Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Стихи 1, 2] И сказал Сущий Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они



"И сказал Сущий Моисею, говоря" означает наставление от Божественного; "освяти Мне каждого первенца" означает веру, происходящую от Господа; "разверзающего всякие ложесна" означает происходящее от милосердия; "между сынами Израилевыми" означает в духовной Церкви; "от человека до скота" означает внутреннее и внешнее добро веры; "потому что Мои они" означает, что это принадлежит Господу.

8041. "И сказал Сущий Моисею, говоря" означает наставление от Божественного. Это ясно из значения "говорения" и "высказывания", когда Сущий говорит о предметах Церкви, которые должны соблюдаться, как наставления (см. п. 7769, 7793, 7825), и поскольку это говорит Сущий, то это означает наставление от Божественного; и из прообраза Моисея, как Божественной истины (п. 6771, 7014, 7382). Поэтому "сказал Сущий Моисею, говоря" означает наставление от Божественного через Божественную истину.

8042. "Освяти Мне каждого первенца" означает веру, происходящую от Господа. Это ясно из значения "освящения Сущему" или Господу, как принадлежащего Ему, то есть, исповедания и признания, что это исходит от Него; и из значения "первенца", как веры (см. п. 352, 2435, 6344, 7035). Когда говорится "вера", подразумевается вся истина, принадлежащая духовной Церкви; и поскольку подразумевается вся истина, которой обладает Церковь, то также понимается и сама духовная Церковь, поскольку истина является сущностью этой Церкви. В действительности добро является сущностью Церкви и в самом деле является первенцем (п. 2435, 3325, 4925, 4926, 4928, 4930); но добро, которое имеют принадлежащие к духовной Церкви, является в себе истиной. Ибо, когда эти люди действуют в соответствии с истиной, принадлежащей их учению, тогда истина называется добром, переходя от разумения в волю и от воли в действие, а то, что совершается по воле, называется добром. В самом себе и в своей сущности это добро все же является истиной, поскольку для них положения учения Церкви являются истинами, а так как учения в Церквях различаются, следовательно то же происходит и с истинами; и все же, хотя они настолько различаются, когда люди желают и исполняют их, они становятся добром, как только что говорилось.

[2] Пока человек возрождается, он ведется посредством веры в разумении, или в учении, к вере в воле или жизни, то есть, посредством истины веры к добру милосердия; и когда человек пребывает в добре милосердия, тогда он возрожден, и тогда от этого добра он производит истины, которые называют истинами добра. Это истины, которые являются подлинными истинами веры, и которые понимаются под "первенцем"; поскольку происхождение или рождение истин от добра подобно происхождению или рождению сыновей и дочерей от родителей, потом внуков и внучек, и после этого правнуков и правнучек; и так далее. Первое поколение или непосредственное рождение от родителей, поколение сыновей и дочерей, является тем, что означается "первенцем", хотя они могут быть многочисленны; но не второе и третье поколения, кроме тех случаев, когда они рассматриваются относительно их собственных родителей. Причина, по которой первенцы освящались Сущему или Господу, заключается в том, что всякая производная или нисходящая истина и добро приобретают свою сущность от первоначальных. На этих духовных предметах основывается право первенца, о котором говорится в Слове.

8043. "Разверзающего всякие ложесна" означает происходящее от милосердия. Это ясно из значения "разверзающего всякие ложесна", как того, что происходит непосредственно от возрожденного, таким образом, что происходит от милосердия (в соответствии с тем, что было сказано только что выше, в п. 8042). Ибо тот, кто зачат снова, как бы вновь входит в утробу; и тот, кто рождается снова, как бы вновь выходит из утробы; но то, что зачато в утробе и рождено из утробы, не является человеком, как человек, но это вера, происходящая от милосердия, поскольку это создает духовного человека, таким образом как бы создает человека заново, ибо тогда его жизнь происходит от этого. Из всего этого можно видеть, что понимается в духовном смысле под "разверзающим всякие ложесна". Ангелы, которые пребывают только в духовных понятиях, под этим не понимают ничего иного. (Что означается "утробой", а также "нахождением в утробе" и "выходом из утробы" см. п. 3293e, 3294, 3967, 4904, 4918, 4931, 5052, 5054, 6433).

[2] Поскольку такие вещи означаются "утробой", поэтому в Слове Господь называется "образователем от утробы", то есть, Возродителем, как у Исаии:

Так говорит Сущий, создавший тебя и образовавший тебя от утробы матерней, помогающий тебе: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих (Ис. 44:2, 3);

Господь назван "Создателем и Образователем от утробы", поскольку Он возрождает человека, и из природного делает его духовным; и так как возрождение совершается посредством истины и добра, поэтому говорится, что Он "изливает воды на жаждущее, и дух Свой на его племя"; ибо "вода" означает истину веры (см. п. 2702, 3058, 3424, 4976, 5668, 7307), а "дух" означает добро, происходящее милосердие. То же означается "водой и духом" у Иоанна:

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Ин. 3:3-6, 10)

[3] Господь называется "Образователем от чрева" также в других местах, как у Исаии:

Так говорит Сущий, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Сущий, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю (Ис. 44:24);

под "небесами и землей" в широком смысле понимается внутренняя и внешняя Церковь (п. 82, 1411, 1733, 1850, 3355, 4535), а в узком смысле внутренние и внешние аспекты Церкви у возрожденного человека; и "простирать" и "расстилать" означает созидать или творить Божественной силой (п. 7673). По этой причине Господь, как Возродитель, назван "Создателем" и "Творцом", и возрождение названо "новым творением".

[4] Подобным образом у того же пророка:

Послушайте Меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней (Ис. 46:3).

И у Давида:

На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет. (Пс. 71:6).

Из всего этого теперь видно, что понимается во внутреннем смысле под "разверзающим ложесна" и, следовательно, под "первенцем".

8044. "Между сынами Израилевыми" означает в духовной Церкви. Это ясно из прообраза сынов Израилевых, как духовной Церкви (см. п. 4286, 6426, 6637, 6862, 6868, 7035, 7062, 7198, 7201, 7215, 7223).

8045. "От человека до скота" означает внутреннее и внешнее добро веры (как выше, п. 7424, 7523).

8046. "Потому что Мои они" означает, что это принадлежит Господу. Это ясно из того факта, что в Слове "Сущий" означает Господа (см. п. 1343, 1736, 2921, 3023, 3035, 5041, 5663, 6281, 6303, 6905, 6945, 6956), поэтому слова "Мои они" означают, что это принадлежит Господу. (Что все добро и вся истина, таким образом милосердие и вера, исходят от Господа, и вообще ничего от человека, см. в п. 904, 2411, 3142, 3147, 4151, 5482, 5649, 6193, 6325, 6466-6495, 6613-6626, 6982, 6985, 6996, 7004, 7055, 7056, 7058, 7270, 7343).

Стихи 3-10] И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Сущий оттуда, и не ешьте квасного: сегодня выходите вы, в месяце Авиве. И когда введет тебя Сущий [Бог твой] в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, [Гергесеев, и Ферезеев,] о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце; семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день - праздник Сущему; пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Сущий [Бог] сделал со мною, когда я вышел из Египта. И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Сущего был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Сущий [Бог] из Египта. Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год.

