Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 30. Чем выше душевная организация человека, тем крепче в нём сомнение, тем сильнее в нём дух противоречия



Вопрос 31

Чем выше душевная организация человека, тем крепче в нём сомнение, тем сильнее в нём дух противоречия. Но ведь именно благодаря этому сомнению Гамлет не торопится пролить человеческую кровь, пускай это будет кровь преступника, злодея! Гамлет медлит с решением, не потому что он нерешителен по природе. В другой раз Он сразу принимает решение. Наверное, потому, что в данной ситуации оно представлялось ему единственно возможным. К тому же, здесь, безусловно, сработал инстинкт самосохранения (Полоний за занавесой). Гамлет слишком далеко зашёл в своих размышлениях убивать убийцу или пусть призрак сам с ним разберется, когда тот умрет. Но он не хочет жить с убийцей. Аргументы «за» и «против» взаимно уравновесили друг друга — и это свело на нет его решимость. И тут его вывел из равновесия голос крови: его просит о мести родной отец, которого он так любил. Парадоксы: 1) в 1 акте очевидно,что ему более 20лет, в то время как из 5 следует,что ему уже 30. 2) могильщик должен быть знаком с Гамлетом. Могильщик вспоминает как шут Йорик вылил принцу на голову бутылку вина. Гамлет вспоминает как целовал губы этого шута,кот умер за 23года до сцены на кладбище.3) в разных фабулах 2 Гамлета: "Настоящий", 30летний принц Гамлет осиротел в день своего рождения, поэтому отца помнить не может. Тот Гамлет, который оплакивает своего отца, действует в фабуле "Мышеловки", которую ставят в Эльсиноре. Появляется еще один Гамлет, которого мы знаем как Горацио (один раз его называют именем "Клавдио"). Это является причиной еще одного недоразумения. На этот раз стоит вопрос в отношении авторства письма, адресованного Офелии и подписанного именем "Гамлет". (парадокс: в письме он писал,что плохо владеет техникой стихосложения, но из сцены с актерами мы знаем, что Гамлет владеет всем, написал «Мышеловку») Письмо написано сводным братом принца. 1-й парадокс: Отец говорит Гамлету убить, отомстить. Но что он делает? 2-й парадокс: Любит ли Гамлет Офелию? Насколько глубоки его чувства? 3-й парадокс: Любит ли Офелия Гамлета? 4-й парадокс: Быть или не быть? Мстить или не мстить? 5-й парадокс: Что занимает Гамлета больше: мир его души или окружающий мир? 7-й гробокопатель участвовал в королевск застольях в Эльсиноре, имеет юридич образование (терминология), Йорик

