Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структурно-композиционные особенности журналистского текста



Газетный текст – целостное образование, построенное в соответствии с требованиями целеполагания и тематического единства. Целостность газетного текста определяется подчиненностью всех его элементов авторскому замыслу и проявляется, по мнению Л.М. Майдановой, в структурированности содержания: «вертикальном» его членении, или в иерархичности его смысловых элементов. Иерархичность проявляется в том, что текст «при переходе от одной последовательной ступени смысловой компрессии к другой, более «глубокой», каждый раз сохраняет для воспринимающего сознания смысловое тождество, лишаясь лишь маргинальных элементов».

Каким же образом достигается синтактическая полноценность журналистского произведения? При каких условиях набор элементов (фактов, образов, нормативов), превращенных в сознании журналиста в «картину мира», а затем – воплощенных в тексте, способен при возникновении коммуникативной ситуации не только сообщать читателю «законсервированную» в нем информацию, но и вызывать комплекс определенных отношений к ней, в том числе отношение эстетическое? Надо полагать, данный эффект возможен при соблюдении принципа единства формы и содержания, то есть при грамотном отборе информации – смысловых блоков, содержательных элементов и проработке всех типов структурно-композиционных связей между ними.

В научной литературе по журналистике форма журналистского (публицистического) текста рассматривается через единство иерархических связей между различными типами информации (смысловыми блоками). Теоретики журналистки, и в частности Г.В. Лазутина, выделяют три типа связей в журналистском произведении: поверхностные, глубинные, метасвязи.

Под понятием «глубинные связи» понимается такое средство организации текста, как композиция. Композиция (от лат. «составление, связывание») отражает построение текста с точки зрения его внутренней логики (не зря композицию называют «внутренней формой»). Г.В. Лазутина в своей трактовке глубинных связей журналистского (публицистического) текста базируется на лингвистических концепциях. По ее определению, «содержание – сущность, выразившая себя через структурирование заданных авторским замыслом микросмыслов на основе их поверхностных и глубинных связей. <…> А композиция – средство организации текста, алгоритм объединения глубинными связями микросмыслов, задаваемые авторским замыслом, в микротемы и смысловые поля, которые предъявляются в тексте в виде определенной последовательности подтем».

Внутренняя логика, в свою очередь, всегда обусловлена рядом факторов. В самом общем виде их набор может быть сведен к трем: 1) предмет отображения, 2) творческая задача, решаемая автором (в соответствии с концепцией издания и профессиональными установками), 3) особенности восприятия текста читателем. Сочетание факторов порождает типы Ж(П)П, дифференцированные по функциональному предназначению и имеющие различные типы композиции. Вывод, который можно сделать на основе суждений Г.В. Лазутиной: композиция журналистского текста – это средство организации различных типов информации (мы знаем, что их четыре), проявляющееся в установлении иерархических отношений между ними, и формировании на основе этих отношений целостного единства, способствующего реализации творческой задачи.

С точки зрения семантики работа над композицией журналистского произведения включает в себя: 1) определение типов информации в соответствии с концепцией, выработанной на основе целенаправленного изучения предмета отображения действительности; 2) установление в соответствии с творческой задачей иерархических отношений между ними (что является целью сообщения, что основными его элементами, а что – второстепенными); 3) проверку полученного результата с точки зрения соблюдения логики движения мысли (соотношение между фактами и выводами).

Именно авторское видение определяет расстановку акцентов в материале (то есть определение иерархии типов информации). «Есть варианты материалов, где авторское внимание распределено между подтемами соразмерно, и тогда композиция приобретает вид классической цепочки: в – v – p – n. Есть композиционные решения, в основе которых – акцент на ситуации… есть такие, где акцент – на оценках и аргументах…». По мнению Г.В. Лазутиной, композиция журналистского материала может быть простой – интегральной, если творческая задача имеет частный характер и для ее решения нужны текстовые элементы одного информационного слоя; <…> а может быть сложной – интегрально-дифференцированной, если задача усложняется, и для ее решения требуются текстовые элементы разных информационных уровней.

В свою очередь Л.М. Майданова выделяет такие типы композиции, как событийная, логическая и метасобытийная. Событийная композиция текста отражает диалектику развития мира, то есть его развитие через систему причинно-следственных связей (которые не всегда соотносятся с хронологией развития). «Событие может быть подано и с соблюдением, и с нарушением хронологии; важно лишь то, что его эпизоды – это опорные пункты, держащие на себе всю конструкцию текста». Событийная композиция, прежде всего, характерна для новостных текстов. Однако она может быть присуща и проблемно-аналитическим материалам (например, статье), и художественно-публицистическим (например, очерку), если основа материала – история предмета речи, динамика развития того или иного события, становление характера героя произведения.

Логический, или проблемно-аналитический, тип композиции отражает развитие мира через конфликт, противоречие. В самом общем виде структура такого текста содержит три части: тезис (норма, преспективная информация) – антитезис (отклонение от нормы, суть противоречия; дескриптивная, валюативная информация) – синтез (разрешение конфликта; нормативная информация). В текстах с логическим типом композиции развертывание изложения предстает как смена одного тезиса другим.

Метасобытийная композиция, по мнению Л.М. Майдановой, возможна в тех текстах, где есть метасобытие, то есть событие, имеющее символическое (вневременное значение), а также в текстах, обогащенных элементами авторского повествования. В таких текстах композиция усложняется за счет установления связей с претекстами, с экстралингвистическими факторами текстопостроения. Установление внутренней логики повествования в текстах с метасобытийной композицией невозможно без знания «окружения» события, ситуации, представленных в нем. Текст с метасобытийной композицией представляет собой своеобразный гипертекст, связи которого расширяются благодаря ссылкам на дополнительную информацию, естественно, что такого рода «ссылки» значительно обогащают содержание текста.

С точки зрения прагматики работа над композицией включает в себя: 1) соотнесение организованных в тексте типов информации с четырьмя задачами по организации контакта текста с аудиторией; 2) соблюдение принципов драматургического построения, позволяющих добиваться максимального эмоционального воздействия на читателя.

Выбор последовательности смысловых блоков и стыковка их между собой представляет собой работу над структурой текста, или поверхностными связями. Перестановка композиционных узлов в произведении — не механическая работа, а творческая операция, которая вносит в текст дополнительные оттенки смысла, а иногда и полностью изменяет его. Монтажная работа с композиционной схемой дает журналисту богатый выбор вариантов изложения. Поверхностные связи текста, по мнению Г.В. Лазутиной, «обеспечивают «сцепление» микросмыслов, превращая их в некую последовательность текстовых элементов, претендующую на то, чтобы восприниматься как целое». По мнению Г.В. Лазутиной, «поверхностные связи журналистского текста … имеют отчетливо выраженный монтажный характер», поэтому она сравнивает деятельность журналиста по выстраиванию поверхностных связей текста с манипуляциями монтажера. «Связи монтажного характера задаются <…> не только объектом действительности, который отражается в произведении, но и субъектом деятельности, его замыслом, предопределяющим опосредованность отражения». Например, «последовательное» или «параллельное» соединение смысловых элементов, раскрывающих внутреннюю логику развития мысли.

Третий тип связи содержания и формы журналистского текста – метасвязи(мета – «после, сверх, через»): связи между связями, обеспечивающие тексту качественно новый уровень единства. Г.В. Лазутина считает, что метасвязи существуют в любом произведении.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3858 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...