Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие культуры. Структура культуры. Функции культуры



Культурой является любой человеческий опыт. Культура – семейная, политическая, этическая, интеллектуальная, художественная, физическая.

Формы накопления опыта: знания; отношения, корпоративный опыт социальных институтов; артефакты.

Схема познания Баумгартена из трактата «Эстетика»:

1. ощущения – сигнал в организм

2. восприятие – сигналы организуются в структуру

3. представления - восприятие сохраняется

4. понятия – образ заменяется знаком-сигналом

5. суждение – сравниваем

6. умозаключение – из суждения делаем новое знание.

1 – 3 –чувственное познание, 4 – 5 – рациональное познание = гносеология.

Эстетика – наука о закономерностях эстетического освоения чел-ком мира, о сущностях и формах творчества по законам красоты.

Петр Анохин, психофизиолог, рассматривает чувственное сознание как способ приспособляемости и выживания. Эмоциональный тон ощущения – ЭТО – первая оценка. Существует и у простейших. У каждой особи тоны м\б разнообразны. ЭТО сущесвуют и в виде рефлекса и в виде физиологического состояния организма.

Эмоции – это оценка, свойственная более высоким существам. Эмоции могут сохраняться и на уровне представлений. «Чувство – осознанная эмоция, эмоция – неосознанное чувство». Эмоциональные и рациональные оценки могут рассогласовываться, могут совпадать. У каждого чел-ка накапливается эмоциональный опыт. Составляет определенную часть сознания, играет иногда определяющую роль (выбор профессии, спутника жизни, одежды).

Вся человеческая история – история общения. Индивидуальная потребность живого организма – продолжение рода и утоление голода. Общественная потребность – обмен информацией. До удовлетворения – отрицательные ощущения, после – положительные переживания.

Рациональный опыт мы передает при помощи языка (но – мысль изреченная есть ложь). Эмоциональный опыт мы передаем при помощи искусства.

Искусство – не совсем художественная культура, но оно связано с чел-ой деят-тью. Специфическая форма О.С. и человеческой деят-ти, представляющая собой отражение дейст-ти в худ-ых образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира.

Изобразительные искусства.

Моделирование – живопись, графика, скульптура, литература. Точное и субъективное воспроизведение дейст-ти. «Если я точно воспроизведу своего мопса, то у меня будет две собаки и не одного произведения искусства». Главная задача: вызвать эмоциональное отношение. Чем примитивнее \ богаче дейст-ть, тем примитивнее \ богаче эмоция и тем примитивнее \ богаче произведение искусства (Сравним: Венера палеолита и Последний день Помпеи).

Выразительные искусства.

Преобладает ритм при помощи моделей. Определенный ритм работы нашего мозга (альфа ритм при беге и на уроках математики). При смене ритма возникают +\- состояния. Ритмически организованный звук воздействует на сознание: простой ритм – простые эмоции. Ритм можно задать с помощью телодвижений (бизонья пляска). Ритмическая организация пространства: архитектура – «застывшая музыка». Орнамент – ритмическая организация определенных элементов.

Синкретичные виды искусства.

Цирк, эстрада, театр, кинематограф и пр.

Постепенно возникает специализация и профессионализация в области искусства.

Слой попсовой культуры и рафинированной культуры. Это слои соц.Ф.

В искусстве нет жесткой смены нового и старого и не работает закон снятия («сливок» с прошлого). Сравним: античные орудия труда и передвижения и античные произведения искусства.

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Каждая из этих наук дает ей свое оп ределение. Для философии в отличие от этих наук свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чертах, т.е. с мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В настоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятельности человека порождает и многообразие проявлений культуры. Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности. В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. На протяжении всей истории развития философской мысли культу ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. В эпоху Просвещения под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной куль- туры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и области производства- материального и духовного, причем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура мировоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная.Культура - это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 716 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...