Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 2. Барокко и классицизм в искусстве ХVII–ХVIII веков (собор св



Барокко и классицизм в искусстве ХVII–ХVIII веков (собор св. Петра в Риме, «Менины» Веласкеса, архитектурные ансамбли Версаля и Петергофа, «Клятва Горациев» Давида, «Медный всадник» Фальконе)

Возникли в культуре Нового времени. Переход от Возрождения к Новому времени происходит через образование монархии, промышленную революцию и утверждение протестанской этики (Мартин Лютер). Ценности: индивидуальный труд, личная инициатив, частная собственность, равенство, свобода, братство.

Новый принцип антропоцентризма – человек выступает главным источником изменения мира. Принцип «мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт). Идея разума неотделима от идеи абсолютного государства. Разрушается ренессансный универсализм – мир и человек дробятся.

Ещё с Возрождения намечаются 2 тенденции:

1. Нормативно-рациоцентрическая: классицизм, просвещение, реализм, академизм, натурализм – тяготеет к материализму, делает акцент на материальном мире.

2. Иррационально-духовная: барокко, рококо, сентиментализм, романтизм, символизм – видимая реальность рассматривается как символ и путь к духовному миру.

Классицизм (образцовый) – обращение к образам и формам античной литературы, принцип: идеализация и подражание античным образам. Антиномичность мироощущения: общественное и индивидуальное, разум и чувство, цивилизация и природа поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями.

Художественное произведение – создание искусственное, художественное преображение натуры – акт её высшего познания. Иерархия жанров. Высокие – историческая, мифологическая и религиозная живопись; низкие – пейзаж, портрет, натюрморт. Архитектура – геометризм, логичность планировки. Живопись – преимущественное значение – рисунок и светотен. (Никола Пуссен.)

Барокко – жемчужина причудливой формы. Пышность, театральность, фееричность, иллюзионизм. Прославлять и пропагандировать могущество монархии, аристократии и церкви. Строится на антитезах человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил.

Идеализация образов, композиционные и оптические эффекты, сочетание реальности с фантазией. Живопись: Караваджо, Ван Дейк, Рубенс, Рембрандт, Рембрандт, Веласкес (Испания).

Собор Святого Петра. Расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора.
Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили "окошечко" - "исповедальню", через которое верующие могли видеть гробницу святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения.
Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны - Святая, и открывается она лишь в Святой год. Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом (XV в.). В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центра - апостолы Петри Св. Павел. Почти все изображения на стенах и сводах собора выполнены мозаикой. Здесь находится скульптура "Пиета" ("Оплакивание Христа") работы Микеланджело.
Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище. Его диаметр составляет 42 метра, и в Риме его называют "cupollone" ("куполище"). Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом. Лев, орел и вол - называемые "апокалиптическими зверями", о которых Иоанн Богослов в "Апокалипсисе" пишет как о животных, которые окружали престол Бога.

В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский.
В соборе хранится Копье сотника Лонгина - то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель. Оно попало в Рим из Константинополя.
На алтаре капеллы Святых Таинств сияет позолоченный бронзовый реликварий работы Бернини. В нем хранятся многочисленные реликвии. В капелле находится единственная в соборе написанная маслом картина художника Пьетро да Кортона "Троица Новозаветная".

Архитектурный ансамбль Версаля. Вершиной развития классицизма во французской архитектуре XVII в. стал Версальский дворцово-парковый ансамбль — грандиозная парадная резиденция французских королей, возведенная недалеко от Парижа. История Версаля начинается в 1623 г. с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца. Второй этап строительства (1661—68) связан с именами крупнейших мастеров — архитектора Луи Лево (ок.1612—70) и знаменитого декоратора садов и парков Андре Ленотра (1613—1700). Видоизменив и расширив первоначальный скромный замок, Лево создает П-образную в плане композицию с внушительным фасадом, выходящим в парк, над оформлением которого работает Ленотр. Колоссальный ордер, издавна принадлежавший к типичным и излюбленным средствам Лево, ставится на цокольный этаж. Однако зодчий пытался внести некоторую свободу и живость в торжественное архитектурное зрелище: садово-парковый фасад Лево имел террасу на втором этаже, там, где позднее была сооружена Зеркальная галерея. В результате второго строительного цикла Версаль сложился в целостный дворцово-парковый ансамбль, являвший собой замечательный пример синтеза искусств — архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства. В 1678—89 гг. ансамбль Версаля был перестроен, под руководством крупнейшего архитектора конца столетия Жюля Ардуэн-Мансара (1б4б—1708). Ардуэн-Мансар еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. Над террасой Лево Ардуэн-Мансар надстроил еще два этажа, создав вдоль западного фасада знаменитую Зеркальную галерею, замыкающуюся залами Войны и Мира (1680—86). Ардуэн-Мансар построил также два корпуса Министров (1671—81), которые образовали так называемый «двор Министров», и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой. Все постройки зодчий оформил в едином стиле. Фасады корпусов были поделены на три яруса. Нижний по образцу итальянского дворца-палаццо эпохи Возрождения отделан рустом, средний — самый крупный — заполнен высокими арочными окнами, между которыми расположены колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен, завершается он балюстрадой (ограждением, состоящим из ряда фигурных столбиков, соединённых перилами) и скульптурными группами, которые создают ощущение пышного убранства, хотя все фасады имеют строгий вид. Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Ардуэн-Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции. Ардуэн-Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое. Он обладал удивительным чувством ансамбля, стремясь к строгости в отделке. Например, в Зеркальной галерее он применил единый архитектурный мотив — равномерное чередование простенков с проемами. Такая классицистическая основа создает ощущение ясной формы. Благодаря Ардуэн-Мансару расширение Версальского дворца прибрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с центральными корпусами. Ансамбль, выдающийся по архитектурно-художественным качествам, был удачно завершен и оказал большое влияние на развитие мировой архитектуры.