"И сказал Моисей народу" означает наставление посредством Божественной истины; "помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства" означает, что особенно они должны помнить состояние, в котором они пребывали, когда были освобождены Господом от духовного плена; "ибо рукою крепкою вывел вас Сущий оттуда" означает, что они были освобождены Божественной силой Господа; "не ешьте квасного" означает, что они не должны усваивать ничего ложного; "сегодня выходите вы" означает освобождение навеки; "в месяце Авиве" означает начало нового состояния. "И когда введет тебя Сущий [Бог твой] в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, [Гергесеев, и Ферезеев,] означает область небес, занятая пребывающими во зле и в лжи; "о которой клялся Он отцам твоим" означает, которая была обещана от Божественного пребывающим в добре и истине; "земля, где течёт молоко и мед" означает, где счастье и радость; "совершай сие служение в сем месяце" означает непрестанное богослужение Господу за Его освобождение; "семь дней ешь пресный хлеб" означает очищение от ложностей; "и в седьмой день праздник Сущему" означает святое богослужение Господу; "пресный хлеб должно есть семь дней," означает, что они должны быть полностью очищены от ложностей; "и не должно находиться у тебя квасного хлеба" означает, что не должно допускаться ничего ложного; "не должно находиться у тебя квасного" означает, что не должна быть допущена никакая ложь; "во всех пределах твоих" означает в пределах истины, происходящей от добра. "И объяви в день тот сыну твоему, говоря" означает внутреннее восприятие истины, которое относится к совести; "это ради того, что Сущий [Бог] сделал со мною, когда я вышел из Египта" означает, что они были освобождены Господом от духовного плена и от проклятия. "И да будет тебе это знаком на руке твоей" означает, что это постоянно должно быть в их воле; "и памятником пред глазами твоими" означает, что это постоянно должно быть в их разумении; "дабы закон Сущего был в устах твоих" означает, чтобы Божественная истина могла быть во всем, исходящем оттуда; "ибо рукою крепкою вывел тебя Сущий [Бог] из Египта" означает, что они были освобождены Божественной силой. "Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в года в год" означает, что этот закон порядка должен всегда поддерживаться в этом состоянии.

8048. "И сказал Моисей народу" означает наставление посредством Божественной истины. Это ясно из значения "говорения", когда посредством Божественной истины указываются вещи, которые должны соблюдаться в Церкви, как наставления (см. п. 7186, 7267, 7304, 7380, 7517); и из прообраза Моисея, как Божественной истины (о чем говорилось выше, п. 8041).

8049. "Помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства" означает, что особенно они должны помнить состояние, в котором они пребывали, когда были освобождены Господом из духовного плена. Это ясно из значения слова "помните", как того, что они должны вспоминать; из значения "дня", как состояния (см. п. 23, 487, 488, 493, 893, 2788, 3462, 3785, 4850, 5672, 5962, 7680); из значения "выхода", как освобождения, поскольку "выходом сынов Израилевых" означается освобождение Господом принадлежащих к духовной Церкви (об этом освобождении см. п. 6854, 6914, 7091, 7828, 7932, 8018); и из значения "Египта" и "дома рабства" как духовного плена; так как "фараоном и египтянами" означаются в другой жизни те, которые наваждают духовных людей ложностями (п. 7097, 7107, 7110, 7126, 7142, 7220, 7228, 7317); поэтому "землей Египетской" означается наваждение (п. 7278). Наваждение ложностями является ничем иным, как духовным пленом; поскольку, когда они наваждаются, они удерживаются как бы в плену ложностей, из которого они постоянно стремятся освободиться; поэтому в Слове они также называются "связанными во рвах" (п. 6854). Этот духовный плен также означается "домом рабства". (Что рабство означает нападение ложностей, то есть, наваждение, см. п. 7120, 7129).

8050. "Ибо рукою крепкою вывел вас Сущий оттуда" означает, что они были освобождены Божественной силой Господа. Это ясно из значения "крепкой руки", как силы, и когда это говорится о Сущем, как всемогущества (что "крепость" означает силу, ясно, а также что "рука" означает силу, см. п. 878, 3387, 4931-4937, 5327, 5328, 5544, 6947, 7188, 7189, 7518, 7673); и из значения "вывода", как освобождения. (Что "Сущий" есть Господь, см. выше, п. 8046).

8051. "Не ешьте квасного" означает, что они не должны усваивать ничего ложного. Это ясно из значения "ядения", как усвоения (см. п. 3168, 3513, 3596, 4745); и из значения "закваски", как лжи (п. 2342, 7906); следовательно "квасное" означает то, что фальсифицировано. В отношении усвоения лжи и фальсификаций, должно быть известно, что никакая ложь или фальсификация не может быть усвоена тем, кто пребывает в добре и поэтому желает пребывать в истине, но только тем, кто находится во зле и поэтому не желает пребывать в истине. Причина, по которой пребывающий в добре и поэтому желающий пребывать в истине не усваивает ложь, как таковую, заключается в том, что он правильно мыслит о Боге, о Божьем царстве, о духовной жизни, и поэтому он применяет ложь таким образом, чтобы она не противоречила тем вещам, но в некотором роде находилась в соответствии с ними; таким образом он её смягчает, и её резкость и жесткость не проникают в его понятия. Если бы это было не так, едва ли кто-то мог спастись, поскольку ложности более распространены, чем истины. Но необходимо знать, что пребывающие в добре пребывают также в любви к истине, и поэтому в другой жизни, когда они наставляются ангелами, они отвергают ложности и принимают истины; это происходит соответственно степени любви к истине, которую они имели в мире.

8052. "Сегодня выходите вы" означает освобождение навеки. Это ясно из значения слова "сегодня", как навеки (см. п. 2838, 3998, 4304, 6165, 6984); и из значения "выхода", как освобождения (п. 8049).

8053. "В месяце авиве" означает начало нового состояния. Это ясно из значения "месяца", как конца предыдущего и начала последующего состояния, таким образом также нового состояния (см.п. 3814). Что "месяц Авив" означает начало, от которого происходят все последующие состояния, ясно из того, что сказано об этом месяце в предыдущей главе, стих 2: "месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года" (см. п. 7827, 7828).

8054. "И когда введет тебя Сущий [Бог твой] в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, [Гергесеев, и Ферезеев,] означает область небес, занятая пребывающими во зле и в лжи. Это ясно из значения "земли Хананеев, и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев" как небес, здесь как области небес, занятой пребывающими во зле и в лжи. (Что "земля Ханаанская" означает царство Господа на небесах и на земле, или Церковь, см. п. 1413, 1437, 1585, 1607, 1866, 3038, 3481, 3686, 3705, 4116, 4240, 4447, 4454, 4516, 4517, 5136, 5757, 6516). Зло и ложности означаются народами, упомянутыми здесь – зло, порожденное ложностями, происходящими от зла, означаются "Хананеями" (п. 4818); ложь, от которой происходит зло "Хетеями" (п. 2913); зло и производная ложь "Аморреями" (п. 1857, 6306); идолопоклонство, в котором есть нечто от добра "Евеями" (п. 6860); а идолопоклонство, в котором есть нечто от истины "Иевусеями" (п. 6860). (Что до пришествия Господа область небес, в которую должны были войти принадлежащие к духовной Церкви, была занята злом и ложностями, см. п. 6858).

