Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Изображение нравственного состояния Иерусалима и Иудеи



Что в этих обличительных и увещевательных речах нам нужно отметить? Во-первых, уже известный нам образ брака. Она присутствует уже в самом первом обращении: «И было слово Господне ко мне: иди и возгласи дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за мной в пустыню, в землю незасеянную». (Иер.2,1-2) Израиль, ветхозаветная церковь называется здесь невестою, а затем иудеи называются уже блудницей, которая блудодействует. Блудодействовал, т.е. служил идолам Израиль, за что был сокрушен, и, вслед за ним, не устрашившись ничего, продолжает блудодействовать Иудея. «Видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля?» – Видите, они называются не Израиль и Иудея, а дочь Израиля, дочь Иерусалима, дочь Иудеи, очень характерное название, – «Она ходила на всякую высокую гору, под всякое ветвистое дерево, там блудодействовала, и после того, как она все это делала, Я говорил: «возвратись ко Мне», но она не возвратилась, и видела это вероломная сестра ее Иудея, и я видел, что когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала» (Иер. 3, 6-8). Вот тема долготерпения. Господь не говорит, что вот, она блудодействовала, и Я ее наказал. Напротив, «она блудодействовала, а я говорил ей, вернись» долгое время, и после тоже не говорит, что наказал, но что дал ей разводное письмо, дал ей развод, дал ей уже ходить и жить, как ей самой хочется, и уже больше не вступался за нее. И тогда произошло завоевание Ассирией. И Иудея, перед глазами которой все это происходило, не вразумилась, и следует тем же самым путем. Бог готов даже отступить от закона. После развода и второго брака жены муж не мог принять ее снова. Бог готов снова принять свой народ, если он покается (Иер.3:1). Но промедление с наказанием, долготерпение Божие воспринимает, с одной стороны, как безнаказанность, а с другой – как знак того, что она ходит такими путями как должно и что ничто ей на этих путях не грозит.

Через пророка Иеремию Господь обращается к народу и говорит: «Какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня, пошли за суетою и осуетились?» (Иер.2:5). То же самое – Господь предлагает им судиться, Он согласен и на это. Он вопрошает их о том, меняет ли хотя бы какой народ богов своих, хотя они не боги? Меняет ли хоть какой-нибудь тех богов, каких принял от отцов? Не меняет. А Израиль отступил от Бога истинного и стал ходить вслед других богов.

Очень важные слова, которые, конечно имеют отношение и к людям Нового Завета: «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:13). Отступив от истинного богопочитания, отступив от союза с Богом, они поклонились ложным богам, которые не имеют в себе жизни, и дать никому не могут.

Пророк Иеремия обличает и показывает упорство и нераскаянность, которые характерны для иудеев, и говорит о том, что они будут за это наказаны. Причем он говорит не просто об упорстве вообще, и о нераскаянности всех. Он конкретно называет грехи князей, конкретно называет грехи священников, конкретно называет грехи пророков иерусалимских, которых, по-видимому, было немало. И все это для того, чтобы дать им возможность покаяться. Вот, как он описывает погибающий Иерусалим: «Походите по улицам Иерусалима, посмотрите и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины, и Я пощадил бы Иерусалим» (Иер.5:1). Не правда ли, состояние наподобие Содомского и Гоморрского? Но там требовалось десять праведников, а здесь один. «Хоть и говорят они: жив Господь, но клянутся ложно» (5:2). «Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною – как Содом, и жители его – как Гоморра» (Иер.23:14).

«Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось» (Иер.23:25)

«Посему, вот Я – на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я – на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал». Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер.23:30-32)

И та же самая тема, которая присутствует у пророка Исаии: «Господи, очи Твои не к истинным ли обращены, Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли, Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления, лица свои сделали они крепче камня и не хотят обратиться» (Ис.5:4). Дальше он говорит, что это простолюдины, может быть, они не знают закона Божьего, и обращается к князьям, священникам, пророкам и никто не оказывается достойным, оказывается, что никто не следует путем правды. Даже те, кому он ведом, и кто должен учить ему других. «От малого до большого каждый из них предан корысти, и от пророков до священников – все действуют лживо, врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир, мир!», а мира нет, стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь» (Иер.8:10-11).

Главным средством приготовления людей к спасительной вере во Христа был Закон. И вот мы видим, что знатоки вполне способны были перетолковать закон так, чтобы он был удобен для них. «Как вы говорите: «мы мудры и закон Господень у нас», а вот лживая трость книжников его превращает в ложь» (Иер.8:8). Т.е. уже во времена пророка Иеремии закон получал какие-то перетолкования, которые позволяли жить беззаконно. «Я наблюдал и слушал, не говорят они правды, никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: «что я сделал?» каждый обращается на свой путь» (Иер.8:6). И при всем при этом, при этом беззаконии, все действительно пребывают в удивительном спокойствии. Почему? Потому что пророки и священники говорят: мир, безопасность, «врачуя» тем самым народ, избавляя его от угрызений совести. Стоит город, стоит храм и, судя по всему, народ говорит: «Вот, здесь храм Господень, поэтому мы будем в безопасности». Этот психологический феномен мы встречали и раньше. Если вы помните, во времена пророка Самуила для того, чтобы победить филистимлян вперед себя вынесли ковчег завета с надеждой, что за этим ковчегом и Бог тоже обязательно последует.

И вот Господь говорит так: «Стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, – то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов» (Иер.7:2-7). Значит, само по себе присутствие храма само по себе совершение в нем каких-то благолепных богослужений, совершенно, оказывается, еще ничего не гарантирует. Почему? Вы надеетесь на обманчивые слова: «храм Господень», а, между тем, «...крадете, убиваете, прелюбодействуете, клянетесь во лжи, кадите Ваалу и ходите вслед иных богов, которых вы не знаете. И потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено Имя Мое и говорите: мы спасены, чтобы впредь делать эти мерзости» (Иер.7:9-10). «Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь» (7:11).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...