Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности документального кино



Документальное кино — это сложный жанр, подготовка и работа над которым занимает длительное время: отбирается жизненный и документальный материал, на основе которого создается сценарий. Структура документального фильма многообразна: используются как постановочная, так и репортажная съемка, натурные и интерьерные съемки, архивные видео- и фотоматериалы. Преимущества документальных фильмов Вы можете наблюдать на телевидении. Наиболее актуальные, яркие и неординарные из них неизменно пользуются широкой популярностью у зрителей совершенно разных возрастных и социальных категорий.

Центральное место в производстве кинопериодики второй половины двадцатых годов занимает еженедельный «Совкино-журнал», напоминающий современные «Новости дня». Журнал монтировался из репортажных снимков наиболее актуальных текущих событий и предназначался для общей киносети. <…> В союзных республиках и наиболее крупных областных центрах выпускаются киножурналы республиканского и областного значения. В Харькове издается украинский «Кино-Тыждень», в Минске — белорусский киножурнал, в Тбилиси — грузинский, в Ростове-на-Дону — северокавказский, в Свердловске — уральский.

Более значительным политическим и культурным событиям посвящаются специальные киноочерки, например: «Пятнадцатый партсъезд», «Шахтинскии процесс», «Подписание советско-персидского договора», «Приезд Горького», «Всесоюзный праздник физкультуры».

Но несмотря на все трудности, ряд талантливых режиссёров-документалистов всё же смог пробиться и создать несколько фильмов, которые вошли в золотой фонд мирового документального киноискусства. Особенно следует отметить режиссёров Дзигу Вертова, Льва Кулешова, Романа Кармена и Михаила Ромма.

Современное российское неигровое кино — это сотни разных студий во многих регионах Российской Федерации. Это тысячи фильмов и документальных телепрограмм, созданных с 1991 года. Этот огромный материал плохо изучен и пока недостаточно востребован.

3. Музика українського художнього кіно у другій половині 20 ст.


Білет 22

1. Науково-пізнавальний фільм. Вивчення проблеми. Робота з науковим консультантом. Пошук образного вирішення фільму.

2. Телевізійні жанри: журналістське розслідування.

Журнали́стские рассле́дования (англ. Investigative journalism) — вид журналистики, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица и/или организации укрыли от общества.

Де Бург в 2000 году дал следующее определение: «Работа журналиста-следователя близка по технике к тому, что делает полиция, адвокаты, аудиторы, но ориентирована не столько на преследование законом, сколь на огласку».

Работа репортёра-следователя подразумевает владение следующими профессиональными инструментами:

· наблюдение за объектом(ами) публикаций

· анализ документации

· работа с источниками (изучение архивов, налоговой документации, телефонных счетов, и т.д;)

· сотрудничество с правоохранительными органами

· использование осведомителей (платных и добровольных)

· работа под прикрытием (в советской практике — рубрика «Журналист меняет профессию»).

Что такое журналистское расследование?

Журналистское расследование не может появиться на свет без инициативы, идеи и усилий со стороны журналиста. Это материал, обладающий высокой новостной ценностью и большой значимостью для общества. Расследование основывается на множестве источников информации - людях, документах, данных и личном наблюдении. Во многих случаях на поверхность выплывают материалы, которые власти предпочли бы не раскрывать. Но иногда в материалах содержится информация, полученная непосредственно от представителей властей. Журналистские расследования могут, например, информировать общественность о том, что конкретное учреждение не выполняет своих функций по обслуживанию граждан, не указывая на конкретных виновников. Ведь иногда дело не клеится не потому, что кто-то умышленно врет, ворует, утаивает информацию, разбазаривает материалы или плохо выполняет служебные обязанности.

Джин Робертс, в прошлом редактор "Филадельфия инкуайерер" - одной из самых известных американских газет, специализирующихся на расследованиях сказал, что журналистское расследование заключается "не в том, чтобы застать политика со спущенными штанами или выявить отдельное нарушение закона, а в том, чтобы докапываться до фактов, лежащих глубоко под поверхностью, чтобы помочь читателю в понимании того, что происходит в нашем все более сложном мире."

В большинстве случаев журналистские материалы не являются настоящими расследованиями. Занимательная статья о том, как купить холодильник, репортаж о решении, принятом на заседании суда, заметка с пресс-конференции и даже документ, полученный от источника в результате утечки информации - все это будучи и важным и необходимым все же не является журналистским расследованием. В этих случаях репортеры следовали за событиями без заранее разработанного плана. Они не предпринимали попыток самим получить информацию, снова и снова собирая по кусочкам разрозненные данные в одну общую картину. Они не шли дальше публичных заявлений.

