский совет на Солянке (архитектор Д.И. Жилярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому И.П. Мартоса. Следуя традициям классицизма, скульптор облачил Минина и Пожарского в одежды античных героев.

Не были забыты и традиции древнерусской архитектуры. К.А. Тон при строительстве церквей использовал характерное русское пятиглавие, узкие арочные (закругленные) окна, архитектурный декор русского и византийского происхождения. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма. Под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец в Москве. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя (в память избавления России от нашествия Наполеона), торжественное освящение которого состоялось в 1883 г. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, резчики. В храме было установлено 177 мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены и имена людей, пожертвовавших сбережения на дело победы. В годы советской власти построенные Тоном церкви были признаны «антихудожественными». Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 г. и вновь восстановлен в наше время.

Иван Петрович Мартос -Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Иванов Александр Андреевич-Явление Христа народу

Федотов Павел Андреевич-Сватовство майора,Анкор, еще анкор!,Вдовушка,Завтрак аристократа

Брюллов Карл Павлович-Последний день Помпеи,Всадница

Венецианов Алексей Гаврилович-На жатве. Лето,На пашне. Весна

Василий Андреевич Тропинин-Кружевница,Портрет А.С. Пушкина

Орест Адамович Кипренский-Портрет Е.В. Давыдова,Портрет А.С. Пушкина

Огюст Монферран-Исаакиевский собор

Андреян Дмитриевич Захаров

Карл Иванович Росси-Михайловский дворец

Матвей Федорович Казаков-Сенат в Московском Кремле





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 250 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...