Архитектурный ансамбль Петергофа. Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца, расположенный в 29 км от Санкт-Петербурга и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов – все это выражает идею торжества России, «пирующей на морском просторе». Петродворец – это памятник огромной художественной ценности. Он принадлежит сокровищнице мирового искусства, является высоким достижением культуры. На протяжении двух веков в создании дворцов и парков участвовали многие талантливые архитекторы, художники, скульпторы и мастера ландшафтного искусства.

Начало строительства Петродворца датируется 1714-м годом. Замысел создания ансамбля (основная схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота и канала) принадлежит Петру I. В 1723 году формирование Петергофского дворцово-паркового ансамбля было в основном закончено. К этому времени сложились почти все планировочные элементы Нижнего парка и Верхнего сада, построены Большой дворец и «Монплезир», сооружена водопроводящая система фонтанов. В архитектурно-художественный ансамбль Петродворца входят два зеленых массива – Верхний сад (15 га) и Нижний парк (102,5 га). Верхний сад расположен над естественным склоном, а от подножия склона до Финского залива (ширина 0,5 км) простирается Нижний парк. Связующим звеном композиции парков служит Большой дворец. Внутри дворца архитектор создал роскошную анфиладу парадных залов и жилых покоев в стиле барокко. Все помещения были богато украшены золоченой деревянной резьбой, зеркалами, живописными плафонами и наборными паркетами. В оформлении интерьеров Растрелли добился необычайно сильных декоративных эффектов. С террасы от Большого дворца открывается панорама центрального парадного ансамбля – Большого грота с каскадом, канала и моря. Большой грот с каскадом – одно из самых грандиозных фонтанных сооружений мира, которое объединяет 64 фонтана, 255 скульптур и декоративных украшений. Почти одновременно с «Эрмитажем», также в западной части парка, по проекту архитектора И. Браунштейна построен дворец Марли. Он расположен на берегу прямоугольного пруда и является центром западного района парка с каскадами «Золотая гора», группой фонтанов (Менажерные, Тритоны) и фруктовым садом.

ВЕРХНИЙ САД. Знакомство с фонтанами Петергофского ансамбля начинается с Верхнего сада. Он расположен над естественным склоном, от подножия которого до Финского залива простирается Нижний парк. Местоположение сада определило его планировку в виде вытянутого прямоугольника равного по ширине фасаду Большого дворца. Основной декорацией Верхнего сада служат пять фонтанов, бассейны которых используются как резервуары воды для Большого Каскада. Три из фонтанов Верхнего сада – «Нептун», «Межеумный» и «Дубовый» – расположены на средней аллее, а два других – в квадратных прудах напротив боковых флигелей дворца.

«БОЛЬШОЙ КАСКАД» НИЖНЕГО ПАРКА. Художественный замысел оформления Большого каскада восходит к началу XVIII века. Его идея – прославление тожества России, получившей выход к Балтийскому морю и ставшей одной из могущественных держав Европы. Композиционный и идейный центр всего грандиозного фонтанного комплекса – это скульптурная группа «Самсона российского, рыкающего льва Свейского преславно растерзавшего». Трехметровая статуя, в образе библейского героя представляющая Россию-победительницу, установлена на постаменте, напоминающем скалу, и окружена восемью водометами, бьющими из пастей золоченых дельфинов. Над ними, вырываясь и пасти поверженного льва, взлетает 20-метровый водяной столб.

АНСАМБЛЬ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА. Монплезирский сад был создан как регулярный парк в миниатюре. Пять фонтанов в центрах отдельных участков этого сада составляют его водную декорацию. Две перпендикулярные аллеи делят сад на четыре маленьких участка. На пересечении этих аллей сверкает фонтан «Сноп». В маленьких квадратах-участках в круглых бассейнах на фигурных постаментах высятся четыре бронзовые золоченые статуи, вода из-под которых падает вокруг пьедесталов колоколами – отсюда и название: фонтаны-колокола. Скульптура, венчающая постаменты фонтанов-колоколов, отлита из бронзы и позолочена в 1817 году взамен прежних обветшалых свинцовых статуй. Это скульптуры «Сатир с козленком», «Аполлино», «Психея» и «Вакх». Одно из украшений Петродворца – это фонтаны-шутихи. Первыми из фонтанов-шутих, сохранившихся до нашего времени, были два диванчика в Монплезирском саду. Особенность их состоит с том, что они включаются неожиданно и обливают гостей, присевших на диванчики.

