Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Значения диафрагмы



Изменение диафрагмы при фотосъемке влияет на глубину резкости изображаемого пространства. Снимая объект и наводя на него резкость – фиксируем объектив только на плоскости, перпендикулярной оси объектива, в которой находится данный объект. Все остальные предметы - вне резкости. Чем сильнее закрыть диафрагму, тем больше увеличивается пространство, в котором предметы окажутся резкими. При фотосъемке многих объектов большая глубина резкости, т.е. резкая передача деталей как на первом, так и заднем плане, очень важна. Сильно задиаграфмировать (то есть закрыть диафрагму) объектив - все будет резким: и передний план и задний. Если полностью открыть диафрагму, будет сильно размытый фон и все, что находится на заднем плане. Чтобы регулировать глубину резкости в фотоаппаратах есть шкала глубины резкости, она же шкала диафрагмы. На ней есть числа 1; 1,4; 2; 2,8; 3,5; 4; 4,5; 5; 5,6; 6,3; 7,1; 8; 11; 16; 22 и ∞. Чем большее число мы ставим, тем больше закрыта диафрагма, а значит, тем резче будут объекты на заднем плане.

Значения диафрагмы указаны на оправе зеркального объектива. Во многих современных фотоаппаратах оно выводится на ЖК-дисплей или в видоискатель.

Стандартные значения диафрагмы

Значение диафрагмы влияет на глубину резкости. При широко открытой диафрагме (маленькие диафрагменные числа – 2.8, 4) мы получаем малую глубину резкости и, наоборот, при закрытой диафрагме (большие числа 11, 16, 22) – гораздо больше объектов отображаются объективом резко. Другими словами, чем меньше отверстие, тем больше глубина резкости.

Понятие глубина резкости (ГРИП, или глубина резко изображаемого пространства), служит для определения того, насколько те или иные элементы композиции оказываются в фокусе (резкими) на снятом кадре. Для небольшой глубины резкости характерно, когда резкими получаются только те объекты, на которые был сфокусирован объектив. Для большой глубины резкости в зоне фокуса оказывается не только основной объект, но и задний и передний планы.

Кстати, глубина резкости зависит не только от величины диафрагмы, но и от фокусного расстояния объектива (чтобы было проще – увеличение объектива или zoom) - чем фокусное расстояние больше, тем меньше глубина резкости при равном значении диафрагмы ( при неизменной позиции фотографа и объекта съемки ). Многие зеркальные камеры имеют репетир диафрагмы - это такая кнопка, нажав которую, можно увидеть в видоискателе, какова глубина резкости при данном значении диафрагмы.

При репортажной съемке, то есть съемке событий, а также съемке ландшафтов (важны все планы), имеет смысл добиваться максимальной ГРИП, чтобы на снимке было видно больше деталей. При съемке портретов и в художественной фотографии, наоборот, иногда стараются уменьшить ГРИП, чтобы выделить человека или объект из фона, привлечь внимание зрителя к объекту съемки.

Нерезкость – художественный прием.

Изменение глубины резкости - это одно из самых мощных изобразительных средств, доступных фотографу. «Играя» глубиной резкости можно легко выделить сюжетно важные участки снимка, эффектно «размыв» попавшие в кадр посторонние детали. Такой прием часто применяют, например, при съемке портретов: классический фотопортрет требует резкого изображения объекта и максимально «размытого» фона. Это позволяет отделить объект от фона и привлечь внимание к лицу человека.

Боке — термин, описывающий субъективные художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии. На многих изображениях фон размывается фотографом намеренно, для визуального выделения главного объекта съёмки. При грамотном использовании света и творческого потенциала, такая техника может придать изображению забавный и игривый эффект. Кроме того, техника боке фокусирует внимание на объекте вынесенном на первый план фото, в то же время создавая отличный фон и придавая чувственности.

Поскольку качество боке является критически важным для некоторых применений (например для портретной съёмки), многие производители выпускают объективы специальной конструкции, позволяющей добиться более приятного размытия. Большое влияние на боке оказывает форма отверстия диафрагмы. Зеркально-линзовые телеобъективы создают боке в виде «колечек», что может дать интересный художественный эффект. Некоторые объективы показывают светлые пятна в виде многоугольников вместо кругов, это зависит от количества и формы лепестков диафрагмы. В основном, объективы с бо́льшим количеством лепестков диафрагмы создают более «приятное» боке. Также благоприятное воздействие оказывает круговая конструкция диафрагмы.

Эффект размытия фона можно имитировать, обрабатывая фотографии в графическом редакторе. Однако такое размытие будет отличаться от «настоящего» боке, созданного объективом, так как степень размытия предметов в последнем зависит от их расстояния до плоскости фокусировки (чем оно больше — тем более нечетко). Достоверно воспроизвести это с помощью пост-обработки изображения весьма проблематично. В программе Photoshop наиболее сходное с оптическим размытие получается при использовании фильтра Lens Blur (Размытие При Малой Глубине Резкости).

Малая глубина резкости – чтобы резким был только основной объект. Полностью открытая диафрагма - сильно размытый фон.

