Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Накануне падения Иерусалима



Когда уже становится очевидной неизбежность падения Иерусалима перед Навуходоносором, то основным содержанием призывав Иеремии становится то, что жители Иерусалима должны сдаться Навуходоносору, должны добровольно отдать себя в руки и должны добровольно идти в плен вавилонский, говоря о том, что такова воля Божия. Он видит в видении две корзины, одна из которых с хорошими смоквами, а другая из них с гнилыми, так что их нельзя есть, и сказал Господь: «подобно этим смоквам хорошим Я признаю хорошими переселенцев Иудейских, которых Я послал из сего места в землю Халдейскую; и обращу на них очи Мои во благо им и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю […] и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, и Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (Иер. 24, 5-7). Знакомые нам с вами слова: «Я буду им Богом, а они будут Моим народом». Эти слова сразу напоминают о Завете, потому что это центральное содержание Завета Бога с народом Израильским. «А о худых смоквах, которых и есть нельзя по негодности их, так говорит Господь: таким Я сделаю Седекию, царя Иудейского, и князей его и прочих Иерусалимлян, остающихся в земле сей и живущих в земле Египетской; и отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их. И пошлю на них меч, голод и моровую язву, доколе не истреблю их с земли, которую Я дал им и отцам их» (Иер. 24,8-10).

Пользуясь тем, что в Вавилон отправляется от Седекии посольство (Иер. 29, 1-10), в котором находятся двое друзей Иеремии, он отправляет туда послание, говоря о том, что пленники, которых Господь выслал из Иерусалима не должны слушать пророков, говорящих, что скоро сокрушит Господь иго вавилонское, и что скоро все вернутся по своим домам. Они должны строить дома, обзаводиться своим хозяйством, жить там, брать жен, рождать сыновей и заботиться о благосостоянии того города, в который они выселены, потому что их собственное жизнь и благосостояние от этого зависит. За это тоже следует гонение на Иеремию, его обвиняют в том, что он подрывает веру и надежду всех израильтян.

Иер. 23. Обличение нерадивых пастырей и лжепророков и предсказание о Пастыреначальнике из дома Давида

Стт. 1-2. Осуждение ложных пастырей, которые не пасут, а губят и разгоняют свое стадо, уподобляются диким зверям, напа­дающим на овец как на свою добычу. Под пастырями в этих сти­хах следует понимать руководителей еврейского народа: царей, первосвященников и священников, которые не исполняли свой вы­сокий долг перед народом – своей паствой. Господь через проро­ка обещает наказать нерадивых пастырей, слова эти актуальны по сей день, ибо словесным овцам, не имеющим пастыря, свойственно уклоняться от истины, блуждать на стране далече. За грехи паст­вы ответственность несет священник.

Стт. 3-4 – в ближайшем смысле говорят о возвращении иуде­ев из плена и восстановлении благочестия в народе трудами ис­тинных пастырей. В более широком смысле здесь можно понимать соединение всех верующих в Церкви Христовой. Как видно из по­следующей речи время избавления от плена у пророка соединяет­ся с временем пришествия на землю Мессии – Христа. Поэтому под добрыми пастырями здесь можно понимать святых апостолов Хрис­товых и их преемников новозаветных пастырей Церкви. Последую­щие стихи подтверждают эту мысль.

Стт. 5-6. «Вот наступают дни, – говорит Господь, – и вос­ставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется, и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его... Господь оправдание наше». После того, как про­рок возвестил о новых пастырях, он останавливает свой проро­ческий взор на Пастыре из рода Давидова. О многих пастырях сказано, что они «упасут» (т.е. будут хорошо пасти) овец ста­да Господня, о едином же пастыре пророк говорит как о Спаси­теле всего Израиля. Отсюда ясно, что под Единым Пастырем про­рок имеет обетованного потомка из рода Давидова, имя которо­го будет соответствовать характеру Его деятельности как Спасителя всех рассеянных, заблудших овец. Об этом ясно гово­рится в 7-8 стт.

Ст. 5 – «Отрасль праведная» – росток от корня дерева – образ аналогичный пророчеству Исаии (11, 1).

У 70 это место переведено «Восток праведный». «Востоком» будущий Мессия именуется здесь как Источник Света, как Солнце Правды, просветившее все человечество и выведшее всех из тьмы греха (Ин. 1, 9; Гал. 3, 13).

Это мессианское пророчество (23, 5-6) повторяется в 33, 15-16.

