Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жанры фотожурналистики, принципы выделения жанровых конструкций



Иллюстрацией (или изобразительным рядом) в фотожурналистике называется фотоизображение, т.е. снимок или несколько снимков, сопровождающих статью. Фотографии обладают рядом уникальных функций, которые текст не может предложить читателю. Эти функции вытекают из свойств фотографии:

1) легкая декодируемость, т.е. понятность каждому, кто умеет создавать зрительные ассоциации;

2) достоверность, правдивость (ввиду своей «естественности» даже в случае искажения фото не может расцениваться как фальсификация!)

3) образность (образ способен вызывать более открытые и искренние чувства у читателя, вырабатывать отношение к статье, создавать впечатление о материале и об издании в целом, вызывать определенные ассоциации, пояснять материал).

В соответствии с этими свойствами в фотожурналистике выделяют информационные и публицистически е жанры. Это деление является общепринятым и основным, поэтому имеет смысл рассказать о каждом жанре в отдельности.

* Кстати, фотожанр нужно понимать как единство изображения и слова. Сама по себе фотография может жанра не иметь или менять жанровую форму в зависимости от текста.

Информационные жанры ставят задачу выхватить момент события, кратко пояснить основные проблемы, выделить эти проблемы, обратить внимание на определенные вещи. Эти жанры удачны для новостных изданий, информационных газет и журналов, дающих анализ различных волнующих общество тем. К таким жанрам относятся: в первую очередь фоторепортаж, фотоинформация и фотоиллюстрация.

Фоторепортаж является основной формой подачи изобразительного ряда в современной периодике. К нему близок публицистический жанр фотозарисовки. Важно, что фоторепортаж может выражаться как в серии фотографий, так и одной единственной работой.

Таким образом, для фоторепортажа и фотозарисовки характерны следующие условия материала: 1) обязательно актуальный новостной характер, 2) представление события в действии и динамике, 3) развитие события, 4) речевая организация текста с акцентами, доступный и доходчивый слог, поясняющий снимки.

Фоторепортаж, в отличие от других информационных жанров требует либо соединения со статьей, либо полного отсутствия текста, т.е. один зрительный ряд (возможна подпись или краткий комментарий). Третий вариант начал использоваться совсем недавно, но еще только проходит свое становление. В данном случае, очень важна верстка полосы (расположение фотографий в статье).

Фотоинформация показывает единичный факт, обращает внимание на оперативность информации в статье. По смыслу фотоинформация близка фоторепортажу, но имеет совершенно отличные от него функции. Чаще всего фотоинформация показывает одну фотографию, отображающую характерный момент. Если фоторепортаж волен запечатлеть любую из фаз события, то фотоинформация должна сплотить в себе как бы все фазы сразу, показать нечто цельное и структурно организованное. Важно: информация не может существовать без текста или какого-либо комментария, иначе она теряется визуально, усложняет процесс восприятия, она не самодостаточна, как фоторепортаж.

Фотоиллюстрация также не мыслится без текста. Обычно она отображает вторичный к тексту визуальный ряд, дающий зримый образ на момент осуществления вербального действия. Т.е. смысл фотоиллюстрации не может быть понятен без пояснения текстом. В отличие от фотоинформации, здесь важна тематика статьи, ее смысловой стержень. Говорит это о том, что комментария сама фотография не требует, изображенное дополняет статью, причем не всегда событийным материалом, как в репортаже и некоторых формах фотоинформации.

Существование публицистических жанров фотожурналистики обусловлено проникновением «глаза» объектива фотокамеры в жизнь, воздействием на эту жизнь и выбором удачной формы подачи социального материала статьи. Сюда относятся фотоочерк, фотозарисовка, фотоколлаж, фотомонтаж.