[2] В отношении дальнейшего рассмотрения этого вопроса необходимо знать, что до пришествия Господа небеса не были разделены на трое небес, а именно, на самое внутреннее или третье, среднее или второе, и последнее или первое, как это стало после пришествия Господа; но было одно небо. Духовное небо еще не было образовано. Область, где должно было существовать духовное небо, была занята теми, которые пребывали во лжи и во зле, но могли удерживаться в некоторой истине и в добре внешними средствами, особенно через мысли о высоком положении и титуле, подобно тому, как это происходит в мире, где пребывающие во зле и в лжи все-таки вынуждаются внешними средствами, которыми являются почести и выгода, выглядеть как бы думающими и говорящими истины, и как бы желающими и делающими добро. Причиной, по которой эта область небес была тогда занята такими духами, состояла в том, что не доставало добрых людей, а принадлежащие к духовной Церкви не были еще подготовлены, и все же каждое место должно быть наполнено духами, чтобы обеспечить непрерывную цепочку от Господа к человеку, поскольку без такой непрерывности человек погибнет. В настоящее время также есть некоторые области небес, занятые такими духами; но они там удерживаются мощной силой от совершения зла. Прямо вверху находятся духи, которые используют невинность для обмана и совращения; но над ними пребывают небесные, принадлежащие Древнейшей Церкви, которые держат их в узах с такой силой, что они не имеют возможности никому причинить вред. За головой также в наши дни область, которая когда-то была областью небес, но сейчас занята злыми духами; также как и другая область впереди слева.

[3] Злые также постоянно пытаются захватить места, где пребывают добрые, и они действительно захватывают их, как только они перестают быть заполнены добрыми. Мне часто было дано видеть их попытки. Эти области занимаются, когда количество злых в мире увеличивается, а количество добрых уменьшается; поскольку тогда злые духи приближаются к человеку, а добрые духи удаляются от него; и чем более добрые духи удаляются, тем больше областей, ближайших к человеку, занимаются злыми. Когда эта ситуация становится общей, обитатели этих областей полностью меняются. Изменение происходит, когда Церковь приближается к своему концу, поскольку тогда в ней преобладают зло и ложь. Но в конце Церкви злые свергаются, и области, которые они занимали, отдаются добрым, которые тем временем были подготовлены к небесам. Это понимается под следующими словами у Иоанна:

И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе (Откр. 12:7, 8).

Это состояние небес было прообразовано землей Ханаанской в том, что её захватили разные племена; и сынами Израилевыми в том, что они изгнали племена оттуда. Ибо "земля Ханаанская" означает царство Господа, таким образом небо и Церковь, как можно видеть из отрывков, приведенных выше.

8055. "О которой клялся Он отцам твоим" означает, которая была обещана от Божественного пребывающим в добре и истине. Это ясно из значения "клятвы", когда она дается Сущим, как неизменное утверждение от Божественного (см. п. 2842, 3375), откуда "давать клятву" означает обещание; и из значения "отцов", как пребывающих в добре и в истине, поскольку "отцами", когда говорится о Церкви, означаются древние, то есть древние Церкви, которые пребывали в добре и истине (п. 6050, 6075, 6589, 6876, 6884, 7649).

8056. "Земля, где течёт молоко и мед" означает, где пребывает счастье и радость. Это ясно из значения "земли, текущей молоком и медом", как удовольствия и наслаждения (см. п. 5620, 6857), таким образом радости и счастья. Говорится "радость и счастье", потому что в Слове "радость" относится к истине, а "счастье" к добру; подобным образом "удовольствие" и "наслаждение"; кроме того, "молоко" относится к истине добра, а "мед" к добру истины.

8057. "Совершай сие служение в сем месяце" означает непрестанное богослужение Господу за Его освобождение. Это ясно из значения "служения", как богослужения (см.п. 7934); и из значения "месяца", как конца прежнего состояния и начала нового; и "месяца авива", как начала, из которого происходят все последующие состояния (п. 8053); поэтому "месяц" означает также то, что является бесконечным.

8058. "Семь дней ешь пресный хлеб" означает очищение от ложностей. Это ясно из значения "семи дней", как содержащего то, что является святым (см. п. 395, 433, 716, 881, 5265, 5268), и как полного состояния (п. 6508); и из значения "ядения пресного хлеба", как усвоения истины и очищения от лжи, ибо "пресное" означает добро, очищенное от лжи, а "ядение" означает усвоение (п. 3168, 3513, 3596, 3832, 4745). Причина, по которой "пресное" означает добро, очищенное от лжи, заключается в том, что "хлеб" означает добро, а "закваска" ложь.

8059. "И в седьмой день праздник Сущему" означает святое богослужение Господу. Это ясно из значения "седьмого дня", как святого состояния (что "день" означает состояние, см. п. 23, 487, 488, 493, 893, 2788, 3462, 3785, 4850, 5672, 5962; и что "семь" означает то, что свято, п. 395, 433, 716, 881, 5265, 5268); и из значения "праздника Сущему", как богослужения Господу. (Что "праздник" означает богослужение с душевной радостью, см. п. 7093; и что "Сущий" означает Господа, п. 8046).

8060. "Пресный хлеб должно есть семь дней" означает, что они должны быть полностью очищены от ложностей. Это ясно из значения "ядения пресного хлеба", как усвоения добра, очищенного от ложностей (как выше, в п. 8058); и поскольку слова здесь повторяются, значит это должно совершиться полностью; и из значения "семи дней", как того, что является святым, а также полного состояния (п. 8058).

8061. "И не должно находиться у тебя квасного хлеба" означает, что не должно допускаться ничего ложного, то есть принимать, чтобы оно стало собственным, как видно из того, что было раскрыто выше (п. 8051). Что это не должно делать ни в коем случае, означается тем, что слова здесь повторяются.

8062. "Не должно находиться у тебя квасного" означает, что не должна быть допущена никакая ложь. Это ясно из значения "закваски", как лжи (см. п. 7906). Различие между фальсификацией, которая означается "квасным", и ложью, которая означается "закваской", заключается в том, что фальсификация является истиной, используемой для оправдания зла, тогда как ложь является тем, что противоположно истине.