25 гл. Пророчество о 70-летнем Вавилонском плене (25, 11 – наизусть)

В 4 год царствования Иоакима пророк возвестил всему на­роду, что он будет наказан Господом, Навуходоносор опустошит землю и отведет народ в плен на 70 лет. «И вся земля эта бу­дет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вави­лонскому 70 лет» (11). 70 лет цифра округленная. Начало пле­на следует считать с 605 года – победа Навуходоносора над фа­раоном Нехао, с этого же года царь Иоаким становится данником, зависимым от Вавилона.

Конец плена был положен указом персидского царя Кира в 538 году (536), сокрушившего Вавилонское государство. О па­дении Вавилона также говорится в пророчестве ст. 12 – «И будет, когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилон­ского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие».

По принимаемым нами датам плен продолжался 67 лет.

Книга пророка Иеремии. Сведения о жизни пророка. План книги. Пророчества о падении Иерусалима. Пророчество о Новом Завете. Падение Иерусалима и судьба побежденных (гл. 26-45).

1. Личность, служение и эпоха Иеремии

Иеремия («избранный Богом»; др.: «Бог возвещает») при­надлежал к священнической семье, жившей в 4-х км. от Иеруса­лима в маленьком городке Анафофе. В дни Давида здесь поселил­ся далекий их предок первосвященник Авиафар (3 Ц. 2, 26), и с тех пор земли эти принадлежали священству. Социальное положе­ние Иеремии было довольно высокое, он был знаком с лицами царского двора (Иеремия имел своим писцом Варуха, брат которого был главным постельником у царя Седекии (51, 59; 45, 1).

Служение Иеремии проходило примерно через 100 лет после Исаии. Уже в юных годах Господь призвал его быть пророком. Это произошло в 13-й год царствования Иосии (640-609). Проро­чествовал он при Иосии и 4-х преемниках этого царя, а именно: Иоахазе (609), Иоакиме (609-597), Иехонии (597), и Седекии (597-586). Это была эпоха падения Ассирийской монархии и воз­рождения Ново-вавилонского царства.

Опасность, которая давно грозила южному царству (Иудее) со стороны Ассирии, в бурную эпоху Иеремии закончилась низвержением иудейской монархии Вавилоном. Седекия и большое число его подданых были уведены в Вавилонский плен. Военачальник царя Навузардан предложил Иеремии переселиться в Вавилон, если он хочет. Но пророк с бескорыстным патриотизмом отверг предложение победителя о почетном содержании его в изгнании и остался в Иудее, продолжая свое пророческое служение в последовавшее смутное время, пока группа его соотечественников не заставила его сопровождать их в Египет (43, 4). Там, в Египте, согласно преданию, его постигла мученическая смерть в Тафнисе его побили камнями иудеи за его обличения. Пророчествовал он более 40 лет, т.е. с 626 г, по 583 г. до Р.Хр.

Иеремия был одновременно и священником, и пророком, и жил в такое время, когда оба эти звания были наиболее прини­жены, и он был вынужден подвергаться постоянным оскорблениям, которые буквально сыпались на него за то, что каждое его сло­во и дело являлось приговором для его нечестивых соотечест­венников. Враждебность, оскорбления, невозможность отвратить грядущие беды, одинокая жизнь и запрещение брака (16, 2) – таковы были обстоятельства жизни и деятельности Иеремии, ко­торого обычно называют «пророком времени упадка и уничтожения иудейской монархии».

В царствование Иосии (640-609) – первого из пяти последних иудейских царей, при которых проходил свое служение про­рок Иеремия, опасности, возникавшие для иудеев вследствие географического положения страны, стали мучительно очевидными: Палестина издавна была полем битвы между соперничавшими державами: Ассирией и Египтом. Маленькое царство не могло сопротивляться ни одному из своих опасных соседей не заручившись помощью одного из них и поэтому над Иудеей постоянно стоял вопрос с кем из соседей соединить свою судьбу? Как и во времена Исаии (Ис. 30, 1-5; 31, 1-3), в эпоху Иеремии в государстве были сильные партии в пользу того и другого союза.

Распространение влияния царя Иосии за пределы его цар­ства к северу (в Гиву 4 Ц. 23,8) показало, что могущество Ассирии, которая за сто лет до этого покорила Израильское десятиколенное царство, стало убывать. С другой стороны, это не значило, что следует полагаться на Египет, хотя халдейская (Вавилонская) держава, которая должна была скоро занять место Ассирии, в это время едва ли находилась на политическом гори­зонте Иудеи.