В основе эффекта «смазки» как фона, так и частей объекта лежат три приёма.

1. Смазанное изображение объекта на резком фоне. Использование этого приёма оправданно лишь в том случае, когда изображение смазывается либо незначительно, усиливая эффект большой скорости движения снимаемого объекта, либо частично. С помощью такого приема усиливается эффект динамичности движения.

2. Смазанное изображение объекта на смазанном фоне. В основе этого метода заложен эффект получения большей смазки фона, чем объекта фотосъёмки. Фотокамеру необходимо вести за движущимся объектом, но в момент съёмки скорость движения объекта должна превышать угловую скорость ведения фотокамеры. В результате объект окажется смазанным меньше фона, и возникает эффект движения.

3. Резкое изображение объекта на смазанном фоне. Если вести фотокамеру за движущимся объектом и в нужный момент произвести фотосъёмку с условием, что в этот момент угловая скорость движения фотокамеры и объекта будут одинаковыми, то объект получится резким на смазанном фоне. Этот приём называется "съёмкой с проводкой". В основе его лежит зрительный эффект, возникающий у человека при наблюдении за быстро движущимися предметами. В этом случае человек воспринимает объект резким, а фон размытым.

Чем сильнее размыт фон, тем большей кажется скорость перемещения объекта. Степень смазки зависит от выдержки затвора и скорости движения фотокамеры.

Чем ближе фотограф расположен к объекту, тем сильнее смажутся фон и все неподвижные предметы, расположенные на переднем плане. Всякий движущийся предмет необходимо снимать с определённой степенью смазки. Например, мотоциклиста можно сфотографировать с проводкой на выдержке 1/60 с и получить резкое изображение. Скачущую лошадь с этой выдержкой снять резко невозможно, хотя поступательная скорость её движения меньше. Дело в том, что мотоциклист движется поступательно вперёд (смазка спиц колёс только добавляет динамики), а у лошади движутся ещё и ноги, которые при этой выдержке затвора выйдут на снимке смазанными. Тот же мотоцикл, снятый резко на резком фоне, будет казаться стоящим на месте, даже если он сфотографирован при движении с большой скоростью. Для подобных объектов смазка фона обязательна.

Полностью нерезкий кадр. – художественный прием. Это было в советский период. Протест против прямой фиксации объекта – в какой-то мере. Стремились достичь поэтичности, образности. Нежность тональных переходов приближала их картины к пастели, акварели и пр. Это было учение у художников и стало изобразительным средством фотографии. Создавались мягкорисующими объективами. Более или менее получается резкий предмет, на кот. наведена была наводка. Остальные совсем размыто.

26. Фотографический объектив и его технические характеристики: фокусное расстояние, светосила, разрешающая способность.

Объектив - один из основных узлов в фотоаппарате. Это сложная оптическая система, состоящая из нескольких линз или групп линз, диафрагмы, и устройства для наводки на резкость. Основные параметры объектива характеризуются его техническими характеристиками. Основные из них: главное фокусное расстояние, светосила и разрешающая способность. В широкоугольных объективах до десяти линз, собранных в специальные компоненты. Такая конструкция позволяет устранить почти все оптические недостатки простой линзы и получать на фотопленке исключительно резкое и геометрически правильное изображение объектов. Широкоуг. – шире, чем у человека угол зрения, а у телеобъектива узкий угол.

1. Фокусное расстояние. Ф.р. для обычных объективов – величина постоянная. Она измеряется в миллиметрах и обозначается на оправе каждого объекта. Все малоформатные камеры снабжены основным расстоянием, которое несколько больше диагонали кадра и = 50 мм. Ф.р.объектива определяет масштаб изображения. С ф.р. связан и угол изображения. Для объективов с нормальным расстоянием угол изображения = 45 градусам. В зависимости от величин ф.р. и угла изображения объективы делятся на нормальные, короткофокусные (широкоугольные), длиннофокусные и телеобъективы. Характеристики объективов: угол полезрения; как воспроизвести перспективу (широкоугольник – разворачивает перспективу; телевик – сдавливает), глубина резкости – уширок. Большая, у телевика маленькая.

В зависимости от величин ф.р. и угла изображения объективы делятся на нормальные, короткофокусные (широкоугольные), длиннофокусные и телеобъективы. Есть объективы с переменным фокусным расстоянием – трансфокаторы или зумы. Широкоугольные объективы имеют угол изображения больше 45 гр. Они способны охватить большее пространство и создавать в кадре изображение небольшого масштаба. Приближение к объекту съемки и использование более широкоугольного объектива так, чтобы этот же объект съемки заполнял поле видоискателя, будет искажать перспективу. Расстояние между объектами будет казаться большим, а их кажущаяся протяженность увеличится. Для объективов с очень большим углом изображения характерны некоторые перспективные искажения по краям кадра, у объективов типа "рыбий глаз" (сверхширокоугольный), имеющих угол изображения 140 г. И более, эти искажения весьма значительны.