Фотоочерк призван показать человека, социальную действительность во всей полноте ее бытия и развития. Отсюда и важная функция фотоочерка – рассказ о людях и ситуациях, которые их окружают. Этот жанр фотопублицистики сегодня охватывает все слои социума. В советские годы фотоочерк «не снисходил» до маргинальных и бедных слоев общества – это было делом пропагандистского фоторепортажа. В современной России фотоочерк был переосмыслен и немного видоизменен. Теперь он больше походит на западную модель, с ее бесчисленными: эпатажем, насилием, эротическими темами и обращением к частной жизни (политиков, артистов и т.д.) В фотожурналистике очерк конкретизуется, выделяются аспекты рассматриваемых вопросов: портретный фотоочерк, проблемный фотоочерк и «путевой» фотоочерк. С портретным фотоочерком читатель встречается, пожалуй, чаще всего. И, тем не менее, например, проблемный фотоочерк свойственен муниципальной прессе, зависимой от организации, города или региона. Путевой фотоочерк базируется на предмете совершаемых путешествий. Чаще всего здесь мы имеем дело с фотографиями научно-популярного жанра, реже с так называемым «репортажем в дороге».

Фотозарисовка (см. выше) – форма изображения одной или нескольких примет современного мира; штрих к картине, а не сама картина. Фотозарисовка только обозначает тему. Отличается краткостью формы, лаконичностью отображения. Главное – фиксировать приметы современной жизни. Виды: информационно-познавательная, лирическая.

Фотоколлаж и фотомонтаж чаще всего рассматриваются вместе и являются основными жанрами фотопублицистики. Фотоколлаж – способ создания изображения путем совмещения графики и фотографической информации. Фотомонтаж пользуется только фотографиями и не прибегает к «искусственно» созданным образам. Оба этих жанра в настоящий момент приобретают особое значение. Важную роль в фотомонтаже играет вербальная структура (текст). Именно четкий и ясный материал статьи способен правильно ссылаться на фотомонтаж. В советское время фотоколлаж и фотомонтаж были основными жанрами подачи изобразительной информации пропагандистского толка. Так получил развитие фотоплакат -ныне возрождающееся явление.

Фотоколлаж сегодня используется в основном в журнальных издания и притом почти исключительно на обложках. Такой вид подачи фотоматериала заставляет читателя приобретать издание. Без интересного и, что важно, понятного фотоколлажа издание потеряет потенциальных читателей.

Границы между жанрами необыкновенно текучи: подборка фотозаметок может восприниматься как репортаж; порой трудноразличимы фотоинформация и фотопортрет... И хотя жанровая структура - явление устойчивое, ее видовые формы способны эволюционировать, меняться. Поэтому любая жанровая классификация не способна учесть все подвидовые деления, но должна предполагать взаимодействие, взаимопроникновение жанровых разновидностей и их подвидов.

21. Сюжетно-серийный способ отображения действительности. Серийные жанры изобразительной журналистики: фоторепортаж, фотосерия, фотоочерк.

Одной из важнейших характеристик серийных фотографических жанров – является единая тематическая сюжетная связь. Велико значение междукадрового монтажа для серийных форм визуальной журналистики, так как именно с его помощью устанавливаются структурные, смысловые, эмоциональные и эстетические связи.

Первое отличие любого композиционного монтажа кадров от простого собрания отдельных снимков состоит в преднамеренном установлении этих и иных связей в соответствии с авторским замыслом. Их наличие позволяет рассматривать представленные в рамках жанра фотографии как нечто единое целое, завершённое, имеющее своё начало, развитие, конец.

Второе его отличие – последовательное развитие темы. Последовательность эмоциональных переживаний читателя-зрителя предусмотрена автором и не является чем-то неожиданным, возникающим само по себе. Она ведёт к раскрытию определённой идеи, получившей воплощение в зрительных образах.

Сюжетно-серийные жанры выполняют повествовательные функции. Как справедливо заметил французский исследователь Метц, переход от одного изображения к нескольким есть переход от изображения к речи.

Функции сюжетно-серийных жанров:

1. Повествовательная - дополненный кратким словесным комментарием фоторяд является повествованием, доступным самой широкой аудитории.

2. Повествовательно-интернациональная – фоторяд часто не нуждается в подписи и может быть понятен людям разных языковых культур.

К серийным жанрам относят фоторепортаж, фотосерию, фотоочерк.

