Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Произведения Гаршина и их идейно-художественные особенности



Проза Гаршина тяготела к тургеневской поэтике, которая формировалась под сильным воздействием философии красоты. Эстетическая проза Тургенева помогала Гаршину не только познать «тайну» лаконичного художественного письма, но и эстетически пережить красоту как высшее проявление гармонии. Красота как художественная категория очень повлияет на облик психологической прозы Гаршина. Красота и гармония в восприятии Гаршина неразделимы. Он рано пришел к выводу, что повествовательное пространство, порожденное большими жанровыми формами, редко приходит к гармонии, а значит, и к красоте. Только красота может оказать самое сильное впечатление.

Самая огромная работа для Гаршина – удалить то, что не нужно. Работа над текстами по пути их безжалостного сокращения вдохновлялась стремлением достичь красоты формы. Но этого требовал и углубленный психологизм гаршинской прозы. Он осознавал, что психологические описания могут привести к ненужному многословию. И его писательский идеал позволил это осуществить.

Трагическое начало пронизывает всю гаршинскую прозу. Оно в основе его военных рассказов – «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова». Гаршин пришел из «мира правды, добра и красоты», чтобы превратить его в земной мир. Рассказ Гаршина часто приобретает поэтому как бы монологический характер, его содержание составляют размышления человека чут­кой совести над острыми и сложными вопросами жизни. Раненый, забытый на поле сражения, перед лицом смер­ти пытается осмыслить грозное явление войны, понять, что она такое по своей сути и что она значит для челове­ка — такова фабула рассказа «Четыре дня». По форме это как бы дневник, но дневник особого рода. Рассказчик вспоминает свое прошлое, но так, как если бы то, о чем он говорит, происходило сейчас; таким образом, он воссоздает свое отношение к войне во всей его непосредственности и сложности. Отношение героя к войне, восприятие ее возникает как нечто складываю­щееся на глазах у читателя, как психологический про­цесс. Герой Гаршина лежит раненный на поле сражения, он должен умереть. В газетах будет сказано несколько строк о числе раненых и о том, что убит один. Гаршин и стре­мится показать, что это значит реально: «убит один», кто он, этот один, как он был убит, сколько мыслей и вос­поминаний пронеслось в его голове, прежде чем он умер, какие были перенесены физические мучения и какие пере­житы страдания нравственные. Сознание одного солдата, забытого на поле сражения, — это сложный мир мыслей, страданий, вопросов, чувств.

Психическое состояние Гаршина обуславливало и ту внутреннюю напряженность его рассказов. Гаршин был способен «слышать» своих героев и дал им эту способность. Если герой взывает к состраданию, Гаршин принимает его муки, если он является носителем зла – душа писателя наполняется гневом. Автора постоянно терзала душевная боль, он не мог найти успокоения в творчестве.

Специфика трагического у Гаршина:

ü Трагизм войны

ü Трагизм одиночества

ü Трагизм непосильной ноши

ü Трагизм недостижения цели

ü Трагизм принятия трагизма жизни

ü Трагизм безысходности





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2684 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...