АНСАМБЛЬ ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ НИЖНЕГО ПАРКА. Фонтанное сооружение – каскад «Золотая гора». Строительство Марлинского каскада («Золотая гора») было начато по указу Петра I. Дополняется фонтанный ансамбль «Золотой горы» четырьмя фонтанными сооружениями оригинального устройства: это фонтаны – колокола «Тритоны». Младенцы-тритоны над головами поддерживают чаши с краями, вогнутыми книзу. Вода на чашу попадает из форсунки, к которой плотно приклеплена вогнутая пластина, обеспечивающая падение воды в виде прозрачной пелены. Нынешние бронзовые фигуры заменили собой похищенную во время войны скульптуру, отлитую еще в 1721 году, в год создания фонтанов.

КАСКАД «ШАХМАТНАЯ ГОРА» - это центральное фонтанное сооружение восточной части Нижнего парка, представляющее собой четыре сливных плато, декорированных туфовым камнем, с двумя гротами – верхним и нижним. Верхний грот закрыт массивной дверью, перед которой распростерлись три крылатых дракона, как бы охраняющих вход в волшебную сказочную страну.

Из пастей драконов льется вода, спадающая в небольшой полукруглый бассейн у подножия гряды перед нижним гротом. Сквозь водный поток вырисовываются белые и черные квадраты. Ступени каскада, раскрашенные масляной краской, напоминают шахматные доски.

«Клятва Горациев» Давида. 1784. Лувр, Париж. Заказал эту картину сам король Людовик XVI (видимо, не без влияния родственников художника, имевших связи при дворе). И хотя высокородному заказчику она не понравилась, зато встретила восторженный прием со стороны прогрессивных кругов общества. Для работы над «Клятвой Горациев» Давид отправился в Рим, где провел почти целый год. Когда полотно было закончено и представлено на суд публики, к нему сразу же началось настоящее паломничество римлян и иностранцев. Картина раскрывает непримиримые и трагические противоречия между гражданским долгом и личными чувствами людей. Ее сюжет заимствован из древнеримской легенды, хорошо известной французам благодаря знаменитой трагедии Корнеля «Горации». Во время борьбы Рима с этрусским городом Альба-Лонгою трем братьям-римлянам, чтобы решить исход многолетней распри между враждующими городами, необходимо было вступить в поединок с друзьями своего детства братьями Куриациями (причем один из них помолвлен с сестрой Горациев). События разворачиваются во внутреннем дворике древнеримского дома. Поток света льется сверху на героев картины. На втором плане художник пишет трехпролетную аркаду, и в каждую из арок вписывает одну или несколько фигур. Само же действие происходит на первом плане, напоминая античный барельеф. Колонны и арки заднего плана придают композиции монументальность. Да и сами герои скульптурны, а их позы кажутся несколько застылыми и театральными. Композиция четко уравновешена. В центре картины — отец семейства, слева сыновья, справа скорбящие женщины. Поднятая рука отца является вершиной и боковой линией треугольника (впоследствии ставшего характерной чертой композиционного построения многих классицистических произведений), руки братьев изображают противоположную его грань. Эта группа персонажей слегка сдвинута влево, но равновесие при этом не нарушается благодаря помещенной справа группе женщин. В основу построения композиции положено число три — три арки, три меча, три руки, протянутые к оружию, и пр. Художник сознательно отказывается от проработки деталей и подробностей. Строгость стиля и скупость выразительных средств здесь доведены до предела, но именно в этом лаконизме и кроется мощный заряд энергии. Все приемы, используемые мастером: контраст цветов, жесткий рисунок, симметричность композиции, — способствуют созданию образа суровой борьбы, так понятной современникам в годы готовящейся революции. «Медный Всадник» Фальконе. В середине 18 века Екатерина Великая задумала создать памятник основателю Санкт-Петербурга Петру I. Дени Дидро, с которым императрица вела оживленную переписку, хвалебно отзывался о парижском скульпторе Этьене Фальконе, которого императрица и пригласила в Россию. В 1766 году Этьен Фальконе приехал в Петербург и начал работу над моделью конного памятника. При создании скульптуры Петра I он использовал гипсовую маску и знаменитую "восковую персону" царя. Бронзовая голова Петра I была изготовлена ученицей Фальконе Мари Колло. Памятник изображает Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венец - символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Памятник решено было установить на цельном камне в форме волны: в память о том, что именно Петр Великий завоевал для России выход к морю. В 1775 году началась отливка памятника. Работами руководил литейщик Емельян Хайлов. Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. На церемонии присутствовало несколько тысяч зрителей, но среди них не было самого скульптора. За четыре года до открытия памятника у Этьена Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор был вынужден покинуть Россию.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 442 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...