Фоторепортаж является основной формой подачи изобразительного ряда в современной периодике. К нему близок публицистический жанр фотозарисовки. Важно, что фоторепортаж может выражаться как в серии фотографий, так и одной единственной работой.

Таким образом, для фоторепортажа и фотозарисовки характерны следующие условия материала: 1) обязательно актуальный новостной характер, 2) представление события в действии и динамике, 3) развитие события, 4) речевая организация текста с акцентами, доступный и доходчивый слог, поясняющий снимки.

Фоторепортаж, в отличие от других информационных жанров требует либо соединения со статьей, либо полного отсутствия текста, т.е. один зрительный ряд (возможна подпись или краткий комментарий). Третий вариант начал использоваться Таким образом, один из признаков фоторепортажа – многокадровость. Бывает: хроникальный фоторепортаж или фоторепортаж-отчёт, фоторепортаж с интерпретирующим началом.совсем недавно, но еще только проходит свое становление. В данном случае, очень важна верстка полосы (расположение фотографий в статье).

Фотосерия. Принцип серийности хорошо известен в графике, графическом дизайне, рекламе. Примером может служить обложка популярного журнала: она всякий раз новая и всякий раз узнаваема, то есть какие-то элементы дизайна неизменны. Фотографическая серия объединяется единством темы, объекта, сюжета или по каким-либо формальным признакам. Серия может быть открытой (ее можно продолжать неограниченно) и закрытой. Главная отличительная черта серии от обычной подборки фотографий - это, во-первых, наличие в каждой работе некоего признака, общего для всей серии, и, во-вторых, относительная равноценность всех работ, здесь нет фотографий главных и вспомогательных, нужных для связки. Последовательность фотографий в серии не произвольная, но и не слишком жесткая, каждый лист самодостаточен и не нуждается в поддержке соседних. И все же порядок нужен, чтобы не утомлять глаз, а в отдельных случаях - установить определенные связи между снимками, формальные или смысловые.

Фотоочерк призван показать человека, социальную действительность во всей полноте ее бытия и развития. Отсюда и важная функция фотоочерка – рассказ о людях и ситуациях, которые их окружают. Этот жанр фотопублицистики сегодня охватывает все слои социума. В советские годы фотоочерк «не снисходил» до маргинальных и бедных слоев общества – это было делом пропагандистского фоторепортажа. В современной России фотоочерк был переосмыслен и немного видоизменен. Теперь он больше походит на западную модель, с ее бесчисленными: эпатажем, насилием, эротическими темами и обращением к частной жизни (политиков, артистов и т.д.) В фотожурналистике очерк конкретизуется, выделяются аспекты рассматриваемых вопросов: портретный фотоочерк, проблемный фотоочерк и «путевой» фотоочерк. С портретным фотоочерком читатель встречается, пожалуй, чаще всего. И, тем не менее, например, проблемный фотоочерк свойственен муниципальной прессе, зависимой от организации, города или региона. Путевой фотоочерк базируется на предмете совершаемых путешествий. Чаще всего здесь мы имеем дело с фотографиями научно-популярного жанра, реже с так называемым «репортажем в дороге». Классика жанра - очерки Юджина Смита. Последовательность фотоснимков жестко определена: начало, развитие действия, кульминация, развязка, конец. Расположены снимки, конечно же, не по ходу реального времени, это не кинокадры. Порядок определяется логикой сюжета, сочетанием снимков друг с другом. Эти сочетания или связи определяют смысл. Союз двух фотографий будет крепким и гармоничным, если они в меру похожи и в меру различны. Первый снимок в ряду - вхождение в очерк, как первая фраза в статье, от него зависит очень многое. Он заявляет тему, это приглашение войти в нее, но такое, от которого невозможно отказаться. Не менее важен снимок-кульминация. Это не только самый выразительный и емкий кадр, его появление подготовлено, но все равно оказывается неожиданным. Найти последний снимок, снимок-выход также трудно, он должен быть очень точным. Минимальное число снимков в очерке три, максимальное не определено, лишь бы не утомлять зрителя и исключить возможность композиционных, ситуационных, тональных повторов.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 6020 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...