Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения или развития



«Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно - составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие пользовались политическою независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу».

Первые два закона очевидны. Не требуется никаких пояснений.

Третий закон. Подтверждается рассмотрением многих исторических фактов. «Начала могут быть уничтожены, но не могут быть заменены другими началами, составляющими принадлежность другого культурно-исторического типа, иначе как с уничтожением самого народа, то есть обращением его из самостоятельного исторического деятеля в этнографический материал, имеющий войти в состав новой образующейся народности».

«воздействия друг на друга не есть передача».

Способы распространения цивилизации:

1. «пересадка с одного места на другое посредством колонизации».

2. «прививка». Обе части сохраняют свою сущность, но дичок обращается в средство, служебное орудие для черенка. Само дерево становится не нужным. «Прививка не приносит пользы тому, к чему прививается».

3. уподобляется влиянию почвенного удобрения на растительный организм; влиянию улучшенного питания на организм животный. Примеры: так Египет и Финикия действовали на Грецию, Греция – на Рим, Рим и Греция – на германо-романскую Европу.

Четвертый закон. «Цивилизация тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее, независимее составные элементы, то есть народности, входящие в образование типа. Самые богатые, самые полные цивилизации изо всех доселе на земле существовавших принадлежат, конечно, мирам Греческому и Европейскому».

Культурно исторический тип – высшая историческая единица.

Пятый закон. «Период цивилизации каждого типа сравнительно очень короток, истощает силы его и вторично не возвращается».

Все оканчивается, когда иссякает творческая деятельность. Возможны следующие пути:

Апатия самодовольства (Китай).

Апатия отчаяния (Римский мир, во время распространения христианства). Эта форма «не может быть продолжительна и переходит в первую, если не сметаются внешними бурями».

Период цивилизации короток – 4-6 столетий. Предшествующее ему время бывает чрезвычайно длинным. Измеряется тысячелетиями.

«К числу самых высочайших нелепостей, когда-нибудь приходивших в человеческую голову, принадлежит и мысль о бесконечном развитии, или бесконечном прогрессе».

«Прогресс состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле во всех направлениях».

«Переход как из этнографического состояния в государственное, так и из государственного в цивилизованное или культурное обусловливается толчком или рядом толчков внешних событий, возбуждающих и поддерживающих деятельность народа в известном направлении».

Общая черта государственного периода развития – потеря большей или меньшей части первобытной племенной независимости.

Общая черта цивилизационного периода – стремление к освобождению от этой зависимости и к замене утраченной древней воли правильною свободой.

Не существует ни общечеловеческой цивилизации (нежелательная неполнота), ни всечеловеческой цивилизации (идеал).

Далее все вышесказанное применяется к отношениям всего Славянства (которому Россия служит только представителем) к Европе. Славянство – отдельный культурно-исторический тип.

«Для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, болгара, - после Бога и Его святой Церкви, - идея Славянства должна быть высшею идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага»

В чем может состоять эта новая славянская цивилизация?

развитие положительной науки – результат германо-романцев;

искусство, развитие идеи прекрасного – греков;

право и политическая организация – римлян;

религиозная идея единого истинного Бога – евреев.

Что такое самобытная славянская наука?

«наука может быть национальна, но что в разных науках степень национальности различна; наиболее же национальный характер имеют науки общественные, так как тут и самый объект науки становится национальным».

Различия в психическом строе.

Три разряда различий между культурно-историческими типами:

1) различия этнографические, особенности психического строя народов;

2) различия руководящего ими высшего нравственного начала;

3) различия хода и условий исторического воспитания народов.

народам романо-германского типа черта есть насильственность.

В России в противовес – терпимость в любые времена.

«неправославный взгляд на церковь разрушает логическим развитием».

«каждая народность, если получила уже и не утратила еще сознание своего самобытного исторического национального значения, должна составлять государство и что одна народность должна составлять только одно государство».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 280 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...