Несмотря на сложное положение в отношении внешней политики, внутренняя жизнь государства при царе Иосии имела обнадеживающие черты. Этот царь, в противоположность своим предшест­венникам – идолопоклоникам Манассии и Амону – был горячим почитателем Иеговы. Это почитание, поддержанное мудрыми советни­ками, приняло форму энергичной компании против идолопоклонства и безнравственности, которые омрачали два предыдущих царство­вания. Алтари, воздвигнутые Ваалу, поклонение воинству небесному, т.е. небесным светилам (4 Ц. 17, 16), изображение коней и колесниц, солнца в пределах самого храма, человеческое жертвопри­ношение в долине Еннома (на юге и на западе Иерусалима) – все это говорило о религиозном упадке иудеев и побуждало царя Иосию к реформаторской деятельности. Реформа проходила под идеей религиозной централизации. Смысл ее был в том, что только Иегова должен был быть предметом почитания, и что богопочитание должно быть сосредоточено исключительно в Иерусалиме. Претво­рение этого принципа в жизнь имело важные последствия для ре­лигиозной жизни нации. Централизация богопочитания была явным протестом против почитания множества богов. Кроме того, огра­ничение жертвоприношения центральным олтарем выражало стрем­ление придать богопочитанию более духовный смысл, независимый от той или другой местности.

Но пророк Иеремия уже в это время ясно видел, что идолопоклонство настолько глубоко укоренилось в народе, что даже решительные реформы не смогут уничтожить его. Народные мас­сы удерживались в приверженности старым обычаям жрецами местных алтарей («высот») по всей стране; они, естественно, сопро­тивлялись перемене, которая лишала их мест и отнимала источник существования. Поэтому картина, в которой пророк изображает состояние общества, является неприглядной. Повсюду, среди высших и низших, было бесчестие, ложные клятвы, лицемерие, убий­ства и открытый разврат.

Зрелище окружающей безнравственности и идолопоклонства заставило Иеремию возвысить свой голос против заблуждений его народа. Особенно сильно зазвучало его обличение через пять лет призвания, когда в Иерусалимском храме первосвященником Халкией была найдена «книга Закона Господня» (4 Ц. 22, 8), которую библеисты отождествляют с Второзаконием. Яркие картины наказаний за неверность Иегове, находящиеся в 28 главе Второзакония, не могли не возбудить пророка, поощряли его к еще более рев­ностному исполнению своего служения. Он должен был противостоять двум заблуждениям. Безнравственности и идолопоклонству, с одной стороны и неоправданной роскоши и растовщичеству при храме с другой. Немало было таких людей, которые утверждали: чтобы снискать милость Иеговы, необходимо приносить многочисленные и дорогие жертвы, ибо, по их мнению, роскошь храма была гарантией безопасности Иерусалима (7, 4).

Незадолго до того, как вновь возникшее халдейское госу­дарство, захватив Ниневию в 612 году, оправдало свои претен­зии на то, чтобы быть преемником Ассирии, царь Иосия открыто встал на его сторону (4 Ц. 23, 29). Со своим войском он выступил против фараона Нехао II, шедшему против Халдеи, и был убит в сражении при Мегиддоне (609).

Царствование Иохаза (609), преемника Иосии было очень коротким – 3 месяца (4 Ц. 23, 31). Он был уведен в плен в Египет фараоном Нехао, а на страну была положена дань (4 Ц. 23, 33).

Царствование Иоакима, старшего брата Иоахаза продолжа­лось одиннадцать лет (2 Пар. 36, 2-5). Египетский фараон Нехао посадил его на престол, переименовав из Елиакима в Иоакима в знак зависимости от него. Политика Иоакима была противополож­на политики его отца Иосии и была губительной (4 Ц. 24, 1-4). Жестокий и равнодушный Иоаким стремился к собственному прос­лавлению и был равнодушным к национальной религии (Иер. 22, 13, 17). При нем священники и лжепророки, возмущенные предо­стережениями и упреками Иеремии, требовали от царя смерти про­рока, ибо царь уже умертвил одного из праведников – пророка Урию (Иер. 26, 16).

Четвертый год царствования Иоакима (605 г. до Р.Хр.) дал достойное доказательство предвидения Иеремии: Навуходоносор – царь вавилонский разбил армию фараона Нехао при Кархемисе на Ефрате и, вторгшись в Палестину, принудил многих иудеев искать защиты в странах Иерусалима. Победитель подошел к столице и увел в плен часть иудеев, а также унес священные сосуды в Ва­вилон (2 Пар. 36, 6-7). Полного разгрома Иудеи еще не было из-за поспешного возвращения Навуходоносора домой, по получении известия о болезни его отца, для того, чтобы обеспечить за собой престол. С этого времени предсказания Иеремии приобре­тают большую ясность, определенность. Он уже не говорит, как в 1, 14 и 6, 1 о враге с севера, а ясно заявляет, что царь ва­вилонский как орудие Божия наказания должен победить; он призывает к покорности воли Божией, карающей их за грехи идо­лопоклонства и обещает, что те, которые послушаются его сове­та, останутся спокойно жить в своей стране. Остальные, хотя и будут уведены в плен, который продлится 70 лет, но в конце кон­цов будут возвращены.