8063. "Во всех пределах твоих" означает в пределах истины, происходящей от добра. Это ясно из значения "границ", как пределов истины, происходящей от добра; поскольку всякая истина имеет свой предел, который иногда проявляется как сфера; и поскольку у нее есть свой предел, у нее есть и свои границы. Сфера распространения истины соответствует качеству и количеству добра; поскольку добро подобно пламени, а истина подобна свету. В духовном мире сфера простирается к обществам, находящимся вокруг; и в той мере, насколько сфера простирается в них, настолько существует сообщение (см. п. 6598-6613). На небесах каждый имеет разум и мудрость, а также счастье соответственно этой распространяющейся сфере, то есть, соответственно её величине и в то же время её качеству. Из всего этого можно видеть, что означается в духовном смысле словами "во всех пределах твоих", здесь, что в добре не должно быть никакой лжи; ибо ложности находятся за пределами сферы, поскольку они начинаются там, где истины заканчиваются; хотя, если они проникают в сферу, они усваиваются. То, что они не должны проникать, означается словами "не должно находиться у тебя квасного, или закваски, во всех пределах твоих".

8064. "И объяви в день тот сыну твоему, говоря" означает внутреннее восприятие истины, которое относится к совести. Это ясно из того, что было объяснено выше (см. п. 7935), где встречаются подобные слова.

8065. "Это ради того, что Сущий [Бог] сделал со мною, когда я вышел из Египта" означает, что они были освобождены Господом от духовного плена и от проклятия. Это ясно из значения "выхода", как освобождения; и из значения "Египта", как духовного плена и проклятия (см. п. 8049).

8066. "И да будет тебе это знаком на руке твоей" означает, что это постоянно должно быть в их воле. Это ясно из значения "знака", как постоянного напоминания (поскольку то, что является знаком и памятником, служит для постоянного напоминания; знак должен был быть на руке для того, чтобы всякий раз, как они двигали рукой, или делали что-либо, им можно было об этом напоминать; и знак должен был быть перед глазами, чтобы всякий раз, когда они смотрели на что-либо, им можно было об этом напоминать); и из значения "руки", как силы (см. п. 878, 3387, 4931-4937, 5327, 5328, 5544, 6292, 6947, 7011, 7188, 7189, 7518, 7673), здесь воли, поскольку всякое действие и сила действия, которое совершается рукой, происходит от воли.

8067. "И памятником пред глазами твоими" означает, что это постоянно должно быть в их разумении. Это ясно из значения "памятника", как также постоянного воспоминания (говорится "памятник", поскольку в Слове это относится к разумению, тогда как "знак" относится к воле); и из значения "глаз", как разумения (см. п. 2701, 3820, 4403-4421, 4523-4534), следовательно "памятником перед глазами" значит, что это должно быть постоянно в разумении, то есть, в мыслях. Необходимо вкратце сказать о том, как нужно понимать, что это должно быть постоянно в разумении и в воле. Вещи, которые оставляют след в человеке через веру и милосердие, или в которые человек полностью верит и любит, постоянно пребывают в его мыслях и воле; так как он думает о них и желает их, даже когда он думает и занят другими вещами и не предполагает, что они присутствуют в его разуме; ибо они пребывают среди тех вещей, которые определяют качество его разума. Что это так, ясно видно по духовной сфере, окружающей духа или ангела; поскольку, когда он приближается, эта сфера сразу говорит о том, какова его вера и его милосердие, и еще о многих вещах, пребывающих в его душе, хотя в это время он не думает о них. Такие вещи составляют жизнь всякого разума, и они всегда содержатся там. Это можно проиллюстрировать многими вещами в человеке, такими как его размышления, чувства, образ действий, укоренившийся в нем с раннего детства, и т.п., которые постоянно присутствуют и оказывают влияние, даже если он осознанно не думает об этом. То же происходит и с любовью к ближнему, с любовью к Богу, с любовью к добру и истине, и с верой; пребывающие в них постоянно их желают и думают о них, поскольку такая любовь и вера пребывают в них, и когда они пребывают внутри, говорят, что они во всем главенствуют (п. 6159, 6571, 7648).

8068. "Дабы закон Сущего был в устах твоих" означает, чтобы Божественная истина могла быть во всем, исходящем оттуда. Это ясно из значения "закона Сущего", как Божественной истины (см. п. 7463); и из значения "пребывающего в устах", как всего, исходящего оттуда, то есть, от понимания и воли; поскольку "в устах" означает в речи, а речь содержит в себе каждую часть ума, как понимание, так и волю; понимание в смысле слов и вещей; волю в чувстве, которое оживляет речь.

8069. "Ибо рукою крепкою вывел тебя Сущий [Бог] из Египта" означает, что они были освобождены Божественной силой. Это ясно из значения "крепкой руки" Сущего, как Божественной силы Господа; и из значения "вывода", как освобождения (см. п. 8050).

8070. "Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год" означает, что этот закон порядка должен всегда поддерживаться в этом состоянии. Это ясно из значения "устава", как закона порядка (см. п. 7884, 7995); из значения "времени", как состояния (п. 2625, 2788, 2837, 3254, 3356, 3404, 3827, 3938, 4814, 4882, 4901, 4916, 6110, 7381); отсюда "в назначенное время" означает в этом состоянии; и из значения "года", как полного периода от начала до конца (п. 2906); таким образом "из года в год" означает всегда.

8071. [Стихи 11-16] И когда введет тебя Сущий [Бог твой] в землю Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе, - отделяй Сущему все [мужеского пола] разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, [посвящай] Сущему, а всякого из ослов, разверзающего [утробу], заменяй одним из стада; а если не заменишь, выкупи его, а если не выкупишь его, сломай ему шею; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Сущий из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Сущий умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, - посему я приношу в жертву Сущему все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Сущий вывел нас из Египта.

"И когда введет тебя Сущий [Бог твой] в землю Ханаанскую" означает область небес, занятую пребывающими во зле и лжи; "как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе" означает, которая был обещана от Бога пребывающими в добре и в истине; "отделяй Сущему все [мужеского пола] разверзающее ложесна" означает, что вера, происходящая от милосердия, которая приходит с возрождением, принадлежит Господу; "и все первородное из скота" означает всякое милосердие, принадлежащее новому рождению; "какой у тебя будет, мужеского пола" означает, которое по сути является истиной веры, "посвящай Сущему" означает, что это принадлежит Господу; "а всякого из ослов, разверзающего [утробу], заменяй одним из стада" означает, что вера исключительно природная не должна относится к Господу, но только истина невинности, которая в ней пребывает; "а если не выкупишь его, сломай ему шею" означает, что если истины невинности в ней нет, она должна быть отделена и отброшена; "и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай" означает, что не истины веры должны относиться к Господу, а добро веры. "И когда после спросит тебя сын твой" означает восприятие, происходящее от истины, которое принадлежит совести; "после" означает всегда, когда это происходит; "говоря: что это?" означает запрос, почему это так; "то скажи ему" означает ответ; "рукою крепкою вывел нас Сущий из Египта, из дома рабства" означает, что Божественной силой Господа они были освобождены от духовного плена; "ибо когда фараон упорствовал отпустить нас" означает, когда наваждавшие ложностями упорствовали, чтобы они не были освобождены; "Сущий умертвил всех первенцев в земле Египетской" означает, что все пребывающие в вере, отдельной от милосердия, были прокляты; "от первенца человеческого до первенца из скота" означает ложь, внутреннюю и внешнюю, принадлежащую отдельной вере; "посему я приношу в жертву Сущему все, разверзающее ложесна, мужеского пола" означает, что поэтому вера, происходящая от милосердия, которая принадлежит новому рождению, должна относится к Господу; "а всякого первенца из сынов моих выкупаю" означает, что истины веры не должны относится к Господу, но добро веры; "и да будет это знаком на руке твоей" означает, что это должно быть постоянно в воле; "и вместо повязки над глазами твоими" означает, что это должно быть постоянно в разумении; "ибо рукою крепкою Сущий вывел нас из Египта" означает, что они были освобождены Божественной силой Господа.