Вопрос 32

Друзья Гамлета - Горацио герой считает лучшим другом именно потому, что видит в нем настоящего человека, не тронутого всеобщей нравственной порчей, не ставшего «рабом страстей», в котором органично слиты «кровь и разум». Это уравновешенный, умеренный и спокойный молодой человек, за что его и хвалит Гамлет. Между этими двумя героями — наследником престола и простым студентом — огромная разница. Он готов выслушивать слова Горацио, даже спрашивать его мнение, потому что видит в нем равного по духу. И Горацио полностью оправдывает его доверие: видя, что Гамлет умирает, он готов уйти из жизни вместе с ним, но его останавливает просьба героя, который отводит своему другу важную роль — поведать людям правду о нем после смерти. Из всего королевского окружения умирающий Гамлет видит достойного человека лишь в норвежском принце Фортинбрасе, единственном законном наследнике датского трона. Именно ему он отдает свой голос: Мой голос умирающий — ему. Фортинбрас находится намного выше злодея Клавдия, однако ему еще не дано понять всего того, что понял Гамлет. Фортинбрас плохо знает, за что и против чего боролся Гамлет, но сознает, что герой заслужил, чтобы люди сохранили о нем память как о борце, павшем в трудной борьбе. Вывод: идеалам принца суждено осуществиться еще не скоро, хотя и Горацио, и Фортинбрас могут продолжить его дело, его борьбу с несправедливым жизнеустройством, попытаться взять на себя ответственность за спасение мира от царящего в нем лицемерия и зла. Враги: Клавдий, Дядя Гамлета, нынешний король, якобы, убийца брата - властолюбивый царедворец и умный политик. Считается, что он отнял трон у Гамлета. Дипломатические способности Клавдия проявились в том, что ему удалось быстро усмирить норвежского недруга, а впоследствии легко успокоить Лаэрта, пришедшего мстить за убитого отца, Полония. Характер его противоречив: властолюбие и коварство сочетается в нём с муками совести, о которых он говорит в III акте и во время покаянной молитвы. Гамлет не задумывался,что об убийстве отца знает токо король, он думает,что все близкие и придворные притворяютсяàжелание отомстить распространилось и на мать Гертруда и Офелию. Розенкранц и Гильденстерн – школьные друзья, кот находятся по мнению Гамлета в заговоре против него. Готовит расправу с ними. Но Гамлет не пытается выяснить, что они не знают содержимого сопроводительного письма короля, кот они везут в Англию как послушные придворные. Он не сомневается, что они готовят западню и собирается ответить тем же. До отплытия в Англию он сообщает матери,что расправиться с ними. Офелия - жертва мира преступлений и лжи, интриг и коварства. Она очень любит Гамлета, но в то же время глубоко привязана к своему отцу и во всем ему верит. Офелия говорит, что Гамлет соединяет в себе черты благородного рыцаря, государственного мужа и ученого, но сама вынужденно признает, что для нее это в прошлом. Она не в силах вынести тяжелые удары судьбы, которые обрушиваются на нее, и гибнет, как цветок, смятый бурей. У нее нет стольких сил, чтобы оторваться от отца и брата, от привычного семейного гнезда и открыто быть рядом с Гамлетом. Она покорная и послушная дочь Полония, всецело доверяет ему свою судьбу и свои тайны. Простодушная и кроткая. Мать Гамлета, Гертруда, «наследница воинственной страны», отнюдь не молода (около 50 л, более 30 лет она на троне), т.е. прекрасно знакома со всеми тонкостями управления страной. Её характер, видимо, твёрд и решителен. её отношения с покойным мужем, вопреки мнению Гамлета, утратили былую нежность: больно холодно она восприняла смерть супруга, не эмоционально. Не исключено, что Гертруда, учитывая отстранённость принца от двора, его впечатлительность, обожание отца, не стала посвящать Гамлета в истинные мотивы своего брака. в пьесе нет ни одной реплики, в которой королева говорила бы о своих чувствах к Клавдию àона упрочняет положение любимого сына как наследника престола: ведь если бы она отошла от власти, то у Клавдия могли бы появиться свои наследники.

