Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Романтизм и критический реализм в изобразительном искусстве Западной Европы



В конце 18-начале 19 веков угасает интерес к античности. В литературе, музыке и искусстве формируется романтизм. Романтизм выразил определенные взгляды на человека и его душевный мир, на природу, на политику, на историю, отразив тем самым новые процессы в художественном мышлении. Романтизм рассматривается как тенденция, изменившая отношение к действительности и внутреннему миру человека. Искусство романтизма ушла от понятия идеального и унифицированного определения красоты, чтобы дать свободный выход творческой силе индивидуальности. Любовь к Родине, самовыражение личности глубокого душевного чувства, неразрешение жизненный противоречий, мятежность, экспрессия. Романтизм возник на фоне разлада идеала и действительности. Героизация личности, страдание и гибель героя в борьбе за свободу и справедливость – центральная тема прогрессирующего романтизма. Романтиков объединяла ненависть к тусклой повседневности, стремление из нее вырваться, мечтательность, яркий индивидуализм, хрупкость внутреннего мира. Родина-германия. В немецком романтизме преобладают мистические и религиозные настроения и образы. Портрет и пейзаж-самые интересные поиски художники вели в этих жанрах. Каспар Давид Фридрих-самый крупный. Крест в горах, Аббатство в дубовой роще,Монастырско кладбище,Крушение Надежды во льдах. Филипп Отто Рунге-художник, теоретик искусства,»цветовой круг»,портреты. Морец фон Швинд-автор жанровой композиции, отражал облик и быт старинных немецких провинциальных городов+темы народных легенд и сказок-Лесной Царь. Джосеф Мелланд Уильям Тернер-английский романтик,более 21тыс полотна,пейзажи-Пожар лондонского парламента, Последний рейс корабля отважный, Дождь пар скорость. Теодор Жерико-основоположник революционного романтизма,франция-Раненый киросир покидающий поле боя,Плот медузы,Скачки в эпсоме. Делекруа-истиный вождь романтизма-Резня на хеосе,Свобода на баррикадах, Портрет жорж санд.

Возникновение романтизма связано с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумныx началах, и с критической реакцией на буржуазную действительность, которая была серой, грубой, унылой, лишённой какой-либо поэзии. Протест вызывали способ производства, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущие к искажению природы человека, лишавшие его целостности и универсальности. Неудовлетворенность реальным миром толкала художников-романтиков к уходу от него в далекое прошлое, в мир мифологии.

Романтическое восприятие человека существенно отличалось от просветительского представления. Романтики впервые высказали догадку, что человеческое бытие неизмеримо богаче его социальной действительности. Человек с помощью воображения переносится в другие культурные миры и может творить их сам. Отвлекаясь от действительности, романтик вступает в неизведанные, воображаемые миры, открывает в себе нечто уникальное, принадлежащее только ему. Отсюда высокое духовное напряжение, творческий взлёт, интуитивное прозрение – главные черты романтического сознания. Тем самым происходит перемещение акцента в художественном творчестве на культивирование сильных переживаний и страстей.

Своего расцвета романтизм достиг в 20-30-e годы XIX в., но даже в апогее своего развития он представлял собой крайне разнородное художественное течение в идейном, образном, стилистическом и авторском отношениях. Поэтому романтизм нашел свое отражение в самых разнообразных формах культуры. Литература, живопись, театр, архитектура, музыка отразили разочарование и неприятие действительности, порождали меланхолию, скорбь, чувство одиночества. Способом выражения этих настроений стал символизм. Стилистика романтизма вытекает из потребности адекватно выразить всю гамму переживаний человека - отсюда широкое использование метафор, символов. Стремление передать силу духа, борющегося с косностью реального мира, наполняет романтические образы внутренним порывом, энергией, динамизмом.

Творческим методом романтизма стала ирония - от легкой и снисходительной до горькой и печальной. Продолжая линию сентиментализма, романтизм выступил против просветительского рационализма, отдавая явное предпочтение интуиции, чувствам, страстям, переживаниям. Вместе с тем он объявил себя защитником идеала свободы, связывая ее прежде всего с независимостью творческой индивидyaльности и личности, ее права на самоутверждение и самовыpaжeниe. Произведения романтизма отличаются яркой и оригинальной формой, они часто наполнены меланхолией, чувством «мировой скорби», ностальгией по прекрасному прошлому.

Общие для мировоззрения романтиков культ сильных страстей и порывов, интерес к фольклору, тяга к прошлому, к дальним странам по-разному преломились в национальных культурах. Проявление романтизма в литературе, музыке, изобразительном искусстве также существенно различалось. Трагический конфликт между героем и окружающей средой стал господствующей темой и в литературе, и в музыке, и в живописи. Мотив одиночества пронизывает собой творчество многих писателей - Байрона, Гейне, Шелли, Стендаля. В музыкальном искусстве Шумана, Шуберта, Берлиоза, Вагнера он преломляется и как мотив тоски о недосягаемо прекрасном мире, и как восхищение перед красотой и величием природы.