8072. "И когда введет тебя Сущий [Бог твой] в землю Ханаанскую" означает область небес, занятую пребывающими во зле и лжи. Это ясно из того, что было сказано выше (п. 8054).

8073. "Как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе" означает, которая был обещана от Бога пребывающим в добре и в истине. Это ясно из того, что было сказано выше (п. 8055), где встречаются подобные слова.

8074. "Отделяй Сущему все [мужеского пола] разверзающее ложесна" означает, что вера, происходящая от милосердия, которая приходит с возрождением, принадлежит Господу. Это ясно из значения "отделения" (передавания), как и приношения, также как "освящения" (см. выше, п. 8042), и "жертвоприношения" (ниже, п. 8088); и из значения "разверзающего ложесна", как веры, происходящей от милосердия, которая принадлежит возрожденному человеку (как показано выше, п. 8042, 8043). Что "Сущий" означает Господа, см. п. 8046.

8075. "И все первородное из скота" означает всякое милосердие, принадлежащее новому рождению. Это ясно из значения "разверзающего ложесна", как веры, происходящей от милосердия, которая принадлежит возрожденному человеку (как выше п. 8043); и из значения "первородного от скота", как расположения к добру (п. 45, 46, 142, 143, 246, 714, 715, 719, 776, 1823, 2179, 2180, 3218, 3519, 5198), таким образом добра милосердия.

8076. "Какой у тебя будет, мужеского пола" означает, которое по сути является истиной веры. Это ясно из значения "мужеского пола", как истины веры (см. п. 2046, 4005, 7838).

8077. "Посвящай Сущему" означает, что это принадлежит Господу, поскольку под "Сущим" в Слове не понимается никто иной, кроме Господа (см. п. 1343, 1736, 2921, 3023, 3035, 5041, 5663, 6281, 6303, 6905, 6945, 6956). Содержание этих двух стихов не объясняется более здесь, поскольку они уже были объяснены в стихе 2 этой главы (п. 8042-8045).

8078. "А всякого из ослов, разверзающего [утробу], заменяй одним из стада" означает, что вера чисто природная не должна относится к Господу, а только истина невинности, которая в ней пребывает. Это ясно из значения "разверзающего [утробу]", как того, что первым рождается в возрожденном человеке, то есть, первенца, таким образом веры (прежде было показано, что первенец означает веру); и из значения "осла", как природного (начала), поскольку "ослом" означаются внешние знания (п. 5492, 5741), а также служба (п. 5958, 6389), таким образом и природное (начало), поскольку внешние знания принадлежат природному (началу), а по отношению к духовному (началу) природное служит, следовательно "всякий из ослов, разверзающий [утробу]", здесь означает чисто природную веру (о который теперь говорится); и из значения "замены", как отдавания чего-либо вместо этого. У что "замена" имеет такое значение, ясно из значения этих слов, а именно, что "всякого из ослов, разверзающего [утробу], ты не должен отделять Сущему, но должен заменять его одним из стада".

[2] Что "отделять Сущему" означает относить к Господу, также как и "посвящать", и "жертвовать", было показано только что выше (п. 8074); таким образом "не отделять, но заменять" означает не относить это, но давать что-то взамен. И из значения "одного из стада" как истины невинности. "Один из стада" означает истину невинности, поскольку это выражение означает ягненка или козленка, которыми означается невинность (п. 3519, 3994, 7840), здесь истина невинности, так как не сказано "агнец" или "козленок", но "один из стада". Из всего этого видно, что словами "всякого из ослов, разверзающего [утробу], заменяй одним из стада" означается, что вера чисто природная не должна относится к Господу, но только истина невинности, которая в ней пребывает.

[3] Вера чисто природная, является верой, которая насаждается внешним, а не внутренним путем. Одним из её видов является чувственная вера, которая заключается в доверии к тому, что можно увидеть глазами, или потрогать руками. Это вера, о которой Господь сказал Фоме "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие" (Иоанн 20:29). Другим видом такой веры является вера, вызванная чудесами, которая заключается в том, что человек верит во что-то, существующее исключительно как результат чудес, об этой вере смотрите выше (п. 7290). Иным видом является авторитарная вера, которая существует тогда, когда человек верит в то, что это так, потому что это сказал тот, в кого он верит.

[4] Но духовная вера насаждается внутренним, и в то же время внешним путем; насажденное внутренним путем побуждает верить, а затем насажденное внешним путем побуждает это подтверждать. Духовной составляющей веры является расположение к милосердию, и следовательно расположение к истине ради истинного служения и ради жизни; это делает веру духовной. Насаждение веры внутренним путем происходит через чтение Слова и просвещение тогда от Господа, которое даруется в соответствии с качеством расположения, то есть, в соответствии с целью познания истины.

[5] Из всего этого можно теперь видеть, что такое чисто природная вера; и что такая вера, поскольку она не является духовной, не может относиться к Господу, то есть, не может признаваться и считаться исходящей от Господа; ибо Господь входит через расположение к истине и к добру. (Что вера является внутренним расположением, см. п. 8034). Истиной невинности, которая может пребывать в этой чисто природной вере и может быть отнесена к Господу, является то, во что человек верит в невинности, как в истину. Из всего этого теперь ясно, как это нужно понимать, что чисто природная вера не должна относиться к Господу, но истина невинности, пребывающая в ней.

8079. "А если не выкупишь его, сломай ему шею" означает, что если истины невинности в ней нет, она должна быть отделена и отброшена. Это ясно из значения "не выкупа", как не посвящения Господу, но давания чего-то взамен (как говорилось выше, п. 8078); и из значения "ломания шеи", как отделения и отбрасывания. "Ломание шеи" имеет такое значение, потому что "шея" означает соединение внутреннего с внешним (видьте п. 3542, 3603, 3695, 3725, 5320, 5328, 5926, 6033), таким образом ломание шеи означает разделение и отбрасывание, а именно, веры чисто природной, если в ней нет истины невинности.

8080. "И каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай" означает, что не истины веры должны относиться к Господу, а добро веры. Это ясно из значения "первенца", как веры (см. п. 352, 2435, 6344, 7035, 8042); из значения "сынов", как истин (п. 489, 491, 533, 1147, 2623, 3373); и из значения "выкупа", как замены на что-либо (как выше, п. 8074, 8078). Тот факт, что эти истины веры не должны относиться (к Господу), следует из общего значения слов: и каждого первенца человеческого из сынов твоих не отделяй, то есть не приноси в жертву, но выкупай; не отделять значит не относить (как выше, п. 8074, 8078). Из всего этого ясно, что выражение "и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай" означает, что истины веры не должны относится к Господу, но что-то другое вместо них; что этим является добро веры, можно видеть из того факта, что "первенцем" вообще означается добро веры (как выше, п. 8042, 8043); но когда говорится "первенец человеческий из сынов твоих", это означает истину веры; поскольку есть истина веры и есть добро веры.

