Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, целостной картины мира в диалектике ее развития. Категория И характеризует как результаты процесса познания, так и методы, с помощью которых осуществляется познание. Понимание И как соответствия (принцип корреспонденции) знания вещам восходит к Аристотелю - это материалистическая линия понимания И. В идеалистических системах И понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон), как согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами (Кант). Гегель внес диалектику: И есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли. Общая черта понимания И в совр зап философии - отрицание объективности содержания знания.
Истина (И) - атрибут чел. деятельности. Ее нельзя понимать только как процесс расширения знания. Она не сводится толко к накоплению знания. Гегель - не И есть действительное целое, а результат (И) вместе со своим становлением - т.е. и путь, ведущий к И тоже д.б. истинным. Дао - тоже истина и путь. Христианство - Бог И. путь и сама жизнь. И - адекватное отражение действительности в сознании человека - но этотолько лишь одна сторона, характеризующая процесс познания, это также еще и момент творчества, и момент отрицания. И - это такое отраж. действительности, которое позитивное понимание существующего вкл. в то же время понимание его отрицания и каждую ставшую форму рассм. в движении, изменении и развитии. И должна соотв. действительности или действ, истине. У гегеля действ, должна соотв. знанию - если у вас есть знания - вы можете в соотв. с ними изменять действительность. В предметно-практ. деятельности И совпадает с действит. Процесс преобразования сущего к должному - это и есть путь к И. И зависит от действительности - социальная форма может либо тормозить, либо ускорять познавательный процесс. Бывает ложной сама действительность (н/р. советская), тогда И тоже имеет иллюзорный характер. Марксистская ф. - И есть все, что служит победе пролетариата.Противоречие между И и заблуждением - это истинное противоречие И как процесса. В реальном процессе нет истин. Каждая И содержит ммомент заблуждения. Заблуждение - это момент И, это стихийное, несознательное, неадекватное отражение действительности. Ошибка - результат неверных действий в решении задач. Истоки ошибок - объект не дан адекватно субъекту, или в результате субьективного применеия лгики мышления. Ложь - сознательное искажение истины в интересах субъекта. И многоаспектна: В гносеологическом аспекте она адекватна знаниям; В аксеологическом - это проблема оценки; В религиозном - проблема убежденности; В экономич. -проблема полезности, надеэности и т.д.
Концепция И: 1- Когерентная И (согласованная) - теория считается истинной, если она признана научным сообществом, согласуется с фундамент, идеями научи, знания. 2 - прагматическая конц. И -если она полезна, практична.
Критерий И: - практика- абс. критеоий И, но и относительный - не все можно доказать практикой, т.к. все находится в развитии.
Существование И откр. как свобода чел., т.к. вне последнего не существует ни истины, ни заблуждения.
Марксизм: Объективность истины означает, что содержание совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта, хотя истина по форме всегда субъективна. Абсолютная истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Но тогда следует вывод о невозможности получения полного и достоверного знания, в своих пределах разум наталкивается на непреодолимые препятствия (кантовские антиномии). Марксизм преодолевает такой агностицизм диалектически: неполное, неистинное знание становится со временем более полным и более точным. Диалектика абсолютной и относительной истины.
Познание и практика.
Практика критерий истины. Практика соотносит предмет и действие, производимое в соответствии с мыслью о нем. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Практическая проверка истинности знаний носит многообразные формы.
Иррационализм критикует рационализм за абстрактность принципов познания и анатигуманный их характер: предмет познания в рационализме всегда выступает как нечто чуждое сознанию исследователя, а мыслительная деятельность субъекта принмается как методика, способ опрерирования с объектами, от которой можно отвлечься, как только получен результат. Поэтому надо преодолеть противоположность субъекта и объекта, поляризацию познвательного акта.
Сделать это можно, например, с помощью персоналистской концепции познания как вовлечения: познание пронизывает всю жизнь человека, объект ощущается и объясняется в той мере, насколько в него включен человек. Такая форма познания организует всю жизнь человека, познание перестает быть безличным и безразличным. Это возможно при включении в теорию познания в качестве главного познавательного средства - эмоционально-чувственных и эмоционально-волевых факторов любви и веры. Персонализм стремится доказать, что вера входит необходимым компонентом во всякий познавательный акт. Она предшествует знанию, является движущей причиной и конечной целью познания (подмена гносеологического субъекта психологическим).
Вера - некая психологическая установка, форма принятия решения без достаточного экспериментального и логического обоснования. Поэтому в познавательной деятельности важное значение имеют вера, уверенность, убеждение. Действительно, в процессе познания человек всегда стоит перед выбором между убедительным и менее убедительным объяснением действительности. Вера необходима для мобилизации духовных и физических сил при недостатке информации или недостатке доказательств. Следует различать веру и убеждение. Убеждение - это все же объективная истина, оплодотворенная волей, чувствами и стремлениями. Вера же имеет в качестве своего предмета гипотетические положения и здесь волевой выбор всегда осуществляется через нерациональные формы познания.
Рационализм, не отрицая присутствия в познавательном процессе нерациональных моментов, интуиции, веры, считает необходимым дать им естественное объяснение на основе общественной и индивидуальной сторон познающего субъекта. Интуиция - это действие развитого на основе культуры воображения, которое включается в индивиде в особенные моменты.
Философское учение об истине. Объективность истины. Истина абсолютная и относительная. Проблема критериев истины.
Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта познания.
Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.
Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации.
Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.
Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете.
Гораздо сложнее все в обществ нуках в частности в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика.
Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому нсят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.
Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).
Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, времеи..., в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды при100 град).
Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В силу этого наряду с обобщеным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстр истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас механики? Да, но в опред пределах. И так для люб истины.
Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.
Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.
Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.(полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.
Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.
В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованая пактиак. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры.
Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1128 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!