Сложный, эмоционально насыщенный и динамичный мир романтических образов потребовал и более гибких изобразительных средств выражения. В новом стиле главную роль начинает играть не столько сама идея, сколько чувственная окраска слова, богатство эмоциональных оттенков. Романтики предпочитали оценочные эпитеты, необычные, яркие метафоры. Происходило реформирование выразительных средств в живописи: композиция стала динамичной, использовался яркий, насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, теплых и холодных тонов. Романтики отказались от классической отточенности, выверенности, заменив их хаотичностью композиции. В портрете важнейшей задачей становится отражение ярких, неординарных характеров, напряжения духовной жизни, мимолетного движения человеческих чувств.

Утверждая новый тип мироощущения, собственные художественные формы, романтики придерживались принципа универсальной терпимости по отношению к ценностям других культур. Для них все формы и все периоды художественного творчества имели уникальную значимость. Романтизм внес в культуру принцип историзма: все направления прошлого и настоящего культуры считались равноценными, каждое из них вносило свой вклад в развитие мировой цивилизации.

Романтизм, как мы уже отмечали, положил начало культуре XIX в., но к середине столетия в литературе, театре, живописи практически исчерпал себя. Только в музыке судьба романтического направления сложилась по-иному. Музыка занимала особое место в эстетике романтизма. Отвергая культ разума, романтики стремились воздействовать на чувства, а это лучше всего достигалось музыкой. Не подражая никакой другой форме, музыка лучше всякого другого вида искусства способна выразить желание, настроение, сумятицу чувств, эмоциональные переживания, духовный мир человека. Этим определялось то важное место, которое занимала музыка в духовной жизни XIX в., вошедшего в историю музыкальной культуры как золотой век романтизма.

После французской революции 1848 г. отчетливо проявился кризис романтизма, уходящего от участия в общественной жизни, замыкающегося в узком круге чисто культурных проблем. Основную часть добропорядочных буржуа волновало прежде всего собственное благополучие. Для большинства публики, не имевшей художественного воспитания, искусство не имело большого значения, оно было доступно и необходимо лишь в развлекательной форме, поэтому ведущую роль в культуре заняли другие стили.

РЕАЛИЗМ

К середине 19 века складывается реализм (критический реализм), исследовавший личность человека в неразрывной связи с социальным положением в современном ему обществе. 1855-художник Густав Курбе открыл Павильон реализма-автопортреты, Похороны в Орнане. Критический реализм ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставленных богатым,а также сочувствие неблагополучной судьбе бедных. Обращение к современности во всех ее проявлениях стало основным требованием этого худ.течения. франсуа Милле-крестьянский мир-Сеятель,Сборщицы колосьев. Камиль Коро-пейзажи. Густав Курбе-Мстерская художника,Здравствуйте,господин Курбе.

К середине XIX в. предметом культуры становится современная действительность и существующая в ней личность. Окружающая человека социaльнaя среда приобретает значение силы, определяющей поведение человека, заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не руководствоваться своей «свободной» волей. Мотивы человеческого поведения художники начинают искать ие в явлениях субъективного духа, а в реальных жизненных коллизиях. Главный интерес художественного сознания перемещается с внутренних переживаний человека на связь внешних обстоятельств и порождаемыx ими поступков и переживаний. Новое видение мира было названо реализмом. Реализм XIX в. принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), так как его мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуазного общества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали.Впервые термин «реализм» был использован применительно к произведениям культуры только в середине XIX в. Тогда французский литературный критик Жан Шанфлери употребил это понятие для обозначения эстетики, противостоящей романтизму и символизму. В широком смысле слова он является своеобразным эстетическим стержнем культуры, который ощущался уже и в эпоху Возрождения - ренессансный реализм, и в эпоху Просвещения - просветительский реализм. Но с 30-х годов XIX в. реалистическое искусство, стремившееся к точному отображению окружающего мира, невольно обличало буржуазную действительность и поэтому получило название критического реализма. Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Такая позиция не означала простого копирования того, что есть. Творческий метод реализма предполагает всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Поэтому представители реализма стремились к максимальной объективности, конкретно- историческому отражению действительности. Художественная ориентация реализма определила особенности его творческого метода. Изменилась роль авторского сознания - теперь требовалось не подчеркивать позицию художника, а скрывать ее, провозглашая объективность художественного исследования.Все эти поиски были ориентированы на то, чтобы как можно полнее выразить основную стилевую установку реализма: выявить нравственную, политическую и художественную несостоятельность буржуазного общества, показать его уродующее воздействие на психологию и поведение человека. Такая установка отдавала в художественной культуре приоритет литературе, а в ней - жанрам романа и повести. Серьезным было также влияние прозаических жанров литературы на другие виды искусства - прежде всего на графику, в которой широкое развитие получили сатирические и юмористические формы, а затем и на живопиcь; прозаический бытовой жанр начинает вытеснять поэтически возвышенные жанровые формы (изображение сцен сельскохозяйственного и фабричного труда).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3720 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...