Вопрос 33

Легенда о короле Лире (Леире) и его дочерях уходит корнями в глубокую старину: она возникла, вероятно, еще в древней Британии, до начала нашествия англосаксов (V-VI века), а возможно, и до завоевания Британии римлянами. Пьеса о судьбе человека и человечности в мире эгоизма и зла. Тот же факт, что во внимании автора находится не только «человек вообще», а удел правителя, абсолютного монарха, «короля с головы до пят», — лишь способствует несравненной глубине анализа вечных проблем взаимоотношений власти и народа. История Лира – это грандиозный путь познания, кот проходит он, - от ослепленного мишурой своей власти отца и монарха к пониманию того, что истинно, а что ложно, и в чем заключается подлинное величие и подлинная мудрость. На этом пути Лир обретает не только врагов – в первую очередь ими становятся его старшие дочери, но и друзей, которые остаются ему верны, несмотря ни на что: Кента и Шута. Через изгнание, через утраты, через безумие – к прозрению, и вновь к утрате – смерть Корделии – и в финале уже к собственной смерти – таков путь шекспировского Лира. Перед нами — судьба 80-летнего старого монарха, уверенного в том, что величие и право самому определить, что нравственно или что нет, даны ему от рождения — ибо он король. Мы видим его в начале трагедии в пышном замке, гордым и своевольным деспотом, который сравнивает сам себя в минуту гнева с разъяренным драконом. Он решил отказаться от власти. И следовательно, ничего не боясь, может разделить свое королевство между тремя дочерьми (а критерием того, кому из них достанется большая часть, стала... красноречивость похвалы, степень славословия правителю!). Он "благодетельствует" дочерей, и они - думает Лир - так и будут покорно стоять перед ним и вечно произносить благодарные речи. Лир слепой человек, который не видит и не хочет видеть жизни и который даже не удосужился присмотреться к собственным своим дочерям. Поступок Лира является капризом, самодурством. В начале трагедии каждый шаг Лира вызывает в нас чувство негодования. Стоит ли удивляться, что именно те две дочери, которые льстили старому Лиру, тут же и предали его, получив власть. Но вот Лир бродит по мрачной степи, вспоминает впервые в жизни о "бездомных, нагих горемыках". Это другой Лир, это Лир, начинающий прозревать. На Лира, едва успевшего отказаться от власти, обрушивается вся окружающая его среда. В страданиях Лира обнаруживается подлинная сущность окружающей среды, где каждый готов уничтожить другого. Недаром образы хищных зверей, как показывает текстологический анализ, встречаются в тексте "Короля Лира" чаще, чем в любой другой пьесе Шекспира. Лир и Корделия оказывались в конце концов вознагражденными за страдания. Лир, «увидевший много горя», не смог бы больше вернуться в пышный зал королевского замка, даже если предположить, что Корделия вдруг ожила. Не смог бы он, бродивший с непокрытой головой в бурю и дождь, по ночной степи и удовольствоваться укромным приютом Корделии. В этом его и величие и обреченность. Король Лир распоряжается окружающим его миром как некое всеведущее божество, хотя падение Лира с высот всеведения и власти происходит чрезвычайно быстро. Лир становится просто человеком, упрекающим мироздание в том, что оно таково, какое есть. проблема трагедии – гибель дочи. Смерть Корделии действительно наводит на мысль о том, что вселенная «Короля Лира» - вселенная абсурда, где нет ни смысла, ни логики.

Вопрос 34

Повесть о старом британском короле и его неблагодарных дочерях впервые была записана на латинском языке еще в начале XII века. Позже она много раз пересказывалась и в стихах и в прозе. Пьеса о судьбе человека и человечности в мире эгоизма и зла.

История Лир – это грандиозный путь познания, который проходит он, - от ослепленного мишурой своей власти отца и монарха к пониманию того, что истинно, а что ложно, и в чем заключается подлинное величие и подлинная мудрость. На этом пути Лир обретает не только врагов – в первую очередь ими становятся его старшие дочери, но и друзей, которые остаются ему верны, несмотря ни на что: Кента и Шута.

Друзья:

· Кент – рабски предан Лиру («У вас слуга был Кай… Он славный малый был, признаюсь; дрался он ловко. «…» Как только счастье ваше пошатнулось, я шел за вами.».

· Эдгар – законный сын герцога Глостера, оклеветанный и преданный своим сводным братом Эдмундом, внебрачным сыном того же Глостера, вынужден бежать от незаслуженного гнева отца, который был вызван проделками Эдмунда, притворяется сумасшедшим нищим, находит отца в изгнании, ослепленного, и защищает его до его смерти (дуэль с Освальдом)

· Глостер – придворный, служил Лиру много лет, огорчен его скорым решением о лишении наследства Корделии. Не подозревает, что Эдмунд плетет заговор вокруг него, пользуясь его доверчивостью. Эдмунд хочет очернить брата, чтобы завладеть частью его наследства. Для этого подает Глостеру ложное письмо. Глостеру вырывают оба глаза за одну лишь попытку заступиться за опального короля!