Кто занимается расследованиями?

Любой журналист может заниматься расследованием. Для этого требуется любознательность, желание бороться с несправедливостью и скептицизм, граничащие с цинизмом или нигилизмом.

Основными орудиями репортера являются:

- Люди, как источники информации

- Разного рода документы и умение работать с ними

- Терпеливо и умело проведенные интервью

- Высокая мораль и чувство социальной ответственности

Репортеры должны уметь хорошо делать свое дело. Особенно важны аккуратность и здравый смысл, так как репортажи о расследованиях порождают противников, готовых зацепиться за малейшую фактическую неточность, чтобы дискредитировать все расследование. Допущенные ошибки дезинформируют общественность и наносят ущерб репутациям людей, в результате чего возвратиться к этой теме в дальнейшем будет еще сложнее.

Как проводится расследование?

Отчасти журналистское расследование требует природного чутья и таланта, отчасти это наука, со своими формулами и законами. Существуют следующие логические шаги и правила. Например, журналист никогда не должен высказывать в материалах собственного мнения. Вместо того, чтобы заявить, что кто-то берет взятки, или является жертвой, или разбазаривает общественное добро, журналист должен построить солидную и, основанную на фактах структуру, чтобы ПОКАЗАТЬ читателю весь процесс нарушений и указать на источник проблем.

Журналист, занимающийся расследованием должен действовать в рамках законности и соблюдать нормы этики - иначе он ничем не будет отличаться от тех, кого он расследует.

Это означает: никакой политики и личных интересов, интересы общества и только они должны быть поводом для расследования.

Никаких краденых документов. Никаких взяток за информацию. Никаких незаконных проникновений на частную территорию за исключением тех случаев, когда журналист готов нести за это судебную ответственность.

И самое главное. Ни при каких обстоятельствах репортер не должен раскрывать источник информации, если он дал обещание держать его в секрете. Во многих странах, включая США, журналисты предпочитали тюремное заключение, но не называли своих источников информации. В связи с этим, все материалы, включая записные книжки, кассеты, другие записи, которые могут раскрыть конфиденциальные источники, должны храниться в надежных местах и никогда не передаваться властям, кроме как с согласия самих источников. Данная практика является не только этической основой расследования. Если журналист раскрывает источник информации, то его репутация разрушена навсегда.

Приемы журналистского расследования:

Предварительное расследование. Читайте увлекательные книги, газеты, журналы, смотрите документальные фильмы. Используйте индексы, библиографии, другие библиотечные источники и компьютеризированные базы данных как местные, так и международные как, например, LEXIS/NEXIS.

Документы. Это могут быть оригиналы, копии, фотографии, или электронные носители. Некоторые материалы судебных решений и информация о сделках, с участием иностранных фирм, доступны через международные базы данных даже если они отсутствуют в российских архивах.

Наблюдение. Наблюдение за тем, сколько времени служащие проводят на рабочих местах, какой политик бывает в компании директора такой-то фирмы, как содержатся заключенные в тюрьме и другие подобные наблюдения могут быть полезны для статьи. Возможно вы пожелаете проследить за автомобилем, побывать на строительном объекте и сделать фотографии, которые превратят ваше наблюдение в документ. Возможно вы захотите сделать вид, что вы не журналист. Тут возникает этический вопрос. Случалось, что журналисты ложились в больницу или садились в тюрьму, представляясь душевнобольными или осужденными, чтобы описать злоупотребления в системе. Другие устраивались на работу на фирму или в учреждение, а затем писали репортажи о своей работе там. Бывало, что журналисты (как женщины, так и мужчины) представлялись покупателями для того, чтобы показать разницу в обслуживании мужчин и женщин. Такой тип наблюдения может послужить источником информации для журналистского расследования, если при этом изучается вся система, а не отдельные ее области.

Интервью.

Некоторые расследования начинаются с документов, а затем проходят с привлечением людей, другие начинаются с людей, а затем переходят на документы. В любом случае интервью должны быть хорошо спланированы. Журналист должен знать какие он задаст вопросы, какой психологический подход лучше использовать, как добиться расположения интервьюируемого.

Лучше всего брать интервью лично, а не по телефону, так как в ходе личного общения журналист помимо слов получает информацию, наблюдая за выражением лица человека и его поведением.

