Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Богослужебное употребление книги



Обращу только ваше внимание употребление этой книги в паремиях. Вообще говоря, само слово паремия в переводе – притча. Таким образом, название этих чтений за богослужением является названием книги, из которой они достаточно часто берутся. Но что интересно, что неканонические книги – они хорошие, благочестивые, но для домашнего употребления. А вот относительно книги Премудрости Соломона мы видим, что она сплошь и рядом употребляется нами в паремиях за богослужением. Из прочих неканонических книг такой чести удостоилась только одна – книга Пророка Варуха.

Что же наиболее часто читается из книги Премудрости? Из нее берется достаточно много фрагментов, причем, в основном, из первых девяти глав, – той части, которая касается именно премудрости и жизни праведников. Еще более интересно то, что иногда есть составные паремии, в частности эти составные паремии, читаются на службе святителю – там, где они набираются из различных стихов, как правило, книги Притчей. Но бывает и так, что к ним добавляется и книга Премудрости. Скажем, третья паремия святительская, состоит, в основном, из стихов книги Премудрости Соломона: там только первый и последний стихи взяты из книги Притчей. Целиком же эта паремия набрана из книги Премудрости.

Самая распространенная паремия – это первые девять стихов третьей главы. Обычно вы их слышите по-славянски, прочитаю их вам по-русски:

«Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена, и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки. Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем.3:1-9), – вполне по своему смыслу такое чтение уже новозаветное. В отличие от ветхозаветного представления о воздаянии, и, наоборот, о наказании, которые достаточно линейными являются: согрешил – будешь наказан, а если ты праведен, то все у тебя будет хорошо. А здесь уже несколько иная перспектива нам открывается.

Что еще из Книги Премудростей читается? – из 4-ой главы с 7 по 15 стихи: «А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем.4:7-15), – смотрите: этот отрывок заканчивается теми же самыми словами, что и предыдущий.

Приведу еще одну цитату: «А праведники живут во веки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею. Он возьмет всеоружие – ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; возьмет непобедимый щит – святость; строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев» (Прем.5:15-20). Нечто подобное есть и пророка Исаии «И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом» (Ис.59:17).

В своих посланиях апостол Павел предлагает нам принять это божественное снаряжение: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:14-17). Также: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1Фес.5:8).

Важными свидетельствами книги являются слова: «Бог смерти не сотвори» (1:13), «завистию диаволею смерть вниде в мир» (2:24).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 330 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...