![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
По мнению Гарфинкеля, недостаток традиционной социологии состоит в том, что она описывает поведение людей при помощи категорий, которые в действительности им не свойственны и представляют собой не более чем измышления самой социологии. В результате этого получается, что социологическое описание поведения существенно отличается от его реального осмысления людьми. При этом более сложное научное описание признается социологами правильным, а следовательно, сами описываемые индивиды оказываются непонимающими и, в конечном счете, бескультурными, поскольку они не оперируют «объективными» социологическими понятиями.
В противоположность этому Гарфинкель попытался разработать другой подход, для которого характерно преодоление зазора, различия между социологическим и обыденным знанием. А потому объектом этнометодологии оказываются методы, при помощи которых люди делают свои поступки понятными для себя и других и решают свои повседневные проблемы, то есть придают ситуации стабильность.
Это привело к существенному пересмотру сущности и статуса социологии. Социология, с точки зрения Гарфинкеля, рассматривается как практическая сфера, во многом основанная на повседневном знании самого социолога. И это неизбежно, поскольку, организуя данные, социолог всегда прибегает к своим обыденным представлениям о социальном взаимодействии.
По мнению Гарфинкеля, человек постоянно строит свою социальную реальность. И действительно, социальная реальность не является чем-то объективным и недоступным для понимания человека; социальная реальность является таковой лишь в том случае, если она понятна для него. Этнометодология предлагает весьма оригинальный ответ на вопрос о том, каким образом достигается
Понимающая социология: Г. Гарфинкель и этнометодология
понимание: на самом деле наше понимание всегда отчасти является иллюзией понимания, а следовательно, никогда не бывает полным. Понимание всегда основано на гипотезах, допущениях. Гарфинкель демонстрировал это студентам, предлагая им рассказать о каком-нибудь разговоре и затем постоянно задавая им вопросы о том, что же они имели в виду на самом деле, говоря нечто. Постоянные попытки уточнить это вызывали смущение и недоумение студентов, поскольку неясность оказывалась тем большей, чем больше передача сущности разговора казалась точной. Предполагалось, что таким образом наиболее явно выражается то, что общение опирается на допущение, в соответствии с которым наши слова понятны и не нуждаются в уточнении их смысла.
Одним из наиболее важных понятий этнометодологии является «индексность» — свойство высказываний, отражающее их связь с конкретной ситуацией и конкретными отношениями. Например, в фразе «У меня опять с Машей ничего не получается» выражен некий смысл, который, впрочем, будет понятным только человеку, обладающему дополнительным знанием о своем собеседнике и событиях его жизни; простого знания языка в этом случае явно недостаточно. Существование таких выражений указывает, что, по мнению говорящего, его собеседник обладает необходимыми для понимания фактуальными знаниями, а следовательно, находится с ним в одном мире. Кроме того, такие высказывания направлены на то, чтобы собеседник подтвердил контекст, заданный говорящим, и возникло согласие относительно этого высказывания.
Индексные выражения могут быть подвергнуты деин-дексации. В приведенном примере это было бы преобразование в более длинное высказывание, проясняющее контекст: «Ты должен помнить, что Маша — это ученица в классе, классным руководителем которого я являюсь. Она почему-то очень враждебно ко мне относится, и это сказывается на учебе. Как я ни стараюсь, я не могу расположить ее к себе и узнать, в чем дело».
Понимающая социология: Г. Гарфинкель и этнометодология
Однако само по себе это высказывание также достаточно неопределенно, так как неизвестно, о каком классе идет речь, в какой школе работает говорящий, сколько лет Маше, каковы черты ее характера, что привело к враждебному отношению, кто в этом виноват и т. д.
Данные допущения наиболее ярко проявляются в рамках так называемого «кризисного эксперимента» — особого метода исследования, разработанного Гарфинкелем. Сущность его состоит в намеренном изменении поведения, разрушающем сложившийся стереотип. Так, например, Гарфинкель предлагал своим студентам вести себя дома подобно квартирантам. У родителей и близких это вызывало разнообразные реакции. Однако общим для этих реакций было то, что люди при помощи определенных операций пытались восстановить стабильность своей картины мира.
Хотя этнометодология с момента ее зарождения активно критиковалась сторонниками других направлений и в настоящий момент не играет существенной роли в социологической теории, можно утверждать, что объектом этнометодологии явлются очень важные социальные феномены, мимо которых проходят другие социологические направления.
Теории социального конфликта
Теории социального конфликта
* Теории социального конфликта
Хотя конфликт был объектом изучения в социологии XIX и начала XX в., в середине прошлого века интерес к нему заметно угас. В результате этого общество в социологии стало представляться как стабильная система.
Все теории социального конфликта формировались в результате критического осмысления структурно-функциональной теории Т. Парсонса. При этом основным недостатком его теории считалось то, что в ней слишком важную роль играют понятия «интеграции» и «согласия» и не отводится места борьбе за власть, отстаиванию материальных интересов.
Ральф Дарендорф (р. 1929) — один из наиболее известных современных социологов, разрабатывающих теорию социального конфликта. В отличие от К. Маркса, Дарендорф полагает, что основным объектом интереса и причиной социальной нестабильности является не капитал, а власть, С его точки зрения, властью может быть наделено ограниченное количество членов общества, а поскольку власть дает заметные преимущества в получении разного рода выгод от других, она неизбежно является объектом притязаний и борьбы. При этом тот, кто обладает властью, стремится к сохранению положения, а тот, кто ре не имеет, требует ее перераспределения.
В результате такого переосмысления Дарендорф строит картину общества, которая заметно отличается от аналогичной картины в теории того же Парсонса. Общество, по мнению Дарендорфа, можно сравнить с полем битвы, на котором сталкиваются постоянно существующие или ситуативно возникающие группы и альянсы, основной целью которых является обладание властью.
По мере установления индустриального общества роль конфликта в нем изменялась. Крушение традиционных норм и ценностей, явившееся результатом индустриализации, привело к серьезным конфликтам в политической
и экономической сферах. Такая нестабильность грозила революциями и другими социальными катаклизмами. Однако по мере становления индустриализма произошла институционализация конфликта. Этот процесс предполагает (1) ограничение экономических конфликтов исключительно экономической сферой, то есть лишение владельцев капитала возможности влиять на политику, и (2) возникновение специальных институтов (прежде всего профсоюзов), которые предназначены для разрешения конфликтов.
Конечно, Дарендорф отчасти согласен с Парсонсом и не отрицает того, что власть выполняет важную интегра-тивную функцию, поддерживая согласованность ценностей и норм. Однако в его подходе есть и особенности:
1) он акцентирует внимание на обратной стороне влас
ти, которая, будучи объектом притязаний разных инди
видов, вносит в общество разлад и соревновательное на
чало;
2) интегративная функция власти осуществляется так
же за счет того, что в обществе существует множество
групп, претендующих на нее, а следовательно, и множе
ство перекрестных конфликтов (термин Л. Козера), кото
рые как бы уравновешивают друг друга, тем самым со
здавая стабильность. Перекрестный конфликт возникает
тогда, когда два субъекта взаимодействия являются со
юзниками в одном вопросе и противниками в другом,
благодаря чему общество не может разделиться на две
противостоящих группы.
История русской социологии
История русской социологии
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 351 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!