Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Виды изобразительной речи и разные способы визуального высказывания (по В. Михалковичу)



Коммуникация в обществе полифункциональна. Изображения участвуют в реализации многих ее функций и в зависимости от этого несут в себе значение или смысл. Снимок является изобразительным высказыванием.

Выделяют следующие типы изобразительной речи:

1) Объектный тип речевой деятельности (объектные изображения). Сюда относятся снимки, в которых отсуттвует индивидуальная авторская интонация, в плане экспрессивности они подчеркнуто нейтральны. Фотографии показывают зрителю только сами предметы, расположение конструктивных узлов и частей в них. Такие снимки обладают лишь топологическим сходством с оригиналом и вне передачи его не выполняют иных задач. Снимки отсылают зрителя к предмету как таковому и потому обладают лишь значением.

Примеры объектных фотографий: фото для документов, съемка планов для карты, научная фотография, инструктивная фотография. В фотокарточке и карте реализуются одинаковые принципы съемки. В том и другом случае объект вопроизводится как есть и вместе с тем интерпретируется. Во-первых, из него выбираются парметры и свойства, соответствующие ситуациям, в которые снимок попадает и в которых будет «работать». Во-вторых, тот и другой снимки в практических ситуациях выступают как заменители объекта, как его функциональные двойники. В-третьих, и карточка, и карта принципиально не учитывают подвижности и динамики объекта, акцентируя в нем стабильные, инвариантные черты. Оба снимка демонстрируют зрителю схему свойств, план.

Научная фотография адресуется аналитической мысли, производящей над снимком свои операции – сопоставление, сличение, измерение. Главное назначение таких снимков – в практической ситуации замещать действительный объект. К научным фотографиям можно отнести не только снимки, необходимые биологам, физикам, но и репродукции произведений живописи.

Примеры инструктивной фотографии можно найти в статье, описывающей конструктивные характеристики фотоаппарата. Снимки в ней лишь точно передают особенности конструкции камеры, направляют внимание зрителей на технические достоинства. Иные моменты, например, эстетическую оценку формы фотоаппарата, автор снимка намеренно обходит: изображает фотоаппарат на черном фоне, детали и узлы – на сером, четко прорисовывает важные детали, лишает изображение объема. Вообщем, фото максимально приближается к схеме, техническому рисунку.

Случаи употребления объектной речи встречаются и в кинематографе (например, в роликах-инструкциях: как пользоваться средствами пожарной безопасности и т.д.). Здесь изображение отличается от фотографического наличием движения. Но здесь оно, отличие от объектной фотографии, допустимо, так как оно естественным образом трактуется объектно.

Другие виды изобразительной речи отличаются от данного тем, что не довольствуются лишь топологическим сходством – в каждом высказывании выстраивается свой смысл. Ради этого общая топологическая схема объекта обогащается «чувственными датами». В соотвествии с направленностью такого обогащения (амплификации) можно выделить 2 основных типа изобразительной речи: риторический и художественный.

2) Риторический тип речевой деятельности. Этот тип наиболее часто используется в рекламе. Ее цель – убеждение.

В рекламной ленте или снимке, например, нужно не только показать предмет, но и подчеркнуть его привлекательность, полезность для потребителя. Это делается несколькими способами.

1. Предмет поворачивают наиболее выигрышными для него сторонами, которые должны сделать его привлекательным, желанным для потребителя.

2. Привнесение привлекательных черт извне: расположение желаемого предмета, обладающего притягательными характеристиками (успех, красота, сила, богатство), рядом с рекламируемым предметом. Сюда же относится более косвенное указание на привлекательность предмета (пример: натюрморт с апельсином, стаканом воды на черной блестящей поверхности), достигаемое с помощью фотоэффектов.

3. Изображение не предмета, а действия, на него направленного (пример: плакат А. Родченко, рекламирующий книги Ленгиза).

Не только реклама строится по законам риторической речи. Эти законы реализуются и в текстах информативных – хронике, сводках новостей (пример: создание эффекта толпы, радостно приветствующей генерала Макартура в Чикаго, когда на самом деле людей вокруг довольно мало).

Рекламные и публицистические тексты выполняют в обществе разные, сущетсвенно отличные задачи, однако основываются на едином принципе, на общем для них типе речевой деятельности. Реклама убеждает в привлекательности предмета, публицистика оценивает единичные явления, апеллируя, как и реклама, к «готовым» понятиям и категориям. В любом случае, надо помнить, что риторический тип речевой деятельности – это инструмент убеждения, а не сообщения истины.

3. Художественный тип речевой деятельности. Художественная речь использует принцмпы объектной и риторической речи: репрезентирует предметы, интерпретирует их. Но интерпетация имеет здесь особую цель и направленность. Когда объектная речь опирается на готовые образы, а риторическая – на готовые значения, в художественном произведении, построенном на диалектике преднамеренного и непреднамеренного, воспринимающий сталкивается с деталями «строптивыми», не укладывающимися в целостность. Здесь многое можно понять, прибегая к «готовым» значениям. Но не все.

За понимание смысла изображения с точки зрения «готовых» значений отвечают следующие функции художественной речи:

1) выражение идеи говорящего;

2) обращение к зрителю;

3) сообщение о действительности.

Но большинство деталей содержит особый смысл, предопределенный конкретным предметом и сюжетом. Здесь вступает в действие поэтическая функция – доминирующая в художественной фотографии. Ее суть – сосредоточение внимания на сообщении ради него самого. Ее доминирование имеет два важных последствия:

1) Когда внимание сосредотачивается на материи речи, каждый знак в равной степени оказывается ценен. Это значит, что каждый компонент имеет одинаковое с другими право на «осязаемость», на выявление его значимости, но несут разную долю смысла.

2) Элементы произведения эквивалентны потому, что все участвуют в построении смысла. Поскольку в произведении каждый компонент значим, поэтическая функция отменяет иерархию языковых единиц.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...