Вероятно, вскоре после битвы при Кархемисе (605 г.) про­изошла сцена сожжения царем Иоакимом свитка пророка Иеремии и отвержение всех его предупреждений (Иер. 36). С этого момен­та, по-видимому, Иеремия не был в Иерусалиме до конца царст­вования Иоакима. Царь больше не получал предостережений. Че­рез 3 года, в которые он платил дань Вавилону, он восстал; в ответ на это на него напали отряды халдеев и другие инопле­менники в сражении с которыми царь был убит. Так исполнилось предсказанное о нем Иеремией: насильственный конец его жизни и бесславное погребение (Иер. 22, 18-19).

Царствование Иехонии (597 г.), сына Иоакима, как в царст­вование его дяди Иоахаза, продолжалось только три месяца, а затем он и цвет его общества «хорошие смоквы» (Иер. 24) были уведены в Вавилон. После 36 летнего заключения он был освобож­ден сыном и преемником Навуходоносора Евилмеродахон (Иер. 52, 31). К этому периоду относится содержание 13 гл., с ее символом льняного пояса.

Царствование Седекии (597-586), младшего сына Иосии, бы­ло трагическим для Иудеи. Хорошо настроенный, но совершенно слабосильный Седекия обнаруживал большое стремление советовать­ся с Иеремией, чем его предшественники (Иер. 37, 17-21, 33, 14-28) и по его совету покорялся Вавилону. Но у него не было истинной ревности к религии, и он следовал то советам Иеремии, то слушал ложных пророков. Седекия, ободряемый ложными пророками, пред­возвещавшими ему успех, вступил в переговоры с соседними ему царями: идумейским, моавитским, аммонитским, тирским и сидонским, о совокупных действиях против общего врага Навуходоносо­ра. Пророк Иеремия, предвидя пагубность этих планов, обличал их (Иер. 27, 6-10). Нашествие на Иудею – гнев Божий и оно не­отвратимо – говорил пророк. Попытка Седекии освободиться от вавилонского ига потерпела неудачу (4 Ц. 24, 20, ср. 2 Пар. 36, 13). Иерусалим после трехлетней осады был взят. Седекия, пытавшись бежать, был схвачен и отправлен в г. Ривлу (Сирия) к победителю. Здесь на его глазах умертвили его сыновей, за­тем ослепили его самого, заковали в цепи и отправили в плен, где он и умер. Иудея была разграблена, храм разрушен Навузарданом, жители уведены в плен. Над оставшимися правителем был поставлен иудейский вельможа Годолия. Царство иудейское прекратило свое существование.

После взятия Иерусалима Иеремия, вероятно, по ошибке был связан и вместе с другими выведен из Иерусалима; в Раме, сог­ласно ранее изданному Навуходоносором повелению о пророке, он был освобожден и отправился в Массифу под покровительство Годолии (40). Но здесь он был не долго: Годолия был убит, а Иеремия принужден был бежать в Египет. В Египте он продол­жает обличать своих единоплеменников за их духовную слепоту, и предсказывал подобную горькую судьбу и египтянам. Престол Навуходоносора будет поставлен у входа в дом фараона – го­ворил пророк. За это, по преданию (ибо в Библии о смерти про­рока ничего не сказано), он был побит камнями, а позже Алек­сандр Македонский перенес его мощи в Александрию и положил их в драгоценной гробнице.

Память о пророке-мученике долго жила в еврейском народе. По 2 Макк. 2, 4 – Иеремия, по разрушении Иерусалима халдеями, скрыл в пещере горы Нево скинию, ковчег завета и алтарь кадиль­ный. Иуда Маккавей перед битвой с Никанором, видя во сне про­рока Иеремию, от которого узнал о своей победе над врагами (2 Макк. 15, 13).

Иеремию евреи ожидали в качестве предтечи Мессии (Мф. 16, 14). Память пророка Иеремии Православная Церковь празднует 1/14 мая.

Состав и план книги пророка ИЕРЕМИИ в МТ и в переводе 70-ти

А. Книга пророка Иеремии состоит из 52 глав и разделяется на 3 части.

1. 1-25 гл. Пророчества об Иудее и Иерусалиме.

