Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Роль народных масс и личности в истории



Народ. Часто употребляется в смысле населения данной страны или в значении нации (русский народ). Народ – явление исторически неоднородное. Социальная структура народа отличается большой сложностью и изменчивостью. Народ – это не арифметическая сумма чел-их единиц, а нечто едино-цельное, образующее конкретное общество, множество собирательно сосуществующих семей и отдельных индивидуумов. Их настоящее и будущее связано с судьбой народа. Народ не поглощает ни семьи, ни личности, а наполняет их жизненным содержанием в определенной нац. форме. Эта форма представляется в первую очередь языком, складом обычаев и хар-ом души народа.

Народ в обыденном сознании – негативная окрашенность; масса простого люда, которая выполняла тяжелую черную работу.

Подход к понятию народ д\б конкретно-исторический (первобытно-общинный строй – все члены общества в совокупности составляли народ).

Народ – творец и хранитель культурных ценностей, созданных всей историей общества (источник духовных ценностей) – материальная культура, язык, фольклор. Ни одно крупное историческое событие не осуществлялось без народа. Народ – творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как неодинаков сам народ на различных ступенях развития общества, как неодинаковы его знания, опыт, сознательность. Опыт истории показывает, что могут быть периоды, когда народ впадает в заблуждение.

В ходе общественного народа меняются условия, в которых проявляются силы народа. При деспотических режимах активность масс снижается (апатия масс). Историческая роль народа возрастает по мере прогресса чел-ва. Чем более сложные соц. задачи встают перед обществом, тем более широкие народные массы включаются в общественные преобразования.

Толпа. Это случайное сборище людей, объединенных в одном пространстве временным и преходящим интересом; это хаотическое целое, лишенное внутренней организации, иногда эта организация носит расплывчато-сумбурный хар-р. с позиций психологии толпа отличается резкой ослабленностью разумного контроля в своем поведении. В толпе проявляется эмоционально-волевое бушевание страстей, смутных и неустойчивых интересов людей. Поведение толпы обычно определяется влиянием настроений и подвержено сильному воздействию лидера, в качестве которого выступает человек, быстрее и лучше других уловивший настроения толпы. Толпа без вожака ничего не сможет сделать.

Поведение толпы – стихийное.

О роли личности в истории. Временами многие соц. мыслители преувеличивали роль личности, прежде всего гос. деятелей. Роль Л. велика в силу особого места и особой функции, которую она призвана выполнять.

Историческая Л. – личность, вознесенная силой обстоятельств и личных качеств на пьедестал истории.

Гегель: всемирно-исторические Л. – те немногие выдающиеся люди, личные интересы которых содержат в себе субстанциальный элемент, составляющий волю Мирового Духа. Они понимают историческую необходимость и поэтому д\б свободными. Но их трагедия в том, что они не принадлежат сами себе, они суть орудия Мирового Духа, хотя и великое орудие.

Макиавелли: счастье не дало им ничего, кроме случая, доставившего им в руки материал, которому они могли дать формы согласно своим целям и принципам (необходимо, чтобы Моисей нашел народ Израилев в Египте томящимся в рабстве и угнетении, чтобы желание выйти из такого состояния побудило следовать за Моисеем).

История вершится людьми в соответствии с объективными законами. Народ нуждается в мудром вожде, т.к. единство народа требует духовно-волевого воплощения, единого центра. Платон: мир тогда станет счастливым, когда мудрецы станут царями или цари мудрецами.

Став во главе гос-ва, политической партии, армии, народного движения, личность может оказывать на ход истории разное влияние: +, - или + и -. Выдвижение Л. обусловлено и потребностями общества, и личными качествами людей.

Историческую Л. необходимо оценивать с т\з того, как она выполняет задачи, возложенные на нее историей. Прогрессивная Л. ускоряет ход событий. Сам факт выдвижения на роль исторической Л. именно данного чел-ка – случайность (Ленин м\б хорошим адвокатом). Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы глав-ую роль заняла Л. такого рода. Возможна замена великих людей. Шекспир: маленькие люди становятся великими, когда великие люди переводятся.

Великая Л. детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Но это оставляет и большой простор для выявления ее инд-ых особенностей (проницательность, дарования – помощь,; промахи – ущерб). Деят-ть политического вождя предполагает видеть и лес, и деревья. Конфуций: человека, который не заглядывает далеко, ждут близкие беды.

Высокая власть имеет тяжелые обязанности. Библия: Кому много дано, с того много и спросится.

Не только гос. деятели, но и талантливые Л., творящие духовные ценности в сфере науки, искусства, философии, религии. Величие чел-ка определяется и врожденными задатками, и приобретенными качествами ума и характера, и обстоятельствами. Гениальность неразлучна с героизмом (Стефан Пермский). Гений и злодейство не совместимы. (???). Гений – это тот чел-к, который охвачен великим замыслом, обладает мощным умом, ярким воображением, огромной волей, колоссальным упорством в достижении целей. Он обогащает общество новыми открытиями, направлениями в науке. Ему приходится прежде всего усвоить сделанное до него, создать новое и отстоять это новое в борьбе со старым. т\з Гончарова: героизм Чацкого на смене эпох.

Харизматическая Л. – духовно одаренная Л., которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, даже сверхъестественная по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному чел-ку. Харизма (милость, дар, благодать); ее носители – герои, созидатели, реформаторы, выступающие как провозвестники божественной воли, либо как носители идеи высокого разума, либо как гении, идущие наперекор обычному порядку вещей.

Феномен харизмы уходит корнями в языческие времена. Харизматическая власть вождя основана на безграничном и безоговорочном, радостном подчинении и поддерживается прежде всего верой в избранность, харизматичность властителя. Потеря дара, изменение отношения = покинутость богом.

Окружение харизматической Л. – ученики, единоверцы. Окружение харизм. л идера обладает даром, но «пониже ростом».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1550 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...