Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга пророка Малахии



1. Личность и служение пророка

Пророк Малахия (с евр. «Мой вестник») происходил из ко­лена Завулонова. Сведения о пророке сохранило только Священ­ное Предание (существовало древнееврейское сочинение: «О жизни и смерти пророков». Его, очевидно, использовал в своих трудах Епифаний Кипрский, а у него заимствовал сведения о пророке Св. Димитрий Ростовский (ХVII-ХVIII вв.)), указывающие, что пророк Малахия был, возмож­но, из священнического рода, ибо в книге весьма небезразлич­но относится к современному положению священства, имел отно­шение к Великой Синагоге. Умер в молодых летах. Пророчество­вал он в послепленный период, после Аггея и Захарии. Из содер­жания книги видно, что Иерусалимский храм был уже восстанов­лен, но богослужение в нем совершалось с отступлениями от надлежащего порядка, которые обличал пророк (1, 6-14, 2, 1). В частности Малахия обличает иудеев за принесение жертвы с пороками, за неисправное внесение десятин и вообще за небре­жение в исполнении закона (3, 8-10), за ропот на Бога, что Он медлит с исполнением обетований (о наступлении мессианских времен). Священников и народ пророк обличал за расторжение браков с законными женами еврейками и женитьбу на инопле­менницах (2, 10-16). Как известно, эти же нравственные недо­статки обнаруживали нравственные недостатки среди послепленных иудеев Ездра (1 Езд. 9-10) и Неемия по втором прибытии в Иерусалим (Неем. 13, 23-27). Поэтому, сравнивая книгу про­рока Малахии с книгами 1 Ездры и Неемии, можно заключить, что эти книги описывают одно и то же время, а, следовательно, Малахия был современником Ездры и Неемии. Время его служения приходится на период между 460-430 гг. до Р.Х. Как последний по времени служения пророк-писатель, Малахия у евреев назван «печатью пророков».

2. Состав и содержание книги

Основные темы книги прор. Малахии:

А) Обличение священников Израиля за осквернение трапезы (1-2) Господней и пророчество о замене Ветхозаветной жертвы Евхаристией. Пророческое указание на повсеместное богослужение в новозаветные времена;

Б) День Господень и Пришествие Христово (3,1). Пророчество о (3) Предтече Господнем и явлении св. Илии пророка (4).

Книга пророка Малахии состоит из 4 глав и содержит одну пророческую речь, изложенную в форме диалога. Речь эта по характеру содержания может быть разделена на 2 части: обличительную (1-2 глл.) и пророческую (3-4 глл.)

1 часть (1-2 глл.). В первой главе пророк говорит, что Господь возлюбил потомков Иакова, а Исава отверг. Но потом­ки Иакова, со своей стороны, не проявляют взаимной любви к Господу. «Сын славит отца, и раб боится господина, но где ваша ко мне любовь и где страх? – спрашивает Господь. Далее идет обличение священников и народ за то, что они оскверняют трапезу Господню, принося на жертвенник порочных животных (хромых, слепых, больных) и нечистый хлеб. «Поднеси это кня­зю! Будет ли он доволен...?» (стт. 6-9).

Нечестивые жертвы неугодны Богу, пусть лучше затворятся двери храма и не поддерживается огонь на жертвеннике (1, 10). «Ибо от востока и до запада велико будет имя Мое между наро­дами и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему в жертву чистую» (1, 11). Многие экзегеты видят в этом стихе пророческое указание на повсеместное богослужение в новозаветные времена (о котором Христос Спаситель возвестил в беседе с самарянкой), а также отмечают пророчество о замене ветхозавет­ной жертвы новозаветной, т.е. таинством Евхаристии.

Во второй главе пророк сначала обличает священников, угрожает им проклятием и крайним унижением на нарушение завета с Господом и неблагоговейное отношение к жертвеннику (стт. 1-9). Далее в 2, 10-16 пророк порицает иудеев за то, что они отвергают законных жен и вступают в брак с иноплеменницами, «дочерьми чужого Бога». В конце главы обличается греховное настроение иудеев – их ропот на Бога. Видя временное благополучие язычников, они отрицали правосудие Божие, роптали и говорили: «Всякий делающий зло хорош пред очами Господа.. Где Бог правосудия?»

2 часть – Во второй, пророческой части книги (3-4 глл.) пророк предвозвещает явление Господа и Его предтечи, но не для дарования иудеям внешнего благополучия, а с целью всеобщего нелицемерного суда. Здесь как бы дается ответ на вопросы и ропот иудеев, почему Бог медлит с исполнением Своих обетований.

Мессианские пророчества

О Предтече Господнем (3, 1; 4, 5-6). «Вот Я послю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел Завета, которого вы жела­ете» (3, 1)

Ангел, приготовляющий путь Господу, – Предтеча Господень, предсказанный Исаией, как «глас вопиющего в пустыне» (Ис. 40). Мессия назван в пророчестве «Господом» и «Ангелом Завета» в смысле вестница воли Триипостасного Бога. Это пророчество как предсказание об Иоанне Крестителе и Предтече Христа приводится у евангелистов-синоптиков (Мф. 11-10; Мк. 1, 2; Лк. 2, 27).

Далее говорится, что это пришествие Мессии будет в «день Господень», т.е. оно не даст иудеям никаких внешних преимуществ, но будет сопровождаться судом. «День Господень» будет как огонь, переплавляющий золото и серебро, и как щелок очищающий. Господь обличит и накажет чародеев, прелю­бодеев, ложно клянущихся, удерживающих плату у работавших, притесняющих вдов и сирот и помилует всех, боящихся Господа.

В 4, 5-6 пророк вторично предсказывает явление вестника пришествия Господа: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного, И он обра­тит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием».

Толкование этого пророчества основывается на свидетель­ствах синоптических Евангелий и Откр. 11, 3-13. Евангелисты-синоптики, указывая, что в пророчестве этом говорится об Иоанне Предтече (Лк. 1, 17; Мф. 17, 10; Мк. 9, 11) отмечают, что Иоанн придет «в духе и силе Илии» приготовить путь для еван­гельского служения Господа.

Действительное же и личное пришествие пророка Илии, сог­ласно толкованиям свв. Отцов и верованию всей Церкви ожидается перед вторым пришествием Господним. Церковное учение об этом запечатлено в тропаре пророку Илии, где он называется «вторым предтечей пришествия Христова». Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги, вместе с тем и все канонические книги. Ветхозаветные пророчества оканчиваются тем, чем начина­ется Евангелие – повествованием об Иоанне Крестителе.

Богослужебное употребление книги прор. Малахии

Из книги прор. Малахии в праздники в честь Иоанна Пред­течи (24 февр., 25 мая, 24 июня, 29 авг.) читается паремия из стихов: 3-4 глл.: 3, 1-3, 5-7, 12. 17-18; 4, 4-6.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 402 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...