Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 49. Путь к созиданию проходит через разрушение — так понимал Чернышевский итог драмы Гете «Фауст»



Путь к созиданию проходит через разрушение — так понимал Чернышевский итог драмы Гете «Фауст». И действительно, герой произведения проходит через сомнения, разочарования, противоречия в своей борьбе за человека, на пути к познанию истины. Но достичь этой истины ему, как ни странно, помогает Мефистофель — злодей, соблазнитель, толкающий Фауста на дурные поступки. Однако образ Мефистофеля - образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля — соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре — о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу — «Дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений. Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом, он является движущим началом трагедии. В ходе дальнейшего развития сюжета мы еще больше убеждаемся в том, какую важную и сложную роль играет Мефистофель в развитии основной темы произведения — борьбы за истину. Своими сомнениями и насмешками он вызывает в герое желание бороться, спорить, отстаивать свои взгляды. Стараясь сбить Фауста с верного пути, в действительности Мефистофель, наоборот, побуждает его двигаться вперед. Мы видим, что Мефистофель, как и Фауст, наделен довольно прогрессивным образом мыслей. Он критикует науку тех времен, в которой живая природа рассматривалась как неизменная, не развивающаяся. Мефистофель постоянно предстает перед нами как непосредственный участник жизненной борьбы. Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения.

Вопрос 50

Из недр народной жизни вырастает и образ Маргариты. Фауст впервые встречает Гретхен выходящей из церкви. Она благочестива и скромна, у нее есть чувство чести, Маргарита - первое искушение на пути Фауста, первый соблазн возвеличить отдельный, прекрасный миг. Покориться чарам Маргариты означало бы примириться с окружающим миром. Бесспорно, в ней много хорошего, доброго, чистого. Но это пассивно-хорошее само по себе не сделает ее жизнь ни хорошей, ни доброй. По своей воле она дурного не выберет, но жизнь может принудить ее и к дурному. Она долгое время не поддается на дьявольские ухищрения Мефистофеля. Силы не равны, Фауст дарит ей драгоценный убор, соседка Марта по наущению Мефистофеля действует, как опытная сводня. Фауст не принимает мира Маргариты, но и не отказывается от наслаждения этим миром. В этом его вина - вина перед беспомощной девушкой. Но Фауст и сам переживает трагедию, ибо приносит в жертву своим беспокойным поискам то, что ему всего дороже: любовь к Маргарите. Фауст первоначально не хочет нарушить душевный покой Гретхен. Но его влечение к ней пересиливает голос разума и совести: он становится ее соблазнителем. В его чувстве к Маргарите теперь мало возвышенного. Низменные влечения явно вытесняют в нем порыв чистой любви. Всю глубину падения Фауста мы видим в сцене, где он убивает брата Маргариты и потом бежит от правосудия на Брокен, место сборища ведьм и сатанинской нечисти. И все же Фауст покидает Маргариту без ясно осознанного намерения не возвращаться к ней. Да он и вернется к ней, испуганный пророческим видением в страшную Вальпургиеву ночь. Но за время отсутствия Фауста совершается все то, что совершилось бы, если б он пожертвовал девушкой сознательно. Гретхен умерщвляет ребенка, прижитого от Фауста, и в душевном смятении признает себя виновной в убийстве матери и брата. Трагедия Маргариты состоит из бессознательно совершенного преступления и убежденно принятого на себя за свою вину возмездия. Несмотря ни на какие мольбы Фауста, она отказывается покинуть темницу. Величие Маргариты в том, с каким достоинством она приемлет суровую кару. Предпочтя мученическую смерть, Божий суд и искреннее раскаяние побегу, девушка спасла свою душу. Она отказалась от услуг дьявола.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 730 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...