[2] Что добро веры, или милосердие, является тем, что должно относиться к Господу вместо истин веры, можно также видеть из того факта, что первенцы сынов Израилевых не были приняты, но вместо них Левиты, поскольку Левий прообразовал добро веры, или милосердие (3875, 4497, 4502, 4503); что колено Левия было принято вместо всех первенцев, см. Чис. 3:12, 13, 40 до конца; 8:16-18. Что добро веры является тем, что должно относиться к Господу, можно также видеть из того факта, что вера не является верой без милосердия (п. 654, 724, 1162, 1176, 2231, 2343, 2349, 2429, 2839, 2982, 3146, 3325, 3849, 3865, 4368, 5351, 7039, 7082-7084, 7342, 7950); а также из того, добро веры в действительности занимает первое место, хотя кажется, что это делает истина веры (п. 3539, 3548, 3556, 3563, 3570, 3576, 3603, 3701, 4925, 4926, 4928, 4930, 4977, 5351, 6256, 6269, 6272, 6273); таким образом именно милосердие является первенцем (п. 3325, 3494, 4925, 4926, 4928, 4930).

[3] Истина веры, рассматриваемая сама по себе, без своего добра, не должна относиться к Господу, то есть, приписываться Ему, или признаваться исходящей от Него, потому что никакая истина веры не имеет в себе жизни, пока она не становится добром веры; истина веры становится добром веры через желание и его исполнение (п. 7835). Поэтому, когда она становится добром веры, тогда она признается Господом, как принадлежащая Ему, поскольку Господь дарует веру опосредствованно через ее добро. Кроме того, у человека духовной Церкви всякая истина веры становится добром веры, когда он возрождается, и тогда она впервые становится принадлежащей Господу.

[4] Закон о выкупе первенца человеческого был предписан для того, чтобы они не жертвовали своих сыновей, что практиковалось у племен, у которых оставались законы Древней Церкви, являвшейся прообразовательной Церковью, но которая с течением времени была полностью фальсифицирована. Что первенец должен был быть посвящен Богу, было одни из законов Древней Церкви; но под "посвящением" они начали понимать принесение в жертву. Потомки Иакова также были склонны к этому; и потому для них был установлен такой закон; и чтобы предотвратить среди них эту практику, вместо первенцев были приняты Левиты, как уже говорилось. В духовном мире этот закон был раскрыт согласно соответствующему ему смыслу, что истины веры не являются святыми, таким образом они не должны были посвящаться или относиться к Господу; но добро веры. Кроме того, впоследствии посвящение понималось таким образом, что они должны были представить первенца Сущему, и предложить жертву за него, как видно из следующих слов у Луки:

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2:22-24).

8081. "И когда после спросит тебя сын твой" означает восприятие, происходящее от истины, которое принадлежит совести. Это ясно из значения "спрашивания", как познания, полученного через восприятие (см. п. 5597, 5800, 6250); и из значения "сына", как истины (п. 489, 491, 533, 1147, 2623, 3373). Что это означает восприятие, происходящее от истины, которое принадлежит совести, ясно из того, что было сказано выше (см. п. 7935), где встречаются подобные слова. Говорится "происходящее от истины, которое принадлежит совести", потому что совесть принадлежащих к духовной Церкви является совестью истины, поскольку она приобретается из положений учения Церкви, в которые верят как в истины, верны ли они в действительности или нет; но они тогда становятся истинами совести, когда они становятся также положениями жизни.

8082. "После" означает всегда, когда это происходит. Это ясно из значения "после", или "следующего дня", как того, что вечно (п. 3998), таким образом постоянно или всегда, здесь всегда, когда это происходит.

8083. "Говоря: что это?" означает запрос, почему это так; "то скажи ему" означает ответ. Это ясно без объяснения.

8084. "Рукою крепкою вывел нас Сущий из Египта, из дома рабства" означает, что Божественной силой Господа они были освобождены от духовного плена. Это ясно из того, что было сказано выше (п. 8049, 8050).

8085. "Ибо когда фараон упорствовал отпустить нас" означает, когда наваждавшие ложностями упорствовали, чтобы они не были освобождены. Это ясно из значения "упорства", как непреклонности (см. п. 7272, 7300, 7305); из прообраза Фараона, как тех, которые наваждали ложностями (п. 7107, 7110, 7126, 7142, 7220, 7228, 7317); и из значения "отпускания", как освобождения.

8086. "Сущий умертвил всех первенцев в земле Египетской" означает, что все пребывающие в вере, отдельной от милосердия, были прокляты. Это ясно из значения "первенца Египетского", как веры, отдельной от милосердия (см. п. 7039, 7779); что их смертью означается проклятие тех, которые пребывали в этой вере и вели злую жизнь, см. п. 7766, 7778.

8087. "От первенца человеческого до первенца из скота" означает ложь, внутреннюю и внешнюю, принадлежащую отдельной вере. Это ясно из значения "первенца Египетского", как веры, отдельной от милосердия (как говорилось выше, п. 8086), таким образом ложь, относящуюся к вере, поскольку отделяющие веру от милосердия как в учении, так и в жизни, неизбежно пребывают во лжи, поскольку зло, наполняющее их жизнь, постоянно воздействует и склоняет ко лжи, подобной себе (или если проявляется истина, тогда это зло неправильно её использует и через это приводит с собой в соответствие, таким образом фальсифицирует её); и из значения "человека и животного", как того, что является внутренним и внешним (п. 4724, 7523).

8088. "Посему я приношу в жертву Сущему все, разверзающее ложесна, мужеского пола" означает, что поэтому вера, происходящая от милосердия, которая принадлежит новому рождению, должна относится к Господу. Это ясно из значения "принесения в жертву Сущему", как приписывания Господу ("приношение в жертву" здесь означает подобное "посвящению" в стихе 2 этой главы, и "отделению" в стихе 12; что "приношение в жертву Сущему" означает приписывание Господу, см. п. 8042, и таким образом "отделение" п. 8074); под "приписыванием" понимается отказ от присвоения чего-то себе, но признание и подтверждение, что это исходит от Господа; из значения "разверзающего ложесна", как предметов веры, происходящих от милосердия, п. 8043 (что они относятся к новому рождению, см. п. 8042); и из значения веры "мужского пола", как истины веры (о чем говорилось в п. 2046, 4005, 7838).

8089. "А всякого первенца из сынов моих выкупаю" означает, что истины веры не должны приписываться Господу, но добро веры. Это ясно из того, что было показано выше (п. 8080), где встречаются подобные слова.