2. 26-45 гл. Биографические повествования об Иеремии (угрозы и утешения параллельно с биографией пророка, написано прозой, возможно принадлежит Варуху).

3. 46-51 гл. Пророчества о языческих народах.

4. 52 гл. Историческое приложение (из IV Царств).

1. В первой части (Глл. 1-25) после описания призвания Иеремии к пророческому служению (гл. 1), составляющего как бы введение ко всей книге, излагаются обличительные речи проро­ка, относящиеся к иудеям и Иерусалиму. В этой части содержит­ся самое большое количество материала, исходящего от Иеремии.

2. Во второй части параллельно с грозными и утешительными пророчествами о будущем излагаются биографические повествования об Иеремии на фоне современных исторических событий. Эта часть, написанная почти исключительно прозой, по всей вероят­ности, является сочинением Варуха.

3. В третьей части (46-51) содержатся речи о языческих наро­дах. В МТ они расположены так: Египет (46), Филистия (47), Моав (48), Аммон (49,1-6), Едом (49,7-22), Дамаск (49,23-27), Кедар и Асор (49, 28-33), Едам (49, 34-39), Вавилон (50-51). В переводе 70-ти порядок другой: Елам, Египет, Вавилон, Филистия, Едом, Аммон, Кедар, Дамаск, Моав.

4. Историческое приложение (гл. 52) заимствовано из 4 Ц. 24, 18-25; 21, 27-39, но содержит дополнительный материал о коли­честве уведенных в плен (52, 28-30), взятый из официального ис­точника и заслуживающий доверия.

В книге пророка Иеремии наблюдается отсутствие хронологи­ческого порядка в изложении, особенно во второй части. Так, на­пример, в главе 21 говорится о событиях последних лет царство­вания Седекии, а в главе 25 описывается проповедь Иеремии и четвертый год царствования Иоакима – предшественника Седекии. От­сутствие строгой хронологической системы объясняется тем, что первоначально существовали отдельно сборники проповедей и био­графические очерки Иеремии, которые в последствии были соеди­нены вместе редактором книги, жившим, по-видимому, в последнее время.

Б. Греческий текст перевода 70-ти отличается от еврейского масоретского текста, во-первых расположением глав, особенно в пророчествах о языческих народах, и, во-вторых количеством слов. Так, главы с 44-51 в греческом переводе помещены после 13 стиха 25 главы МТ, а по своему объему текст перевода 70-ти ко­роче еврейского на 2700 слов или на 1/8 общего объема. Кумранские открытия показали, что эта разница в количестве слов поя­вилась вследствие того, что у евреев еще до Рождества Христо­ва существовали две древних редакции книги пророка Иеремии: одна более пространная, другая более краткая. С последней ре­дакции и был составлен перевод 70-ти толковников.

Следует иметь в виду, что в славянском переводе книги про­рока Изремии, сделанном с греческого текста 70-ти, сохранен по­рядок глав еврейской Библии, т.е. масоретского текста.

Иеремия возвещает о грядущем разрушении храма и падении Иерусалима. «С домом сим Я сделаю то же, что – с Силомом, и город сей предам на проклятие народам всей земли» (26:6). Его пророчество вызывают разную реакцию, поскольку, находятся все-таки здравомыслящие люди, которые говорят, что вот во времена прежние пророчествовал о разрушении Иерусалима пророк Михей (Иер.26:17-19), но тем не менее это послужило не к тому, что он был казнен, а к тому, что народ покаялся. Не нужно ли в случае с Иеремией поступить тем же самым образом, т.е. не пытаться убить Иеремию, а покаяться перед Богом и исправить это.

Мы видим, что пророк Иеремия не только обращается со словом обличения к своему народу, но в какой-то момент, по повелению Божию, записывает все эти слова в книгу (30:2; 36:2). Когда эта книга попадает в руки царя Иоакима, то по мере того, как ему ее читают, он отрезает ножом куски от свитка и бросает их в жаровню, с тем, чтобы они сгорели. За это пророк Иеремия возвещает, что «не будет от него седящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной» (36:30). Как и при каких обстоятельствах умер Иоаким, мы точно не знаем, но, по крайней мере, когда в 597 году Навуходоносор овладел Иерусалимом, то, при том, что сначала там находился Иоаким, сдает Иерусалим ему уже Иехония. Так что нет оснований думать, что это пророчество не исполнилось. И после того, как эта книга изрезана, то Иеремия повелевает Варуху писать новую книгу, в которую включают еще больше пророчеств, которых не было в этой книге первоначально, вполне возможно, что этот свиток и явился книги пророка Иеремии.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 276 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...