· Корделия – младшая дочь Лира, отказывается говорить речь в защиту своей доли наследства, утверждает, что «люблю я вашу милость, как долг велит: не больше и не меньше.» Однако в конце пр-я отношение Лира к ней меняется. Чтобы спасти отца, младшая дичь должна "настроить вновь расстроенную душу". Вместе с Корделией в трагедию входит тема гармонии. Лишь сострадание, олицетворением которого выступает меньшая, отвергнутая и изгнанная дочь короля Корделия, способно развеять мрак

· Альбани – муж Гонерильи, в конце узнает о предательстве через письмо, которое передал ему Эдгар, жаждет отомстить Эдмунду, ищет справедливости. Требует освобождения Лира и Корделии из тюрьмы, чтобы «распорядиться их судьбой «в согласье с честью и благоразумием».

Враги:

· Эдмунд – незаконный сын Глостера, заточает в тюрьму Лира и Корделию, приказывает умертвить обоих. Пытается убить своего сводного брата Эдгара, но проигрывает в поединке и перед смертью раскаивается, просит отменить его приговор.

· Гонерилья – старшая дочь Лира, убеждает его, что любит отца, «как не любили дети / Доныне никогда своих отцов». Требует от отца, чтобы он распустил большую часть своей свиты. Враждует с сетрой из-за любви к Эдмунду, отравляет ее как соперницу, сама закалывается.

· Регана – вторит старшей сестре: «Не знаю радостей других, помимо / Моей большой любви к вам, государь!». При приезде Лира приказывает заточить Кента в колодки, за то, что он когда-то избил придворного Гонерильи Освальда. Выгоняет отца из своего замка на произвол судьбы.

· Корнуолл – муж Реганы, участвует во всех ее действиях (по отношению к Кенту и к отцу)

Он решил отказаться от власти. Он "благодетельствует" дочерей, и они - думает Лир - так и будут покорно стоять перед ним и вечно произносить благодарные речи. Лир слепой человек, который не видит и не хочет видеть жизни и который даже не удосужился присмотреться к собственным своим дочерям. Стоит ли удивляться, что именно те две дочери, которые льстили старому Лиру, тут же и предали его, получив власть. Лир отчетливо сознает: жестокость дочерей взращена самим же Лиром, влюбленным лишь в свою власть. И страшное, отталкивающее впечатление производят эти «блестящие змеи у трона», которые для власти и карьеры готовы на любое преступление. Особенно колоритен образ Эдмунда, внебрачного сына герцога Глостера. Проклинающий свою судьбу, сделавшую его «бесправным по факту рождения», этот талантливейший, честолюбивый и абсолютно беспринципный юноша готов на любое злодейство, лишь бы достичь славы, власти и денег. Характер, довольно актуальный и для наших дней... Кстати, Эдмунд любит говорить о «гражданском долге»!

Гонерилья, Регана, Эдмунд, герцог Корнуэльски й лишены человечности. У них нет сердца. Враждебный Шекспиру мир выражен поэтическим образом каменных сердец. У старших дочерей Лира сердце "тверже, чем камень стен, окружающих замок". Их души вытесаны из камня. Самый страшный вид неблагодарности назван: "Неблагодарность с сердцем из кремня". Как всегда у Шекспира, образ становится материальным, его можно взвесить, измерить, потрогать руками. Лир требует, чтобы медики вскрыли труп Реганы: "Исследуйте, что у нее в области сердца, почему оно каменное". Гонерилья, Эдмунд, Регана задыхаются от жажды деятельности, страсть к приобретательству доводит их до безумия. Им не знакомы моральные нормы, и они не исповедуют какой-либо религии.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 475 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...