8090. "И да будет это знаком на руке твоей" означает, что это должно быть постоянно в воле; "и вместо повязки над глазами твоими" означает, что это должно быть постоянно в разумении; "ибо рукою крепкою Сущий вывел нас из Египта" означает, что они были освобождены Божественной силой Господа. Это ясно из того, что было объяснено выше в стихе 9 этой главы, где встречаются подобные слова (см. п. 8066, 8067, 8069).

Стихи 17, 18] Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет. И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской.

"Когда же фараон отпустил народ" означает, когда наваждавшие оставили принадлежавших к духовной Церкви; "Бог не повел его по дороге земли Филистимской" означает, что Божественным было предусмотрено, чтобы они не пришли к истине веры, которая не исходит от добра; "потому что она близка" означает, что она проявляется первой; "ибо сказал Бог" означает Божественное предвидение; "чтобы не раскаялся народ, увидев войну" означает, что они отступят от истины по причине нападений; "и не возвратился в Египет" означает в результате снова впадание в ложности, которые полностью противоположны истинам и добру веры. "И обвел Бог народ дорогою пустынною" означает, что под Божественными руководством они были приведены через искушения к твердому принятию истины и добра веры; "к Чермному морю" означает осуждение, через которое они сначала должны были пройти. "И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской" означает, что они были освобождены от состояния, в котором они подвергались наваждениям, и таким образом были подготовлены переносить искушения.

8092. "Когда же фараон отпустил народ" означает, когда наваждавшие оставили принадлежавших к духовной Церкви. Это ясно из значения "отпускания", оставления; из прообраза Фараона, как тех, которые наваждали посредством ложностей (п. 7107, 7110, 7126, 7142, 7220, 7228, 7317); и из значения сынов Израилевых, которые здесь являются "народом", как принадлежащих к духовной Церкви (о которых говорилось выше, п. 8044).

8093. "Бог не повел его по дороге земли Филистимской" означает, что Божественным было предусмотрено, чтобы они не пришли к истине веры, которая не исходит от добра. Это ясно из значения слов "Бог не повел его по дороге", как Божественного предвидения, чтобы они не пришли, поскольку "ведение", когда это относится к Богу, означает провидение, а "дорога" означает истину (см. п. 627, 2333), здесь приход к истине; и из прообраза филистимлян, как тех, которые имеют познания веры, но не ведут жизнь милосердия (п. 1197, 1198, 3412, 3413), таким образом тех, которые имеют истину веру, не происходящую от добра. Что "Филистимляне и их земля" имеют такое значение, можно видеть из отрывков в Слове, где они упоминаются, в частности у Иеремии 47:1-до конца, где они описываются, а также у Иоиля 3:5, 6; как и в исторических частях Слова, где описаны войны между сынами Израилевыми и Филистимлянами, и их покорение Филистимлянами, а затем Филистимлян сынами Израилевыми. Филистимляне там прообразуют находящихся в отдельной вере, или тех, для которых самыми главными являются знания о познаниях веры, но не жизнь в соответствии с этими знаниями; следовательно те, которые учат и верят, что человек спасается только верой.

[2] Мнение об одной только вере или об отдельной вере не является новым, или чем-то принадлежащим исключительно настоящему времени, оно существовало в древних Церквях, и применялось вместе со злом жизни. Это также повсюду описано в Слове, но именами: сначала "Каином", в том, что он убил своего брата Авеля (см. п. 337, 340, 1179). "Каин" там во внутреннем прообразовательном смысле означает такую веру, а "Авель" означает милосердие. Также это описано "Хамом", когда он был проклят своим отцом (п. 1062, 1063); далее "Рувимом" в том, что он взошел на ложе своего отца (п. 3870, 4601); "Симеоном и Левием" в том, что они убили Еммора и людей Сихема, и поэтому были прокляты своим отцом (п. 3870, 6352). Эта вера также описана "египтянами" и их первенцами, которые впоследствии были убиты (см. п. 7766, 7778), и египтянами, утонувшими в Чермном море. Это также описано "Филистимлянами" (п. 3412, 3413), и "Тиром и Сидоном" в разных местах у пророков, где "филистимлянами" означаются знания о познаниях веры, а "Тиром и Сидоном" сами познания, внутренние и внешние. Наконец, это также описано "Петром", когда он трижды отрекся от Господа (п. 6000, 6073). Смотрите, что уже было показано об этой вере (п. 36, 379, 389, 916, 1017, 1076, 1077, 1162, 1176, 1798, 1799, 1834, 1844, 2049, 2116, 2228, 2231, 2261, 2343, 2349, 2364, 2383, 2385, 2401, 2435, 2982, 3146, 3242, 3325, 3412, 3413, 3416, 3427, 3773, 4663, 4672, 4673, 4683, 4721, 4730, 4766, 4783, 4925, 5351, 5820, 5826, 6269, 6272, 6273, 6348, 6353, 7039, 7097, 7127, 7317, 7502, 7545, 7623-7627, 7724, 7779, 7790, 7950).

8094. "Потому что она близка" означает, что она проявляется первой. Это ясно из значения "близости", когда говорится об отдельной вере, как того факта, что она проявляется первой. Необходимо кратко сказать о том, как понимать, что убеждение об одной вере или отдельной вере проявляется первым. Зло жизни сопровождается своей собственной ложью, эта ложь скрывается в человеке, пребывающем во зле жизни, и порой человек не знает, что она находится в нем; но когда он думает об истинах Церкви, и особенно о спасении, тогда эта ложь проявляется и явно обнаруживает себя, и если он не может отрицать саму истину в отношении ее общих положений, он объясняет её в пользу своего собственного зла и таким образом фальсифицирует её. Поэтому, когда он думает о вере и милосердии, которые являются сущностями Церкви и спасения, сразу проявляется вера, но не милосердие, поскольку милосердие противоположно злу жизни; и поэтому он также отставляет милосердие в сторону и отдает предпочтение одной вере. Из всего этого видно, что истины веры ближе, а не добро веры; то есть, что сначала проявляются истины, а не добро.

[2] Из этого ошибочного и ложного принципа тогда вытекает множество ложных и ошибочных понятий: таких, например, как идея о том, что добрые дела совершенно не способствуют спасению; что жизнь человека не следует за ним после смерти; что человек тогда спасается одной только милостью через веру, как бы он ни жил в мире; что наихудший грешник спасается верой в последний час своей жизни; и что зло стирается мгновенно. Эти и подобные им идеи проникают в мышление человека и укрепляются от этого ложного принципа, и развиваются из него в непрерывную цепь. Но они постигались бы совершенно по-другому, если бы главным принципом являлись милосердие и жизнь.

8095. "Ибо сказал Бог" означает Божественное предвидение. Это ясно из значения слов "сказал Бог", когда это относится к будущему, как Божественного предвидения (см. п. 5361, 6946).