Использование диктофона поможет проследить ход мыслей человека и избежать в дальнейшем проблем, если свидетель откажется от своих слов. В некоторых случаях разрешается записывать разговор, не информируя об этом человека. В других случаях это противозаконно. Иногда свидетеля раздражает и сковывает то, что при нем делаются заметки. При записи на пленку свидетель, который согласился на беседу, сначала смущается, но затем забывает о диктофоне.

Спрашивайте всех, кого вы интервьюируете, о номерах телефонов и именах тех, кого по их мнению еще нужно опросить. Спросите смогут ли они представить документы или их копии, подтверждающие сказанное или кто их вам сможет достать.

Самым важным и самым деликатным делом является последнее интервью, в котором, после того как информация собрана и готова к изложению, предмету вашего расследования предоставляется возможность отреагировать на представленные свидетельства.

Стоит обратить внимание на то, что выводы - обязательный элемент журналистского расследования. Читатели хотят знать суть изысканий, и обязанность журналиста-расследователя сказать им об этом, во всяком случае - в масштабах собственного понимания. И, конечно, журналист должен представить читателям все найденные доказательства - оправдательные и обвинительные.

3. Музика, як вид мистецтва: специфіка, засоби виразності.

Музика – мистецтво звукове і часове, адже музичний твір розгортається у часі. Це одне із джерел людяності, емоційної чутливості та душевної теплоти.

Зміст музичних творів не обмежується лише емоціями: є зображення явищ природи, фантастика і батальні сцени, людські характери у взаєминах, суспільні рухи, соціальні конфлікти. Усі зображені емоції були колись відчуті у реальному житті, і тому вони знаходять відгуки у нашій свідомості. І хоча зображення може дати нам повніший опис предмету, музика справляє сильніші враження, психологічно пов’язується з уявленнями про дію того предмета або явища, від якого йде звук.

Музика виражається музичними звуками, які мають 4 властивості: висота, тривалість, сила звучання, тембр.

Засоби музичної виразності: мелодія, гармонія, лад, ритм, темп, динаміка, регістр.

Мелодія (пісня) – основа музики, концентрує у собі образ і настрій. Мелодії є вокальні, є інструментальні.

Гармонія (зв’язок)– надає мелодії тонкі нюанси, створює динамічні наростання і спади.

Лад – система взаємозв’язків музичних звуків, заснована на організації їх за висотою і групуванням навколо одного звуку. Два найпоширеніші лади: мажор і мінор – протилежний настрій і забарвлення. Бувають виключення (трагічний твір – у мажорі, і навпаки).

Ритм (розмірність) – організована послідовність тривалості звуків.

Темп (час) – впливає на характер руху музики: схвильованість – швидкий темп, сум, спокій – повільний темп.

Динаміка (сила) – ступінь гучності звука при виконанні музики.

Регістр (високий, середній, низький) – частина діапазону, який має людський голос, музичний інструмент.

Тембр – забарвлення або характер звука, за яким можна відрізнити звуки однієї висоти, але різного забарвлення.


Білет 23

1. Телевізійні жанри: телеспектакль. Телефільм.

Телевізі́йний фільм або скорочено телефі́льм — ігровий фільм, знятий спеціально для показу телебаченням.

При створенні таких фільмів враховуються технічні можливості телебачення і особливості сприйняття телеглядачами зображення на екрані телевізора. Часто телефільм складається з двох і більш послідовних, але демонстрованих в різний час частин — серій. Багатосерійні телефільми прийнято називати телесеріалами.

Найважливішим чинником у виробництві телефільмів є розмір телевізійного екрану. Оскільки телеекран значно менше кіноекрану, телефільми відрізняються від кінофільмів меншим числом загальних планів і відсутністю високодеталізованих зображень. Також, тоді як на телебаченні найбільш поширеним співвідношенням сторін екрану все ще залишається традиційне повноекранне 4:3 (1.33:1) і з розвитком телебачення високого розділення тільки набирає популярність широкоекранне 16:9 (1.78:1), в кіноіндустрії найпопулярнішим на даний момент є суперширокоекранне співвідношення 2.39:1. Телевізійним фільмам властиве специфічне «розтягнуте» оповідання. При монтажі телефільмів враховуються рекламні блоки в ефірній мережі телеканалів — на інтригуючому моменті робиться пауза, і після передбачуваної реклами триває продовження з невеликим «відкотом» сюжету.

Як жанр, телефільм виник на початку 1960-их років із злиття телебачення і класичного кінематографа. Спочатку телебаченням демонструвалися звичайні кінофільми. Незабаром почали створюватися фільми за замовленням телеканалів. В процесі випуску таких фільмів була вироблена певна телевізійна специфіка, що, власне, і привело до появи «телефільму».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 664 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...