Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идейно-тематические и структурно-композиционные особенности журналистского текста



Идейно-тематическое своеобразие журналистского (публицистического) произведения

Термин «текст» следует использовать для обозначения универсальной «порождающей модели», к которой должен стремиться журналист (публицист). Текст обладает набором универсальных категориальных признаков. Эстетическая обработка информации автором превращает журналистский (публицистический) текст в публицистическое в журналистское (публицистическое) произведение. «Публицистически выраженная мысль, главное назначение которой – активное воздействие на аудиторию, не может не быть эстетически необработанной: эффект воздействия публицистического текста напрямую связан с характером высказывания, заключен в эмоциональных его ресурсах. Что само по себе предполагает эстетическую обработку факта». Публицистическое произведение – это информационный, эстетический и коммуникационный феномен.

Не забывая о том, что текст (произведение) – это всегда неразделимое единство формы и содержания (или идейно-тематическое и структурно-композиционное единство), позволим себе условно разделить это единство на две составляющие для более глубокого изучения.

В творческом акте журналиста определение темы чаще всего происходит во время «операции», которую Г.В. Лазутина называет «определение конкретного предмета изучения». Выделение предмета есть конкретизация того, какую проблему в связи с конкретным фактом необходимо затронуть. Умением поставить проблему проверяется уровень профессионального мастерства журналиста. Журналисты разной квалификации видят в одном и том же событии, в одной и той же ситуации отражение различных проблем.

Тема как характеристика журналистского произведения имеет устойчивый признак: «она всегда есть конкретный социальный факт, взятый в контексте актуальной общественной проблемы». В связи с этим разговор о семантике журналистского текста требует рассмотрения понятий: тема и проблема. Проблемно-тематическая направленность ЖТ «открывается» через отбор фактов, непосредственно связанных с проблемой, которую решает поднять автор в произведении.

Факты лежат в основе любого произведения, в том числе в первую очередь, журналистского. В словарях русского языка наиболее часто встречается определение понятия факт (от лат. factum – «сделанное, совершившееся») как «действительное, вполне реальное событие, явление».

Когда речь идет о журналистике, ученые предлагают различать онтологический (онтология – наука о бытии) и гносеологический (гносеология – наука о познании) смыслы понятия «факт», а также помнить о существовании фактологического ряда как «строительного материала» журналистского текста.

В онтологическим смысле факт – это единица реальности, доступная эмпирическому наблюдению (восприятию через органы чувств), но существующая независимо от сознания человека. Фактом в онтологическом смысле может быть: событие, ситуация, процесс.

В гносеологическом плане факт – это фрагмент сознания, отражающий единицу реальности, т.е. порождение мыслительной деятельности человека. Такой факт оказывается доступным только в форме высказывания о нем, то есть в журналистском произведении могут быть представлены: понятие, суждение, классификация. Т.е. мы можем иметь понятие о событии (и в этом случае жизнеподобие должно заключаться в представлении знания об основных параметрах онтологического факта), получить сведение (элементарное выводное знание – суждение, сложное – умозаключение) о ситуации, классифицировать явление.

О факте как строительном материале журналистского текста необходимо говорить в связи с законами языка и понятием «элементарные выразительные средства».

Факт онтологический не может быть «равен» факт, отраженному в журналистском (публицистическом) тексте, так как в процессе познания действительности конкретным автором на последнего неизбежно действуют «факторы субъективности»: общие закономерности познания (ни один фрагмент реальности человеческая психика не может отразить в полной мере); творческая природа сознания (способность «заместить» любую «отсеченную» существенную связь несущественной); характер обстоятельств, в которых осуществляется работа журналиста (ограниченность времени, закрытость информации и т.п.).

Проблема (от греч. problema – задача, «противоречие») – практический или теоретический вопрос, требующий изучения и решения. Проблема, говоря упрощенно, такое знание об объекте, при котором существуют пустоты, допустимы противоречивые утверждения, которые по-новому освещают уже имеющееся знание. Проблемная ситуация – ситуация, заключающая в себе противоречие.

Специфика идеи журналистского произведения

Опорная идея. Традиционно под идеей понимается главная мысль произведения, в которой воплощается авторское открытие; достигнутое автором понимание предмета и цели повествования, представляющее собой определенную ценность для аудитории.

Идея журналистского произведения имеет специфику. Доказано, что контакт журналистского текста с потребителем информации происходит на двух уровнях: социальной практики (то есть массового сознания, элементами которого являются общезначимые и общепринятые знания, нормы и ценности) и индивидуальной практики (то есть (авторского) сознания). В связи с этим профессор МГУ Е.И. Пронин считает целесообразным различать в журналистском произведении два вида идей: «опорную» и «рабочую».

Рабочая идея. В результате направленного изучения предмета журналист разрабатывает «рабочую идею» материала. Данный компонент журналистского произведения, по мнению Е.И. Пронина, следует отличать от «опорной идеи», которая «определяя направленность журналистского текста, редко формулируется в прямое высказывание, и живет в подтексте». На первый же план выходит разворачиваемая на основе опорной идеи конкретная программа разрешения освещаемой в публикации конкретной социальной ситуации. Строго говоря, именно такая программа и будет специфической логической конструкцией, стержнем журналистской информации. Именно она становится главной рабочей идеей произведения, поскольку «журналистский текст не теоретическое изыскание, а акт практический. И от него требуется практическое решение вопроса».

Собственно идея журналистского произведения складывается из соотношения рабочей и опорной идеи. По сути дела она представляет собой соотнесение «рабочей идеи», разработанной журналистом, с системой общественных регулятивов («опорной идеей») для выявления степени реальности достижения цели, поставленной в связи с конкретной общественной ситуацией.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3028 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...