Объективы с фокусным расстоянием больше, чем у стандартного объектива называют длиннофокусными. Они имеют большое фокусное р-е, более крупный масштаб изображения и меньший угол изображения. Заполняя кадр, они дают увеличение при очень малом угле зрения. При увеличении расстояния между аппаратом и объектом съемки и использовании объектива с большим фокусным расстоянием во время съемки одного и того же объекта перспектива станет более плоской. Кажущееся расстояние между объектами будет сокращаться, и их протяженность станет меньше. Для портретной съемки идеальным является объектив с фокусным расстоянием 105 мм, поскольку он делает перспективу плоской.

Большой набор различных объективов позволяет фоторепортеру производить съемку практически с любого расстояния, в зависимости от тех творческих задач, которые он перед собой ставит или от тех условий, в которых ему приходится работать.

2. Светоcилой объектива называется его способность давать ту или иную яркость изображения (освещенность фотослоя). Величина светосилы имеет важное значение: чем выше светосила объектива, тем меньшая выдержка (продолжительность освещения пластинки или пленки) требуется при съемке.

Естественно, что объектив с большим отверстием пропускает больше света, чем объектив с маленьким отверстием. В самом деле: если сравнить объектив с окном, через которое в темное помещение (камеру) проникает свет, то нетрудно убедиться, что освещенность какого-либо предмета (пластинки или пленки) будет тем сильнее, чем больше само окно и чем ближе к нему расположен предмет.

Следовательно, светосила объектива зависит от двух величин: от размера отверстия и от фокусного расстояния. Объектив тем светосильное, чем больше его отверстие и чем короче его фокусное расстояние.

Эта взаимосвязь выражается величиной относительного отверстия, которое представляет собой отношение диаметра полного действующего отверстия объектива к его главному фокусному расстоянию. Например, диаметр отверстия 2 см относится к фокусному расстоянию 8 см, как 2: 8; после сокращения на величину первого члена получаем 1:4 - это и есть числовое значение относительного отверстия.

Относительное отверстие обозначается отношением единицы к числу, показывающему, во сколько раз диаметр полного отверстия данного объектива меньше его фокусного расстояния. Современные фотоаппараты снабжаются объективами с относительными отверстиями 1: 1,5; 1:2; 1: 2,8; 1: 3,5; 1: 4; 1: 4,5; 1: 6,3.

Зависимость светосилы от фокусного расстояния: с увеличением фокусного расстояния светосила объектива уменьшается. При большом фокусном расстоянии освещенность фотопленки в аппарате падает, поэтому обычно короткофокусные объективы светосильнее длиннофокусных.

С точки зрения светосилы объективы делятся на:

Сверхсветосильные – с относительным отверстием больше 1:2;

Светосильные – с относительным отверстием 1:2 – 1:2,8;

Малосветосильные – с относительным отверстием меньше 1:11.

+ Чем выше светосила, тем меньше выдержка, а значит можно снимать в более темных условиях без штатива. Второе – это размытие фона, при прочих равных чем выше светосила, тем меньше глубина резкости и тем больше размывается фон.

3. Разрешающая способность объектива – способность объектива раздельно изображать очень мелкие и близко расположенные друг к другу детали объекта. Разрешающую силу объектива определяют по таблице, состоящей из черных и одинаковых с ними по ширине белых промежутков. Величину разрешающей силы оценивают предельным числом различаемых линий на 1 мм. Разрешающая сила современных объективов составляет 30-60 линий на мм. Чем выше это значение, тем выше качество объектива. Разрешающая сила объектива не равномерна по полю изображения, а уменьшается от центра к краям кадра. Спад разрешающей силы у разных объективов различный. У одних типов объективов разрешающая сила пониженная только у самых краев изображения, у других – снижается постепенно от центра к краям изображения. Нормально, если это уменьшение составляет 25-30%.

Фотографическая разрешающая сила всегда ниже его визуальной разрешающей силы, так как на ее величину влияют разрешающая сила объектива, условия съемки таблицы, свойства фотоматериала и его обработка. Особенно большое влияние оказывает зернистость светочувствительного слоя фотоматериала. Поэтому объективы принято испытывать на фотоматериалах средней светочувствительности или на тех, которыми чаще всего будут пользоваться при работе с этими объективами.

Величина фотографической разрешающей силы зависит от степени диафрагмирования объектива (на сколько открыта диафрагма). При небольшом диафрагмировании объектива разрешающая сила несколько увеличивается как в центре, так и по всему полю изображения, а при сильном диафрагмировании – уменьшается. Для большинства объективов наивысшая разрешающая сила при диафрагмах – от 4 до 8.

§ На разных значениях диафрагмы объективы показывают разное разрешение. Этот показатель обычно минимален на открытой диафрагме и увеличивается до f/11, и начинает падать после f/11.

§ Измерение разрешения - это условная вещь. Если в одинаковых условиях ещё можно измерить разницу между разрешающей силой объективов на конкретном фотоаппарате, то сравнивать компактные модели и зеркальные камеры уже не выйдет - разные модели и типы матриц, разные процессоры изображения.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 985 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...