8096. "Чтобы не раскаялся народ, увидев войну" означает, что они отступят от истины по причине нападений. Это ясно из значения "раскаивания", как отступления от истины (о чем будет сказано ниже); и из значения "войны", как духовных битв (см. п. 1664, 1788, 2686), таким образом нападений. Причина, по которой "раскаивание" означает отступление от истины, заключается в том, что выход сынов Израилевых из Египта, их пребывание в пустыне и их введение в землю Ханаанскую означает, что они постоянно велись к добру, и таким образом к небесам. Отсюда раскаяние и возвращение в Египет означает отклонение от добра и таким образом отступление от истины; поскольку "Египтом" или "Египтянами" означаются пребывающие в вере, отдельной от милосердия, которые настроены против истин Церкви (п. 6692, 7039, 7097, 7317, 7766, 7926).

[2] В отношении нападений тех, которые пребывают в истине веры, не исходящей от добра, и которые означаются "Филистимлянами", должно быть известно, что в другой жизни они наваждают праведных и постоянно нападают на добро веры, то есть, милосердие; поскольку они взяли с собой в другую жизнь основные идеи, усвоенные в мире, и сохраняют их до тех пор, пока не подвергнутся опустошению, то есть, не лишатся всех знаний о познаниях веры, и не будут ниспосланы в ад. В наши дни есть большое количество таких духов, они обитают справа впереди, на уровне ниже подошвы ног; их местожительство – своего рода город. Много раз мне позволялось говорить с духами оттуда и слышать их рассуждения в пользу одной только веры, которые резки, и их нападения против милосердия, которые упорны. Вот что понимается во внутреннем смысле, когда говорится, что народ не будет поведен по дороге земли Филистимской, и что они раскаются, когда увидят войну.

8097. "И не возвратился в Египет" означает в результате снова впадание в ложности, которые полностью противоположны истинам и добру веры. Это ясно из значения "Египта", как того, что противоположно истинам и добру веры (см. п. 6692, 7039, 7097, 7317, 7766, 7926); что возвращение туда означает впадание в ложности, ясно.

8098. "И обвел Бог народ дорогою пустынною" означает, что под Божественными руководством, они были приведены через искушения к твердому принятию истины и добра веры. Это ясно из значения слов "обвел Бог", как провидения (см. п. 8093), или что то же самое, как Божественного руководства, и из значения "дороги пустынной", как пути, на котором люди подвергаются искушениям, таким образом укрепляются в истинах и добре веры, поскольку они подкрепляются искушениями. "Пустыней" означается место, которое является необитаемым и невозделанным (см. п. 2708), в духовном смысле, где нет добра и истины, а также где истина еще не соединена с добром. Таким образом "пустыней" означается состояние тех, с которыми они должны соединиться; а поскольку соединение не происходит иначе, как через искушения, то они также означаются, но только когда добавляется число "сорок", "сорок лет", или "сорок месяцев", или "сорок дней"; поскольку "сорок" означает искушения и их продолжительность, независимо от того, как долго это может быть (п. 730, 862, 2272, 2273). Это понимается под странствованием сынов Израилевых по пустыне сорок лет; а также описываются искушения, которым они подвергались. Что они были приведены в пустыню для того, чтобы подвергнуться искушениям и таким образом прообразовать их, ясно из следующих слов у Моисея:

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем; Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его (Втор. 8:2, 6).

Поскольку "сорок" означает искушения и их продолжительность, а "пустыня" означает состояние тех, которые им подвергаются, поэтому Господь, когда был искушаем, также был поведен в пустыню и находится там сорок дней (Мф. 4:1, 2; Лк. 4:1, 2; Мк. 1:12, 13).

8099. "К Чермному морю" означает осуждение, через которое они сначала должны были пройти. Это ясно из значения "Чермного моря," как ада, где находятся духи, пребывающие в вере, отдельной от милосердия, и ведущие злую жизнь; и поскольку "Чермное море" означает ад, оно также означает и проклятие. Причина, по которой они сначала должны были пройти через проклятие, такова. Когда те, которые принадлежали к духовной Церкви и до пришествия Господа удерживались на низшей земле, и там наваждались состоящими в вере, отдельной от милосердия (о которых говорилось в предыдущих главах), были освобождены, на небеса они были вознесены не сразу, а сначала были приведены во второе состояние очищения, которым является состояние искушений; поскольку истины и добро веры не могут ни утвердиться, ни соединиться без искушений, а пока они не утверждены и не соединены, они не могли быть вознесены на небеса. Эти вещи были прообразованы сынами Израилевыми, которые не сразу были введены в землю Ханаанскую, но сначала были поведены в пустыню, где оставались сорок лет, и в это время подвергались различным искушениям, которые описаны в книгах Моисея.

[2] В отношении того, что они сначала прошли через Чермное море, которым означается ад пребывающих в отдельной вере и ведущих злую жизнь, то есть через среду проклятия, должно быть известно, что этот ад находится глубоко внизу впереди, ниже адов прелюбодеев, и широко простирается налево, отделяясь от адов прелюбодеев водами, подобными морским. Направо там, но глубже, находится место, где собраны пребывающие в истине веры, но не в добре веры, которые означаются "филистимлянами" (о них говорилось выше, п. 8096). Но низшая земля, где пребывают наваждаемые, находится ниже подошвы ноги, немного впереди. Те, которые освобождаются от наваждений, не ведутся направо, поскольку там находятся означаемые "филистимлянами"; но они ведутся налево, через середину ада, о чем говорилось выше, и они выходят слева, где находится как бы пустыня. Мне дважды позволено было видеть, что избавленные от наваждений проходили этим путем. Пока они проходят, они настолько защищены Господом, что никакое, даже малейшее зло не может их коснуться, тем более какое-либо проклятие, поскольку они окружены столпом ангелов, с которыми пребывает Господь: это было прообразовано переходом сынов Израилевых через Чермное море.

[3] Это также означается следующими словами у Исаии:

Восстань, восстань, облекись крепостью, рука Сущего! Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные? (Ис. 51:9, 10);

"рука Сущего" означает Господа относительно Божественной Человечности; "воды великой бездны" и "глубины моря" означают ад, где находятся пребывающие в вере, отдельной от милосердия и ведущие злую жизнь; воды, подобные глубинам моря, означают ложности, поскольку в другой жизни ложности видятся как плотные и темные облака, а также как наводнения (п. 739, 4423, 7307); "искупленные, которые должны пройти" означают тех, которые освобождены Господом.

[4] У того же пророка:

Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего (Ис. 43:11).

В этом пророческом высказывании под Моисеем понимается Господь, который также является "пастырем овец"; под "народом, которого Он вывел из моря" понимаются те, которые были освобождены от проклятия.

[5] У Иеремии:

От шума падения их потрясется земля, и отголосок крика их слышен будет у Чермного моря (Иер. 49:21).

"Чермное море" означает ад, поскольку здесь говорится о Едоме и о его проклятии. Сказано, что "отголосок крика их слышен будет у Чермного моря", хотя не они, а Египтяне были потоплены в этом море; из чего ясно, что "Чермное море" означает ад и проклятие. "Едомом" здесь означаются те, которые от зла любви к себе отвергают истины учения и принимают ложности (п. 3322). Из всего этого можно теперь видеть, что означается "Чермным морем" во внутреннем прообразовательном смысле, и что означается переходом через него сынов Израилевых и потоплением в нем Египтян, как описано в следующей главе.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 406 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.051 с)...